XI. SYNTHETIC SNOW FESTIVAL

 
******
Опасливо прислушиваясь к шорохам за забаррикадированной дверью, по ту сторону которой уже вовсю бушует зомби-апокалипсис, герой Брэда Пита, тем не менее, находит в себе силы изрекать «бородатые» банальности вроде: «Жизнь - это движение. Выживать всегда мне удавалось только благодаря постоянному движению!». Жена и дети - заметно по глазам - не то что бы очень согласны с лозунговыми заявлениями главы семьи, но открыто спорить не решаются. Да и у кого хватит духа перечить Брэду Питу? К тому же, тут он во многом прав. Только мобильность и повешенная подвижность порой способны обеспечить побег от разного рода неприятностей и апокалипсисов всех мастей. Незачем пускаться в пучину тягостных раздумий - обмотал руку старым журналом, поцеловал обалдевших детей в лоб, и помчался от зомби по этажам. Калибр личности Брэда Пита предполагает только такой масштаб ситуаций и степень глубины принимаемых решений. Но случаются и более приземленные ситуации: сидел спокойно на табуретке в магазине Razgrom Music, а потом - раз! - побросал все дела, чмокнул в щеку любимую жену и сорвался совершенно нежданно в не очень то любимую столицу на тамошний Synthetic Snow Festival. И вот ты еще вчера паковал посылочку в чувашский город Канаш, а теперь уже мчишься по заснеженной трассе в автобусе, смотришь на экран ай-пэда, где американский киноактер беседует с белорусскими пилотами и ловко отсекает мачете израильским девушкам кисти рук, и удовлетворенно думаешь: «Нет Брэд, не только ты способен к импульсивным поступкам. И не тебе нас учить».
 
Пока в родном Волгограде в плане оживших мертвецов  относительно спокойная ситуация - хотя, в контексте последних событий в области управления городом и учитывая общую социально-экономическую обстановку в регионе, можно ожидать подвоха и с этой стороны...А вот с концертами тут - да, самый настоящий апокалипсис. Состоявшийся.  В том смысле, что их концертов попросту нет, и, что самое печальное, их просто негде проводить. По крайней мере, на минимально приемлемом уровне. Такое положение дел порой вызывает самую настоящую депрессию, а беспокойная душа же, как водиться, хочет праздника. На Руси (да-да, надо именно так вот, в соответствии с модными веяниями, написать) издавна тоску разгоняли всем известным способом - поездками в столицу. Так что все как нельзя удачно в одну цепочку сложилось.
 
Хотя настойчивые попытки вытащить хоть кого-нибудь из лайн-апа фестиваля в Волгоград предпринимались - скрывать нечего. DIARY OF DREAMS не предлагались сами, видимо, памятуя о стабильной традиционно-электронной «разгромовской» музыкальной ориентации (к слову, правильно сделали), MELOTRON вряд ли бы мы в нынешней ситуации потянули сами, 32 CRASH очень круты, но мало кто в Волгограде их бы понял. А вот SUBSTAAT и особенно PATENBRIGADE: WOLFF были бы в самый раз. В итоге страстно желавшим вырваться за пределы МКАД норвежцам помешала занятость на основной работе и семейные обстоятельства, а от немецкого строй-отряда никакого ответа не последовало вовсе. Все электронные письма уходили слово в бездну... Данное обстоятельство было тем более странным, что ранее приходилось не раз заказывать диски этой группы и контактировать с их менеджером - а тут такой конфуз. Впрочем, о традиционных немецких играх «в молчанку» ранее уже приходилось упоминать. Когда не хочется напрямую говорить «нет», всегда можно просто многозначительно взять паузу. Но ничего, есть у нас супротив такой политики свои методы. Испытанные! В силу традиционных стереотипов и устрашающих для немецкого глаза российских бескрайних просторов, вся эта братия излишни стеснительных (назовем их так) музыкантов, меньше всего ожидает, что настойчивый истец когда-нибудь материализуется перед ними во плоти, и начнет требовать устных разъяснений на ранее поставленные вопросы. Лучше всего это делать непосредственно на «вражеской территории», для достижения наиболее сильного психологического эффекта (в этом смысле идеально подходят фестивали вроде WGT  - тут «радиус поражения» максимальный). Но и Москва тоже сойдет... Соответственно, как минимум, музыкантов PW отловить на Synthetic Snow было просто необходимо - и расставить, так сказать, все точки над «е».
  
Ну и обязательно нужно ненавязчиво «пропиарить» нынешнюю непосредственную деятельность Razgrom Music: дископечатанье. Все предварительные работы по восьмому релизу лейбла, альбому «Ретропия» шведской группы CRYO были уже завершены, осталось лишь забрать готовую продукцию из производственных цехов и типографии. Которые, конечно же, расположены в Москве - слава российской гипер-централизации! Вероятно, скоро для того, что бы купить себе зеленого горошка для салата оливье, также придется каждый раз ехать в столицу. В общем, ценный груз было решено доставить «на себе», старым-добрым челночным способом. Тем более, что дата релиза у «Ретропии» запланирована аж на 29 января, и не лишним было озаботиться безопасностью транспортировки и контролем доступа к грузу посторонних лиц. Глубоко законспирированные агенты российских пиратских сайтов зря свой хлеб не едят, и уже успешно просачиваются во властные структуры и органы МВД. Противостоять угрозе становится все сложнее... Так что пришлось брать с собой в Москву табельное личное оружие, старенький «Парабеллум», который был выделен в безвозмездное пользование Razgrom Music ассоциацией независимых европейских музыкальных лейблов... Последний патрон - как водиться, на случай явного превосходства противника - оставил для себя. Остальные - для врагов Отечества и физических носителей музыки. По старой Сталинградской традиции...
 
