БЕРЛИН 2013 (РЕПОРТАЖ НА СВОБОДНЫЕ ТЕМЫ + COVENANT)

БЕРЛИН  2013-11-28
 
*****
 
Берлин - это все-таки больше диагноз, нежели симпатия или любовь. Если набрать в поисковике это название, то откроется масса всевозможных сайтов вроде «Берлин – город безграничных возможностей», «Город, из которого виден весь мир» и т.п., превозносящих столицу Германии на все лады и радостно сообщающих о том, что вряд ли еще где-то найдется на свете место «где так вольно дышит человек». Все это, по большому счету, так и есть - не врут сайты. Однако, копнув на полштыка лопаты глубже, можно наткнуться на не менее многочисленные свидетельства характера прямо противоположенного, особенно распространенные в  блогах русскоязычной части интернета. «Помойка, совдепия, нищета, грязь, скука, турки»- тут можно обнаружить множество хлестких слов, определений и эпитетов. Все они тоже более и менее правдивы. Не врут и тут. В итоге картина получается непонятная и запутанная, а при описании Берлина обе стороны зачастую используют взаимоисключающие прилагательные и глаголы. И аргументы приводят, по большей части, весьма убедительные...
 
Беседа о Берлине и взаимный обмен впечатлениями - важный штрих к психологическому портрету человека. По крайней мере, для меня. «Берлинский синдром» характеризуется маниакальным желанием возвращаться в этот город снова и снова, причем, не зачем-то конкретно, или по делам - а просто так. На лавочке у Шпрее выпить бутылку Berliner Pielsner - жизненная необходимость, бороться с которой очень трудно. Пациентов с таким диагнозом характеризует повышенное внимание к изучению истории (разумеется, Вторая Мировая идет здесь отдельным пунктом), вовлеченность в различные субкультурные тусовки, повышенная степень цинизма, неплохое чувство юмора (хотя, подчас, и не совсем здоровое), приверженность к разного рода право/лево-радикальным взглядам, культивирование максимально наплевательского отношения к лоску и буржуазной роскоши, намеренное игнорирование атрибутов успешности (иногда это лишь поза - но тем не менее), а так же чопорных схем в поведении и общении. Различного рода лентяи, «как бы творческие личности» и прочие, по-русски говоря, распиздяи, тут чувствуют себя тоже весьма комфортно. Берлинских «эмигрантов» даже среди персонажей «темной сцены» можно вспомнить немало : Рикард из LOWE, променявший сытую жизнь в Стокгольме на съемную квартиру в самом сердце Фридрисхайна, Штефан и Томас из DE/VISION, переместившиеся сюда же, на Фридрихсхайн, из скучной Западной Германии. Костас aka SUBHEIM, поспешно сбежавший от лондонской дороговизны к берлинской демократии. Снующий в районе Александр-платц черно-белый Фабио Орси со своим пленочным фотоаппаратом...
 
Однако людям с иным психологическим портретом и системой жизненных ценностей, к этому городу нужно отнестись с известной степенью осторожности. Особенно тяжело Берлин воспринимают экзальтированные любители прекрасного, респектабельные представители среднего класса, охотники за достопримечательностями и русские женщины средних лет. Впрочем, для последней категории существует Западный Берлин с KaDeWe и моднейшими магазинами на Курфюрстендамм. Здесь раздражаются адепты типично немецкого образа жизни, порядка и пресловутого «орднунга», ибо лоскутно-разношерстный Берлин, действительная столица Германии, сегодня является чуть ли не самым анти-немецким городом страны. От необдуманных рекомендаций по поводу поездки сюда лучше воздержаться, возможен вариант, при котором прислушавшейся к советам друг или родственник может вас пополнить недобрым словом. Потому что у вас диагноз, а у него иммунитет. Так бывает. 
Для меня поездки в Берлин окончательно утратили приторный вкус посещения вожделенной «заграницы». То есть, во все остальные страны и города с одним настроением, а в Берлин - с другим. Совершенно дурацкое ощущение возвращения домой. Противоестественное.
 
*****
 
Тем не менее, именно с таким настроением мы и вылетели из дружелюбного, но, все-таки, именно по-заграничному чужого Стокгольма. Салон новенького «Боинга» Norwegian Airlines был набит под завязку, и, как один, дружно отказался от употребления в полете какой-либо провизии и напитков. Авиакомпания была бюджетной, и продовольственное обеспечение пассажиров в сферу услуг прижимистых «норвежцев» никак не входило. Только за деньги. Но мстительные пассажиры ответили взаимностью. Наверное, работать cтюардессой в Norwegian Airlans одно удовольствие - обремененность лишними задачами явно отсутствует.
 
Светящаяся громада Берлина появилась из-под низких облаков с подобающим для столицы самого большого государства Европы пафосом, который, впрочем, если и может ввести в заблуждение, так только с высоты птичьего (и человечьего) полета. На самом деле, город очень скверно освещается даже в историческом центре, а уж по окраинам вовсе темен и мрачен. Где-то даже пугающ.
Аэропорт «Шенефельд» - самая что ни на есть окраина. Не самое лучшее наследие Германской Демократической Республики, ее бывшие главные воздушные ворота, ныне служащие пристанищем для разного рода лоукостеров и небольших авиакомпаний. Буквально через дорогу виднеется исполинских размеров ВПП и главный терминал уже практически полностью годового к вводу в эксплуатацию аэропорта «Берлин-Бранденбург» - местного долгостроя, безнадежного и, называя вещи своими именами, позорного. Аэропорт должен был начать свою работу еще три года назад, но каждый раз его открытие откладывается из-за мелких технических огрехов при проектировке и строительстве. Так что пока Берлин вынужден обходиться «старичками» Тегелем и Шенефельдом, в сравнении с которыми новые корпуса Шереметьево и Внуково кажутся помпезными дверцами. Наверное, Бранденбург еще свое возьмет - если, конечно, вообще когда-нибудь заработает.
 
На станции S-Bahn темно и малолюдно, поезда уходят пустыми. Даже после не слишком агрессивного и шумного Стокгольма, ощущение отпущенной педали газа: ритм жизни замедляется, скорости падают, даже внешние образы людей как-то размываются. Здесь значительно больше серых цветов в одежде, общего безразличия к ней и небрежной неряшливости.
 
Майк, хозяин квартиры, где мы снимаем комнату, подробнейшим образом описал путь к ней, со схемами и диаграммами. Пренебрегаем ими полностью - это вариант для туристов-новичков, гораздо проще просто дойти до дома от остановки S-Bahn. Здесь почти центр, но на улицах  малолюдно - при площади, сравнимой с Москвой, население Берлина в десять раз меньше, и городское пространство очень разряжено. Радостно улыбаемся, увидев наш дом на Грайфсвальдер штрассе: обвалившаяся штукатурка, деревянные рамы, густой слой грффитти на стенах. Здание 19 века - вполне вероятно, внутри даже нет лифта и возможны определенные траблы с сан.узлом. Тот самый «тру» берлинский стиль, сделавший этот город знаменитым на стыке веков, и принесший ему звание столицы мирового андеграунда. Здесь, через районы Пренцлауер-Берг и Фридрихсхайн, когда-то проходила Стена, тут была пограничная окраина Восточного Берлина, где жить считалось не очень то престижно и комфортно. Старые дома, уцелевшие после окончания Второй Мировой, власти ГДР реконструировать не спешили, но и сносить тоже не хотели. Так они и простояли, почти в первозданном виде, до самого объединения Германии...Народ же предпочитал радостно переселяться в отвечавшие веянию времени стандартные «хрущевки» и «свечки» - идеальные квартиры стран восточного блока.
 
С противоположенной стороны стены происходили тоже занимательные вещи. Добропорядочные капиталисты и западногерманские яппи упорно не желали селиться в неспокойном приграничном Кройцберге, с его замусоренными пустырями, звуками выстрелов по перебежчикам и постоянными учениями прямо в городских кварталах войск НАТО. Долго думать над решением проблемы по заселению этих районов, впрочем, не пришлось - они были отданы на откуп переселенцам из Турции, в рабочих руках которых послевоенная Западная Германия очень нуждалась. В фильме Вима Вендерса «Wings Of Desire» очень убедительно показана атмосфера того времени и те самые места - настоящая зона отчуждения в огромном городе, ничейная земля. Именно приграничные районы Teirgarten и Kreuzberg в свое время настолько очаровали музыкантов DEPECHE MODE, что группа на несколько лет плотно осела в Западном Берлине.
 
