ФЕСТИВАЛЬ KALABALIK PA TYROLEN

 KALABALIK PA TYROLEN (ШВЕЦИЯ 2012)

 
В жаркие месяцы лета, нам, жителям Нижнего Поволжья, не привыкать проводить массу времени на лоне природы – особенно где-нибудь у воды, на пляже. Распространены также визиты на многочисленные турбазы или лагеря отдыха, которые в великом множестве имеются на левом берегу Волги – тут досуг можно себе соорганизовать еще более интенсивный и многогранный. Однако, к сожалению, музыкальное озвучивание всего этого летнего курортно-оздоровительного сезона оставляет желать много лучшего. При самом благоприятном случае можно нарваться на исступленные диджейские унца-уца-унца (диджей – парень в цветастой рубахе и с физиономией, непременно искаженной гримасой яростного позитива), в худшем – на сипло-доверительные интонации очередного исполнителя «русского шансона», щедро разносящиеся из окна автомобиля кого-нибудь из отдыхающих. Между тем, можете ли вы представить себе выступление на открытой площадке где-нибудь на Тумаке, скажем, PORTION CONTROL или JAGER 90? Чего тут гадать – наверняка не можете. Мне вот как то подобное даже в голову не приходило. А вот теперь, после познавательной поездки на  фестиваль электронной музыки KALABALIK PA TYROLEN  мои границы здорового воображения оказались весьма расширены. И оказалось, что PORTION CONTROL на турбазе, рядом с глухой деревушкой, на деревянной сцене и перед ста человеками – никакая не фантасмагория, а самая что ни на есть реальность. Правда, не Нижнего Поволжья, а Швеции.
До которой, впрочем, еще нужно было добраться.
 
ПОЕХАЛИ
 
Мы туда вдвоем. Я и жена – семейный выезд, то есть. Всеми правдами и неправдами, причитая и отплевываясь, но получили таки шведские визы. Правда, вышла одна загвоздка – виза супруги начинала действовать аккурат с 0:00 16 августа, а летели мы транзитом через Ригу, куда самолет прибывал в 22:40 по местному времени. Ситуация получилась анекдотичная и одновременно напряженная – мы прилежно выписывали пируэты перед кабинками паспортного контроля в течение часа, несколько раз картинно по очереди посещали туалетную комнату, но силы нас окончательно покинули, когда масса прибывающих пассажиров полностью рассосалась, и мы остались одни одинешеньки перед четырмя пограничниками, в восемь глаз с интересом за нашими упражнениями наблюдавшими. Не дождавшись 15 минут до полуночи, мы как Золушки-Неудачницы честно рассказали веселому латышу в зеленой фуражке о нашей проблеме, и страж рубежей бывшей советской республики полностью вошел в положение – штампы в паспорта поставил уже датированные завтрашним числом. Так что не верьте форумам в Интернете – нормальные в Латвии пограничники, русофобия нон-детектед.
Хотя по поводу русофобии – был один момент, но позже.
Пока же нам предстояло целых семь часов провести в ожидании рейса на Копенгаген, ну и грех было не выйти из аэропорта наружу, хотя многие из пассажиров московского рейса, знаю, сразу проследовали в транзитную зону и предпочли стоически ютиться на металлических лавках. Аэропорт рижский, к слову, то еще барахло. Олд-скульно советский, маленький, жутко холодный, безлюдный и темный. Да, слишком уж мрачная картина получается, а куда деваться - факт. Мы несколько часов потратили на изучение близлежащей территории, но кроме неказистого подсвеченного фонтана, каких-то недостроенных зданий и пустых автобусных остановок ничего интересного замечено не было. Дышалось, правда, бодро и полной грудью, травка везде зеленая – «на рижском взморье воздух свеж». Пару раз наткнулись на людей, которые спешили скрыться во тьме и говорили по мобильным телефонам на непривычном языке. Основательно утомившись, возвращаемся обратно в аэропорт, в качестве главного трофея от этой прогулки сохранив лишь фото на фоне дорожного указателя с перечеркнутой косой красной линией надписью RIGA. Собственно, на этом знакомство с данным населенным пунктом окончилось.
