Вроде бы, нельзя утверждать, что 2014 год был особенно богат на удачные или, тем более, выдающиеся релизы - с другой стороны, при более пристальном изучении пластинок, вышедших за отчетный период времени, можно обнаружить весьма любопытные и качественные работы. Разумеется, на сугубо субъективный взгляд… Да и о какой объективности вообще можно говорить, если Razgrom Music проект полностью авторский? Ну а раз так – вот не традиционная «десятка» даже, а целая «двадцадка» лучших релизов 2014 года по версии нашего ресурса. И даже с комментариями…
01 LAIBACH – «Spectre» (Mute).
Под маркой LAIBACH давно уже функционирует целый конгломерат постоянно ротируемых словенских музыкантов, и только Милан Фрас в прожженной многими боями буденновке, служит единственным связующим звеном между прошлым и настоящим проекта. Для группы с почти тридцатипятилетней историей настоящее у LAIBACH складывается на удивление радужное - их «Spectre» может считаться одним из лучших альбомов за всю карьеру, а, учитывая степень актуальности и остроту затягиваемых тем, так и вовсе может претендовать на звание официального саундтрека 2014 года. Впрочем, и с сугубо музыкальной точки зрения релиз получился крайне любопытным и очень свежо звучащим. Ехидный индустриальный декаданс 21 века - «Еurope is falling apart!»
02 FRONT LINE ASSEMBLY – «Echoes» (Metropolis)
Понятное дело, что не номерной альбом это вовсе, а всего лишь ремиксовый. Хотя абсолютно новые треки тоже присутствуют, и они чудо как хороши. Но список рекрутированных ремикшеров и качество проделанной ими работы тоже ведь не подкачали - хотя по поводу последнего утверждения порой можно встретить в сети определенный скепсис. Но для такой глыбы как FLA подобные нападки - что об стенку горох. Как сидели они на самом пике электро-индустриальной пирамиды, так и сидят, да еще и ножками беззаботно болтают. И вряд ли туда к ним вскарабкаться в обозримом будущем кто-то способен.
Включать в итоговый топ-года альбом, изданный на собственном лейбле, наверное, не очень то умно и этично. Но «Retropia» заставила наплевать на условности - игнорировать один из лучших релизов года в вымирающем жанре классического intelligence electro-industrial только из-за «кумовских» связей было бы еще большей глупостью. Зрелая и изысканная работа на «все времена» у которой, однако, есть риск остаться несколько недооцененной из-за наивной «вне-партийности» и «вне-блоковости».
04 KELUAR – «Keluar» (Desire Records)
Суровая, но харизматичная девушка Зое (еx-LINEA ASPERA) и долговязый Сид Ламар (основной проект коего - SCHWEFELGELB) дарк-хипстеры безукоризненные - хоть картину пиши. Музыку играют столь же идеально стилистически выверенную: скупой на эмоции cold wave, но не бубняще-занудный (как у многих прочих), а вполне себе энергичный и очень осмысленный. Можно сказать – лидеры жанра. На этом релизе собраны в одном флаконе все ранее выпущенные «епишки» и несколько эксклюзивных треков – полная ретроспектива непродолжительной карьеры.
05 COMBICHRIST – «We Love You» (Out Of Line / Metropolis)
Старательно пытающийся выглядеть брутальным монстром Энди Ла Плега, на самом то деле - милейший парень и светлая голова. И сколько бы он не пытался маскировать коммерческой выгоды ради свое детище под густым слоем разнообразных американизмов (гитары, грим, татуировки, истошные вокалы и тд.), но норвежские уши все равно торчат почти из каждого трека COMBICHRIST. Следовательно: шумно - но мелодично, агрессивно - но с чувством стиля. От так называемого TBM не осталось и следа – перезагрузка проекта удалась.
06 BINARY PARK – «Singularity» (Infacted Recordings).
Эта пластинка, конечно, на любителя. И, кажется, для определенного возраста и соответствующего ему мироощущения. Задумчивой рефлексии? Разочарования и потери юношеских надежд? Сложно сказать чего здесь больше - минорного synth-pop или чрезмерно замороченного electro-industrial, но, в конечном итоге, получился очень «долгоиграющий» релиз, с двойным или даже тройным дном. Да и записан альбом просто шикарно.