Самое интересное стало происходить после падения Стены. Cчитавшиеся до той поры неблагополучными приграничные районы неожиданно оказались в самом центре объединенного города, в его географическом сердце. Более того: совершенно неясным стало право собственности на дома из бывшего восточного сектора, ибо государство ГДР, со всеми его ЖКХ, управляющими компаниями и социалистической собственностью, попросту прекратило свое существование. Когда правительство Германии очухалось, то с удивлением обнаружено, что весь это жилой фонд подвергся массовой оккупации со стороны разнообразных сквотеров, хиппи, тунеядцев, художников, панков, анархистов и прочих сомнительных элементов. Центр Берлина стал напоминать одну большую вечеринку, продолжавшуюся в режиме нон-стоп - благо, никто из этих «новых берлинцев» нигде толком не работал. Тогда-то неожиданно и закрепился за Берлином - исстари чопорной и скучной столицы Пруссии - имидж демократичного и сумасшедшего города, мультикультурного центра, общеевропейской «дискотеки».
 
***** 
 
Такая вот предыстория. Ранее при проживании в Берлине приходилось опробовать комнату в социалистической пятиэтажке и многочисленные отели в Шарлотеннбурге и Кройцберге, а вот до такой аутентичной экзотики дело как-то не доходило.
 
Узкие лестницы, старые деревянные двустворчатые двери на этажах. Разумеется, никакого «железа», сигнализаций и современных замков - кажется, надави на такую плечом, и она просто слетит с петель. Хозяин нашей квартиры Майк внушает мгновенную симпатию: высокий, сутулый и вечно смущающийся интеллигент, чем-то неуловимо напоминающий советского инженера с какого-нибудь завода органического синтеза. Наша комната и вовсе вызывает восторг: высоченные потолки, висящие на стенах афиши немецких фильмов о Берлине (“Goodbye Lenin!”, “Der Blaue Engel”, “Berlin-Alexanderplatz”), а, главное, расположенная под самым потолком огромная навесная кровать, на которую нужно было карабкаться по специальной лестнице. О такой планировке берлинских квартир тоже приходилось читать лишь в хрестоматиях, но воочию увидеть довелось впервые.  
Однако, всегда нужно быть готовым к тому, что у всякого явления или события непременно окажется «обратная сторона» - зачастую довольно неожиданная. И в этот раз нам пришлось пережить полноценный процесс адаптации к новым условиям проживания, который был богат на довольно сильные эмоции. Причем, вовсе не cо знаком «плюс». 
 
С самого начала мы не очень уяснили, кем же являлся молодой человек, с густо разукрашенной пирсингом физиономией, корпевший на кухне над приготовлением какого-то блюда. Блюдо источало специфический аромат, молодой человек помахал нам рукой и брякнул что-то вроде: «Привет, я Маттиас, и я....ну, не важно кто я...». 
Учитывая, что мы только что прибыли из фривольного Стокгольма, уточнять статус поваренка и правомерность его нахождения в квартире показалось не уместным. Мало ли - может быть друг. Хотя общая расслабленность этого друга и его уверенное орудование столовыми приборами, рождали нехорошие подозрения...
Но главная феерия была еще впереди. Уже за полночь входная дверь распахнулась, и на пороге шумно возник вихрастый брюнет с горящими глазами, на которого я буквально наткнулся по пути из кухни. По всей прихожей распространилось алкогольное зловоние. Брюнет тычет пальцем мне в пузо: «А ты кто?!». «Я то?! Комнату здесь снимаю. А ты кто?». «А я здесь живу!». 
В степенную тишину нашей  «вороньей слободки» немедленно врываются бедлам и хаос: новоприбывший жилец начинает грохотать кастрюлями, сморкаться и утробно хохотать, затем находит себе компанию в лице кулинара Маттиаса, и дальше они начинают гомонить уже на два голоса. Причем, в их разговоре постоянно фигурирует слово «Russland». А слушать все это можно было абсолютно не напрягаясь - архитекторы домов позапрошлого столетия меньше всего заботились об их шумоизоляции. Нетрезвый брюнет оказался поляком, а от этих ребят нашему брату можно ожидать чего угодно - таковы уж суровые исторические закономерности. Наше настроение в этот момент можно было описать как смесь ярости и отчаяния - при аренде комнаты нигде в описании не было указанно, что помимо хозяина тут постоянно проживают еще двое (или сколько их тут?) квартиросъемщиков, да еще и злоупотребляющих...Поляков, к тому же...
До середины ночи квартира ходила ходуном - заснуть удалось только часа в три. Мысли были самыми мрачными: отпуск испорчен, вещи оставлять в доме боязно, спать придется урывками - вплоть до поиска нового жилья. Кроме того, неумолимое предчувствие международного конфликта с возможным рукоприкладством. Добро пожаловать на «европейскую дискотеку»!
 
Скажи мне кто-нибудь тогда, что через десять дней мы будем мирно беседовать за бутылкой пива с хозяином квартиры о строительстве элеватора в Белгороде, а оный поляк станет заботливо подсовывать нам под дверь распечатки с адресами берлинских музыкальных магазинов – ни за что бы не поверил. Вспыхнувшая национальная неприязнь переродилась во вполне осязаемую взаимную симпатию. Так что тут уже без шуток - добро пожаловать!
 
История эта видится довольно поучительной, и наглядно демонстрирующей тот факт, что даже мнящие себя «андеграундными демократами» личности, вроде меня с дражайшей супругой, или же свободные и «прогрессивные» жители европейской столицы вовсе не избавлены от определенных поведенческих штампов и стереотипов восприятия реальности. Разумеется, оказавшись в одной квартире с тремя великовозрастными лбами, нигде не работающими (да-да, все трое: тунеядцы!), бросив взгляд на батарею пустых пивных бутылок на столе, мы сделали однозначный вывод: жить нам придется в компании обрыганов, асоциальных личностей и алкоголиков. Местное же население «слободки» поначалу с удовлетворением констатировало, что впервые въехавшие к ним квартиранты  из России ведут себя ровно так, как им и положено: чванливо морщатся, не идут на контакт, агрессивны, да еще и с плохим чувством юмора. 
Процесс притирки был забавным: сначала каждый старался не податься друг другу на глаза. К немецко-польской популяции квартиры, похоже, утром пришло понимание, что ночью оно несколько перестаралось в плане шума и угара, и потому все мужчины стыдливо попрятались по своим комнатам. Больше такого бедлама они себе не позволяли никогда. Собственно, это таинственное затворничество впоследствии стало даже некоторой проблемой, ибо для того, что бы развеять подозрительное отношение к нам со стороны местного населения, нужно было немногое - всего лишь шанс нормально пообщаться. И буквально через пару дней «холодной войне» на Грайфсвальдер-Штрассе пришел конец - оказалось, что все эти берлинские лентяи в мешковатой одежде далеко не так просты, как можно было подумать...За плечами у каждого продолжительные поездки в Южную Америку и странствия по пляжам Индии, причудливо переплетающееся с историями работы по контракту в провинциальной России (в случае с Майком).
 
Тут надо сказать вот еще о чем: Берлин, не смотря на свою будоражащую репутацию, город аскетичный и подчеркнуто анти-гламурный. Это касается всего: интерьеров клубов и баров, фасадов домов, манеры людей одеваться. Некоторых наших туристов, особенно из больших мегаполисов, он этим просто потрясает, а уж после московского шика Берлин выглядит - чего уж там - откровенно сиротливо и жалко. На первый взгляд. Поэтому подчас очень легко ошибиться, с кем именно приходиться иметь дело: с очередным «творцом», живущим на пособие или весьма состоятельной персоной, промышляющей сознательным «дауншифтингом». В отличие от российских реалий, идентификация по социальному статусу развита очень слабо, и демонстрировать «малиновые штаны» считается занятием неприличным.
 
Вечером решаем прогуляться перед сном. Из комнаты Майка доносятся торжественные звуки музыки - чувак смотрит какое-то кино. Неожиданно доносится хорошо поставленный голос на чистейшем великом и могучем: «На русский язык фильм озвучивали в 2011 году актеры X и Y». Изумленно переглядываемся: господи, ну чего мы еще не знаем о хозяине квартиры? Хорошо, что он тут же появляется в коридоре, и отвечает на наш вопрос, рассеяно махнув рукой: «Ах это...российские торренты...пиратская копия». 
Известное дело.
 
*****
 
Что творилось в этом году с погодой в континентальной Европе - загадка. Поймать тепло было задачей архисложной, и оба раза - в середине мая и первой половине сентября - мы с ней не справились. В это раз по настоящему погожими выдались лишь дня три, все остальное время лил дождь, а изо рта валил совсем не осенний пар. Приятного мало. В контексте таких погодных катаклизмов со мной приключился мучительный ночной приступ почечной колики, которая обычно снимается лишь погружением тушки в экстремально горячую ванну. Ванна-то в квартире у этого интернационала была, но принимать ее в Германии решаются только самые отчаянные и расточительные - ибо дорого. Тут вот даже затычки не было, но ведь, в крайнем случае, всегда можно воспользоваться испытанным средством: собственной пяткой. Решительно поворачиваю кран с горячей водой до максимума - пускай родной «Газпром» и на чужбине греет. Не знаю, может быть, по миру пустил Майка из-за подобных водных процедур. Счета за коммунальные услуги придут к нему только в конце месяца.
 