В аэропорту же – несколько часов ночного мучения. Купить ничего нельзя – во-первых, нет людей (в смысле, персонала), во-вторых, у них тут не евро, а латы и сантимы. Мы же, понятное дело, сантимов не держим. С трудом обнаружив автомат по продаже кофе, принимающий евро, радостно бросаю туда монетку, которую машина благодарно глотает, но при этом сам напиток выдать совершенно не спешит. Более того, вообще ничего не происходит – даже денежку вернуть нельзя. Обиженно поджав губы, неловко ворочаюсь на ледяной металлической лавке, из-за полузакрытых век наблюдая за перемещением по залу нашего соотечественника, огромного лысого бугая в шлепанцах и коротких шортах, с до боли знакомым выражением лица «до кого бы доебаться?». По всему периметру сидят нахохлившиеся от холода пассажиры с типично европейскими физиономиями разной степени интеллигентности. Наконец, в качестве жертвы соотечественник выбирает несчастного молодого человека с дредами, мирно примостившегося в уголке с ноутбуком. Он присаживается на корточки рядом и битых десять минут о чем-то пытается с ним разговаривать. При этом, парень по-русски явно не понимает, соотечественник, соответственно – наоборот. Слышу слова: «ну ты смотри, если какие-то проблемы тут будут сейчас у тебя – обращайся». Скорей бы уже в Копенгаген, что ли…
При прохождении предполетного досмотра я явно не нравлюсь сотруднику местной службы безопасности. Одет я «по-ебиемному» (ну там, типа милитари-стайл), говорю по-русски, при этом  у нас с Леной еще обнаруживается складной ножик, который мы просто напросто забыли сдать в багаж. Не иначе – националисты-славянофилы. Меня отводят в сторону, начинают лазать по карманам. При этом, я слышал собственными ушами как досматривавший меня господин говорил перед этим по-русски со своими коллегами. Меня же вводят в умеренную ярость его вопросы  «С какой целью прибыли в Латвию?» и особенно «Говорите ли вы по-английски?» Честно говоря, просто хотелось спросить: «Какого болта я должен с вами говорить по-английски, когда я знаю, что вы говорите по-русски, а вы знаете что я сам из России?. Устало выдавливаю: «Yes, of course». Европейцы хреновы. Впрочем, тут же вспоминаю про того самого соотечественника,  «взявшего шефство» над парнем с дредами, и бесстрастно признаю, что у местного населения все еще есть немало оснований для, скажем так, излишней подозрительности в адрес обладателей Российского паспорта.
Салон небольшого турбовинтового самолета Bombardier набивается до отказа. Помимо скучных европейцев и скандинавов тут множество значительно более оживленных и подвижных представителей Востока, щеголяющих в национальных одеяниях различных конфигураций. Связка Копенгаген – Мальме ныне настоящая Мекка для эмигрантов со всего мира. Полет короткий: спустя всего час с небольшим в иллюминаторе показались знакомые очертания шведского Мальме с громоздящимся пост-модернистнким наростом, небоскребом Turning Torso (самое высокое жилое здание Скандинавии, а до недавнего прошлого – еще и на этой широте во всем мире. Теперь первенство за нашим Екатеринбургом в данной номинации). Торчащие прямо из поверхности воды пролива Эресунд белые спички ветряков, знаменитый мост Эресундсброн, неприметные домики Каструпа – все, аэропорт Копенгагена, прилетели. После ударного железнодорожно-авиационного пробега Волгоград-Москва-Рига-Копенаген смотрим друг на друга ошалевшими глазами. Но дорога вовсе не окончена. Закусив хот-догами и кофе по традиционно бессовестными датскими ценам, отправляемся на остановку, ждать автобуса на Гетеборг. Могу похвастаться идеально спланированным в этот раз маршрутом: перемещались мы по графику и точно в срок, а главное, максимально дешево (насколько это вообще возможно). Всем путешественникам по Скандинавии\Дании рекомендую именно автобусы, которые здесь являются самым демократичным видом транспорта, оснащены сан.узлом, wi-fi и лихо мчатся по практически идеальным дорогам. Мои шведские друзья обычно недоуменно охают, когда узнают, что я предпочитаю автотранспорт всем остальным, но это в них говорит сытая развращенность обеспеченных буржуа. Нам ли, регулярно путешествующим по вдрызг разбитой автотрассе M6, страшиться какого-то плевого пятичасового автобусного переезда? Да у нас и Волгоградскую область, боюсь, за такой срок проехать не успеешь…Здесь же за это время мы пересекаем государственную границу и проезжаем сразу через несколько крупных городов – только и сиди себе в салоне, смотри в окошко, крути головой. На КПП Эресундсброна наш, практически полностью пустой автобус, останавливают шведские пограничники. Две статные высоченные блондинки в голубых рубашках, словно сошедшие с рекламных плакатов телесериала «Мост», улыбаясь, проверяют наши паспорта. «Куда едете? К друзьям? На музыкальный фестиваль? Way Out West? Круто! На кого больше хотите посмотреть – BLUR, MOGWAI?’’ Несколько сбитый с толку умопомрачительной информированностью шведских таможенниц о местной музыкальной жизни, объясняю, что следуем мы на фестиваль немного иного масштаба. Но сам факт впечатляет. Да и вообще, Way Out West прошел уже пять дней тому назад…
От Копенгагена до Мальме – как от центра Волгограда либо до Волжского, либо до Красноармейска. Здесь автобус заполняется гомонящей молодежью: то ли школьники, то ли учащиеся местных ПТУ. Дальше за стеклом мелькают пейзажи, очень напоминающие российские – ну, разве что поухоженней все, да мусора по обочинам дороги явно меньше. Вообще, юг Швеции все еще очень континентальный по своей природе и какой-то внутренней ментальности, недаром основная масса шведов всячески подтрунивает над местным разговорным диалектом, а некоторые вовсе считают, что Мальме в большей степени датский город…По мере продвижения на север вид за окном начинает медленно меняться. В памяти откуда-то всплывает выражение «заливные луга» на которых щедро представлены пасущиеся коровы. Ландшафт тоже меняется: все больше и больше скалистой породы вокруг, дорога порой буквально вгрызается в камень, следуя далее лишь по явно рукотворным тоннелям. Следующая остановка – город Хелсинборг, родина COVENANT. Населенный пункт явно не большой, компактный и уютный, но ежели бы не массивный промоушен со стороны Эскила и Компании, вряд ли его можно было бы удостоить какого то особенного внимания...Городок как городок. Портовый разве что только, вид на море шикарный открывается. «Call The Ships To Port» – ну и все такое…
Усталость тянет на дно самых сладких сновидений – остальную часть пути проводим преимущественно в тотальной отключке.
