19 WAVE GOTIK TREFFEN 2010 (ЧАСТЬ 3)

Предполагалось, что концертный программа третьего дня фестиваля будет на этом для меня завершена, но тут свое веское слово сказал Тино Клаус. Он является большим фэном прото-готик-вейв формации ALIEN SEX FIEND, которая должна была выступить в Agra в качестве «полуночного хедлайнера». Несмотря на то, что ноги уже с трудом удерживали мои изнеможденное тело в вертикальном положении, и я испытывал невыносимые страдания от голода и жажды одновременно, я не мог отказаться от предложения  Тино отправиться вместе в Agra: отчасти из-за дружеской солидарности, отчасти из любопытства. Мне было интересно побывать на мероприятии, радикально отличающимся от тех, на которые я обычно хожу на WGT, и ощутить себя настоящим «готом» - зря что ли, я приехал я фестиваль с соответствующим названием? А скопление народа в этот день в Agra было просто чудовищным: помимо ALIEN SEX FEIND там выступали еще DIARY OF DREAMS и LACRIMOSA. Представляете какой, простите, пиздец там творился?

Самое-то забавное, это то, что мы успели посмотреть еще и на САМУЮ ГЛАВНУЮ ГОТИЧЕСКУЮ ГРУППУ ПО МНЕНИЮ ГРАЖДАН РОССИИ – уныло-пафосный швецарско-немецкий коллектив LACRIMOSA. Они задержали время своего выхода на сцену, и концерт закончился гораздо позже запланированного срока, так что я имел редкое счастье лицезреть исполнение аж трех номеров: 'Copycat’, ‘Der Morgen Danah’ и еще какой-то песни. После большого дня в Kohlrabi и Parkbuhne, после передоза электронных наигрышей и многочасового нахождения среди суровых индустриальщиков (и изрядной дозы выпитого пива), все происходящее в Agra вызывало у нас с Тино почему-то весьма фривольную иронию. Мы немедленно начали стебаться над Тило Вольфом с его манжетами, безудержной патетикой и полной стилистической кашей группы LACRIMOSA, и выразили коллективное недоумение степенью популярности этого проекта у народонаселения. Впрочем, быстро решив, что не нам судить этих славных ребят (ибо не судите, да не судимы будете) и мало компетентны в подобного рода музыке, мы вышли на открытый воздух, где столкнулись с Dejan Samardsic из HAUJOBB. «Что, ребята, пришли послушать LACRIMOSA?» - первым делом осведомился он у Тино. Дальше продолжили иронизировать уже вместе…

Но вот самое-то поразительное было для меня вот что. Казалось бы: час ночи, Лакримоза кончилась, до выхода ALIEN SEX FIEND еще очень много времени. Но Agra, вопреки нашим предположениям, не только не опустела, но и напротив, стала заполняться до прямо-таки критической отметки. Народ прибывал и прибывал, и даже много поведавший на своем веку Тино изумленно заключил: «Я не верю собственным глазам! Столько людей пришло ради ALIEN SEX FEIND! Группы, о которой, как казалось, уже давно все забыли!»

К выступлению же этого культового британского проекта техники готовились долго и придирчиво: сцена украшалась стелящимися хлопьями белой паутины, везде были натыканы какие-то палки с нанизанными на них черепами – обстановочку создали ту еще…

О том, что бы близко подойти к сцене, не было и речи – люди дышали в затылок друг другу, такой заполненности Agra я не видел ни на одном выступлении. Поскольку я впервые в жизни готовился увидеть и услышать ALIEN SEX FEIND, то даже примерно не представлял себе, к чему именно мне следует готовиться и какой окажется моя реакция на концерт этой легендарной готической формации.