07 IRIS – «Radiant» (Dependent)
Записать альбом «обыкновенного» synth-pop и не впасть при этом в жуткую банальщину или инфантильный идиотизм, в начале 21 века чрезвычайно сложно. Но пока еще можно - достаточно хотя бы ознакомиться с айрисовским «Radiant». Да, не лучшая их работа - но у остальных то еще хуже получается. И настроение тут правильное - взрослое такое, меланхоличное.
08 3 TEETH - “3 Teeth” (Artoffact)
Еще одни из этих: бородатых, в узких штанах, новомодных. И, конечно, из США - там сейчас на удивление бодро обстоит дело с дерзкими новичками на индустриальной сцене. Однако эти субтильные хлюпики играют совершенно не вяжущуюся с их внешним видом зверскую и злую музыку, которую некоторые несознательные слушатели могут назвать чуть ли не «миталлом». Но, конечно, зря. Тут, скорее, можно говорить о достойных продолжателях дела SKINNY PUPPY, UNIT 187, MINISTRY и иже с ними.
09 OIL 10 – «Modularium» (Funkwelten)
Француз давно отошел от минимализма и экспериментаторства своих ранних работ и записывает ныне музыку, которая идеально подошла бы для озвучивания советских научно-фантастических фильмов об освоении космоса. Ненавязчивая, имеющая осмысленную мелодическую и стилистическую форму электронная музыка, без малейших претензий, при этом очень уютная, и с «душой». У нас этот проект любили всегда.
10 HIGH-FUNCTIONING FLESH – «A Unity of Miseries - A Misery of Unities» (DKA Records)
Сами участники этого юного американского коллектива, отчего то считают, что играют electro-punk - но здорово заблуждаются. Точнее, недоговаривают. Кажется, что в этих ребят вселился дух ранних PORTION CONTROL, да и призрак NITZER EBB образца восьмидесятых годов прошлого века где-то рядом тоже витает. При этом - все очень актуально, новомодно, свежо. Альбом издан только на виниле. Диапазон потенциальных слушателей - от хипстеров до качков с Electric Tremor. Уникальный случай.
11 SONAR – «Shadow Dancers» (Sleepless Records Berlin)
Дирк Ивенс (THE KLINIK, DIVE, ABSOLUTE BODY CONTROL) в рамках своего проекта SONAR записывает сугубо инструментальную музыку - стоит ли уточнять, какую именно? Шумную, агрессивную, грохочущую и вязкую как застывшая солярка. Можно ли под это танцевать? Пожалуй, у кого-то и получится. Подойдет ли она для более камерных условий? Запросто - если вы разделяете приверженность к специфической «музыкальной философии» бельгийского ветерана, которой он верен во всех своих проектах. Для всех остальных работы SONAR, вполне возможно, могут показаться лишь невыносимой и зубодробительной какофонией.
12 MONOLITH – «Crashed» (Hands Productions)
Ровно то же самое, о чем было упомянуто в отношении альбома SONAR, можно применить и к MONOLITH - тем более что Эрик Ван Вондерхейм и Дирк Ивенс являются старыми друзьями-однополчанами. Однако, индустриальное громыхалово от MONOLITH зиждется скорее не на ритмик-нойзе, а на холодном и решительном хард-техно. Что, в общем, и не удивительно, учитывая глубокую вовлеченность Эрика в жизнь берлинского электронного андеграунда.
Еще один релиз с Razgrom Music, который оказался бы в этом списке, если бы он был издан где угодно - хоть на Шансон Рекордс. Есть четкое ощущение того, что эта норвежская группа занимает совершенно не свое место в мировой табели о рангах классического synth-pop - впрочем, у них еще есть время для того, что бы изменить данное положение вещей. И новый альбом тому подспорье - после «Bullets & Desert Blooms» о ELECTRO SPECTRE, наконец, всерьез заговорили в Германии. Лед тронулся!