Второй по величине город Швеции, Гетеборг, появляется в поле зрения как то разрозненно и по чуть-чуть. Едешь-едешь сквозь скалы эти и леспопосадки бесконечные, потом пара указателей появляется, какие-то редкие строения и промышленные постройки, пара дорог и эстакад, машин чуть больше на дорогах становится, и вот уже – бац – центральный автовокзал. Массивных проспектов, высотных многоэтажек спальных районов и прочих непременных атрибутов полноценного мегаполиса что-то не видно…В этом городе я уже второй раз за три месяца – совсем недавно ехал через него на WGT в Лейпциг. Маршруты разгромовские неисповедимы…
Однако, погода в этот раз значительно лучше той, что была в мае, и нас, в общем, можно назвать счастливчиками – шведский климат далеко не всегда благоволит к путешественникам. Что уж говорить о местных жителях…
Допиваем оставшуюся еще с поезда бутылку минеральной воды с бесконечно далеким уже от нынешнего нашего географического положения названием «Махачкала». Вкусовое прощание с Родиной получается с кавказским акцентом. Вот, получается, мы и
 
ПРИЕХАЛИ
 
И вот уже, улыбаясь во весь рот и смешно размахивая руками, появляется наш шведский ангел-хранитель, шеф лейбла Progress Productions Торни Готтберг. Да будет славен дом его и он сам! И еще его пассия Ева, добродушная и гостеприимная шведка, столь терпимая к нашим визитам, да и, к тому же, прекрасный собеседник.
 Торни, что бы мы без тебя делали, да и не только мы, а многие другие любители «нашей музыки» из самых разных уголков света? Этот неизменно пышущий оптимизмом и немного нескладный чувак является одной из самых заметных фигур на электронно-индустриальной сцене Скандинавии последних лет эдак пятнадцати, и своей неуемной разнообразной деятельностью(музыкант в PROJECT-X и CRYO, сотрудник в Energy Records & SubSpace Communications, собственник Progress Productions) снискал всеобщие почет и уважение. От меня же персонально еще большие дозы упомянутых характеристик Торни однозначно получает за свои исключительные личностные качества – мало того, что он всегда в совершенно ультимативной форме требует проживания в его квартире на период пребывания в Гетеборге (хотя у нас уже была заранее припасена бронь на отель), так еще и носится с нами как писаной торбой. 
Мчимся осматривать окрестности сию же секунду – только вещи скинули..  Торни прямо пышет гордостью за свой город, да и за всю Швецию скопом. Гордиться, право, есть чем: совершенно не урбанизированное пространство, чистейший, аж до судорог в легких, воздух, милое взгляду стильное чередование зелено-парковых насаждений и приземистых домов (никаких панельных многоэтажек – этот момент законодательно регламентируется). Да и народ тут живет не явно не промах: вот в том здании ютится парень из MESSUGAH, там репетиционная база IN FLAMES, а еще у нас тут такие ребята как CARBON BASED LIFEFORMS & SOLAR FIELDS обитаются…Кажется, что маниакальным желанием писать хоть какую-нибудь музыку охвачена, по меньшей мере, половина жителей города. Противостояние со Стокгольмом – жесточайшее. Несколько раз люди откровенно радовались: «Из России? Как здорово, что вы не поехали к этим пафосным снобам в столицу! Настоящая Швеция – здесь у нас!». Гетеборг – это местный Питер, культурная, понимаешь, столица. А то что стокгольмчане порой называют его «задницей Швеции» - на географическое положение, сволочи, намекают – так это они явно не от далекого ума делают…
Поскольку я дважды побывал здесь в течении довольно короткого времени, то оба этих визита слились для меня в некое одно общее впечатление. И очень приятное, притом.