Район нашего нынешнего пристанища был поистине совершенен. Перекресток Данцигер и Грайфсвальдер штрассе, тут масса баров и небольших ресторанчиков, супермаркеты, транспорт, в пешей доступности Александерплатц, одинаково близко до тусовочных районов Фридрисхайн и Пренц.Берг. Рядом обнаружился дремучий парк имени Эрнста Тельманна, с впечатляющей скульптурой лидера немецких коммунистов в стиле соц.реализма, обклеенной стикерами с изображением расколотой свастики и поясняющими надписями «Gegen Nazis!». В общем, логично. Аккурат напротив, на большом рекламном щите, был изображен...Бруно Крамм из DAS ICH, ласково глядящий с фотографии на прохожих. Он же теперь промышляет политической деятельностью, и является активным членом...пиратской партии. Да-да, музыкант и владелец лейбла, занимается таким вот странным делом. Совсем не логично. Впрочем, по уверению знакомых немцев, к его амбициям политика никто не относиться серьезно, и это еще мягко говоря...Превратиться ли Бруно в некое подобие местного Жириновского - покажет только время.
 
Во время первой же вылазки в город задаем себе правильное настроение, путем посещения близлежащего кладбища. Старинные, покрытие густым слоем мха надгробия ощутимо испытали на себе силу русского оружия, и во многих местах зияли выбоинами и сколами. Колонны, склепы, изъеденные временем щербатые лица мраморных ангелов. Кладбище буквально зажато по периметру жилыми домами, балконы нависают над крышами склепов, веселые граффити на оштукатуренных стенах находятся в одном поле зрения с эпитафиями на памятниках. Это Берлин.
 
На одном из могильных камней замечаем рыжую, почти оранжевую, белку, которая, в странном не соответствии с общепринятыми для грызунов законами поведения, совсем не стремиться скрыться от нас, а лишь весело прыгает по памятникам, совершает пробежки. Зверек вериться рядом, словно пытаясь обратить на себя внимание. «Следуй за оранжевой белкой...». Не в этот раз - сейчас нам нужно в музей.
 
«Немецкий Музей Истории», расположенный по адресу Унтер-Дер-Линден 2 - здание массивное, многоэтажное и состоящее из бессчетного количества залов. На входе встречает статуя Владимира Ильича, и на душе сразу становиться теплее...Экспонатов великое множество: от невразумительных доисторических черепков до эффектного бюста Гитлера цвета вороненой стали. Почему-то очень запомнилась маска средневекового доктора, которая должна была защищять от заражения чумой во время эпидемии - один из самых зловещих аксессуаров, которые когда-либо приходилось видеть. Потратить на изучение музея следует далеко не один час, но это занятие довольно увлекательное, а потому настоятельно рекомендуемое. Определенно, наряду с Немецким Техническим Музеем, поход сюда, что называется, “must have” для всех туристов. По понятным причинам, больше всего нас интересовала новейшая история, и, надо отдать немцам должное, освещение событий века двадцатого подано предельно корректно и с большим уважением, в том числе, и к нашей стране. В музее находился небольшой кинозал, где в режиме нон-стоп крутили документальный фильм о немецкой истории, и освещение событий Второй Мировой произвело самое благоприятной впечатление. Основные узловые точки - «Барбаросса», Восточный фронт, Сталинград, битва за Берлин.  Никакой англосаксонской истерии по поводу «Битвы за Британию», высадки на Омаха-Бич, Арденской операции и подведения гитлеровской Германии и Советского Союза под единый знаменатель «общеевропейской тирании». Будучи в Бельгии, нам довелось посетить тамошний музей Военной истории, обладавший шикарной коллекцией экспонатов, но тот ракурс, под которым там рассматривают события WWII, по настоящему поверг в шок. Показалось, будто бельгийцам никто не удосужился сообщить, что «Холодная война» уже закончилась. Впрочем, учитывая репутацию этой страны на европейском континенте и постоянные шутки в адрес ее жителей, может быть, это так и есть?
 
Секция музея, посвященная разделу Германии на ФРГ и ГДР, была сконструирована таким образом, чтобы посетитель мог оценить быт немца по обе стороны стены. Вероятно, предполагалось, что созерцая гедэеровские деревянные игрушки, вымпелы юных «телльмановцев» и автомобиль «Трабант» в разрезе, все должны были сочувственно качать головами и цокать языком. Как же: с другой-то стороны вовсю торговали «Плейбоем», печатали грампластинки, а местные девицы активно крутили романы с американскими военнослужащими. Однако на нас, родившихся и выросших в СССР, содержание «зала ГДР» произвело эффект чуть ли не противоположенный. Нам бы все эти восточногерманские штучки в свое время - были бы счастливы по уши.
 
***** 
 
В один из редких дней с почти идеальной сентябрьской погодой, решаемся предпринять давно запланированную вылазку на Тойфельсберг, которая, в итоге, стала самым ярким и запоминающихся эпизодом всего нынешнего берлинского путешествия. Причем, интерес вызывала как сама гора, так и находящаяся на ее вершине разведывательная радиолокационная станция.
 
Как известно, Германия в этой части абсолютно равнинная, без каких либо намеков на хребты и возвышенности. Однако, когда вторая мировая закончилась, перед новыми властями города (причем, по обе стороны стены) стал вопрос утилизации мусора и останков разрушенных зданий: огромной массы битого щебня, бетона, камня. Власти ГДР равномерно распределяли его по нескольким кучам внутри Берлина, на Западе же решили вывозить отходы за пределы границ города, в результате чего была сооружена целая рукотворная гора. Спустя несколько лет практичные американца быстро сообразили: вот же он, готовый плацдарм для ведения разведывательной работы в тылу вероятного противника, идеальная точка для строительства РЛС! Станция «Тойфельсберг» была засекречена до крайней степени, ее окружили двойным рядом колючей проволоки, территорию вокруг тоже закрыли, а по документам она фигурировала под каким-то уж совсем безобидным названием вроде «фабрики по производству аккордеонов». После объединения Германии американцы быстренько убыли на историческую родину, монументальные же корпуса станции остались пустовать и вскоре превратились в место паломничества разнообразной странной публики: от бомжей-алкоголиков до мастеров граффити и любителей военной истории. Благо, подобной публики в Берлине хоть отбавляй.
 
Хотелось, в общем, увидеть все это великолепие своими глазами, да и полазить по заброшенным зданиям мы завсегда охочи. Опять же, весьма индустриальное времяпрепровождение...
Доехали до станции S-Bahn «Грюневальд», вышли. Повсюду - лес. Повертев картой, пошли по тропинкам, деревья шумят, воздух чистейший - красота. Вышли на дачное хозяйство, опрятное, с мелко нарезанными земельными участками, с постройками одинакового дизайна и высоты. Немецкие дачи, они как солдаты: сапоги начищены, пуговицы блестят, равнение в ряд. Прямо за ними начинается подъем на - вот, все-таки, удивительно! - самую настоящую гору, где на самом пике возвышались три купола станции, которые...да, действительно очень похожи! На то самое, о чем твердили герои фильма об «Остине Пауерсе», задрав головы к небу, по которому пролетал космический корабль «Доктора Зло». Какая, однако, военная архитектура была у американцев - с претензиями!
 
Все чаще нам стали попадаться разрозненные группы молодых людей, также вооруженных картами, карабкающихся по подножиям горы с самых разных сторон. Все мы, как выяснилось, следовали в одно место. Вид сверху открывался потрясающий - весь Берлин и окрестности как на ладони, прозаики в таких случаях часто прибегают к определениям вроде «дух захватывало». Однако, как выяснилось впоследствии, до окончательного «захвата духа» следовало вскарабкаться внутрь самого большого купола - вот там, действительно, полный восторг и катарсис...
 
У ворот же бывшего КПП станции тусовали персонажи в оранжевых жилетках, вида весьма подозрительного и помятого. Как выяснилось, это были охранники, которые требовали от каждого посетителя расписаться в казенных документах на предмет того что, дескать, приперлись мы сюда «на свой страх и риск». Семь евро за вход, однако, взять не забыли - видимо, для того, чтобы «провал еще больше не провалился». Формально территория «Тойфельсберга» - частная, ее купил лет десять тому назад крупный бизнесмен, хотел соорудить тут зону отдыха с грибочками, шезлонгами и прочими спа-салонами, а так же будоражащим видом на Берлин. Но тут пришли местные жители прямиком из леса, показали бизнесмену крепкий кукиш, накатали петицию «кому следует», и как итог - стоит станция заброшенная. Кабаны и лоси могут не беспокоиться за свое, теперь уже однозначно светлое, будущее.
 