Скажу сразу: никакой иронии применительно к сету ALIEN SEX FEIND у меня не возникло и в помине. Не стану кривить душой, и утверждать, что мне удалось проникнуться от начала и до конца очень специфической и даже психоделически-шизоидной музыкой этого проекта, но я высоко оценил уровень драматической искренности и какой-то первобытной черноты и безисходности, которыми так и веяло от выступления ALIEN SEX FEIND. Наверное, такой и должна быть настоящая готика. Преимущественно электронная (что стало сюрпризом для меня – я представлял себе этот проект более гитарно-ориентированным), по большей части очень неспешная и тягучая музыка вдруг неожиданно взрывалась чуть ли не танцевальными ритмами, что бы затем вновь вернуться в привычную канву. Ползающий, пластающийся по сцене фронтмен, абсолютно лысый и измазанный с головы до ног некой белой субстанцией, не пел, но вещал, мелодекламировал и даже подвывал в микрофон, являя собой редкий в наше время пример исполнителя, который не отрабатывает, а живет на сцене. Old School – ничего не скажешь. Это странно, но почему-то по общей подаче и даже сценическому оформлению этот концерт напомнил мне перформансы великих SKINNY PUPPY, хотя с музыкальной стороны эти группы никак не пересекаются. Впрочем, в таком сравнении нет ничего удивительного, ведь речь идет о группах «первой волны» готическо-индустриальной сцены, когда в почете была бескомпромиссность, искренность чувств и оголенный нерв – как на сцене, так и в студийных записях. При этом я никогда не был особенно большим фэном такого вот извращенного-вычурного выворачивания себя наизнанку – то ли в силу более сдержанного менталитета, то ли от недостатка чувственности. Для меня всегда подобное творчество было скорее психоделическим трипом в душу ее создателя, нежели, собственно, музыкой. SKINNY PUPPY, я тоже, кстати, скорее уважаю, нежели люблю. Все-таки мое сердце всегда начинало учащенно стучать от расчетливой и математически беспристрастной музыки FRONT 242 и DAF, нежели от мятежных исследований глубин человеческого подсознания от COIL, PSYCHIC TV, LEGENDARY PINK DOTS и иже с ними. Поэтому я с легкой душой ставлю высочайшую оценку перформансу ALIEN SEX FEIND, группе, которая заставила меня заново переосмыслить каноны и избитые штампы, которые я традиционно относил к готической музыке. И в очередной отметить для себя - эта музыка все-таки совершенно не «моя».

Хотя вот, представьте себе: сколько бы людей осталось на концерте ALIEN SEX FIEND, допустим, в Москве, если бы перед ними выступила LACRIMOSA? Думается, что после ухода Тило Вольфа со свитой, две трети зала опустело бы. Нет, все-таки в уровне музыкального образования и  умению правильно расставлять приоритеты среди субкультурных артистов между отчественной «шварц-тусовкой» и ее западной alma mater все еще существует огромная разница.

До конца досматривать выступление ALIEN SEX FEIND не оставалось сил ни у меня, ни у Тино. Неуклюжими развалинами загрузившись в автомобиль, отправляемся в обратный путь по ночным улицам Лейпцига. Бросилось в глаза, как Тино лихо и небрежно кидает машину из стороны в сторону – в Германии разрешено быть немного «под шафе» за рулем. И, как я понял, далеко не все в связи с таким либеральным законом, скурпулезно считают промили…И какой же русский (особенно если за рулем немец) не любит быстрой езды! Пятнадцать минут страха – я в отеле.

Безумный был день, пожалуй, один из самых насыщенных и богатых на впечатления в моей жизни (не сравнится, конечно, с отогреванием замершего трубопровода в лютый мороз с помощью поджигания старых покрышек от «Тополей» во времена моей срочной службы в армии – но где-то рядом)

 

  ДЕНЬ 4

 

 

K-BEREIT

STEREOMOTION

MONOLITH

KIEW

TRIAL

IN STRICT CONFIDENCE

THE KLINIK

 

Традиционно, четвертый день на любом WGT является периодом первого подведения итогов, интенсивной борьбы с накопившейся за предыдущие трое суток усталостью и одновременно легкой грустью, вызванной осознанием того, что буквально через несколько часов всему этому легкомысленному времяпрепровождению придет конец.

Тино заехал за мной не привычно поздно, ибо так же как и я, длительное время восстанавливал силы, после вчерашнего колобродства. Нам предстояло провести весь день в Kohlrabizirkus, и это было замечательно, ибо сегодня нам уже точно не хотелось странствий по всему городу, ритуальных лавирований между разнокалиберных готов и удручающего похмелья на следующее утро.

Некоторое время проводим перед входом на концертную площадку в компании очередных приятелей Тино (на сей раз ребята из Дуйсбурга – как я понял, тамошние промоутеры AMNISTIA). Все по уже привычному для меня сценарию – знакомство, пиво, хохмы про немцев и русских. Однако я тороплю ребят – хочется посмотреть на первый выступающий сегодня коллектив, реликтовую французскую группу K-BEREIT. Реликтовую – потому что активны они еще с середины восьмидесятых (!!!) годов прошлого столетия, стартовали чуть ли не в унисон с FRONT 242, и музыкально, соответственно, также очень близко находясь к этим бельгийцам пионерам аутентичного EBM. Подробно об этом коллективе поведал мне все-тот же необъятных размеров электрофрик из Бордо, который рассказал о том, что K-BEREIT, хотя и представляют Францию, но всегда больше находились именно в бельгийской индустриальной тусовке. Ибо сами родом из приграничного с Бельгией региона Франции, а в этой области всегда были сильны «EBM-настроения» cреди гражданских лиц, и многие французские группы подобного толка, базируются именно на севере страны.