Если все идет по намеченному графику, без дорожных приключений, то я совсем не имею ничего против поездок в Москву на рейсовом автобусе. Да, провести четырнадцать часов в сидячем положении не очень то приятно, зато нет необходимости окунаться с головой в железнодорожную субкультуру, со всеми ее жаренными курицами, яичками вкрутую, и торчащими на уровне носа чужими ногами в несвежих носках. Да на автобусе и поездка быстрее значительно... Ночью только частенько вырывали из сна крики вроде: «Кто тут «смотрящий»?! Хата-то твоя зафаршмачена!!!». По уже прочно укоренившейся традиции, в салонах междугородних автобусов транслируют исключительно отечественные телесериалы, причем, явное предпочтение отдается эпосам на уголовно-тюремную тематику. Спасаться удается только с помощью наушников и плеера. Причем, под такой видеоряд лучше всего воспринимаются Anhalt и Old School EBM.
 
******
 
Москва встретила непролазной тьмой и хлюпающим под ногами мессивом из снега и грязи - спасибо химической промышленности и службам ЖКХ за беспощадную борьбу с осадками. Шикарно расположившись в отдельной квартире рядом с метро «Динамо», предоставленной в мое полное распоряжение одной старой знакомой (волгоградская диаспора в столице если и уступает по численности какой-нибудь азербайджанской, то не очень сильно), намечаю предварительный план действий. Основная задача одна: собрать все составные части «Ретропии» в одно место. Как обычно бывает, все эти диско-производящие конторы расположены у черта на куличках, и на следующие пол-дня мне были обеспечены увлекательные странствия по жилым кварталам в районе метро «Теплый Стан». А самое неприятное - транспортировка всей полиграфии и рекламных материалов к «Ретропии» на собственном горбу. В этот раз у релиза аж 28 страничный буклет – безусловная радость для любого коллекционера. Но умноженные на число 500, эти страницы дали в итоге настолько непредсказуемую цифру их конечного веса, что впору было вспомнить бабушкино предостережение из далекого детства: «Смотри Алеша, пупок развяжется!». Складировав, наконец, все части восьмого «разгромовского» релиза и с опаской исследовав внешний вид собственного живота, прямиком отправляюсь не пре-пати фестиваля, где должны были выступить бельгийцы IMPLANT - в некий клуб под названием «Rock House».
 
На неприметном входе, глубоко замаскированном среди многочисленных построек  гостиничного измайловского комплекса, развешены афиши с анонсами выступлений групп вроде вроде МАСТЕР и СВАРГА. Да уж, действительно, «рок» в его самой беспощадной форме. Оказавшись же внутри, немедленно начинаю плакать – от зависти. Когда я начинаю задумываться о проблеме волгоградских клубов, то сразу превращаюсь в исступленного берсерка, не могу держать себя в руках и покрываюсь пунцовыми пятнами. Настолько глубоки, хронически неразрешимы и болезненны эти проблемы. Поэтому оказавшись в совершенно рядовом, в общем-то, московском рок-клубе, видя его идеально спланированную планировку, техническое оснащение и общую «заточенность» именно под концертные мероприятия, стало мне нестерпимо горько и грустно. Ну и завидно, конечно… У нас в подобном заведении можно было бы устраивать выступления мега-хедлайнеров, для московских же реалий это всего лишь площадка для небольшого пре-пати. Се ля ви.
 
Несмотря на то, что явился на вечеринку я в гордом одиночестве, скучно не было – все ж таки деятельность Razgrom Music стала подразумевать некое узнавание и тесную коммуникацию с людьми из разных точек страны. Поэтому тусовали с Иваном из Казани, вместе пиво пили – как положено. Народа собралось, правду сказать, не очень то много – думаю, что даже при отдельном концерте IMPLANT у нас в Волгограде его пришло бы больше. На этом же пре-пати было заявлено участие всех музыкантов из лайн-апа завтрашнего фестиваля, они должны был слоняться по залу, давать автографы и тд. - словом, «торговать физиономиями» (внутримузыкантский термин, не мною придуманный, только вместо слова «физиономия» тут обычно употребляется более точный и емкий, но непечатный синоним).
 
Кто-то тянет за локоть – маленький светловолосый мужчинка средних лет, со стильно-небрежной щетиной на лице. Это Терье из SUBSTAAT, мы контактировали с ним долгое время на предмет возможного сотрудничества по самым разнообразным вопросам. Здесь же его коллега по группе Ярле Ханссен. Творчество этого норвежского коллектива всегда было мне непонятным образом симпатично и близко, хотя награждать музыку SUBSTAAT какими-то особенными восторженными эпитетами было бы явно преждевременно…Хотя посмотрим – новый, всего второй по счету, альбом уже практически готов, записан он был с саунд-продюссером ZEROMANCER, и, вполне может быть, окажется прорывной работой для группы…Завтра Терье и Ярле обещают сыграть немало новых песен – обязательно нужно послушать.
 