Но денежку с туристов взять - дело правое. Туристы, правда, постоянно норовят как тараканы пролезть через разнообразные проплешены в заборе, иногда даже смело орудуют пассатижами, но ребята в оранжевых манишках их весело ловят, а потом сбрасывают в недра сохранившихся корпусов станции, где сжигали всю секретную документацию...По слухам.
 
Поэтому деньги мы заплатили. Когда подобных искателей приключений на собственные задницы собралась небольшая группа, нам выделили совершенно инфернального вида поводыря: небритого мужика преклонных лет, с жутким дефектом речи и оттого крайне выразительной дикцией. Мужик напоминал окончательно выжившего из ума Мамонова, а еще неплохо подошел бы на роль в эпизоде фильма Дэвида Линча. Какого же было наше удивление, когда на одной из стен станции мы обнаружили красочное - не граффити даже, а настоящее панно - с изображением самого Дэвида Линча и поясняющей надписью что «он здесь был». Потом выясняли специально: действительно, приезжал кинорежиссер сюда, собирался снимать в Тойфельсберге что-то...
 
Наша группа вела себя очень неорганизованно, а ее участники постоянно пытались разбрестись в разные стороны, что «Мамонова» крайне нервировало. В итоге он так и смог сохранить контроль над ситуацией, и мы предпочли самостоятельное лазание по заброшенным этажам и пустующим башням станции. Занятие мало того что захватывающее, так еще и воодушевляющее. И без того впечатлявшие своим тленом таинственной заброшенности коридоры, были мастерски декорированы рисунками и граффити на пост-апокалиптичную и индустриальную тематику, порой создавалось впечатление, что идешь по настоящей андеграундной арт-галерее вроде «Тахелес». С крыш площадок открывался отличный вид на город, и никакой порывистый ветер не мог испортить удовольствия от нахождения в столь экзотическом месте. Полуразрушенные экраны РЛС двух боковых площадок (а это именно экраны - сами по себе сферические конструкции, несмотря на эффектный внешний вид, выполняют на подобных станциях лишь роль ширмы для настоящих антенн) придают прогулкам по крышам «Тойфельсберга» чуть ли не сюрреалистический колорит. Но гвоздь программы - подъем на самый верх центральной башни, внутрь единственного полностью целого купола. Когда выныриваешь из кромешной темноты коридора (фонарик здесь очень пригодится), то первым делом сталкиваешься с кем-то огромным, без лица, в накинутом на голову капюшоне. Это на тебя смотрит персонаж огромного рисунка, который изображен прямо на внутренней стороне купола, по всей его площади. Человек и Маг, стоят, взявшись за руки, и образуют круг, а ты находишься внутри. Надпись красноречива: “Magie Ist Die Kontrolle Uber Den Elektromagnetismus”. И при этом - сумаcшедшее эхо, очень мощная реверберация всех звуков, визуально-акустический пост-модернизм. Любое произнесенное слово многократно усиливается и гулко гуляет внутри герметичной сферы. Очень сильные ощущения. Уходим потрясенными...
 
Потом еще долго не хотелось покидать «Тойфельсберг», и мы все смотрели с большой высоты на лежащий чуть поодаль огромный город, и уже строили планы о том, что в будущем нужно будет обязательно сюда вернуться, но уже летом, захватив с собой по паре бутылок пива...Для людей которые могут получать удовольствие от пресловутого «beauty of decay», Тойфельсберг - прямо таки сакральное место. Обязательное к посещению.
 
Наш покой побеспокоил очередной запыхавшийся мужик в оранжевой жилетке: «Вы кто?! Входная печать на руке есть?! А где ваша группа?! Отбились?!». Делает совершенно страдальческое лицо: «Ждите меня здесь! Не видели тут троих ребят, один из них в красной куртке? Нет? Ах, вот ты ж бл…!». Бежит куда-то по ступенькам вверх, в руке зажато что-то грозное и продолговатое. Электрошоковая дубинка, должно быть...
Никого ждать мы не стали, и покинули Тойфельсберг самостоятельно. Спуск с горы и прогулка по Грюневальдскому лесу уже само по себе очень приятное занятие, ради которого и еще пару часов потратить не жалко.
 
Вечер коротаем в баре поблизости с нашим домом на Данцигер штрассе, где смотрим Лигу чемпионов, матч «Наполи» - «Боруссия». Помимо нас в заведении было еще человека четыре, и все они выглядели совершенно одинаково: лысые мужики в очках с тонкой оправой и с серьгой в ухе. С барменом здоровались за руку. Не знаю, что это было за место. На нас поначалу уставились с видимым интересом - чужие! - наверное, здесь это редкость. Но мы болели за «Боруссию», вместе со всеми досадливо крякали, когда удаляли Клоппа, так что вечер прошел в дружественной атмосфере.
 
Под вечер к квартиранту Маттиасу пришла какая то дама, они громко смеялись и громыхали посудой, а потом заперлись в комнате, и, как водиться в таких ситуациях, «включили примус» для шумоизоляции. Проверенный способ советских коммунальных квартир.
 
***** 
 
Посещение монумента советскому воину-освободителю в Трептов-Парке - обязательная часть поездки в Берлин для любого человека с пост-советского пространства. Мне так действительно кажется. Хотя думать о том, что суровая притягательность этого места способна произвести на всех без исключения неизгладимое впечатление, конечно, наивно. Тут срабатывает множество психологических факторов и особенностей восприятия - может быть, наш с Леной случай индивидуальный. Все-таки мы коренные волгоградцы, все наша сознательная (да и бессознательная тоже - что, возможно, даже более важно) жизнь прошла под сенью совсем не по-женски мускулистых рук Родины-Матери и ее карающего меча. Все же помнят: меч Победы выкован на Урале, поднят в Сталинграде, и опущен в Берлине. До сих пор присутствует чувство не удовлетворения даже, а самой настоящей гордости, что первый мой шаг на территории Германии (да и всей западной Европы) был осуществлен именно в Трептов-Парке. Пусть это произошло случайно, но таким был маршрут экскурсионного автобуса, и именно здесь была его первая остановка. Тогда показалось, будто застывший в камне Освободитель приподнял свой меч, и слегка шлепнул им меня по макушке – таких сильных эмоций больше никогда ни приходилось испытывать. Лучшего знакомства с Берлином просто и быть не могло...
 
Немцы содержат монумент в идеальном состоянии, и к некоторой досаде, стоит заметить, что наш Мамаев Курган выглядит менее ухоженно. Хорошо хотя бы, что более величественно... И, что очень радует: здесь всегда можно встретить какие-то экскурсии, делегации, группы школьников на велосипедах, даже военнослужащих бундесвера. Словом, самая разношерстная публика, а не только посетители-одиночки или туристы из стран экс-СССР. Хотя, что там,  наши туристы...Как-то на сайте Сергея Лукичева (один из самых известных русскоязычных гидов-берлиноведов) был опубликован пост о том, что в последнее время он все чаще сталкивается с ситуацией, когда от клиентов сразу следует предупреждение: «Только не надо никакой байды о войне. Обойдемся без негатива». Что ж, уважать такую точку зрения, конечно, тоже нужно. Но понять - все-таки очень тяжело. Особенно если фраза «Никто не забыт и ничто не забыто» никогда не казалась казенно-патетичным штапмом, а напротив - одним из редких по-настоящему честных лозунгов. Пусть даже и советских.
 
Поседели немного на скамейках, посмотрели в который раз на солдата...Все-таки очень удачно композиционно и эстетически выполненный памятник - девочка на руках, разбитая свастика - абсолютно законченное произведение. Ничего лишнего, гармония в камне.
И гордость за свою страну, за людей, которые выгрызли эту Победу. Так ли часто приходиться ощущать что-то подобное дома, внутри самой России? Вот же парадокс...
 
Получив концентрированную дозу здорового патриотизма, отправляемся исследовать дебри Кройцберга, населенные, преимущественно, разнообразными турецко-поддаными. Тут мне впервые в жизни прямо на улице предлагают купить наркоту, а здоровенный негр из палаточного городка тычет пальцем в мой Nikon и воодушевленно талдычет: «Журналист?! Снимай, нас журналист!». На одной из палаток развернут транспарант с надписью «Мы хотим работать повсюду в Германии!». Тило Сарацын, наверное, очень бы расстроился от такой картины...
 
