TOP-25 ЛУЧШИХ РЕЛИЗОВ 2019 ГОДА ПО ВЕРСИИ RAZGROM MUSIC
10 января 2020
Определение лучших альбомов года носит почти ритуальный характер для любого сайта, блога или паблика - разумеется, в рамках Razgrom Music пренебречь этой ежегодной забавой тоже никак нельзя. Однако, с каждым разом градус махрового субъективизма продолжает усиливаться и теперь пал еще один барьер - после продолжительной внутренней борьбы в итоговый список попали несколько релизов c, собственно, лейбла Razgrom Music. С одной стороны, такое решение выглядит достаточно двусмысленным, с другой - а что делать, если в 2019 году под «разгромовским» значком удалось выпустить несколько релизов, которые в любом случае оказались бы в персональной жёсткой ротации? Вообще, с точки зрения именно качества релизов, как кажется, 2019 стал лучшим годом в карьере Razgrom Music - по крайней мере, внутренняя удовлетворённость от проделанной работы есть.
Распределение же «призовых мест» обычно становится занятием на грани профанации, тем не менее, в этот раз сразу же удалось написать на бумажке перечень из 25 наиболее запомнившихся релизов, а уже потом, методом постепенного вычеркивания, соблюсти хоть какую-то логику в конфигурации итогового списка. (С которым можно ознакомиться внутри новости).
01. AGENT SIDE GRINDER – “A/X” (Progress Productions)
Регенерация (а, точнее, трансформация) AGENT SIDE GRINDER феноменальна - сложно сходу вспомнить примеры, когда после ухода трёх из пяти участников (включая фронтмена), группа не только не утратила боеспособность, но и, в какой-то степени, приумножила бы ее. Если сравнивать “A/X” с предыдущими работами ASG, то может показаться, что звучит альбом просто другой группы и, по сути, это так и есть: AGENT SIDE GRINDER 2.0 отказались от амбиций героев рок-н-ролла, полностью переключившись на электронный саунд, предварительно до предела его «заморозив». Такой низкой температуры и высокого уровня мелодизма могут достигать только группы из Скандинавии – у COVENANT появились серьезные конкуренты. Или, скорее, соратники.
02. BOY HARSHER – “Careful” (Nude Club Records)
У поколения зумеров-миллениалов должны были появится свои супер-герои - даже в музыкальном андеграунде и даже на электронной сцене. BOY HARSHER - одни из них. За пять лет - от дебютного альбома и старательных попыток обжиться среди сонмища себе подобных coldwave/techno проектов, до масштабных туров по Штатам и Европе и звания одной из главных групп современной дарк-хипста сцены. “Careful” весьма наглядно и убедительно демонстрирует, что же это такое: актуальный пост-EBM 21 века с внешностью Аллы Пугачевой. А заодно darkwave и industrial. Молодежная эклектика – штука беспощадная.
03. CRYO – “The Fall Of Man” (Progress Productions / Razgrom Music)
Вероятно, такая атмосферная, отрешённая и бесконечно угрюмая электронная музыка с нотками отчаяния и паранойи сегодня кажется излишне старомодной - ну и пусть. В конце концов, ни автора, который ее сочинял (Мартин Рудефельд - если кто-то забыл), ни людей, которым она предназначается, назвать юнцами никак не получится. Эталонно сконструированный и монументальный electro-industrial с горьковатым привкусом разочарования и тотального эмоционального опустошения - тут отдельного внимания заслуживают ещё и тексты песен (что для данной музыки случай редчайший). И если брать в расчёт именно количество прослушиваний, то как раз “The Fall Of Man” получает персональный приз от Razgrom Music в данной номинации.
04. FIX8:SED8 – “Warning Signs” (Dependent)
Вот уж кому точно пошёл на пользу контракт с Dependent, так это проекту долговязого немца Мартина Сейна aka FIX8:SED8. Это название уже много лет было прекрасно известно всем фэнам аутентичного и среднетемпового dark electro с шизоидными наклонностями, другое дело, что количество поклонников такого рода музыки строго ограниченно. Однако, как выяснилось, даже не выходя за рамки узкоспециализированной концепции можно добиться ощутимого творческого прогресса, оказаться в лайн-апах основных жанровых фестивалей и удостоиться звания «SKINNY PUPPY нашего времени».