На сцене же двое уже очень не молодых человека (причем настолько, что головы их были посеребрены самой настоящей сединой), облаченные в оранжевые рабочие комбинезоны, извергали на уши слушателей максимально серьезный и бескомпромиссный музыкальный гибрид из electro-industrial а-ля PORTION CONTROL и old school EBM. Вокалист сего коллектива, сильно смахивавший внешне на российского актера Бронислава Борондукова, настолько правдоподобного и даже разгневанно вещал со сцены под яростный электронный бит, что фэнам жанра не возможно было не оценить предельной честности и искренности группы K-BEREIT, и не отсолютовать ее образцовой верности самым светлым EBM-идеалам. Эта формация с огромным стажем практикующих «электрохедов» – типичный пример «принципиальных аутсайдеров», которые за многие годы так и не озадачились необходимостью заигрывания с модными музыкальными трендами или попытками завоевать хотя бы минимальную популярность у аудитории. Никакого налета коммерции – они делают музыку прежде всего для самих себя, ну и уже потом для тех людей, которые их вкусы, может быть, разделяют. Я уважаю подобный музыкальный подход – а потому с удовольствием «потолкался» и поплясал под девственно-чистый EBM K-BEREIT, легко простив группе определенную однообразность в аранжировках и отсутствие особенно запоминающихся песен. Впрочем, при таком подходе как у этих французов, нужно ли вообще было ждать от них хитов?. Не клубными боевиками сильна эта группа, а неуемным «командным духом» и верностью традициям предков! Точнее, они сами этими предками и являются…И присутствовавший (хотя и в совсем не большом количестве) в зале народ по достоинству оценил «посыл» K-BEREIT: сразу после завершения сета, с полок были сметены все их диски! Которые мирно продавались еще до начала шоу, и никакого ажиотажа вокруг них замечено абсолютно не было…Мне вот и вовсе не досталось: слишком долго затылок чесал.

Потом в течении дня я не раз встречал в толпе музыкантов этой группы, которые, переодевшись в цивильные костюмы, больше походили на заботливых отцов каких-нибудь малолетних готов, приведших своего чада за руку на странный молодежный фестиваль…

Программа дня шла по синусоиде: вслед за отличным выступлением следовало провальное. Сменившая на сцене K-BEREIT немецкая industrial-gothic формация STEREOMOTION вновь продемонстрировала собравшемуся честному люду всю степень унылой посредственности, котрая так характерна для групп второго и третьего эшелонов из Германии. Среднетемповый «как бы EBM» сочетался у этих ребят с «как бы synth-gothic», а «как бы вокалист» монотонно и «как бы зловеще» на немецком языке бубнил в микрофон тексты про смерть и бабу Ягу. В качестве первой ассоциации, можно вспомнить, например, одного из флагманов подобного же музцицирования для целевой аудитории готов со средним образованием группу CEPHALGY – коллектив с такой же сомнительной репутацией..

 На заднике транслировался видеоряд с памятниками в виде ангелов на кладбище и изображениями неких средневековых замков. Само воплощение оригинальности, доложу я вам, эта группа STEREOMOTION. Полной обструкции подвергать все же данный коллектив не стану, видывал я группы и по ужаснее, но то что, для меня это был один из самых худших и занудных сетов на WGT 2010 – факт несомненный. Тем не менее, сам Бруно Крамм изволил почить своим присутствием этот концерт, пробрался в первые ряды, и зачем-то снял на видео исполнение аж целой песни на свой телефон. Потом я вспомнил, что вроде бы, STEREOMOTON прописаны на его лейбле Danse Macabre…

Синусоида ползет вверх: продолжил программу «мистического вечера» проект умудренного годами бельгийца Erik van Wonderhaagen MONOLITH, одно из многих alter ego этого плодовитого мастера. Эрик настолко давно уже варится в «индустрилаьной каше» и заваривает эту кашу сам ( в разные годы участник THE KLINIK, ABSOLUTE BODY CONYROL, INSEKT, SONAR и тд), что давно заслужил статус заслуженного ветерана индустриального сопротивления. И повышенную любовь организаторов WGT (вместе со своим коллегой по многочисленным проектам Dirk Ivens) – в различных ипостасях эта парочка присутствует среди участников практически всех последних “треффенов».