Но задача номер один – найти кого-нибудь из PATENBRIGADE: WOLFF…Первая цель была идентифицирована в лице вокалистки Антие Декманн, которая как раз входила в дамскую комнату, тем самым обеспечив себя на некоторое время  защитным силовым полем... Заняв удобную стратегическую позицию рядом с выходом из сортира, дожидаюсь ее выхода, и коварно подойдя сзади, шепчу ей на ухо «Здрааааавстуйте!». Представляюсь по форме. Улыбается, смотрит, головой кивает, но по глазам видно: не узнает. Даже не понимает о чем речь. И тут, пытая несчастную фронтвумен, я вдруг понимаю, что совершил непростительную ошибку, отчего-то вообразив себе, что упоминавшийся ранее менеджер PW (который по национальности тоже женщина), и стоящая сейчас передо мной Антие – вовсе не одно и тоже лицо. «Что, возможность для еще одного концерта в России? Но мы об этом даже не знали! Ты писал уже нам раньше?!» - вопрошает берлинская барышня, а я судорожно пытаюсь сообразить: врет или нет? Судя по всему – нет, потому что потом сама приводит Свена Вольфа, который также начинает сокрушаться по поводу полной не информированности группы по данному вопросу и озабоченно качает головой. «Черт вас знает, четное слово!» - думаю про себя. А им говорю: «Разберитесь тогда с вашим менеджером. Мифическим. Привет ему передавайте!». Но все обвинения с самих музыкантов, тем не менее, приходиться снять – все-таки презумпцию невиновности у нас никто не отменял. И координаты новые взять для дальнейшие переписки – посмотрим, что теперь из этого получиться.
 
Концертную программу вечера открывала московская группа EVILDOZER, и если когда-нибудь мне придется изобразить в своих фантазиях или описаниях воплощение абсолютного музыкального зла, то эти ребята придут на ум  в первую очередь. В этом смысле, группа полностью соответствует своему названию. Некоторое время я лишь изумленно взирал на сцену, ловя себя на мысли, что просто-напросто забыл о существовании в природе подобного рода музыки: грубый кроссовер из black metal и гитарного aggro-industrial, кожаные юбки, обильный корпспейнт, длинные волосы, истошные вопли вокалиста… И угрожающе светящееся яблоко на ноутбуке клавишника -  как жирная точка во всем этом музыкальном хаосе. Впрочем, теперь стало понятно, зачем на мероприятии присутствовала горстка латексных «киберов», они то и стали оказывать посильную поддержку этому концерту. Никак не хочется комментировать происходящее, пускай это делают компетентные органы, но напрашивается один-единственный вопрос: какова была необходимость присутствия EVILDOZER в таком изначально ориентированном на умиротворенных «ботаников» мероприятии? Это какая-то культурная провокация? По крайней мере, моему умиротворенному состоянию был нанесен жестокий удар, и все оставшееся время я провел вне концертного зала…
   
Бельгийская групп IMPLANT представляла собой на сцене полный лайн-ап коллектива 32 CRASH (Лен Лемье плюс Ян Де Хуг), за вычетом Жана-Люка Дей Мейера. Лен Лемье является единственной движущей единицей этого проекта, и за плечами у уже сильно немолодого и лысоватого музыканта аж девять альбомов. Все они были прослушаны в разное время, и далеко не по одному разу. Отношение к IMPANT, посему, у меня выработалось сугубо положительное и даже уважительное, но существует одна проблема: я не могу вспомнить ни одного трека из всех этих альбомов. То есть, ни единого. Уникальный случай – группа добротная, вопросов к ней особенных нет, но какие именно треки хотелось бы услышать от IMPLANT в концертном трек-листе? Все-таки, чрезмерная музыкальная «размазанность» и злоупотребление различными стилевыми экспериментами, привели проект к тому, он просто-напросто лишился целевой аудитории. Стоя на далеко незаполненном танцполе, я тщетно пытался вспомнить, как много дисков IMPLANT мне удалось продать в магазине. Их было ничтожно мало. А ведь, крайний альбом проекта «The Productive Citizen», весьма неплох, более того, он, может быть, вообще лучший во всей дискографии!
 
Так или иначе, но концертный перформанс двух солидного вида дядечек в строгих костюмах и непременных солнцезащитных очках получился умеренно хорошим. Упругие EBM и техно-биты, бормотание Лена в микрофон, выкрутасы Яна с электронными барабанами и неким металлическим обрубком, который он использовал  вместо гитары, отчаянно при этом гримасничая - все это рождало определенное веселье и оптимизм у аудитории. Треки лились одной нескончаемой рекой, их никак было назвать банальными и не интересными, но чуда не произошло,  и концертные выступления IMPLANT отличаются ровно тем же самым, чем и альбомы этого проекта: они очень тяжело фрагментарно идентифицируются, уху сложно зацепиться за какие-то конкретные вещи - ну а уж о наличии хитов не стоит и мечтать вовсе. Тем не менее, учитывая тот факт, что концерты данного проекта вообще являются событием штучным, жалеть о потраченном времени в этот вечер точно не пришлось – IMPLANT больше многих прочих достойны того, что бы на них посмотреть. По крайней мере, музыка этого проекта весьма не глупа, и апеллирует к соответствующе подкованной аудитории, без унизительных заигрываний с кибер-готами и поверхностными «синтипопперами». Что уже само по себе достойно уважения.
 