На пять вечера у нас намечена встреча со Штефеном Кетом из DE/VISION в одном из баров на Симон-Дах Штрассе - главной питейно-ресторанной артерии Фридрихсхайна, районном центре, если угодно. Не нужно было быть провидцем, дабы предугадать тот факт, что Штефан придет минута в минуту к назначенному времени - так оно в итоге и произошло. А вот то, что явился он не один, а вместе с коллегой по группе Томасом Адамом, стало определенным сюрпризом, особенно зная о своеобразном отношении клавишника DE/VISION к современным средствам коммуникации. У него даже нет мобильного телефона, не говоря уже об аккаунтах в социальных сетях. Настоящий уникум - по нынешним временам. Ребята притащили с собой несколько довольно-таки неподъемных сумок с дисками, флаерами, винилом и прочим нужным для Razgrom Music стаффом, который мы потом, страшно матерясь, с трудом рассовывали по чемоданам и тащили на себе до самого Волгограда. Такие вот рабочие издержки…
 
Богемно заглотнув по бокалу белого вина, и немного пообщавшись на различные около музыкальные темы, скоренько раскланиваемся - Томас зовет на какую то вечеринку в К17, но у нас на вечер иные планы. Общий итог беседы не то чтобы очень оптимистический: работа над новым альбомом пока даже не планируется, с электроник-сетом группа больше не будет ездить в туры никогда, и «живой» барабанщик вновь становиться постоянным участником концертов DE/VISION. Иной фэн, наверное, воскликнет: так это же хорошо! А вот промоутер, особенно из «остальной России», лишь разочарованно разведет руками: при таком раскладе, организация выступлений DE/VISION становиться непосильной задачей. Сам Штефан об этом высказался предельно кратко и доступно: «Гонорар увеличивается, остальные расходы тоже вырастут - вероятно, теперь мы будем играть только в Москве». Аминь. Сколько было нытья по поводу «караоке-сетов» DE/VISION и чуть ли не халтуре со стороны музыкантов, и вот группа адекватно отреагировала - теперь извольте собирать урожай. Чемодан – Вокзал – Москва - DE/VISION. И обзорная экскурсия по Красной Площади перед концертом. 
 
Через пару дней мы планировали сходить на COVENANT здесь, в Берлине, и совсем не подумали, что у Штефана и Томаса тут «все схвачено». Они сразу же как-то забеспокоились, предложили записать нас в гест-лист и тд. Вот только билеты на этот концерт у нас уже были куплены - немного глупо вышло. И не из-за того,  что денег жалко - это как раз дело десятое - плохо, что с  «зеркалкой»  уже не пустят, соответственно, фотографий приемлемого качества на сайт сделать не получиться. Ладно, что уж теперь. 
 
Вечер проводим бесцельно слоняясь по Александр-Платц. Неожиданно в полутьме раздаются пронзительные женские голоса, причем на русском: «Ой, Оля, мы так орем, что все подумают, будто мы пьяные!» - после некоторой паузы, с радостной констатацей: «Да мы ведь и правда пьяные!». Навеселе оказываются четыре молодые дамочки, внешнего вида настолько пронзительного, что впору было зажмуривать глаза, как при случайном взгляде на луч автогена. Агрессивный макияж, короткие юбки, «нарядные» платья, ну и апофеозом, конечно же, туфли на здоровенных каблуках. У каждой цвет разный, но, конечно же, совпадающий с колором сумки. Классика. Шум, издаваемой этой ослепительной четверкой, легко заглушал все остальные звуки на площади, и если девушки хотели обратить на себя внимание, то эта задача была выполнена ими с блеском. Показалось, будто люди буквально расступались, словно льдины под мощным ледоколом у них на пути, а путь этот вел аккурат к дверям ресторана у самого подножия телебашни... «Ну почему все эти глупые стереотипы о русских женщинах, которые кажутся лишь возмутительной «клюквой», тут обретают такие выразительные формы? Эти бабы, здесь, в Берлине, выглядят значительно более трэшево и сюрреалистично, нежели даже студентки отечественных ПТУ!. Таких гротескных персонажей я и в Волгограде давно не встречала!» - досадливо воскликнула Лена и топнула ножкой, обутой в потрепанный кед. Пожимаю плечами. Вероятно, это экспортный материал, что-то вроде нефти или газа. Природные богатства, которым не нужна вторичная переработка для успешного покорения западных рынков, здесь именно та ситуация, когда ценится «натур продукт». Хорошо, хотя бы в цирке не будут не показывать, как папуасов в девятнадцатом веке - европейцы стали все-таки чуть более тактичными и политкорректными. Научились держать свои многие мысли и желания при себе...
 
*****
 
Выкроив еще один из относительно солнечных дней, решаем отравиться в аэропорт «Темпельхоф», посещение которого давно уже висело в списке обязательных «берлинских дел». Здесь необходим еще один исторический экскурс, ибо не имея информации об особом бэкграунде данного места, сложно вообще понять необходимость визита сюда. 
 
Эти возведенные в начале тридцатых годов прошлого века воздушные ворота Берлина - одно из немногих (наряду с Олимпийским стадионом и зданием Люфтваффе на Вильгельмштрассе) сохранившихся монументальных сооружений эпохи Третьего Рейха, настоящий памятник того периода. Нацисты любили строить тяжеловесно, величественно и помпезно, и в этом смысле комплекс зданий «Темпельхофа» совсем не исключение. В те времена аэропорт можно было разместить прямо в центре города, технические требования к ВПП и самолетам были несколько иными - по понятным причинам. Так что тогдашним пассажирам не нужно было тратиться на такси и трястись в аэроэкспрессах - в этом смысле, проклятым фашистам можно только позавидовать :) Основной задачей архитекторов была даже не функциональная часть аэропорта , сколько его эффектный внешний вид и идеологическое соответствие имперским амбициям. Нужно ли говорить, что они немедленно отгрохали самый большой и монументальный аэровокзал того времени? «Темпельхоф» постоянно по поводу и без повода показывали в черно-белой хронике: вот солдаты выстроились на площади, вот орел со свастикой над входом (известный кинематографический штамп), а вот и сам Гитлер, радостно щурясь, спускается по трапу Ju 52. Потом все стремительно изменилось: солдат разгромили, Гитлер впал в депрессию и принял яд, орла союзники (кстати, штурмовали «Темпельхоф» как раз советские войска) свалили наземь, порубили на мелкие кусочки, но голову оставили - на память. Она до сих пор там стоит - хищно смотрит на посетителей со своего постамента. Сам же аэропорт закрыт, причем, произошло это совсем недавно – в 2008 году. Со стороны его комплекс зданий выглядит довольно мрачно и где-то даже зловеще, особенно в комплекте с неубранными барельефами все тех же орлов на стенах, многие из которых остались на своих местах - только с отколотыми свастиками... Что делать с этой огромной махиной, немцы, похоже, и сами еще до конца не знают, а пока устроили здесь что-то вроде парка культуры и отдыха на открытом воздухе. Все летное поле отдано на откуп самой разнообразной активной и не очень публике: велосипедистам, планеристам, скейтбордистам, любителям спортивной ходьбы, и прочих упражнений, названий которых можно и не знать. Например, в какой-то момент, мы оказались в гуще молодых людей, которые валтузили друг дуга битами и палицами, сходились стенка на стенку, странно приседали и издавали пронзительные звуки. При этом, лица всех игроков были осенены той печатью бессмысленного оптимизма и полу-религиозного азарта, который обычно можно наблюдать у толкиенистов и «ролевиков» всех мастей. Оказалось, что игра называлась «джага», а мы угодили на всеберлинский финал, и какое-то время понаблюдали за перипетиями «джага-схваток». Наверное, архитекторы и строители «Темпельхофа» сильно удивились бы (и не факт, что обрадовались), узнав, что происходит на территории их детища в двадцать первом веке.
 
Впрочем, наиболее привлекательной стороной посещения «Темпельхофа» является возможность просто побродить по прекрасно сохранившейся взлетно-посадочной полосе, насладиться размахом сооружения, подышать полной грудью удивительно чистым для центра города воздухом, а также выпить пива на том самом месте, где еще пребывавший в хорошем настроении Гитлер проходил предполетный досмотр. 
 
Прямо через дорогу от аэропорта находился клуб «Коламбия», где на следующий день должны были выступать COVENANT. Запланированный апофеоз нашей поездки, вроде как...
Поднимаясь по лестнице к себе на четвертый этаж, слышим громкое буханье музыки, крики, смех. Епт, неужели у нас опять интернационал себе праздник устроил? Но нет – звуки неистовой вечеринки доносятся из-за дверей квартиры этажом ниже. С облегчением выдыхаем.  
 