MONOLITH – это полностью инструментальное, нойзово-ритуально-индустриальное детище Эрика, и не нужно быть семи пядей во лбу, что бы представить себе, как выглядело его шоу и какая музыка исторгалась из порталов на уши аудитории. Зубодробительно агрессивный, перемежающийся мрачными ambient вставками, tribale-rhythm'n'noise превосходно подходил как для активной танцевальной активности, так и для сосредоточенного «втыкания» и полного погружения в колючую музыкальную реальность MONOLITH. Сам виновник торжества, монолитно же расположился за батареей различных синтезаторов, крутил-вертел ручки на гаджетах, и иногда призывно потрясал руками куда-то в сторону зрителей – призвал танцевать, видимо. Находиться на подобных перформансах – удовольствие достаточно специфическое, тут многое зависит от личных  пристрастий, способности воспринимать такую музыку в принципе, и, в конечном счете, от уровня музыкальной эрудиции. Мне приходилось читать отчеты других авторов в ру.нете об этом концерте –в тексте было много праведного возмущения, непонимания сути данного типа музыки и вопиющей безграмотности. А ведь для своей стилевой ниши это был отличный сет – с эффектным и очень мощным звуком, со слоновьими и размазывающими по полу битами, с небольшой щепоткой этно-даб-электро и очень правильным, сугубо индустриальным, внутреннем стрежнем. Музыка проняла меня насквозь – это было здорово. Остается лишь сожалеть, что этот концерт MONOLITH был, по сути, единственным выступлением на котором мне удалось побывать, из той многочисленной бригады «нойзовиков-шумовиков» сыгравших в этом году на WGT. THIS MORN OMINA, TWINKLE, FLINT GLASS, - концерты всех этих проектов прошли, увы, мимо меня, ибо данные артисты выступали в отдельной резервации Werk2, куда добраться мне так и не пришлось.

Может быть потом, когда я еще немного постарею, окончательно стану нудным и ориентированным исключительно на заумно-интровертную музыку, я буду посещать прежде всего такие мероприятия, игнорируя фестивальные сцены, где подают «примитивный EBM» и «позорный synth-pop». Но пока хочется, в том числе, и «примитивного позора» - разорваться на части не получается.

Впрочем, организаторы попытались продолжить заданную industrial-noise тему посредством выступления группы с обескураживающим для любого русского названием KIEW, но сделали ставку явно не на того игрока. Эти мнимые «украинцы» хотя и используют множество похожих гармоний и ломанных битов, характерных для rhythm'n'noise и hard techno, тем не менее, являют собой самый выразительный пример как нельзя подходящей к ним поговорки «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Разваливающиеся на составные части и хаотичные донельзя треки KIEW, вызывают у меня своей полигамной эклектичностью лишь чувство усталого раздражения, а периодически вторгающаяся в тело композиций гитара, лишь заставляет досадливо морщиться. В контексте стратегической политики лейбла Out Of Line (которая подразумевает что «в нашем ростере есть все»), группа KIEW выполняет функцию эдакого «причесанного ритм-энд-нойз бэнда на коротком поводке» для неискушенной аудитории, которая и пошуметь, если нужно, может, но и никого сильно напугать, по идее, не должна.

Начали «хохлы» с глубокомысленного интро, под звуки которого трое участников группы вышли на сцену, облаченные, как обычно, в медицинские халаты и смирительные рубашки. Точнее, в рубашку был одет только один, самый главный «киевлянин», тот самый, который стоит по центру сцены за синтезатором и ликом сильно напоминает оплешивейшего Эвана Макгрегора. На головах у всей троицы были одеты большие наушники, с торчащими в две стороны длинными-предлинными антеннами, что делало их похожими на персонажей трэш-фантастических фильмов восьмидесятых годов. Парни еще некоторое время простояли, как болванчики, в этих своих чудо-наушниках, а потом неторопливо сняли их, Эван Макгрегор стал за свои клавиши и стал совершать раскачивающиеся-танцевальные движения, а остальные двое схватились за гитары. Из порталов полилось индустриально-нойзово-гитарное месиво, с речевыми сэмплами на немецком. Лучше бы они наушников не снимали. На паре треков к троице музыкантов присоединялся еще один товарищ (вероятно, белорус), который хватал микрофон, и беззастенчиво брал на себя функции вокалиста. И ему, что удивительно, позволяли это делать.

