ЛУЧШИЕ РЕЛИЗЫ 2021 ГОДА ПО ВЕРСИИ RAZGROM MUSIC: TOP-16
02 января 2022
Определение списка «лучших релизов года» все еще остается довольно нудной и трудоемкой задачей, которая, однако, в последнее время несколько упростилась в результате строго выработанной методики ее решения. Изначально понятно, что никаких «лучших» нет и быть не может, а делается вот что: методом свободной ассоциации, максимально быстро, набрасывается список из релизов, которые пришли на ум в первую очередь. Значит, именно они произвели впечатление, запомнились и «записались на корочке». О них и пойдет речь. Пусть их будет, скажем, шестнадцать – что бы из обложек можно было составить красивый и правильный квадрат. И просто в алфавитном порядке – расставлять по местам это уже чистое изуверство.
И всякий раз жаль, что нельзя ничего «накинуть» из ростера, собственно, Razgrom Music, потому что в прошлом году и на собственном лейбле было несколько пластинок, которые вошли бы этот список, будь они выпущены хоть где угодно. Но вопрос этики – ничего не поделаешь.
ABSOLUTE BODY CONTROL – “A New Dawn” (Mecanica)
Не дотянуть до полноценного альбома, а ограничиться лишь куцым огрызком, становиться трендом - и иногда это злит. Впрочем, считается, что в подобном формате музыка воспринимается даже лучше - и кто мы такие, что бы тут спорить? Так что и этому минимал-релизу от minimal-electro проекта ABC стоит порадоваться, тем более, что все нужные детали на месте и работают слаженно. Да и вообще, редкий релиз от Дирка Ивенса не попадает в итоговый топ Razgrom Music - это уже нужно принять как данность.
ACTORS – “Acts Of Worship” (Artoffact)
Сразу надо оговориться, что своему успеху нынче весьма востребованные канадцы ACTORS обязаны не только (а, может, и не столько) студийный работам, но и весьма эффектным концертным выступлениям - они им, действительно, удаются. Возможно, если бы не пришлось в свое время побывать на некоторых из них, то и общее восприятие второго альбома было бы иным, но будьте уверены: эти иногда кажущиеся «малокровными» треки на стыке манерного new wave и гитарного post-punk способны очень мощно работать «в живую». И ещё надо отдать должное лейблу Artoffact, который становиться просто домом родным для подобных кроссжанровых гибридов.
BLACK PLASTIC – “Club Grotesque” (Cleopatra Records)
Очередной электронный проект из Канады, который попал в зону внимания просто в результате хаотичного интернет-серфа (от которого уже как-то начинаешь отвыкать). Жирное бас-электро на очень хорошем звуке с утробно-самодовольными вокалами и невольными ассоциациями с YELLO, которые решили поиграть в new beat и отправиться исследовать более мрачные музыкальные территории. Одно из главных открытий года, как ни крути.
COLD CAVE – “Fate In Seven Lessons” (Heatworm Press)
Строго говоря, это опять мини-альбом, лонгплеев американский dark-new-wave / synth-pop проект давно и принципиально не выпускает. Будучи формацией весьма известной и принадлежащей не столько дарк, сколько инди-сцене, COLD CAVE обычно оставались на периферии личных музыкальных предпочтений и, вероятно, зря. При отсутствии прямых музыкальных аналогий некое ментальное и, - сколь бы не было это одиозным данное определение - духовное, родство с классическими релизами THE CURE отчего то кажется очень явным, хотя звук у COLD CAVE куда как более электронный. Из семи песен штуки три-четыре – безусловные хиты.
FIX8:SED8 – “The Inevitable Relapse” (Dependent)
Липкий как сантехнический скотч и вязкий как солидол, электро-индустриальный саунд этого немецкого проекта может как сильно нравиться, так и изрядно раздражать - приходилось сталкиваться с обеими реакциями, каждая из которых является, в общем, закономерной. Но сейчас FIX8:SED8 объективно является лидером германского «аутентичного dark electro», со всей его трогательной предсказуемостью и тяжеловесно-слоновьей поступью.
FULL CONTACT 69 – “Infected Cerebral Trigger” (Planet 69)
Упоминание очередного опуса наших друзей из Германии достаточного рутинно, как, в общем, довольно рутинен и предсказуем музыкальный материал их нового альбома: так было, есть, и, вероятно, будет. Но, видите ли, утолять личный голод по каноническому electro-industrial как-то нужно, а те же FLA таковой контент сегодня генерировать, наверное, если и могут, но уже категорически не хотят. А лучше чем FC69 отправить в такое ностальгическое путешествие своего слушателя, сейчас мало кто умеет.
Название этого шведского коллектива, может быть, трудно произнести, зато очень легко уразуметь, что же за музыку он играет: тут самый обычный и энергичный, порубленный на геометрически правильные ломтики EBM, да ещё и с вокалами на национальном языке. Чем же он хорош? Да все тем же: могут шведские группы записывать такую музыку своеобычно и ярко - могут и все тут. В отличие от бесчисленных тевтонских коллег, здесь тебе и мелодии, легкость изложения и даже определённые изящество и изобретательность имеются (в рамках стиля, конечно). Словом, аналогии со SPARK! возможны, но не обязательны.