Ближе к концу выступления бельгийцев в клуб стали прибывать остальные вельможные особы: группа MELOTRON в полном составе (с как всегда ухмылявшимся во весть рот Энди Крюгером во главе), сильно за полночь явились и DIARY OF DREAMS. Потом люди рассказывали – где-то в зале им попадался им и сам Жан-Люк Де Мейер, но вот нам его встретить так и не удалось, несмотря на глубокое траление всех помещений клуба – увы! Зато упомянутый Крюгер сам подошел поздороваться, а я, к своему стыду, совсем забыл, что MELOTRON в свое время были первой западной группой, которую Razgrom Music привозили в Волгоград! «А ты сам-то помнишь, Энди?!» - спрашиваю у гэхэноподбного вокалиста MELOTRON. «Канешно!» - на вполне приемлемом русском отвечает он. 
У него хорошая память, в том числе и на слова – еще в 2006 году он к месту и не очень вставлял вот это «Канешно». Забавное для иностранцев слово, они такие всегда выделяют: «балалайка», «бабушка», «конечно».
А потом я поехал спать.
 
******
 
Умиротворенно пробудившись на следующее утро и совершив неспешный променад по усыпанному снегом Петровскому парку, оценив строгим взглядом степень готовности строящейся здесь новой ВТБ-Арены, поглядываю на часы - уже имеет смысл задуматься о непосредственном выдвижении в сторону клуба Pipl. Как все быстро: в Москве, как и в любом другом уважающем себя мегаполисе, время движется на предельных скоростях. В сравнении с вояжем годичной давности спуск в столичную подземку уже не оставляет такого инфернального впечатления - уж не знаю почему. Люди больше улыбались, давка на эскалаторах вполне терпимой степени жуткости. Вероятно, просто так совпало - или просто не пришлось ездить по «горячим маршрутам». Так или иначе, но общий позитивный фон от города сложился значительно более благоприятный, нежели обычно, что, в общем, было крайне немаловажным фактором в этой поездке - тем более для такой впечатлительно-невротичной личности вроде меня...
 
Клуб расположен где-то в районе «родного» для всех волгоградцев Павелецкого вокзала - весь транспорт и поезда из нашего города приходят именно сюда. Окрестности, стало быть, знакомые. Заранее заскакиваю перекусить в местной «Пельменной» - сегодня здесь непривычно много людей с лицами тронутыми тленом интеллигентности, кое-кто даже щеголяет среди буро-коричневой массы отъезжающих в голубеньких футболках с надписью MESH. «Синтипопперы» активно хрустят челюстями в предвкушении вечернего сабантуя...
 
Само же новое местоположение клуба Pipl насколько экзотично, настолько и привычно для концертных локаций подобного рода. Обычно владельцы пытаются взять в аренду пустующие производственные площади на территориях старых советских заводов - благо, в больших городах их до сих пор предостаточно. Было бы желание найти. Поэтому путь до клуба был, по московским меркам, весьма не близкий, и предполагавший пешее странствие по мрачноватой индустриальной зоне. Непосредственно перед входом в заведение, нужно было пройти сквозь двери сохранившегося олд-скульного советского КПП, их еще иногда раньше называли словом «вахта». Сам же Pipl произвел достаточно сильное впечатление: вместительный зал, огромная сцена, навесной VIP-ярус, приемлемые цены в баре. Все сделано по-уму, со знанием дела, в полном соответствии со всеми требованиями к современной концертной площадке. Какое-то время я лишь с упоением ходил по залу, крутя головой туда-сюда, и смотрел вокруг широко раскрытыми глазами руководителя секции хорового пения в провинциальном Доме Культуры, который случайно забрел в столичный Большой Театр... 
 
Скучать в этом «театре», однако, совсем не пришлось - более того, практически весь вечер прошел в оживленных разговорах с совершенно разными людьми, следовавших в режиме нон-стоп. Все-таки в разное время и в разных местах - как географически обозначенных, так и существующих только только в виде интернет-ресурсов - приходилось общаться уже с очень многими людьми: промоутерами, музыкантами, руководителями лейблов, клиентами интернет-магазина и тд. Многие из них, по понятным причинам, оказались в это вечер в клубе - причем, далеко не только из Москвы. Так что во время фестиваля состоялось множество встреч: деловых и дружеских, запланированных их случайных. Пришлось развернуть даже некое подобие рознично-лоточной торговли: не хватало только колпака на голове с надписью Razgrom Music, фартука и подноса. Можно было бы еще больше «разгромовских» дисков пристроить - уверен. Все-таки «в реале» у нас народ любит больше покупать, нежели при посредничестве Почты России...
 