***** 
 
Утро  воскресенья было решено потратить на детальное ознакомление с самым большим блошиным рынком Берлина, расположенным рядом с Mauerpark. Mauer по-немецки значит «стена», ну а значение второй части слова вполне реально додумать самостоятельно... Действительно, на этом самом месте когда-то проходила стена и были оборудованы пограничные позиции, а ныне разбит парк, где по воскресеньям кипит бойкая торговля. Впрочем, исключительно меркантильными соображениями продавцы и посетители рынка при визитах сюда не явно не ограничиваются, все происходящее, скорее, напоминает некий субкультурный междусобойчик, способ занимательно провести выходной день - да еще и на свежем воздухе. Ранее мы уже смогли оценить блошиный рынок на Боксагенер-Платц, место во всех отношениях приятное, но, как выяснилось, не идущее ни в какое сравнение по масштабу представленного ассортимента и занимаемой площади с Мауер-Парком. Нам нужно было лишь проехать четыре остановки на трамвае, что бы немедленно очутиться в невероятно пестрой толпе, настоящем калейдоскопе из лиц всех цветов и оттенков, самых странных причесок и одежд. Играла музыка, разнообразие запахов готовящегося  фаст-фуда сбивало с толку, а в бесчисленном количестве торговых точек было навалена такая огромная масса всевозможного хлама, что оставалось только задаться вопросом: как физически продавцы все это смогли сюда дотащить? Развалы старого винила, патефоны, сломанная мебель, VHS видеомагнитофоны, бабушкины тапочки, велосипеды прошлого века и гобелен «Пастушка» - из все этого этого старья можно было бы выложить дорогу от Берлина до Луны. Впрочем, при более глубоком ознакомлении с рынком, выяснилось что и здесь присутствует своя коммерческая иерархия, а среди лотков с грошовой рухлядью вполне можно наткнуться на достаточно дорогие точки с модными дизайнерскими шмотками, авторскими картинами и электронными девайсами. В частности, запомнился самодовольного вида молодой человек, торговавший крошечными ди-джейскими пультами с гордой надписью «Made in Berlin». Предназначалось это устройство для микса в ручную с двух ай-фонов, было снабжено простейшими эффектами и стоило около 150 евро за штуку. Как далеко все зашло...
 
Конечно, удержаться от покупок в этом месте было совершенно невозможно, и пока Лена окапывала себе какие винтажные сапоги за 5 евро, лично мною всего за 1 евро был обнаружен альбом DE/VISION «Monosex» и шикарное издание «Alpha Omega»  PROJECT PITCHFORK в металлическом боксе. Азарт захватывает необычайный: продавцы легко торгуются, взгляд постоянно натыкается на что то новое, и лишь досадливая мысль о ограниченном весе багажа в самолете безнадежно портит все удовольствие. Если есть необходимость в действительно оригинальных и аутентичных сувенирах из Берлина, то лучшего места блошиный рынок в Мауер-Парке не найти - а вот туристических магазинов в центре города лучше избегать. Поверьте на слово.
 
Перекусив в очередной вьетнамской забегаловке супом молочного цвета, в котором плавали неведомые морские (или какие они там?) гады, начинаем потихоньку выдвигаться на COVENANT.
 
В бывшем кинотеатре для американских военнослужащих «Коламбия», ныне успешно переоборудованным под концертный клуб, мне уже приходилось бывать, когда там играли DE/VISION. Он, собственно, и расположен так близко к «Темпельхофу» именно потому, что американцы активно использовали аэропорт после войны, ну а по вечерам им развлекается тоже нужно было...
Уже перед входом стало понятно, что решение купить билеты на это мероприятие было форменным абсурдом: из окошка кассы нам приветственно махал рукой Ян Винтерфельд (менеджер DE/VISION), а за столиком с мерчандайзом вовсю орудовал Йорг Фрайер из Emmo.Biz. Идиотизм ситуации усугублялся тем, что у нас с ним была взаимная заинтересованность в приобретении продукции наших лейблов, и до самого отъезда из Волгограда я вел с Йоргом оживленную переписку...Но почему то никому не пришло в голову сообщить друг другу, что мы параллельными курсами собираемся на один и тот же концерт COVENANT...Ну ничего - зато посмеялись. Хотя, ничего смешного в том, что нам не удалось взять на концерт нормальный фотоаппарат, все-таки было. И вообще, головы военной службы приучили к определенной субординации и недопустимости панибратского обращения через несколько голов. Эскил на мой запрос по поводу аккредитации честно ответил, что это не в его компетенции, и вообще «спрашивай у нашего менеджера, он вопрос решит». Да, собственно, какой спрос с Эскила - святой же человек. А вот от оного менеджера ответов на письма так и не последовало... Ок, мы люди не гордые – пошли, и купили билеты. Но просто интересно, сколько еще раз нужно пригласить группы из ростера данного букинг-агентства в Волгоград, и какое количество денег на них необходимо потратить, что бы удостоиться рядового ответа на e-mail?
 
Немецкие респонденты, между делом говоря, вообще очень склонны к подобным играм в «мейл-молчанку» - издержки «как бы» хорошего воспитания. По человечески на три буквы послать - без обидняков и ненужной двусмысленности -  духа не хватает, а вот уйти в железобетонный игнор - это мы мастаки. Проверено на себе. Не стоит преувеличивать доброжелательность немцев, особенно «весси» (выходцев из Западной Германии) и тем более по отношению к русским. В самом начале дистрибьюторской деятельности Razgrom Music, случилась смешная история: шеф одного уважаемого немецкого лейбла ошибся в адресе письма, которое предназначалось его менеджеру, и оно упало в мой почтовый ящик. Содержание было примерно следующим: нам надо быть осторожными, какой-то клиент из России, нужно постоянно проверять, что именно он заказывает и в каких количествах, потому как, наверное, для пиратских целей. Ну я, не будь дурак, накатал язвительное письмо в ответ, что если бы мне нужно было для «пиратских целей» (а кстати, иногда лишним не бывает), то непременно посетил бы российские торренты, и преспокойно скачал нужный материал. В хорошем качестве да еще с обложками в высоком разрешении. Прямого ответа на это письмо, понятное дело, не последовало. Зато менеджер потом написал сам - и с тех пор живем мы с этим лейблом душа в душу...Или вот совсем недавно одна весьма популярная в наших широтах немецкая группа - с которой, как мне казалось, даже были налажены относительно устойчивые деловые контакты - не соблаговолила ответить на неоднократные предложения о концерте в Волгограде. Причем, не сильно популярная группа: их концерт в Гетеборге посетили, по специально проверенным данным, 70 человек. У нас, по скромным прикидкам, минимум было бы душ 150. Нет же - молчим...В Москву, однако, при этом преспокойно едем...Можно вспомнит еще и эпическую прошлогоднюю историю с HAUJOBB...Нет, никто не преувеличивает значение Razgrom Music в контексте мировой synth/electro сцены - скорее, я сам отношусь к «разгромовскому» проекту с большой долей иронии. Но, как говаривали герои  «Крестного Отца»: «Уважение... Это то, что правит миром, и то, чему следует научиться».
 
Периодически приходится выслушивать обвинения в чрезмерном германофильстве и идолопоклонничестве, порой встречающихся в тексте репортажей, опубликованных тут, на Razgrom Music. Может быть, акценты где-то действительно неверно расставлены, и подобное впечатление может сложиться, тем более, что большая симпатия к этой стране и тамошнему образует жизни у меня и правда присутствует. Но очень многое в Германии вызывает не неприятие даже, а глухое раздражение. Иногда хочется схватить за шкирку иного немца, растрясти его хорошенько, и выбить ответы на простые вопросы: «Что ты действительно обо мне думаешь?!», «Где у тебя граница между вежливостью и фальшью?!». «Что у тебя внутри?» - в конце концов...
 