Бродим по гетеборгскому «Парку культуры и отдыха» где в совершенно прямой доступности проживает в вольерах энное количество диких зверей, и прочих разных уток, пингвинов и оленей (это не зоопарк – посещение бесплатное и там даже можно позагорать), смотрим на главный символ Швеции – на лося. Лось смотрит на нас. Я как-то ранее не особо задумывался над тем, какое именно животное олицетворяет данную страну, но, как поведал абориген Торни, лоси у них тут вроде священных тотемов.
- А еще они нереальный фетиш для немцев! Немцы приезжают к нам в страну, и за сумасшедшие деньги покупают дерьмо лосей, иногда сушеное! Представляешь?
Даже не знаю, что мне делать с этой информацией…
Кстати, на полянке именно данного парка, среди гусей и морских котиков, неделю назад проходил этот самый любимый фестиваль шведских пограничников -  Way Out West. Хедлайнерами были KRAFTWERK, всем зрителям раздавали очки, ибо шоу было в формате 3D. Интересно, как отреагировали лоси?
Квартира Торни – в десяти минутах ходьбы от парка.
- Я поужинал дома, взял бутылку пива, спустился с холма, посмотрел KRAFTWERK, и вернулся опять к себе. По меньшей мере – удобно! 
Да, квартира Торни…Цитадель физических носителей музыки! Мощнейшая коллекция, равной которой мне не приходилось видеть никогда и ни где, да и, уверен, больше не придется…Тут ведь надо понимать – какие возможности были у хозяина для ее формирования! Помимо рядов с регулярными CD, повсюду громоздятся боксы, коробки, жутчайшие extra limited editions. Бутылка вина WUMPSCUT, противогаз и настоящий (!!!) – уж я то знаю – рожок от AK-47 из бокса FEINDFLUG. Металлический ящик с винилами PORTION CONTROL, USB-плеер с музыкой SYSTEM (да, помню, был такой релиз). Прочь ехидство –  тут Торни  меня просто восхищает! Директор лейбла, и при этом коллекционер, человек, находящийся на одной волне со своими клиентами и покупателями, сам на 100% вовлеченный в процесс. Всегда сам был и остаюсь рьяным приверженцем именно такого подхода. А ведь, к сожалению великому, нынче нормой называть становится это все труднее и труднее: все больше на сцене лейблов, хозяева которых сами давно перешли на mp3 или вовсе потеряли интерес к данного рода музыке, или букеров, которые занимаются всем этим «индустриалом» лишь корысти ради…Честность пропадает. И страсть! Грустно это все…
В честь прибытия гостей из России, решено отправится  на некое подобие пикника. К вечеру стало довольно хмуро и прохладно, но это, похоже, никого тут особенно не смущает. Вооружившись переносным мангалом, купленными в супермаркете странным салатом (картошка, обильно залитая чем-то белым), порцией сосисек и шматом соевого мяса (кое-кто из нашей компании истовый вегетарианец), едем на побережье. Тут Скандинавия из картинок и школьных учебников: бесчисленные бугры каменных дюн, живописный вид на соседние острова и свинцовая поверхность моря, с периодически проплывающими яхтами и судами покрупнее. Историческая национальная память Торни, потешно трансформируется в угрожающие жесты кулаком  в сторону Дании: «Danish people, go away!». Эта соседняя страна – главный объект всевозможных нападок со стороны шведов, исстари - главный геополитический соперник и конкурент. Тот же Гетеборг несколько раз дотла сжигали. 
Тут, на скалах – прекрасное времяпрепровождение. Ловлю себя на мысли, что хотел бы когда-нибудь оказаться на этом месте в одиночестве – идеальная дислокация для глубокомысленного сверления глазами горизонта и пустопорожних размышлений о бренности всего сущего. На бутылку с пивом заползает огромный зеленый слизень – я таких никогда раньше не видел. Время возвращаться в город.