В общем, мне выступление проекта KIEW категорически не понравилось.  Я отошел далеко от сцены, пересекся в каком-то месте с Тино, который также был далеко не в восторге от перформанса «киевлян», и все дальнейшее время провел преспокойно воссидая на заднице где-то в углу танцпола.

Дождавшись ухода малороссов со сцены, я немедленно стал проделывать обратный путь к ее расположению, ибо следующая группа меня очень интересовала. И, как было заметно, не меня одного – пространство в первых зрительских рядах стало стремительно заполняться знакомыми лицами «олдскульщиков» и «ебиемщиков» всех мастей. Был среди них и тот самый неистовый фэн с татуировкой FLA. Я с опаской ретировался немного в сторону.

Ждали выхода на сцену проекта TRIAL. Что это вообще такое, и почему эта группа играет сразу перед хедлайнерами? Вопрос понятный – далеко не все даже в Германии помнят о TRIAL, не говоря уже о наших фэнах. Честно говоря, может быть и поделом: проект был активен в середине девяностых годов, записал пару неплохих EBM-пластинок, засветился на фестивалях, а потом благополучно сгинул в небытие. Из небытия его вытащили, как мне кажется, в том числе люди из букинг-агенства Protain, с которыми лидера TRIAL связывают давние дружеские отношения. Теперь выступления этого коллектива подаются как «возрождение легенды и пионеров аутентичного EBM»: такие нынче времена, позволяющее любой мало-мальски приметной группе из прошлого, вздумавшей тряхнуть стариной, счастливо заполучить громкие титулы и не совсем заслуженные регалии. Любой желающий может найти в интернете старый материл TRIAL и заодно их новейшую работу 'No Fate’, тем более что найти на физическом носители эти альбомы представляется делом почти безнадежным. Добротный средний уровень, типичное немецкое EBM с устрашающе-рычащим вокалом и полным отсутствием мега-хитов. Так в чем же секрет нахождения группы на WGT 2010, и ее панибратских отношений с известным букинг-агенством?

Сразу же после начала концерта, ответ на этот вопрос стал очевиден: это «живые» шоу. Фронтмен TRIAL оказался дявольски харизматичным и по-кошачьи пластичным персонажем, с нелишенной привлекательности и яркой индивидуальности манерой пения (словно чеканящей слова и иногда переходящей мелодекламацию) и агрессивно-уверенным поведением на сцене. Крадучись перемещаясь по ней, время от времени совершая резкие рывки или, напротив, мгновенно замирая на месте, он буквально приковывал к себе внимание всех присутствовавших в зале. Порой его начинало заносить уже куда-то в области допотопного брейк-данса, что, впрочем, опять-таки выглядело вполне уместно. Во время исполнения одной из песен, он взял в каждую руку по осветительному софиту, и очень эффектно выписывал с помощью их лучей световые зигзаги по рядам зрителей, а также умело направлял их и на собственную физиономию. Второй участник TRIAL, коренастый мужчина в кожаной куртке, невозмутимо простоял с клавишами в течении всего шоу, которое действительно было «театром одного актера» - то бишь вокалиста с неизвестными мне паспортными данными. Тем не менее, моя высокая оценка данного сета, основывается исключительно на визуальном аспекте, главная же составляющая любого концерта – собственно, музыка – не является основным козырем группы TRIAL. К сожалению. Все актерские и хореографические достоинства любого фронтмена по настоящему хороши и достигают нужного эффекта лишь в том случае, когда являются  эффективным приложением к талантливой и достойной музыке – в противном случае, это уже просто лицедейство.