05. KONTRAVOID – “Too Deep” (Fleisch)
Этот чувак в белой маске привлёк к себе внимание ещё дебютным альбом, датированным далеким 2012 годом, но с тех пор о KONTRAVOID было мало что слышно. Тем удивительнее потрясающее возвращение в форму и убойный техно-индустриальный саунд “Too Deep”, который по итогам прошлого года угодил в самые разнообразные рейтинги и хит-парады. И есть за что - по сути, в лице KONTRAVOID мы имеем эдакий DIVE нового поколения, причём, схожесть тут не столько музыкальная, сколько ментальная и идеологическая. Честная, колючая и весьма бодрящая электронная музыка. Одно жаль - релиз получился просто до неприличия коротким. Впрочем, сейчас тоже так модно.
06. FRONT LINE ASSEMBLY – “Wake Up The Coma” (Metropolis)
Пожалуй, первый релиз «великого Билла» (и группы прилагающихся товарищей), который попал в итоговый список года не только по объективным причинам (коих, все-таки, все ещё предостаточно), но, в том числе, в силу инерции и учитывая «выслугу лет». «Wake Up The Coma» все-также демонстрирует невероятные скиллы канадского проекта в деле изготовления «комплексного» electro-industrial, но парадокс заключается в том, что в сегодня подобная «сложносочлененная» музыка находится несколько на периферии музыкальных трендов, да и сам релиз получился слишком предсказуемым, словно высокобюджетный голливудский сиквел.
Второго альбома от канадских адептов классического electro-industrial Chris Peterson & Craig Josef Huxtable пришлось ждать четыре года, и не зря - слега изменив название на OHMelectronic и разумно утяжелив саунд, ветераны записали один лучших «жанровых» релизов последнего времени. Такая ядовито-психоделичная, многослойная и, вместе с тем, злая и импульсивная музыка сейчас в большом дефиците и если бы не слегка «куций» хронометраж релиза, который больше уместен для продолжительной «епишки», “OHMelectronic” вполне мог бы конкурировать с новым опусом FLA на звание «лучший electro-industrial альбом года».
Кажется, совсем недавно приходилось видеть этих девочек на малюсенькой сцене на локальном фестивале в Стокгольме, а теперь они «докатились» уже до Amphi. Вообще то, проект заявлял о собственном распаде пару лет назад, но, видимо, здравый смысл и вполне понятные меркантильные соображения все-таки возобладали, и французские барышни решили не пилить сук, на котором комфортно восседать можно ещё очень долго. На “Infrarouge” типичный для группы упадническо-слезливый coldwave соседствует с вполне себе бодреньким synth-pop, что делает пластинку легко усвояемой и универсальной. Ну и печальный, но чувственный, вокал Амадин покоряет своим мелодраматизмом даже чёрствую аудиторию дарк-сцены.
09. RAMMSTEIN – “Rammstein” (Universal)
В приличных домах нынче подобную музыку не жалуют - мало кто может простить RAMMSTEIN их планетарной популярности, а заодно и обязательного соседа по лестничной площадке в нестиранной майке с логотипом группы (часто волосатого и не вполне трезвого). Тем не менее, именно RAMMSTEIN являются главным продуктом дарк-сцены, который она смогла экспортировать в мировой музыкальный мейнстрим за все время своего существования. Этот «белый альбом» звучит очень свежо, не перегружен гитарами, излишней агрессией и, как всегда, имеет двойное, а то и тройное дно. Слушать RAMMSTEIN все ещё не стыдно - в отличии от подавляющего большинства других германских NDH-групп.
Эпопея с выходом дебютного релиза этого очередного сайд-проекта Дэниела Майера длилась четыре года и, казалось, уже не закончиться никогда. На сей раз один из самых уважаемых и креативных музыкантов сцены решил сосредоточиться на написании актуального и весьма востребованного сегодня dark techno / EBM и, надо ли говорить, что финальный результат получился более чем достойным? А уж упоминать о том, что издание «физической» CD-версии на Razgrom Music cтало стало настоящим прорывом для лейбла и одним из самых значимых событий в его недолгой истории и вовсе незачем. Всем, кто «в теме», это и так ясно.
11. BRAGOLIN VS ADAM TRISTAR – “Let Out The Noise Inside” (Young And Cold Records)
Субтильный отрок и простоволосая девушка из Нидерландов играют, разумеется, молодёжно-легковесную музычку на стыке post-punk / coldwave / synth-goth и неизменно выглядят какими-то рассеяными и потерянными. Одним словом, налёт инфантилизма свойственен BRAGOLIN на постоянной основе, являясь определённым шармом проекта - как и нарочитая простота и незатейливая мелодичность их музыки. Актуальный же альбом записан совместно с электронных дел мастером ADAM TRISTAR, а потому может быть небезынтересен и synth-pop аудитории.