У них есть тут одно местечко, с трудно произносимым названием, вроде бара, где собирается всяческая электро-публика, хотя и не только она – я наугад взял один из рекламных буклетов перед входом, и это оказался, почему-то, гид по гей-маршрутам Швеции. Слегка удивившись, я осведомился у наших друзей о причинах нахождения сего буклета именно в данном заведении, чем, похоже, удивил уже их – дело в том, что подобная литература тут разбросана в любом мало-мальски пристойном месте. Вообще, будучи в Скандинавии от темы геев, лесбиянок и прочих сексуальных затейников никак не отвертеться, ибо тут им всем раздолье, почет и всеобщее уважение. Натуралам, впрочем, тоже не плохо: процесс «знакомство-свидание-конфеты-цветы-две санитарные недели-выпивка-секс» зачастую упрощен бездуховными и не слишком любящими сладкое шведами до первого и двух последних параграфов в этой логической цепочке. Сам, правда, не проверял – но рассказывают…
Расположившись на открытой терассе, ведем оживленный разговор с местными завсегдатаями. Точнее, веду только я один – англонеговорящая Лена лишь кивает головой и беспрестанно улыбается, хотя заметно, что в этой  преимущественно мужской компании очень хотели бы пообщаться с real russian woman. Все-таки, в отличии от Стокгольма, где нашего брата уже немало, здесь русские до сих пор воспринимаются некой экзотикой…
А сами, между прочим, английским владеют – ого-го, причем поголовно.  Причем, еще и так говорят заковыристо и быстро, особенно когда выпьют. Я общался преимущественно с участником MR.JONES MACHINE Матиасом, и к концу вчера чуть не спалил себе мозг. А он все улыбается и потягивает пиво, тараторя что-нибудь типа «Ох, иногда я испытываю стыд за историю Швеции, в ней так много темных страниц. Вот и во второй мировой как-то непонятно мы себя вели…». Да, разговоры были преимущественно о политике – как раз в стиле русских кухонных посиделок. И про PUSSY RIOT этих треклятых пришлось подробно рассказывать, и свою позицию выражать. На Западе по поводу оных девиц – истерия. После освобождения (или что там с ними сделали? не слежу просто..) они могут легко ехать в любую страну по желанию – там их примут с распростертыми объятиями. Общеевропейская слава, контракты и вид на ПМЖ обеспечены. Классический пример того, как можно достичь мировой известности и обеспечить задел на долгое светлое будущее, ровным счетом ничего из себя не представляя.
Это был очень долгий и донельзя событийно насыщенный день. Путь от ледяной лавки рижского аэропорта до уютного дивана Торни был проделан неблизкий и зигзагообразный. Отдыхаем. К тому же, среди виниловых пластинок COMBICHRIST и бабинных катушек THE KLINIK спать особенно уютно и хорошо. Завтра едем на фестиваль!
Утро начинаем с важнейшей подготовительной работы – нужно купить алкоголь, причем много и впрок. На фестивале – можете ли вы себе это вообразить? – вообще не будет продаваться горячительных напитков. Даже пива. Законодательство Швеции крайне беспощадно к желающим торговать алкогольной продукцией, и получить лицензию на данный вид деятельности стоит серьезных денег. Поэтому промоутеры не стали мучиться понапрасну, а просто разрешили всем посетителям приходить «со своими самоварами». Меня это известие, честно, потрясло. Воображение живо перенесло обескураживающие шведские реалии на нашу родную почву: масса людей с полуторалитровыми бутылками пива из коричневого пластика, полная свобода безлимитного и высокоскоростного пьянства, валяющиеся по углам и периодически поблевывающие тела…Нет, опасения не подтвердились – шведы, безусловно, не дураки выпить, но в первозданном брутализме сего сакрального действа они сущие дилетанты.
А вообще, с выпивкой тут беда. Мало того, что пиво значительно хуже немецкого, так оно еще и дороже. Но главное другое – «бухло» просто так, в любом супермаркете, не купишь. Его продажа разрешена только в специальных магазинах-резервациях, которые непременно расположены на окраинах города, да еще и работают, заметьте, не каждый день. Сущая вакханалия. Правительство сильно печется о том, что бы подданные шведского королевства, натурально, не спивались. Потому что – могут. И так уже про шведов по всей Европе много слухов нехороших ходит…
Едем в такой вот алкогольный универмаг. Судя по бойкой торговле и внушительным очередям у касс, шведы по мере возможностей борются с преступной политикой своего правительства, и довольно успешно. Выбор продукции – широчайший. Нам предстоит провести два дня на свежем воздухе, и опытный Торни пиво грузит ящиками. Мы же берем всякой твари по паре, максимально чередуя многочисленные сорта и красивые разноцветные баночки местного пива. На каждой, как водится, надписи: из отборных сортов, столетний рецепт, от королевского двора, классический вкус и тд. Однако, позже выяснилось, что весь вкус данных продуктов шведской пивной промышленности абсолютно одинаковый и однообразный, к тому же, очень близкий к какой-нибудь условно-банальной «Сибирской Короне». И всех сортов нашего пива, кстати, в этом универмаге гордо стояли лишь батареи «Жигулевского Барного». По двадцать крон за бутылку, однако. 
Упаковались с трудом огромным, и ехать до Авесты пришлось среди нагромождения бутылок, баулов и ящиков с  дисками от Progress Productions.