Со-хедлайнеры этого дня, индустриально-готическое (теперь уже, увы, и готическое) ВИА IN STRICT CONFIDENCE под управлением художественного руководителя Dennis Ostermann собрало на свое представление такое значительное количество публики, что растянувшаяся перед входом очередь простояла вплоть до середины выступления. Что можно написать о метаморфозах этого, не смотря ни на что, до сих пор любимого мною коллектива? Только одно – они были логичны, и ,наверное, неизбежны. Нет, умный парень Деннис, потомственный «электрохед» с «зотоммоговской» родословной, нисколько не ополоумел и не впал в детство за эти годы, а лишь научился здоровой расчетливости и тяжелым правилам современного готик-шоу-бизнеса. Я далек от мысли о том, что ему сегодня так уж действительно близки все эти вычурные готические наряды с подтяжками и дурацким колпаком на голове, подведенные глаза и густой грим, пафосные и натужные гитарные партии, которые стали такими частыми гостями в треках IN STRICT CONFIDENCE. Или все эти бесконечные бабы в теперешнем составе группы. Человек, разгуливающий в обычной жизни в куртке с логотипом Ant-Zen, идет, применительно к своей профессиональной карьере музыканта, на очевидную сделку с совестью. Но в праве ли кто-либо его за этот шаг осуждать? В конце концов, итогом его планомерной работы по превращению своего некогда purе-EBM детища в полноценный электро-готик-ансамбль с множеством действующих лиц, стал недостижимый ранее для ISC уровень популярности в среде «шварц-сцены». Его проект стал нести, пусть и не совсем золотые, но уже с позолотой, яйца. Опять-таки: по крайней мере, его группа занимается теперь уже пусть и сугубо коммерческой музыкой, но на крепком профессиональном уровне (талант и умение обращаться со звуком не пропьешь), разбавляя собой унылые батальоны ординарных электро-готик проектов.

Выглядело же выступление IN STRICT CONFIDENCE на WGT 2010 следующим образом: по краям сцены расположилась женская часть группы (изящная и умеренно грациозная певица & танцовщица -  справа, и и голозадая, дородная, гитаристка -  слева), в глубине окопался барабанщик в наушниках, а сам Деннис Остерманн, в упоминавшихся подтяжках и бойскаутских шортиках, «фронтменил» аккурат по центру. Стартовали с 'My Despair’, продолжили ‘Promised Land’, cыграли штук пять вещей с последнего альбома ‘’La Parade Monstueuse’’, на бис исполнили ‘Zauberschloss’ (ну, хотя бы за это спасибо) и ‘Engelstaub’. Все, в общем, весьма предсказуемо и ровно, хотя бросилось в уши отсутствие песен вроде 'Kiss Your Shadow’ или ‘Hidden Thoughts’, из той самой, прошлой «индустриальной» жизни. Зато было заметно, что участники группы непрестанно размышляют о том, как бы разнообразить и сделать еще более интересным визуальное сценическое шоу, причем, кажется, настолько увлеклись данным занятием, что рано или поздно рискуют превратить свои концерты в цирковой балаган. Особенно усердствовали дамы: они и переодевались по нескольку раз, и маршировали по сцене что твои солдаты туда-сюда, разыгрывали между собой некие сценки, а еще та, которая по статусу должна была быть гитаристкой, занималась огнеметанием и вращением огненных тарелочек с маслом. Чувствую я, дело рано или поздно закончиться демонстрацией низкобюджетных фокусов и распиливанием какой-нибудь из девиц лично Остерманном прямо на сцене.

Об Остерманне…Поет он все так же узнаваемо и ожидаемо хорошо, оставаясь одним из самых известных и харизматичных вокалистов на сцене, вот только первобытной страсти, движения, желания «разорвать» публику у него явно поубавилось. По моим личным ощущениям. А из-за того, что теперь в группе все стало совсем «по взрослому», и используют они только настоящие живые ударные весь сет, отказавшись от прошлой практики работы барабанщика поверх основной электронной ритм-линии, общий саунд ISC стал каким-то рыхлым и размазано-дребезжащим. Парадокс: использование только настоящих барабанов должно, по идее, свидетельствовать о возросшем профессионализме группы, но больше напоминает неудачный опыт звуковой вивисекции. Но – все эти замечания сугубо субъективны, все-таки. Публика по большей части очень тепло и с большим энтузиазмом восприняла перформанс IN STRICT CONFIDENCE, да и я тоже, плюнув на все эти заморочки группы с одиозным роково-готическим «месседжем», с удовольствием (хотя и не раз озадаченно улыбнувшись) посмотрел их шоу. Но ностальгия, ностальгия…Вспоминаю 2004 год, Москву, May Thunder Festival. Маленький яростный «живчик» Деннис Остерманн пулей вылетает на сцену под звуки 'Kiss Your Shadow’. Одетый лишь в обычные джинсы и неприметную серую майку…Без эскорта из женщин. Без назойливых барабанов. А какой тогда был угар! Но все эти реликты прошлого ныне давно покоятся на дне дурацкого котелка Дениса с его последних промо-фотографий…

Но тотальным угаром все-таки было суждено закончиться этому фестивалю! Самое последнее выступление WGT 2010 стало для меня, пожалуй, и самым главным на всем «Треффене». THE KLINIK – шоу этого проекта не так уж и часты, хотя неизменное участие Dirk Ivens на всех последних WGT под разными личинами (DIVE, ABSOLUTE BODY CONTROL, SONAR) стало уже приятной традицией фестиваля. Несмотря на то, что верный соратник Dirk Ivens, Eric van Wonterghem, ныне также является официальным участником группы, на сцене в этот раз THE KLINIK были представлены с другим клавишником – господином Borg (VOMITO NEGRO).