Теперь о музыке. Смотреть концерты в «Коламбии» одно удовольствие: большая просторная сцена, идущий под уклон пол на танцполе (наследство кинематографического прошлого), так что даже зрителям задних рядов все прекрасно видно и слышно. Помимо основного зала, есть еще выход на улицу, в так называемый «пивной дворик» со столиками, скамейками и, само собой, пивом. Там мы, в основном, и коротали  время до выхода хедлайнеров, хотя погода вовсе не располагала к подобного рода возлияниям на свежем воздухе. Да что там, холод стоял просто собачий! Но смотреть на выступавших самыми первыми в этот вечер японцев GOTHIKA было просто-напросто выше наших сил. Вот уж воистину: не дал Бог тебе таланта, даже самого минимального, не терзай уши ни в чем не повинных людей и себя не мучь! Притом, как это часто бывает, сами то японцы эти неплохие и позитивные ребята, дружелюбные очень, слова дурного от них не услышишь. Но что они пытаются играть, а, главное, для кого - понять до сих пор сложно. Что в Волгограде четыре года назад, что сейчас, в Берлине 2013 года, это была какая-то невообразимо унылая электро-готическая каша, неприятной консистенции, без берегов и границ. Кажется, что группа пытается вылезти только за счет своей национальной принадлежности, неловко спекулируя на теме мифического «японского электро», которое, по их мнению, должно как-то особенно растрогать и умилить нордических европеоидов. На территории сердобольной России такой немудреный рецепт, может быть, и работает, но в не склонной к излишней сентиментальности Германии - точно нет. Немногочисленная публика абсолютно равнодушно взирала на сцену, без малейшего намека на хоть какие-нибудь эмоции. Кстати, никого не должен вводить в заблуждение сам факт появления GOTHIKA на этом мероприятии - несмотря на старательно культивируемую «японскость» в имидже, оба участника группы давным-давно живут в Берлине, а в этот раз им на сцене помогала еще и высоченная блондинка в фуражке с высокой тульей, обладавшая явно европейской внешностью. Вероятно, она выполняла функцию некоего культурного буфера между зрителями и музыкантами....Известно и о том, что в бытность визита Эскила Симонссона в Токио, тогда еще реально живущие в Японии ребята из GOTHIKA сильно помогли ему там в решении различных организационных вопросов, ну а, как известно, долг платежом красен. Ох уж это кумовство внутри «темной сцены». Все-таки группам уровня COVENANT нужно более избирательно и придирчиво относиться к выбору саппорт-команд.
 
Стоически поглощаем пиво в продуваемом всеми ветрами «пивном дворике», и параллельно изучаем публику. Классический клубный концерт для подобного рода музыки в Германии: большинство в возрасте сильно за тридцать, только черный цвет в одежде, ведут себя очень сдержанно. Все уже давно увидено, изучено, переслушано по-многу раз и усвоено наизусть. Кажется, что некоторые пришли сюда чуть ли не против своей воли, лишь дисциплинированно выполняя глубоко укоренившийся за многие годы поведенческий сценарий. Отличие от больших фестивалей - очень большое. Готично выглядящий господин из компании, сидящей за одним столиком, вдруг поворачивается в нашу сторону, и произносит на вполне сносном русском: «Здравствуйте, товарищи!». Здравия желаем, товарищ гот! А пойдем-ка мы посмотрим на AESTHETIC PERFECTION...
 
Этот штатовский проект был официальной разогревающей группой для COVENANT на протяжении всего тура, и добился этого прорыва для собственной карьеры потом и кровью. Дэниел Грейвс - очень пронырливый и деятельный господин, тратящий уйму времени на промушен своего детища и не упускающий ни малейшей возможности напомнить о себе. Как губка впитывая все модные тенденции и тренды «темной сцены», он недрогнувшей рукой пытается заставить звучать AESTHETIC PERFECTION максимально доступно и эффектно для широких слоев населения. Пожалуй, это даже можно назвать циничным угодничеством массовому вкусу - ну так что ж, Дэниел далеко не первым и уж точно не последним ступил на этот путь. По крайней мере, парень четко понимает, чего хочет и какими средствами этого можно достичь. Здесь тебе и истошный дисторшн, и чистые вокзалы, и самовлюбленно позирующий барабанщик а-ля COMBICHRIST, майк-ап на физиономии и котелок на затылке. Все в одну кучу - что бы уж наверняка. Музыка, конечно, от всего этого балагана лучше не становиться. Очень посредственный уровень - чего уж там. Но и полной безнадегой перформанс AESTHETIC PERFECTION все-таки не назовешь, определенный «поплавок» у группы все-таки присутствует, который и позволяет предотвратить ее погружение в мутные воды совсем уж неандертальского hellectro. К тому же, складывается ощущение, что этот Дэниел Грейвс сам по себе неплохой чувак. Он очень активен на различных «индустриальных» форумах, и по его постам можно сделать вывод, что парень явно не относится к числу недалеких «янки», и с чувством юмора у него порядок, ЧСВ тоже на нормальном уровне. Ну вот нравиться ему именно так голосить со цены и скакать по ней под подобную шумную и хаотичную электронную музыку - что ж тут поделаешь.
 
У дверей туалета в клубе чинно восседал то ли индиец в чалме, то ли просто экстравагантно выглядящий турок, с блюдечком подле себя - все как положено, известная немецкая «фишка». Никого не волнует, что ты купил билет за 23 евро, хочешь пописать - гони «полтинничек»! Многие, конечно, шли напролом, но всякий раз индиец сокрушено качал головой и пристально буравил взглядом очередного «клозетного зайца»: дескать, вот из-за таких как ты, когда-нибудь вся эта страна отправиться в ад. И жалко ее не будет.
 
Клуб, тем не менее, тихой сапой, час за часом, но заполнился почти битком. А у нас же как бывает часто? Все к означенному времени подошли, создали толпу, потом - рааааз! – забежали внутрь, и дальше на входе никого. Стоит билетер, скучает. А тут все шли и шли, по человечку, по два - вот тебе и 400-450 голов в клубе, достойный кворум и плановое обогащение для промоутеров. Хорошо в Германии - заранее можно быть уверенным с точностью до нескольких десятков человек, сколько именно людей придет на твой концерт. Их вряд ли будет больше определенной цифры, но, что самое главное, не будет и меньше оной. Посчитал бюджет, заплатил по счетам – и вперед, организуй и властвуй! И действительно, на глаз, количество людей было ровно таким же, что и три года назад на DE/VISION. Такая вот стабильность – со вполне приемлемым настоящим, но без особых надежд на будущее
 
Это ж сколько раз приходилось бывать на концертах COVENANT? Пальцы обоих рук уже, получается, закончились. А каждый раз - все равно, как на праздник. Который, правда, не всегда может задаться - в этом смысле COVENANT группа интригующая. Невозможно заранее предугадать в каком состоянии участники ансамбля выйдут на сцену, что будут на ней вытворять и чем все это в итоге закончиться. Применительно к этому берлинскому концерту можно было отметить две вещи: как водиться, хорошую и плохую. Хорошее известие заключалось в том, что все трое шведов пребывали во вполне достойной кондиции, и «зеленого змия» четвертым на сцену не выпустили. Плохое – этот концерт был уже десятым по счету в рамках «Leaving Babylon Tour», и данный факт явно сказался на физическом состоянии музыкантов, особенно Эскила.
 
Но, надо отдать должное: почти два часа группа отработала на сцене очень старательно, это было полноценное full-time шоу хедлайнера, а вовсе не куцый фестивальный сет. По поводу крайнего альбома группы «Leaving Babylon» написано уже предостаточно - в том числе, и на этом сайте - поэтому повторяться не стоит. Однако, с самого начала было ясно, что несмотря на одноименное название тура, треки с «Leaving Babylon» не будут делать погоды на концерте. Так всегда бывает у групп с большой творческой биографией и солидным багажом песен. По сути, были сыграны всего пять вещей из этого альбома («Prime Movers», «Thy Kingdom Come», «I Walk Slow», «Ignorence&Bliss», «The Last Dance»), ну и еще cамо интро «Leaving Babylon» прологом к концерту запустили. Весьма, к слову, эффектным и удачным это интро получилось - пожалуй, лучшее, из тех что приходилось видеть и слышать у СOVENANT. Уже вовремя этой «предстартовой разминки» на сцене можно было лицезреть мордатого Дэниела Иоханссона (в простонародье - Дануччи) и нового участника концертного состава группы - Андреса Котийяра. Дать однозначную оценку этого изменения в лайн-апе COVENANT довольно сложно. С одной стороны, видно, что Андреас явно не столбом вышел на сцену стоять, пытается делать шоу, что-то там играть на клавишах, и вообще, вроде как, является профессиональным музыкантом. С другой стороны - он, конечно, не Майер. А еще парень постоянно переигрывал в эмоциях и отчаянно гримасничал, отчего несколько нарушалась наработанная годами холодно-отстраненная концертная атмосфера COVENANT. И потел очень сильно...Уже на третьей песне выглядел так, будто вагон с картошкой разгрузил.
 
Ну а Эскил... Чего тут еще нового напишешь? Если упомянуть, что был он в костюме, с торчащей из нагрудного кармана белой тряпочкой и в белой же рубахе - сможет ли эта информация кого-то удивить? Как и тот факт, что тексты в половине вещей он скорее, мелодекламировал, нежели пел. Обычное дело. 
 
А вот трек лист концерта очень порадовал: от «Voices», «Edge Of Dawn» до «Judge Of My Domain» и даже «Get On» (!!!)- такого разнообразия в выборе треков ожидать было сложно. Без «священных коров» вроде «Call The Ship To Port», «Bullet», «Ritual Noise», конечно, тоже, не обошлось, но основной интерес представляли именно редко исполняющиеся на концертах песни, ну и материал с «Leaving Babylon». В этом плане очень выгодно смотрелась и слушалась «I Walk Slow», настоящая нойз-аккустическая баллада, новый мощнейший номер в концертной программе COVENANT. Во время ее исполнения Андреас терзал лежащую прямо сверху его клавиш гитару - для подобной квази-электронной группы, случай прямо-таки вопиющий.
 