Подбираем нового участника нашей команды – это шведский парень с окладистой бородой, немецкими этническими корнями и испанским именем Рауль. Живет Рауль на окраине Гетеборга, в районе, где обитают в основном эмигранты, и, это не очень-то весело, надо сказать. Словно оказываешься в совершенно ином населенном пункте, или даже другой стране: повсюду негры, хиджабы, паранджи и прочая праздношатающаяся экзотика. В отличии от Германии, где эмигрантов предпочитают ассимилировать и расселять равномерно, в Швеции им выделяют, а порой и специально строят, отдельные районы типовых домов на окраинах больших городов. Тут они, в основном, и тусуют. Вообще, показалось, что шведы чуть мене политкорректны и прекраснодушны в отношении пришельцев с Востока, нежели немецкие граждане. Хорошее воспитание и высокий уровень культуры позволяет им не впадать в расистские крайности и оголтелый популизм вроде «Швеция - для викингов!», но общие настороженность и озабоченность данной проблемой очень чувствуются. Как и непроницаемая завеса между «местными» и «пришлыми». В игрушки вроде «ты такой же гражданин как и я» играют здесь пока значительно меньше, нежели в континентальной Европе…
И вновь – дорога среди скал, каменных дюн и величественных лесов. Причем, местность становится вроде как даже более дикой и первозданной, что не мудрено: по словам Торни, мы едем в in the middle of nowhere. Примечательно, что данное «нигде» находится всего в трех часах езды (правда, довольно шустрой) от Гетеборга, но, по шведскому аршину, это уже жуткая провинция. Все природное великолепие по обочине дороги прилежно обнесено бесконечным металлическим забором, и не всегда его предназначение лишь только в том, что бы уберечь диких зверушек от проникновения на проезжую часть. Зачастую земля со всеми этими величественными лесами-озерами находится в частной собственности тамошних Скупперфильдов и Жадингов, но капитализм и тут получается с «человеческим лицом»: любой желающий может отправиться на лоно природы, купаться, разводить костер, рыбачить, но только в течении одних суток с момента проникновения на чей-то приватный участок. А вот дальше уже – подсудное дело!
Уже на подъезде к месту назначения, маленькой деревне с довольно-таки неприличным для нашего уха названием Bladinge, замечаем понуро бредущего по обочине высокого блондина с сумкой на колесиках. Силуэт прохожего кажется неуловимо знакомым, и не зря: это Мартин Рудефельт собственной персоной. Но в автомобиле нашем места нет – самим на голову походный хлам то и дело валится, так что Торни решает вернуться за своим товарищем по CRYO чуть позже. Вот и приехали.
 
ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ДЕНЬ 1
 
MORTAL MEMORIES
HENRIC DE LA COUR
PETRA FLURR
DIE SELEKTION
AGENT SIDE GRINDER
MICHAEL DACRE
 
Зеленая лужайка с небольшим количеством установленных палаток. Старые, винтажные автомобили перед входом. Сам вход то ли на танцевальную площадку, то ли на некое подобие пионерского лагеря украшен веселенькими флажками и лампочками. Повсюду разнообразие ярких цветов – красный, синий, зеленый, желтый – совсем, вроде бы, не соответствующих антуражу заявленной музыкальной концепции. Входим внутрь  – черт побери, да что это такое?
А вот что: когда-то в золотых шестидесятых годах прошлого века один состоятельный господин открыл в деревне Бля- ну или бла-динге (я правда не знаю верной транскрипции), что расположена рядом с городом Авеста, танцевально-развлекательный комплекс «для тех кому за тридцать» и назвал его TYROLEN.  Снабдил современными по тем временам игровыми автоматами, карусельками и прочими невинными развлечениями, оборудовал концертную и танцевальную площадки, дизайн сварганил модерновый. А потом по каким-то причинам потерял интерес к своему детищу, и вовсе закрыл его году эдак в шестьдесят восьмом. Простояло все это великолепие нетронутым аж до наших с вами дней, пока какому-то другому предприимчивому господину не пришло в голову смахнуть пыль со строй краски-штукатурки, и возродить этот, без преувеличения, памятник культуры двадцатого века уже в качестве умопомрачительно стильной и даже сюрреалистичной концертной площадки. Некоторое время мы с Леной  аки дети с восторгом бегали по территории TYROLEN и изучали все эти смешные картины на стенах кабинок и потолке концертного шатра, с довольно гротескно изображенными на них, но определенно узнаваемыми THE BEATLES, Мэрлин Монро, Хрущевым и Элвисом,  старые игровые автоматы и аттракционы. Сумасшедшая аутентичность сего места рождала чуть ли не осязаемое ощущение путешествия на машине времени, и мы, как заправские Коля Герасимов и Алиса Селезнева, поспешили «наесться» им всласть. Поселились тоже экзотично, но с шиком: прямо в десяти шагах от выхода. Нашей компании был предоставлен фургон, так называемый «дом на колесах», который хотя и был довольно комфортабельным, но для пяти человек оказался явно тесноват, особенно учитывая антропометрические размеры наших шведских товарищей. С другой стороны, жаловаться нам было грех, ибо в таких фургонов было на фестивале всего два, и в другом жил организатор всего этого безобразия Кристофер со своей девушкой. Так что вряд ли когда-нибудь еще можно будет рассчитывать на такие же райские условия посещения увеселительного мероприятия, которые были у нас на KALABALIK PA TYROLEN: несметные запасы пива и ночлег в минуте ходьбы от сцены. Где это видано?