Не раз и не два задавался вопросом – в чем же сила дьявольской притягательности и прямо-таки магнетического воздействия музыки, которая выходит «из-под компьютера” Дирка Ивенса? Почему все его выступления в составе разных проектов получаются не просто удачными, но и неизменно входят для меня в число лучших на фестивале? Нет, маэстро определенно черпает силы из самого нутра и первозданной сути мрачной электронной и индустриальной музыки, а затем лишь ретранслирует эту силу на своих слушателей и зрителей. По большому счету, о каком бы из его проектов не шла речь, в его музыкальных составляющих всегда присутствуют одни и те же элементы, меняется только их процентное соотношение. И составляющие эти прекрасно известны: безжалостный и монотонный электронный бит, гипнотически-закольцованные звуковые пульсации, холодные и хрустящие аранжировки, скупые, но при этом очень эмоционально выразительные гармонии и мелодика треков. И конечно, фирменный, округло-каркающий вокал Dirk Ivens, настоящий «брэнд» мастера.

Самой первой его полноценной группой стала именно THE KLINIK, основанная в конце семидесятых (!!!) годов двадцатого века, и предвосхитившая возникновение музыкального стиля EBM еще за несколько лет до констатирования оного первооткрывателями FRONT 242. Безжизненная и агрессивная, намеренно минималистичная музыка THE KLINIK была сложна для прослушивания и тяжела для восприятия широкой аудитории (в отличии от тех же FRONY 242 или DAF), а потому группа получила известность и культовый статус только среди радикальных фэнов EBM и indusrial. Не раз менялся состав коллектива, не так много было выпущено альбомов, но группа все же навсегда заняла свое почетное место в пантеоне великих индустриальных героев прошлого. Бывшие участники группы долгое время занимались другими проектами, но вот в конце 2009 года прошла информация о том, что ведется работа над новым альбомом THE KLINIK. Проект заявился для участия на WAVE GOTIK TREFFEN. Мне посчастливилось побывать на этом концерте.

Жесточайший и могучий электронный бит с первых же тактов вбил меня по колено в пол Kohlrabizirkus, концептуальный и невротичный видеоряд сразу же направил мысли в нужном направлении. Двое участников группы, облаченные в длинные черные плащи и с перемотанными бинтами головами, судорожно заметались на сцене. Дирк Ивенс выплевывал в микрофон словно лозунги тексты песен, вращался юлой, падал на колени, кричал. И постоянно: Бит! Бит! Бит!  Было в этом выступлении нечто ритуальное, апеллирующее к самым глубоким и надежно скрытым человеческим инстинктам, даже что-то пугающее. Уже первый трек, 'Surviving In Europe’ (с видеорядом в виде трансформирующегося знака валюты Евро) заставил меня в восторге открыть рот, ну а остальные пятнадцать вещей мало того что его закрыли, но к концу сета мои челюсти были уже напротив, крепко сжаты    аж до боли. Апокалиптический EBM от THE KLINIK был слишком сильным оружием для меня, и я стал просто-напросто не выдерживать этих ударов стального кнута по моему телу, мозгу, и чему там у меня еще есть…Потрясающее ощущение! И это при том, что у группы отсутствуют песни-хиты в привычном понимании это слова, за исключением знаменитой ‘Moving Hands’. Я считаю этот концерт самым сильным из тех, которые мне приходилось видеть с Dirk Ivens в главной роли, и полностью удовлетворившим моим вкусам и религиозным предпочтениям в музыке!

Ближе к концу мероприятия Дирк сорвал  себя бинты и маску, и закончил выступление традиционно голым по пояс. Фэны устроили в зале дикий слэм – надо сказать, что именно к данному концерту, эта народная забава подходила как нельзя лучше. Браво!