12. TRUST – “Destroyer” Part One / Part Two” (Grouch)
Ещё один скрипкоголосый indie-electro проект, коих сейчас хоть отбавляй - конкуренция большая везде, в том числе, и на electro-pop сцене, поэтому с тембрами, интонациями и формой подачи каждый изголяется как может. Этот господин из Канады уже давно находился в поле зрения фэнов соответствующего жанра, а в 2019 году TRUST и вовсе совершил качественный скачок, выстрелив дуплетом из сразу двух альбомов. Вокал и сама музыка, конечно, на любителя, но некоторые песни способны прямо-таки пронзить душу особенно чувствительного слушателя.
13. MR.KITTY – “Ephemeral” (Negative Gain Productions)
К идиотичности названия этого проекта американского гражданина по имени Форрест привыкнуть и правда непросто, но шаг за шагом, год за годом, MR.KITTY настойчиво стучался в двери «вышей лиги» synth-сцены - и вот, ему почти открыли. Будучи уже довольно давно известным персонажем в пределах юношеской dark-hipsta тусовки, после выхода “Ephemeral” MR.KITTY, наконец, привлёк внимание куда более чопорной и традиционалистски настроенной electro-pop аудитории. Одна беда - перегруженный песенным материалом двойной альбом порой кажется несколько тяжеловесной и утомительной затеей. Чувство меры Форресту явно изменило.
14. TORUL – “Hikikomori” (Infacted Recordings)
Проект Торула Торулссона обрёл национальный статус, оказавшись в числе самых известных групп Словении, уступая лишь сами знаете кому (если нет - то LAIBACH) и скоро отправиться в совместный тур с COVENANT. Но что там масштабы крошечного балканского государства? Возможно, проект лучший в жанре во всей Восточной Европе...На «Hikikomori» стало чуть больше традиционного synth-pop и чуть меньше экспериментов, нежели раньше, что сделало музыку группы более предсказуемой, но и гораздо более понятной для широкой аудитории. Остаётся лишь надеется, что такой подход позволит TORUL выйти на новый уровень популярности, хотя без прежней «угловатости» саунда немного скучно.
FREUNDE DER TECHNIK был задуман участниками PATENBRIGADE:WOLFF чуть ли не шутки ради, да и излишне амбициозным релизом “Maximal Minimal” тоже не назовёшь, но иногда такие ни к чему не обязывающие штуки оказываются убедительнее многих пластинок, сделанных на сложных «щщах». Вышедший в прошлом же году полноформатный релиз P:W тоже, впрочем, получился довольно удачным, но в этом условном противостоянии субъективную пальму первенства хочется водрузить именно на FDT. Басовитый, энергичный и очень искренний трибьют Берлину, старым-добрым денькам ГДР и вообще всей «прогрессивной немецкой общественности». Танцевальное германское электро, как оно есть.
16. SPARK! – “Chaos!” (Progress Productions)
SPARK! делают именно то, что и должны: продолжают, углубляют, увеличивают, набирают обороты. После того как Кристен Хермандссон окончательно занял место фронтмена, а весь этот цирковой антураж стал настоящим торговым брэндом группы, нужно было обязательно записать ещё один крепкий альбом, который бы закрепил успех этого шведского проекта на EBM (и не только) сцене. И «Chaos», конечно же, получился вовсе не хаотичным, а как раз наоборот - структурированным, энергичным и строго песенноориентированным. Наверное, сейчас одна из самых успешных в коммерческом плане групп из ростера Progress Productions.
17. COVENANT – “Fieldworks Exkursion” EP (Dependent)
С Эскилом Симонссоном и его товарищами по COVENANT случилась традиционная для многих музыкантов, творческий стаж которых насчитывает уже не одно десятилетие, история: их понесло в дебри экспериментального фристайла и прочего «чистого искусства». Процесс явно обозначился ещё на “The Blinding Dark”, а на этом мини-альбоме приобрел ярко выраженную форму – саунд релиза плавает в диапазоне от noise-ambient до ritual-industrial, вокалы Эскила скорее находятся в области сбивчивых речитативов и мелодекламаций, нежели более привычных для future-pop баритоновых рулад . Слушается весь этот «компот», тем не менее, органично и свежо, главное же для COVENANT здесь - чрезмерно не увлекаться. А то существует риск погрязнуть в эдаких дебрях навсегда.
Сложно сказать, отчего этот релиз прошёл почти незамеченным: то ли лирика на шведском отпугнула, то ли сама музыка (хотя это вполне себе мелодичный и песенно-ориентированный synth-pop) многим показалась излишне старомодной и вялой. Между тем, участниками проекта являются фронтмен Кристен Лундберг из некогда популярных UNIVERSAL POPLAB и клавишник метал-формации DARK TRANQUILLITY (!!) Мартин Брандстрем, что уже само по себе весьма любопытно. На выходе получился чрезвычайно скандинавский по духу музыкальный продукт, меланхоличный, ладно спродюссированный и сладкоголосый. Но с извечной бедой многих современных релизов - коротким хронометражем.