Пока на открытой площадке TYROLEN потихоньку раскладывали свои пожитки торговые точки различных лейблов, мы поспешили в концертный шатер, где уже начался первый концерт фестиваля: на сцене группа MORTAL MEMORIES. 
Тут уместно сделать вот какое отступление: а зачем мы вообще поехали на данный фестиваль? Неужели это такое знаковое событие и нечто из ряда вон выходящее? Ведь совершенно какой-то невнятный лайн-ап, да чего там: кто вообще все эти люди??
 Такие вопросы перед поездкой мне задавали – понятное дело. По мере возможности я пытался на них отвечать, прекрасно понимая, что без некого бэкграунда и опыта нахождения внутри «темной сцены» на протяжении многих лет, многих вопрошающих мои объяснения вряд ли удовлетворят. К тому же после того, когда они узнают, что у нас был выбор поехать и на немецкий NOCTURNAL CULTURE NIGHT, со всеми его Суисайд Командами и Агонойзами, или даже на гетеборгский же ELECTRONIC SUMMER, где и вовсе были заявлены DE/VISION, MESH, MELOTRON и прочие «селебрити». А основная причина, между тем, одна: полнейшая стагнация европейских (читай: немецких) профильных фестивалей и навязчивое стремление как организаторов так и, что самое печальное, зрителей, прилежно исполнять роли белок в колесе. То бишь, как говаривал один из героев фильма ДМБ: «Движение -  есть, прогресса – нет». И это еще хорошо, что я сам каждый год езжу на WGT, самый демократичный и разносторонне-развитый немецкий фест, где свобода выбора у зрителя все-таки имеется. А что уж говорить о чванливых и насквозь коммерческих AMPHI, NORDSTERN и прочих Мера Лунах, между которыми группы так называемого «первого эшелона» (зачастую -  действительно не плохие, но сейчас немного не об этом), взявшись за руки, уже несколько лет водят беспощадный хоровод, крайне редко кого-либо в свой круг допуская. Ну не рождает «наша сцена» новых суперзвезд, способных привлекать основную массу посетителей – хоть тресни. А статистика промоутеров неумолимо свидетельствует о том, что люди хотят ходить на одни и те же, уже хорошо известные им имена. И ничего с этим не поделаешь. Нет VNV NATION или AND ONE – хренотень твой фестиваль, придет жалкая горстка умников и маргиналов. А жалкая горстка людей = жалкая кучка денег. А кучки никому нынче не интересны. Маловато будет! Столь любимое ранее ощущение драйва, обычно связанное с каким-то неожиданным сюрпризом или открытием для себя нового артиста, стало у меня потихоньку выхолащиваться и даже полностью исчезать, когда я колешу по традиционным маршрутам шварце-мероприятий в Германии. 
Но есть и еще кое что…Тут уже придется ступать на зыбкую почву оголтелого субъективизма и сугубо личных измышлений и чувств, что, впрочем, никак не противоречит политике Razgrom Music. «Бронзовение» имен и исполнителей – это пол-беды. Гораздо неприятней общая музыкальная, концептуальная и даже идеологическая стагнация всей сцены. Все велосипеды уже изобретены, рамки четко очерчены, и так будет теперь до скончания дней: от прямоугольного synth-pop с куплет-припев-куплетом и низким вокалом до  hellektrо с доведенными до максимальной степени абсурда теми же самыми ингредиентами. От шумовых экзорсисов до дискотечного TBM. Даже любимые лично мной жанры, вроде аутентичного EBM и electro-industrial существуют нынче внутри тесной нишевой резервации, крайне недружелюбной к влияниям извне, и варятся в собственном соку уже продолжительное время. Так вот, сейчас я все чаще стал ловить свои уши на том, что они упорно поворачиваются в сторону некоего подвида electro, который на музыкальных форумах начинают называть как indie-EBM, а я сам для себя определяю сей гибрид как «музыка для дарк-хипстеров». Тут можно вспомнить целый ворох названий: DIE SELEKTION, CONTINUES, WHITE CAR, KONTRAVOID, GATEKEEPER, //TENSE//, KITE и прочая. При всем в целом ехидном отношении к данной самой актуальной ныне молодежно-музыкальной агломерации – если иметь ввиду хипстеров в «чистом виде» - у них есть чему поучится. К примеру,  чувству вкуса и стиля, незамутненности эмоций, изобретательности в самовыражении и игнорировании «шахматных» шаблонов. Или нежеланию лепить на себя ярлыки, играть в «сектанство»,  и жестко привязывать к какой-то определенной аудитории. Той же самой любознательности. С другой стороны, можно попенять на легкомысленную поверхностность, лицемерную псевдоинтеллектуальность, жеманную манерность, отсутствие конкретики в желаниях и возможностях, а так же на гипертрофированное самомнение. Да и музыку там по-настоящему мало кто любит – так, необходимый фетиш, без которого вроде как никуда и которому нужно соответствовать.