Непосредственно в зале к началу концертных сетов людей было с гулькин нос - и  вряд ли группа SUBSTAAT не оказалась к этому готова. Для открывающей группы всегда важно иметь крепкие нервы и философский взгляд на мир... Впрочем, уже в середине выступления норвежцев народа на танцполе явно прибавилось, и оказалось даже большим, чем это можно было прогнозировать изначально. Все-таки, уровень известности ансамбля SUBSTAAT у нас в стране нулевой. Но эта группа отличается очень упорной работой по собственному промоушену: они без устали рассылают демо-записи по всем профильным журналам и лейблам, напрашиваются в турне с DE/VISION и умудряются оказываться на крупных немецких фестивалях вроде Wave Gotik Treffen и Nocturnal Culture Night. Но, главное, сам музыкальный материал у SUBSTAAT весьма неплох: мелодичный и даже временами хитовый микс из в меру ортодоксального EBM и более причесанного  future-pop. Совсем схематично их музицирование можно определить как блуждание в границах между NITZER EBB и COVENANT - но на сегодняшний день это выглядит слишком сильными определением. Музыкантам еще, мягко говоря, есть куда расти - в том числе и в плане концертных выступлений. Никто не требует от них исполнения балетных па на сцене, но и неспешно дефилировать по ней взад-вперед - тоже не вариант. А вот исполнение новых песен, действительно, очень порадовало. Кажется, что SUBSTAAT будут стремиться двигаться в сторону более мягких и мелодичных стилевых решений, их определенно клонит в synth-pop сторону. Сложно оценивать по первому прослушиванию, но показалось, что новые треки норвежцев звучат более умело, наворочено и амбициозно, нежели материал с дебютного альбома. Посмотрим - нужно дождаться выхода нового полноформатника. А пока же можно сделать вывод о том, что SUBSAAT однозначно входят в сферу «разгромовских» интересов - что, в общем, случается не так уж часто.
Публика принимала норвежцев достаточно благосклонно, и SUBSTAAT точно могут занести поездку в Москву к себе в актив - действительно удачное решение и промо-ход для группы.
 
После выступления SUBSTAAT мне компанию в клубе составила девушка Яна, одна из представителей «волгоградских колонизаторов» столицы, и хозяйка предоставленной мне квартиры. Бойфренд Яны с ощутимым скрипом отпустил ее одну в клуб со слабо знакомым ему субъектом. Понять его, в общем, можно: особа мало того, что не дурна собой, так еще и обладающая довольно энергичным характером. Ну, мы-то уже десять лет как знакомы - а потому составили друг для друга «почетный эскорт». Но суть не в этой забавной ситуации (хотя есть у меня подозрение, что оная Янина отпугнула не одного нужного и не узнанного мною человека в этот вечер - «синтипопперы» народ деликатный до болезненности), а в оценке концертных выступлений Synthetic Snow со стороны совершенно посторонней гражданки, музыкальные предпочтения которой, хотя и далеко не банальны по сути своей, но находятся далеко за пределами «темной сцены». Было весело с ней обсуждать все концертные выступления.
 
Когда на сцене находятся PATENBRIGADE: WOLFF, глазам порой становиться больно от обилия оранжевого колора - который, как известно, является самым ярким и агрессивным из всей цветовой гаммы. Для строителей и железнодорожников оранжевый жизненно необходим для профессиональной униформы и соблюдения безопасности труда, но и для музыкальной деятельности тоже вполне, как выясняется, подходит. По крайней мере, тебя точно все заметят и не обделят вниманием...А о том, что именно представляют из себя концертные сеты PATENBRIGADE:WOLFF приходилось уже писать неоднократно и самым подробнейшим образом, в том числе и на этом сайте. Все было как обычно: строительные комбинезоны, оранжевые каски, дорожные знаки и мигалки впридачу. Полный «ку!». Поскольку участников группы никто особенно не знает в лицо (да и не обладают они особенно выдающийся внешностью, надо признаться), то PW легко могут практиковать выступления своего коллектива в нескольких местах одновременно, с совершенно произвольным набором стоящих за клавишами и валяющих дурака на сцене мужчин - строго по нетленным рецептам ЛАСКОВОГО МАЯ. И вероятность провала при таком раскладе – ничтожна. Группа прибыла в Москву в своем полном количественном составе (аж пять человек), но замена «бригадира Мурдока» на другого персонажа в каске как раз осталась абсолютно незамеченной. В соответствии с местом события, группа сразу же поспешила обозначить в первых номерах сет-листа те песни, где используются отсылки к советской тематике и звучит русский язык – «Stalinallee» & «Ostberliener Bauarbeiter» . Затем уже в дело включились так называемые «вокалисты». И если Госпожу Декманн еще можно назвать таковой, то двух нестройно орущих, и, кажется, не совсем трезвых мужиков - лишь с очень большой долей условности. Тут, скорее, подходит определение «шоумен». Было заметно, что вдали о родных пенатов, группа несколько стеснена в использовании сценического реквизита, а потому с концептуальной точки зрения это шоу сильно проигрывало тем концертам PW, которые ранее приходилось видеть на территории Германии. Там, бывало, и Стену из картонных ящиков строили, и с «болгаркой» баловались, и пиво по трубам в зрительный зал запускали. У нас же все прошло более хаотично, под общим знаменателем беззаботного дуракаваляния. Если и можно предъявить PW какие-то серьезные претензии к их поздним работам и сценическим перформансам (на начальном этапе, как известно, это был сугубо некоммерческий electro/chillout проект), так только в том, что иногда группа начинает скатываться в откровенное шутовство, несколько переходя грань хорошего вкуса. Понятно, что теперь PATENBRIGADE: WOLFF изначально позиционируют себя отрядом эдаких развеселых строителей «под мухой», которые активно «trinkt bier» (пили, кстати, пролетарскую «Сибирскую Корону» - надо отдать должное) и в открытую паясничают на сцене. Но, все-таки, и в дальнейшем делать такой акцент лишь на легкомысленное лицедейство - причем, будем честными, довольно-таки непритязательного уровня - группе вряд ли стоит.
 