14 AMNISTIA - “Anti#Versus” (Scanner)
Ребята из Лейпцига идут тяжелой дорогой, раз за разом пытаясь записывать альбомы в эксклюзивном жанре «типичный немецкий EBM с человеческим лицом». В том смысле, что типичного немецкого ебиема на свете ой как много, но физиономия у него частенько довольно бестолковая. AMN всегда пытались привнести интеллекта в эту не замутненную чрезмерной рефлексией музыку, при этом стараясь не оттолкнуть и приверженцев «традиционных EBM-ценностей». И не прогибаются под суровые реалии коммерческой шварц-сцены вот уже четвертый альбом подряд.
15 GABI DELGADO – «I» (Golden Core)
Пожилой экс-фронтмен легендарных DAF записал сольную пластинку в 2014 году, материал которой менее всего способствует тому, что бы автора сего опуса можно было сочувственно (или, тем более, пренебрежительно) назвать «пенсионером». Напротив - минималистичное и холодное, в меру ударно-танцевальное techno-EBM звучит весьма цепко и актуально для сегодняшнего дня.
16 BLACK LUNG – «The Great Golden Goal» (Ant-Zen)
Эксцентричный Дэвид Трассел легко может отчубучить всякое: от блюзовых наигрышей до ломаного-переломанного IDM. Тем более, в рамках BLACK LUNG, где, в отличии от SNOG, можно не заморачиваться с песенной формой. Оттого все альбомы BLACK LUNG такие разные, но этот - один из лучших. Австралиец на стал изощряться и пугать слушателя громоздкими саунд-конструкциями, а записал альбом в меру мелодичной, и в меру же безумной электронной музыки, который легко слушается, и запоминается надолго.
17 YOUTH CODE – «An Overture» (Dais Records)
Считается, что YOUTH CODE ныне одна из ведущих групп молодежного «ревайвла» в энергичной индустриальной музыке. Эдакий пост-EBM, что ли. И словечко «пост» в данном случае, словно опознавательный знак свой-чужой, без которого в хипстеры не запишут и медалью не наградят. Группа пытается звучать максимально агрессивно и сыро, голосистая девка на вокале легко может переорать иного мужика – что уже само по себе оригинально и ново. Пока, по крайней мере. Но вот такой пустячной вещи, как написание хороших песен, коллективу следует еще поучиться.
18 VA – «Frost» Vol.2 (Basic Unit Productions)
Миссионерско - просветительская деятельность музыкантов HAUJOBB, направленная на принудительное внедрение в неподатливые ряды «темной сцены» такого, в общем-то, диковинного и даже чуждого для нее музыкального направления как cold techno, продолжается. С нулевым, как кажется, результатом - но тут дело в удовольствии от самого процесса… Дэниел и Деян сколотили вокруг себя крепкую группу единомышленников, и на второй серии тематического сборника лаконично и убедительно изложили свое видение этого столь нелюбимого фэнами «комплексного индустриального саунда» жанра.
19 DEPRESSIVE DISORDER - “Sep7em” (Monopol).
Этих чешских товарищей повсеместно принято хватить, особенно в наших широтах. Прежде всего, за истовость в эмоциях, мужеский напор и планомерное следование верным курсом партии адептов «электро-индастриала без компромиссов». И правда - за это похвалить стоит. А то потом случая может и не представится, ибо дарк-хипстерский «майдан» сегодня словно цунами смывает подобные дремуче-ватниковские проекты в небытие.
20 AND ONE – Trilogy 1 («Magnet» + «Propeller» + «Achtung 80») (Deutschmaschine Schallplatten)
Ну, вы понимаете. Преподавали же на уроках истории, что есть два пути ведения хозяйства: интенсивный и экстенсивный. Будучи не в силах подвергнуть свой проект радикальной модернизации (или хотя бы минимальному апгрейду) Стив Нагави неожиданно решил сделать ставку на второй путь. Итог данной затеи получился довольно противоречивым – не качеством, так количеством, подавить сопротивление слушателя худо-бедно удалось. За «Propeller» спасибо, за остальное - весьма выборочно.