NOISE UNIT – “Deviator” (Artoffact)
После весьма неочевидного альбома FLA новая работа NOISE UNIT ожидались с некоторым опасением, да чего уж там - откровенным скепсисом. Может быть, оттого и вызвала к себе куда как больше итоговых симпатий - от низких ожиданий легко отталкиваться. Вполне себе современно и свежо звучащая пластинка, с внятно сформулированной музыкальной концепцией, которая после разваливающегося на куски “Mechanical Soul” выглядит электро-индустриальным монолитом на гранитном постаменте.
PANKOW – “Never Trust A White Man” (Contempo Records)
Черт его знает почему, но PANKOW всегда нравились и обычно надолго задерживались в личных плей-листах, хотя проект и правда странный. Даже какой-то малахольный. Но их шумному EBM с оруще-панковскими замашками, густо замешанному на неврозах и социальных прокламациях, в общем-то, веришь. Да и как PANKOW и не быть панками? Хотя бы немного и в душе.
PLOHO – “Фантомные Чувства” (Artoffact)
Ну конечно же, этот альбом от россиян PLOHO ни в коей мере не может считаться какой-то там умопомрачительной работой - это всего лишь старательно выведенный post-punk, с текстами на родном языке, по смысловой нагрузке опасно балансирующих на самой грани бездны, за которой начинается душная чернуха того самого «русского рока». Однако проект очень удачно оказался в нужное время и в нужном месте, угодил в яблочко самых актуальных ныне трендов дарк-сцены и вполне заслуженно прописался на Aroffact. В конце концов, не только же туркам да грекам тащить на себе воз лидеров жанра. «Красная Машина» - вперёд!
RHYS FULBER – “Brutal Nature” (FR Recordings)
Тут утаивать нечего – над целесообразностью упоминания данного релиза пришлось размышлять больше всего, да и оказался он извлечен из глубин подсознания (см. методологию написания списка) одним из последних. Однако этот соло-альбом Rhys Fulber из FLA, действительно, получился лучшим в его пока не очень богатой дискографии, баланс между индустриальным techno, EBM и атмосферным ambient-electro выдержан весьма умело и, вполне возможно, своему обновленному саунду NOISE UNIT обязаны тоже именно ему.
SABLED SUN – “2149” (Cryo Chamber)
По большому счету, совершенно случайно угодивший в плеер альбом этого «ответвления» от ATRIUM CARCERI задержался там на удивление долго, ибо в отличии от замогильного dark ambient основного проекта, в рамках SABLED SUN Simon Heath записывает масштабные саундтреки для несуществующих научно-фантастических фильмов с прочувствованной и ладно выдержанной sci-fi атмосферой. До «Bladerunner» ещё очень далеко, но, в целом, направление верное и похвальное.
STURM CAFÉ – “Fernes Land” (SCR)
Этот шведский проект наглядный (но редкий) пример того, как можно записывать оригинальную, неглупую и успешную в рамках жанра музыку буквально из бита и палок - читай, самых банальных и примитивных музыкальных ингредиентов. Ну и, конечно, самоирония - редчайшее качество для EBM-сцены - тут тоже играет немаловажную роль. Распевные вокалы на псевдо-немецком всегда придавали STURM CAFE провокативной двусмысленности, ну а способность к сочинению хитовых мелодий у скандинавов какая-то даже сверхъестественная.
ULTRA SUNN – “Night Is Mine / Body Electric” (Cold Transmission Music)
А вот этот релиз (компиляция из двух «епишек», но тянет на полноценный альбом) точно бы попал в лидирующую тройку, если бы все же пришлось поднапрячься и ее определить. Появившийся словно из ниоткуда бельгийский проект ULTRA SUNN неожиданно впечатлил своим острым и злободневным саундом, который на стыке всего сразу: synth-pop, EBM, techno, coldwave – все тут. Никакая эклектика сама по себе ничего не гарантирует, однако тут все упомянутые составляющие работают органично и слаженно. Удивительно, но - все к месту, все в точку.
WINGTIPS – “Cutting Room Floor” (Artoffact)
При максимальной жанровой размытости из post-punk, synth-pop, new wave, да и обычной поп-музыки, конечный продукт у этой канадской группы получается достойный, слушабельный и модный. Андрогинное и стерильное «нечто» при более пристальном изучении оказывается весьма мелодичным и гармонично звучащим альбомом, с которым не лишним было бы ознакомиться всем поклонникам качественного electro-pop - как «отцам», так и «детям».
YOUTH CODE – “A Skeleton Key In The Doors Of Depression” (Self-Released)
А эти все надрываются: орут, вопят, истерят. Прямо душа нараспашку у группы YOUTH CODE. По идее, место для такой музыки должно остаться где-то в прекрасном прошлом, с годами же подобный громогласный вой под немудреный ритм вызывает уже не чувство эмоциональной сопричастности, а только улыбку. Но иногда все же хочется забыться и окунуться во что-нибудь эдакое, современно-молодежное - «не дать себе засохнуть». И тут этот релиз оказывается весьма кстати.
Хорошая подборка. Алексею спасибо за труд. Часть релизов из списка взял на заметку для ознакомления.
Чтобы восстановить справедливость, должен сказать, что как минимум два релиэа в 2021 году у Razgrom Music получились отменными - новый альбом Formalin 'Love & Nihilism' и отличная компиляция Patenbrigade:Wolff 'Активист'.