Все вышеизложенное совершенно не означает, что концерт PW не удался - напротив, можно с уверенностью предполагать, что для многих он стал вообще лучшим сетом на всем фестивале. Показалось даже, что для определенной части публики концертное шоу PATENBRIGADE: WOLFF явилось настоящим откровением - не стоит забывать, что у нас традиционно велика прослойка людей, которые свои меломанские амбиции строго очерчивают лишь зоной условных «девиженов» и «эндванов». Лично у меня с самого начала не было ни малейшего сомнения по поводу успеха первого концерта PW в России - эта группа и все ее творчество как раз-таки весьма милы уху наших сограждан. У релизов PATENBRIGADE:WOLFF всегда очень хорошие продажи в магазине Razgrom Music. Уже потом, в чиллауте, специально сказал Свену и Антие: не нужно недооценивать российский музыкальный рынок, для PW здесь значительно больше шансов быть востребованными, чем, скажем, в англосаксонских странах.
 
Свен Вольф щеголял на сцене в красной майке с изображением серпа и молота и двусмысленным слоганом «Хочешь Жни, А Хочешь Куй» (интересно, ему хотя бы пытались перевести с русского все эти языковые аллюзии?), а сама группа сыграла почти все свои значимые хты: «Mauerradio», «Signal», «Schallplattenunterhalter» и тд. Девушка Яна была под впечатлением и фотографировала оранжевых немцев на свой моднейший «айфон». Вот она - пробивная мощь музыки и искусства в чистом виде, к тому же усиленная незамысловатыми и доступными театральными упражнениями.
  
Следующим по расписанию выступал коллектив бельгийских мужчин «старшего среднего возраста» - 32 CRASH. Логично было предположить, что сейчас на танцполе образуется небольшая «дырка», ибо уровень популярности этого electro-clash/punk/body проекта в наших широтах крайне незначителен. У нас как-то принято нарочито игнорировать все остальные сторонние проекты бывших участников легендарных FRONT 242, относясь с безудержной любовью только к основной группе. Есть уверенность, что и в этот раз большая часть аудитории воспринимала данный сет как «выступление вокалиста FRONT 242 c какими-то другими чуваками». А между тем, сейчас уже сложно сказать с полной определенностью, какой именно из проектов Жана-Люка Де Мейра является для него основным. Пожалуй, именно 32 CRASH и MODERN CUBISM сегодня с наибольшей степенью вероятности можно назвать таковыми. По крайней мере, эти проекты демонстрируют вполне осязаемую активность, записывает новые альбомы, и сам Жан-Люк выступает в их рамках как равноправия творческая единица. В противоположность многолетнему летаргическому сну FRONT 242, который прерывается лишь на концертные выступления, где все так же исполняется материал десятилетней давности. В лучшем случае...
 
Респект промоутерам фестиваля, что рискнули привезти 32 CRASH - их концерты даже в Европе событие не слишком частое. В багаже группы лишь два альбома на сегодняшний день, и совсем нельзя сказать что они пользуются повышенным вниманием отечественной аудитории. Эти бельгийцы играют слишком шумную, жесткую, и прямолинейную музыку, которая, хотя и является тотально электронной, но в своей основе опирается на далекие от классического EBM формы. Тут, скорее, можно говорить об ощутимом влиянии electro-clash, punk rock, minimal techno и даже post-punk. «Каша» на выходе получается крайне трудноудобоваримая - что называется, на любителя.
 
Тем не менее, в очередной раз можно порекомендовать  всем любителям «умной электроники» не ставить крест на этом проекте, и еще раз попробовать потерзать свои уши релизами 32 CRAH. Лучше это сделать, конечно, после посещения концерта - именно здесь полностью проникаешься sci-fi атмосферой и концептуальным «космо-галактическим месседжем» группы, суровой притягательностью их музыки и своеобразным cайбер-индустриальным чувством стиля. Концертные шоу 32 CRASH - это «старая школа», это «тру». Кто «в теме» - тот обязательно поймет и оценит.
 
Именно таким получился и московский гиг 32 CRASH: сложносочлененные костюмы пилотов (подразумевалось: космических кораблей), темные очки, отличные свет и видеоряд, непроницаемые выражения лиц самих участников группы. Своей харизмой и сценическим опытом Жан-Люк Де Мейер давит аудиторию словно тяжелый танк, и наименее стойкие покидают поле боя, спешно ретируясь в чилл-аут. Для меня же выступление 32 CRASH - лучшее на фестивале.
 