Но главное впечатлением от этого концерта стала все-таки визуальная подача, фантастический свет, само шоу. Группа таскает за собой по Германии целый грузовик светового оборудования,  и это единственная страна, год они могут себе позволить подобное. Стабильные три-пять сотен «скучных» немцев, составляющих аудиторию на каждом концерте, делают свое дело – в таких условиях можно проводить туры со значительно большим бюджетом и размахом. Смотреть на COVENANT при таком высоком уровне технической реализации шоу - одно удовольствие. Эскил сам со сцены несколько раз пел дифирамбы «световику» группы (его имя сейчас вспомнить трудно), выражаясь в таком смысле, что без этого парня «мы бы не смогли создать всю эту магию на сцене». Действительно, очень качественно все было сработано.
 
Где-то после четвертой пятой-песни Лена меня покинула (а стояли мы изначально очень близко к сцене), и стала наблюдать за концертом откуда из угла зала. Я сначала не понял сути ее маневра, но потом она объяснила: «Было неловко стоять там рядом с тобой! Ты орал как бешенный, песни пел в голос, одного тебя из всей публики было слышно! И находиться мне среди них не понравилось: стоят как не живые, взглядом стеклянным сцену буравят». Ага, значит, не зря мне показалось, что сосед на танцполе как-то неодобрительно косился, когда я начинал голосить что-то вроде «Зе рэйн тхат фаллс фор викс пэйнтиг пикчерз он зе стритс!!!». Ну не в этнографический музей мы же все пришли, ей-Богу! Ладно, на самом деле, чужую культуру нужно уважать, а не зубоскалить понапрасну. Так у них тут принято: люди музыку приходят послушать, а не «адски угорать» и устраивать безобразия. Но градус удовольствия от концерта эта слегка неодушевленная толпа мне все-таки снизила. Как-то заскучал я среди этих ребят к середине шоу, и тоже ушел в угол. Словно двоечник....
 
И уже оттуда наблюдал за финальным апогеем концерта, исполнением «One World One Sky» Эскилом совместно с Дэниелом Грейвсом из AESTHETIC PERFECTION. Дескать, последний концерт тура, мы столько пережили и выпили вместе, что вот теперь решили замутить нечто особенное и бла-бла-бла. В общем, без колхоза все-таки не обошлось. Песню, конечно, испохабили знатно, особенно «специальный гость» постарался - орал как потерпевший. Так бы и я смог. Такой вот эксклюзив.
 
*****
 
Из клуба пришлось уехать довольно рано, ибо завтра с утра нам уже предстояло улетать обратно в Россию. Хотя желание «продолжения банкета» было, и довольно сильное. Частично его удалось реализовать во все еще работавшей, несмотря на глубокую ночь, донерной рядом с нашим домом. Последний ужин в Берлине в этот раз – хозяин заведения, общительный турок, уже давно узнает нас в лицо. Лучшего общепита, нежели в Берлине, не приходилось встречать нигде и никогда - в том числе, и в России. За цену превосходного немецкого донера в Волгограде можно зачастую купить лишь мясную бурду в лаваше, крайне сомнительных санитарно-эпидемиологических и вкусовых качеств. Хах, вот она оговорка – донер всеовсе не немецкое блюдо, а самое что ни на есть турецкое. Но вспомнит ли обо этом хоть кто-нибудь лет через десять, если порой забываешь об этом факте уже сейчас?
 
Как не готовься заранее к отъезду, а все равно с утра беготня, спешка. Квартиру покидаем и вовсе самым триумфальным образом: у меня не получается удержать тяжеленный чемодан на узких ступенях этой средневековой – черт бы ее побрал! – лестницы, и он с невообразимым грохотом катится вниз. Канонады советской тяжелой артиллерии над Берлином слышать никогда не приходилось, но сдается мне, по звуку это было очень похоже…Наверное, разбудили все пять этажей и частично жителей соседних домов – такой вот салют из всех орудий, русские уезжают домой! Главное, чемодан почти цел остался – лишь угол пробит.
 
Долго не могли сесть в Москве – погода ужасная, низкая облачность, дождь. Круга три, наверное, сделали – потом весь салон аплодировал при посадке.
Уже в Волгограде в руки попадается рекламный проспект местного магазина MediaMarkt, на котором изображена прославленная группа SCOOTER, позирующая на фоне башен «Тойфельсберга». Нет, определенно – опошлят тему.
 
А в Берлин буду стараться ездить все равно как можно чаще. Нравиться мне здесь. Да и жене тоже.
 
PS Но все-таки закончить хотелось бы на несколько предостерегающей ноте, и возвратиться к теме личностного несоответствия Берлина как места, и Германии как страны в целом, со вкусами и чаяниями очень многих. В качестве примера можно процитировать фрагмент письма одной весьма неглупой девушки, взятый из частной переписки и с ее согласия. Немного вырвано из контекста, но суть ясна, а, главное, позиция автора изложена достаточно аргументировано:
 
«..а в Германии некрасиво, уныло и серо, очарования ноль. Страшные толстые безобразные люди, особенно женщины. Я, будучи в Германии, всегда худею - глядя на них, пропадает аппетит. Глядя на их еду - пропадает еще сильнее. Нельзя столько жрать, станешь свиньей!! Во-вторых, боже: как невкусно, жирно, тяжело. И вроде  еда у них качественная, но что же они с ней делают, что дрянь такая? Меня мутит от капусты, сосисок, жирного мяса оковалками, залитого мерзкими соусами и, контрольным выстрелом, - кружки с переливающимся через край вонючим пивом. И купить у них нечего, по крайней мере, молодой женщине. Мне очень не нравится Берлин, совок был, совок и остался. Более убогих аэропортов в жизни не видела, разве что в Кишиневе. Лейпциг ничего.  А еще обидно...вот мне нужно на пять дней в Германию, и я должна при этом заморачиваться с кучей бумаг для визы, потом еще меня месяц промурыжат, дав понять что я - человек пятьдесят второго сорта. Даже при том, что я и в Германии, и в других европейских странах уже многократно бывала, ничего плохого никому не сделала и запомнилась безупречным соблюдением визовых правил. А какой-нибудь дикий и ни на что не годный африканец, приплывет на обрубке дерева на прекрасный итальянский остров Лампедуза, потом беспрепятственно доедет до Германии, сядет посреди Александерплац и начнет качать права! Ему дадут пособие, документы и оставят на веки вечные нахлебничать и плодить нищету, повышать преступность. Нет, я никогда этого не пойму. Я люблю старую Европу, вечные ценности. Наверное потому и вызывает у меня Германия такое неприятие, что быстрее многих избавляется от этих ценностей».
 
Вот так. Поэтому когда я сам излишне увлекаюсь прогерманскими панегириками, то подобные тексты позволяют не забывать и о противоположенной чаше воображаемых весов. Другой взгляд на Германию, обратная сторона Берлина…А может быть, мне просто повезло в свое время войти в него с правильной стороны?
PPS Весь данный текст был набран на планшетнике (таки освоил!), и исключительно в общественном транспорте. Своенравная автоматическая система исправления ошибок и корректировки слов подчас рождала эпические шедевры машинной эпистолярной мысли, с которыми я по возможности боролся. Но разве может человек одержать окончательную победу над совершенным механизмом? Искать ошибки дальше – уже просто нет сил...      
 
22/09/13, Берлин, Германия

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Андрей
12.02.2014, 00:43
Прочитал с большим интересом! Алексей, мне близка твоя рефлексия, интерес к жизненным аспектам! А что касается громкого пения, будучи на концерте A-ha в Питере, визжал как поросенок. Все вокруг на мепя смотрели и посмеивались... А как по другому когда перед тобой Маги. Судя по различному видео с некоторых концертов на Западе публика там пресыщена различными концертами и реагирует вяло, либо совсем не реагирует на исполнителя. Лет 15 назад и не подумал бы что родной Волгоград по своей самобытной, не побоюсь этого слова-драйвовой атмосферой на концертах Razgrom затмит какой-нибудь Берпин...Спасибо за отчет! Пиши еще, у твоего стиля есть поклонники. Да здравствует жизнь,любовь и конечно же МУЗЫКА!!!
alex
06.12.2013, 12:58
Просто класс! Читал - просто получал удовольствие! Спасибо, Алексей! Мы с тобой берлинофилы.
Роман
30.11.2013, 19:03
Прочел с большим интересом. Алексей в Берлине, что называется "собаку съел", и знает, о чем пишет. С каждым новым репортажем литературный уровень опусов растет. Зачет!

Создание сайта — MechanicalFrog