19. 6TH CIRCLE – “The Third Estate” (Sentinent Ruin Laboratories)
Безвестный доселе и, конечно же, американский проект (в Штатах сейчас настоящий ренессанс подобного рода музыки) играющий сырой и злобный electro-industrial со звериным оскалом. Технически наивно, зато весьма эмоционально, стилистически выверено, временами мелодично (!!) и очень искренне.
20. BODY OF LIGHT – “Time To Kill” (Dais Records)
Если иметь ввиду название лейбла, на котором подписаны BODY OF LIGHT и изучить чудесные фотокарточки участников проекта, легко предположить, что эти ребята из когорты ультрамодных ретро-нердов, навечно застрявших в восьмидесятых. И, удивительное дело - предположение окажется на 100% верным! Подобных проектов, эксплуатирующих тему «доцифровой эры» с ее неоновыми вывесками и широкими рубашками, непременно заправленными в штаны, сейчас пруд пруди, и почти все они играют олдскульный synth-pop, но BODY OF LIGHT смогли выделиться тем, что на их альбоме можно обнаружить несколько очень крутых хитов, да и у остальных песен мелодии плюс-минус прилипчивые. А это уже достижение.
21. 3TEETH – “Metawar” (Century Media)
Эта группа из Лос-Анджелеса всегда балансировала между Metal и Electro сценами, причём, являясь одной из немногих, у кого это получалось действительно удачно. Дело-то сложное! “Metawar” вышел и вовсе на Century Media, что, как бы, должно намекать на окончательный выбор в пользу метал-аудитории и соответствующее смещение акцентов, но нет: имеем все тот же ворчливый и тяжеловесный кроссовер, не шибко оригинальный, но, тем не менее, приятный уху - особенно, в силу объективного дефицита подобной музыки сегодня.
22. NORTHERN LITE – “Evolution” (Una Music)
Наверное, лучшие времена этого проекта остались в прошлом - хотя, кто знает? Когда-то NORTHERN LITE забирались почти в международный поп-рок мейнстрим, потом снова ушли в нишевый electro-pop андеграунд, где, похоже, неплохо себя чувствуют. Альбомы у них сыпятся как из рога изобилия, и «Evolution» тут не хуже и не лучше своих предшественников, но безошибочно идентифицируемый вокал Андреаса Кубата и изящная музыка на стыке synth-pop и techno все ещё способны вызывать к меланхоличным работам группы искреннюю симпатию.
23. SHE PAST AWAY – “Disko Anksiyete” (Fabrika Records)
В своё время эти турки произвели столько шума, что только сделали хуже себе же самим - теперь от них постоянно ждут работ уровня "Narin Yalnızlık" и рассматривают в качестве потенциальной супер-группы современности. Почему-то кажется, что столь амбициозная задача им вряд ли по силам, а вот просто выпускать неплохие релизы они-таки смогут. При стандартной для группы пасмурно-бубнящей атмосфере «тотальной готики», на “Disko Anksiyete” акценты смещены в сторону более электронного и минималистичного саунда и сложно сказать, пошло это SPA на пользу или же, напротив, во вред. Время покажет.
24. AMNISTIA – “Black Halo” (9XO Media)
Стоит признаться честно – после тестового прослушивания “Black Halo”, мысль о включении этого релиза в топ года даже не возникла, более того, показалось, что это вообще не лучший альбом группы. Однако, то ли под воздействием методичной ротации, то ли просто по причине давней симпатии к музыке AMN, к этому по-немецки каллиграфически скроенному body-wave (слишком тяжело для synth-pop - чересчур попсово для electro-industrial) для приходилось возвращаться вновь и вновь. Ну а настоящий прорыв последовал после выступления AMNISTIA здесь, в Волгограде – так что можно считать, что это наиболее субъективно-почитаемый релиз во всем списке. Концертный промоушен решает!
25. A PROJECTION – “Section” (Metropolis)
Иногда хочется вдарить ну вот прямо по готике, по пост-панку тому же. Или сразу по обоим направлениям... Это когда устаешь от электричества бесконечного и шума индустриального. Для такого дела шведская группа A PPROJECTION подходит как нельзя лучше, тем более, актуальный альбом “Section” получился каноническим по саунду и общей подаче - аллюзий тут сразу масса: THE SISTERS OF MERCY, JOY DIVISION, BAUHAUS, THE CURE. Ну и без щепотки new wave, понятно, не обошлось. Вообще, ребята прогрессируют очень быстро – вот уже и на Metropolis оказались.