Конечно же, «призрак FRONT 242» продолжал носиться над бездной клуба Pipl в течении всего сета 32 CRASH (тем более, что и чисто визуально оба этих проекта смотрятся на сцене очень похоже), и некоторые всерьез надеялись, что вот сейчас случиться специально заготовленный сюрприз, музыканты возьмут, и как жахнут «Headhunter» на бис! Но никаких «хедхантеров», конечно же, не было - и быть не могло. Но ни беда: концертные версии «Merlin's Gun», «Spaceman In The Universe» и «Icomodia» тоже весьма хороши. Хиты уже «нового времени».
 
Еще перед началом сета 32 CRASH Яне было благоразумно предложено покинуть зрительный зал: сейчас начнется «музыка для мальчиков». Однако ж, девушка решила остаться, и, к моему удивлению, усиленно морща лоб и прислушиваясь к каркающему вокалу Жан-Люка, со знанием дела изрекла в середине сета: «Не моя музыка, но что-то в этом есть!». Воистину, Яна, воистину!
 
*****
 
Собственно, после этих трех сетов основная часть фестиваля была для меня завершена - выступления же самых главных хедлайнеров оптимизма вызвали уже значительно меньше. Про MELOTRON, впрочем, ничего плохого писать не хочется - еще несколько лет назад эта немецкая группа имела приставку «топ-» в персональном рейтинге. Однако за отчетные годы приставка эта успела отвалиться, и нынешнее отношение к MELOTRON можно охарактеризовать лишь как умеренную симпатию. Вряд ли группа сильно расстроится от таких метаморфоз моих музыкальных предпочтений - в России к MELOTRON всегда относились с особенной теплотой, и фэн-база тут у Энди Крюгера & Со более чем серьезная.
 
Что сразу стало заметным, ибо народа в зале явно прибавилось, причем, соответствующе подготовленного - подпевающего и скандирующего. В плане атмосферы незамутненной радости и единения артиста со зрителями, концерт этой немецкой synth-pop группы и правда не имел себе равных на фестивале. Создание вот этой обстановки «всеобщего равенства и братства» является главной «фишкой» и самым сильным качеством MELOTRON как концертной группы на протяжении уже многих лет. Тем, как говориться, и живут. Потому что ежели посмотреть на шоу этих трех изрядно раздобревших нынче немецких товарищей беспристрастным взглядом, то его придется закрыть на очень многое, дабы суметь сохранить лишь положительные впечатления от их концертных перформансов. В частности, на чрезвычайно ограниченные возможности Энди Крюгера как вокалиста. Люди со стороны, не обремененные обязательствами перед так называемой «synth-pop сценой» и необходимостью блюсти тактичный нейтралитет так и вовсе могут сказать: «Парень петь не умеет вообще!». Что и сделала девушка Яна, недоуменно подняв брови. MELOTRON ей активно не понравились.  Понять ее можно: Энди мало того, что постоянно дает «петуха», так еще и крайне жеманно ведет себя на сцене, переигрывая в эмоциях, словно актер из криминальных сериалов на НТВ - да и косметикой, пожалуй, не стоило так злоупотреблять... Зато обаятельный, да. Не знаю, выступали ли MELOTRON когда-нибудь на совместных концертах с AND ONE, но если нет, то им обязательно стоит попробовать. У дуэта Стива Нагави и Энди Крюгера были бы просто блестящие шансы получить какой-нибудь аналог «серебряной калоши» в номинации по вокальному мастерству...
 
Но не стоит ударяться в крайности и поносить MELOTRON на чем свет стоит - в конце концов, в багаже у группы несколько очень сильных (особенно по меркам локальной synth-сцены) альбомов и внушительная коллекция самых настоящих хитов. Коими они без труда укомплектовали весь сет-лист этого концерта, лихо пройдясь по диапазону от «Der Blaue Planet» до «Stuck In The Mirror». Причем, это выступление было заявлено в поддержку долгожданного нового альбома «Werkschau», который, вроде как, должен выйти в 2014 году. На деле же MELOTRON ограничилась стандартным best-of концертом, с точно такой же программой, как и три (или уже четыре?) года назад на WGT. Впрочем, может быть что-то эксклюзивное они вcе-таки и сыграли - точно сказать не возьмусь, ибо половина их выступления мною была пропущена, в скитаниях по барам и чилл-аутам. А ведь когда-то я яростно «рубился» в первых зрительских рядах на концертах этой группы. Всему свое время...
Ну и из образа Дэйва Гэхэна «виолаторовского» периода Энди Крюгер выходить упорно не желает - хотя в силу собственного уже возраста, эта роль удается ему с видимым трудом. Тут поневоле вспомнишь слова одного хорошего знакомого из Германии: «Я ненавижу MELOTRON. Просто не могу воспринимать их серьезно. В середине девяностых они настолько утомили всех здесь своими дешевыми пародиями на DEPECHE MODE и концертами в задрипанных клубах для двадцати человек, что навсегда отбили желание следить за их карьерой». Ну, у нас то в России таких проблем не было - мы полюбили группу после «Tanz Mit Dem Teufel», и в ранний негативный бэкграунд группы не углублялись..
.
Последней выступавшей группой на сегодня были DIARY OF DREAMS - хмурые апологеты типично немецкого электро-готик-рока. Да, номинально данный коллектив все еще числиться проходящим по ведомству synth и electro подразделений «темной сцены» - но лишь в силу труднообъяснимой инерции слушателей и промоутеров. Успех DIARY OF DREAMS (а по меркам андеграундной сцены это группа действительно очень успешная) лишний раз свидетельствует о том, что для достижения осязаемого уровня популярности и радикального расширения фэн-базы нужно обязательно использовать все атрибуты классической рок-группы для своих концертных шоу - да и для студийных записей тоже. Вся эта возня с лэптопами и жалкими электронными барабанами - удел неудачников и субкультурных электро-фриков. Можно сколько угодно ратовать за «чистоту электронных кровей на нашей сцене», но настоящего успеха тут все равно добиваются коллективы, которые выволакивают на сцену полноценную «кухню» для барабанщика и вешают гитары на шею: MESH, FRONT LINE ASSEMBLY, APOPTYGMA BERZERK, даже DEPECHE MODE и CAMOUFLAGE можно упомянуть в этом ряду. Все эти группы стартовали как сугубо электронные проекты, но заигрывать с гитарным саундом их заставила сама жизнь, ее неумолимые реалии. Может быть, в том числе и по этой причине, я до сих пор питаю особенные чувства именно к COVENANT? Вот уж кто до сих пор верен ранее выбранному «православному» курсу!
 