Никакого общения с публикой, никаких сантиментов. Музыканты просто ушли со сцены, и тут же в зале включили свет. Все, WAVE GOTIK TREFFEN 2010 закончен. Полное опустошение.

Встречаю счастливого Тино, он кричит мне: «это был фантастический концерт!». А то!

Загружаемся в машину, усталые едем отдыхать, но как-то вдруг осознаем, что больше шанса поговорить у нас уже не будет, покупаем себе еще по пиву, и заседаем до трех часов ночи…Если кому-то интересно: новый альбом AMNISTIA все еще в работе, я прослушал около пяти песен, и, на мое ухо, звучат они уже вполне законченно и хоть сейчас готовы для издания на физическом носителе. Отличные треки, узнаваемая и чуть более мелодичная, чем ранее AMNISTIA – но ребята все еще считают, что процесс совершенствования не закончен…

Прощаюсь С Тино глубокой ночью. Поспать мне удалось все пару-тройку часов, ранним утром я уже мчался на вокзал, потом прыгнул на поезд в Берлин, а оттуда уже, не мало не переживая, улетел в Москву. Ранним утром я был еще в Лейпциге, а в одиннадцать вечера кушал хачапури где-то на полустанке трассы Москва-Волгоград в Рязанской области. Мобильность в современном мире поражет воображение…

Спустя почти уже два месяца после окончания WGT 2010, я подвел для себя некоторые основные итоги, которые ныне куда более очевидны и внятно сформулированы, нежели сразу по окончанию фестиваля по горячим следам. Основная мысль, конечно, это понимание того факта, что теперь я надолго «пришпилен» к WAVE GOTIK TREFFEN невидимой, но очень крепкой и надежной иглой. Произошло привыкание к данному мероприятию, что, однако, совсем не отменяет его привлекательности в моих глазах. Да, самая первая поездка навсегда останется в памяти как нечто особенное и безумно возбуждающее, но это всего лишь человеческая психология – мы любим помнить и мысленно пестовать  разнообразные «первые разы». Но по-настоящему я «въехал» и проникся атмосферой WGT только в последующие свои визиты, когда на смену лихорадочной впечатлительности и перманентному изумлению пришла пора элементарного понимания всех особенностей проведения данного фестиваля и способность «расслабиться и получать удовольствие». Забавно, но я знаю людей, которые после нескольких поездок на Треффен, затем довольно сильно охладели к нему, мотивируя это тем «что каждый год одно и то же, и что мы все это уже много раз видели» - как это похоже на часто слышимое мною в Волгограде «зачем мне опять идти на этот DE/VISION (DAS ICH, DIARY OF DREAMS - кого угодно)  если я был на них в прошлом году?». Представляете, сколько бы людей ходило на концерты всех этих команд в России, если бы концертировали у нас с такой же интенсивностью как в Германии? Все время задаю себе вопрос – а сколько у нас в стране людей, которые по-настоящему любят музыку и интересуются ею?

Напротив, мне очень понравилось то непринужденное  и расслабленное времяпрепровождение, которым характеризовался для меня WGT 2010 и пришедшее на смену прошлым излишне экзальтированным эмоциям адекватная оценка происходящего. А еще WGT это идеальная возможность увидеть весь актуальный «срез» сцены за отчетный год, в этом плане фестиваль здорово выигрывает у своих конкурентов в в виде Amphi или M'Era Luna, ориентированных исключительно на большие имена и раскрученных хедлайнеров. И если позволит здоровье и личный достаток, то я обязательно окажусь на WAVE GOTIK TREFFEN 2011, юбилейном, двадцатом по счету. Обещают, там будет масса сюрпризов…

Напоследок ТОП 10 концертов WGT 2010

01 ROTERSAND

02 THE KLINIK

03 X-MARKS THE PRDWALK

04 LIQUID DIVINE

05 WELLE: ERDBALL

06 BIOMEKKANIK

07 ORANGE SECTOR

08 ZEROMANCER

09 [SITD]

10 IN STRICT CONFIDENCE


 

 

24/05/10, Лейпциг

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Olga Goloshubova
05.08.2010, 21:20
Отличный отчет) Как будто сама побывала...))

Только вторая ссыль не пашет.

Окунева
05.08.2010, 15:36
Так бы вот читала и читала томами, километрами. Великолепно. Браво таланту так сочно, последовательно и живо излагать мысли и впечатления! Браво способности и желанию слышать музыку, умению заразить любовью или как минимум интересом к ней других!

Создание сайта — MechanicalFrog