Собственно, дальше писать о выступлении DIARY OF DREAMS особенно нечего: это был очень качественный готик-роковый перформанс, лишь немного для приличия сдобренный электронными аранжировками. Но дело, в общем, даже не в  доминировании гитарного саунда и пресловутых барабанах – сама форма подачи группы себя на сцене, внешний вид ее участников, структура исполняемых треков, буквально кричали: «Смотрите, ребята, мы же рррокеры! Хотя и готик…» И ребята – а в особенности девчата – с величайшим воодушевлением смотрели, хлопали и улюлюкали, подпевая, и делая пальцами «козу». После исполнения «The Curse» я покинул зрительный зал клуба Pipl, и больше уже туда не возвращался. Созерцать и далее черные одежды музыкантов, длинный романтический хаер Адрина Хейтса и вновь отросший ирокез Гаун-А cтало попросту тяжеловато. При этом, если бы мне предложили определить лучшую группу нынешнего Synthetic Snow с точки зрения голого профессионализма, я бы отдал голос за DIARY OF DREAMS. Они реально круто звучат и выглядят – особенно для фэнов LACRIMOSA и аудитории журнала Dark City. Но что делать, если собственные музыкальные предпочтения всегда были ориентированы в сторону «прекрасных дилетанов»? А группа LACRIMOSA и вовсе вызывает целую палитру сильных эмоций, ни одна из которых, тем не менее, не является позитивной?
 
Яна хлопает в ладоши и с умилением смотрит на сцену – ну а что же, еще в «бородатые» времена своей работы продавцом в музыкальном магазине, она не ровно дышала в сторону все той же LACRIMOSA. Не нужно ей мешать, как и еще нескольким сотням других барышень на танцполе – всегда на этом свете найдутся артисты, которые будут апеллировать именно к этой аудитории, и крепко держать ее в кулаке.
 
В чилл-ауте, тем временем, жизнь била ключом: музыканты из уже «отстрелявшихся» групп во всю общались с поклонниками и фотографировались с ними во всевозможных конфигурациях. Пообщавшись еще какое-то время со знакомыми, и отвесив низкий поклон организаторам сего действа из Russian Synth Community, я отправлюсь в сторону выхода. Хороший получился фестиваль. Парадоксальным образом, заряд позитива и положительных эмоциями от него получился даже большим, чем от прошлогоднего –  и это несмотря на то, что годом ранее здесь играли любимые HAUJOBB и COVENANT. Видимо, сказались гораздо более удобные и демократичные условия концертной площадки, отсутствие каких-либо накладок и непредвиденных осложнений, на которые был так богат предыдущий Synthetic Snow. Кроме того, в этот раз  не было ощущения «юбилейной гигантомании», которая захватила организаторов в 2012 году, и количество людей на мероприятии было очень комфортным. Хотя, можно с уверенностью предположить, что промоутеры как раз не согласятся с данным тезисом, и наверняка хотели бы, что людей на нынешнем фестивале было больше. Но таковы реалии, и, причем, уже не только в Москве: приток новых людей в эту тусовку очень невелик. Аудитория начала стремительно стареть. Подобные процессы идут повсюду в Европе – актуальность музыки «темной сцены» для зеленой молодежи стремительно падает, а многие старожилы «вырастают» из нее или им попросту теряют интерес. С другой стороны, мы хотя и стареем, но не дряхлеем же, ей Богу?! А потому, еще как минимум  пара-тройка счастливых десятилетий  для плясок под ритмы «музыки для масс» у аудитории нынешнего фестиваля есть. Главное, провести их  с максимальной пользой для дела и неиссякаемым оптимизмом.
 
Девушка Яна по-столичному небрежно умчалась из клуба на таксомоторе, а я, неуклюже проваливаясь в грязных сугробах, пулей рванул до метро. 
Славно повеселились. Время возвращаться к упаковке посылок.
 
07/12/13, Москва (06-07.12.2013)

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Создание сайта — MechanicalFrog