Традиционная аудитория же родной «темной сцены» (а с нею – и употребляемая ею музыка) ныне окончательно, как кажется, слилась с эстетикой и мироощущением метал-тусовки и контингентом журналов а-ля Dark City, и с удовольствием резвится игрой в «череп и кости на крови» - ну, разве что с добавлением непременного противогаза к этому натюрморту. Патологические инфантильность и наивность, ограниченность в музыкальных средствах выражения и демонстрации собственной индивидуальности, ныне еще и щедро сдабриваются самым махровым говнарством и ужасающей безвкусицей.  В максимальном фаворе только экстремальные эмоции: либо крайняя степень агрессии (почти всегда выглядящая наигранной, а зачастую просто смешной), либо же, напротив, глубочайшая замогильность и глубокомысленная «атмосферность». Именно при таких формах подачи музыки наиболее удобно прятать творческую несостоятельность и банальное неумение владеть хоть каким-нибудь инструментом. Те, кто посередине - сразу в аутсайдеры. Склонность же к крайностям и восприятию исключительно полярных эмоций, самый верный признак инфантильности. На площадках, где выступают хедлайнеры на WAVE GOTIK TREFFEN  – парад чего угодно и кого угодно, но не музыки.
Вполне логично, что ныне можно отметить вполне отчетливое слияние двух субкультур и появление не только гибридных групп и артистов, но даже и гибридной публики.
Еще по первому своему визиту в Швецию, я отметил, что народ на концерты здесь приходит совсем другой, нежели в Германии или России. Мы были на мероприятии, где играли KITE, HENRIC DE LA COUR & SPARK!, и большую часть аудитории составляли, скажем так, просто приятные люди. Нет, какое-то количество публики «на EBM волне», конечно же, присутствовало, но они, скорее, составляли лишь один из приятных глазу островков разнообразия, нежели общий фон. По-сути, я увидел воочию реализацию собственной мечты, которая у меня всегда существовала применительно к мероприятиям Razgrom Music – сориентировать аудиторию в сторону от глубокого черного цвета и сакрального слова «готика» (ныне, увы, безнадежно опороченного, одно упоминание о котором в афише способно оттолкнуть от посещения концерта любого «немаргинала») в сторону более нейтрального понятия «независимая электронная электронная музыка». По больше части она действительно не очень веселая… Судя по тому, что происходит сейчас на сцене, тенденция эта робко набирает обороты. К симбиозу классической готики, minimal electro, old scool EBM, post-punk и абстрактного synth-pop (не идеологически, не музыкально не связанного с DEPECHE MODE), бесстрашно могут присовокуплять также techno, dubstep, indie-rock, wichhouse и еще с боку бантик. Отсюда и все эти рассуждения о дарк-хипстерах и indie-EBM в интернете, и отделение части аудитории темной сцены в том же Берлине в обособленное объеденение минимал-олдскульщиков, резко противопоставляющих себя сайбер-готам. 
Закончу это  объемное отступление от основной канвы текста уже озвученной ранее мыслью: все эти измышления, безусловно, спорны, неоднозначны и, быть может, даже достойны определенного порицания. Но уделил данной теме такое внимание, потому что она меня, понимаешь, гложет и ест. Творческого начала хочется, искренности банальной, а не очередных старательных и пригожих поделок. Где-то даже хулиганства и запальчивого DIY в противоположность унылому профессионализму. Кстати, вот тут история у нас недавно произошедшая с неприездом HAUJOBB в Волгоград имеет к данным размышлением, хотя и косвенное, но вполне читаемое отношение…
Так вот, непостижимым образом, этой смешной и маленький шведский фестиваль удовлетворял всем моим нынешним чаяниям, и если с точки зрения того же профессионализма выглядел весьма наивным, то по общей атмосфере и эмоциональному «месседжу» выгодно отличался от тех музыкальных саммитов, где мне приходилось бывать ранее. Помолодел я даже тут что ли…
Интересно, что и сами организаторы позиционировали KLABALIK PA TYROLEN как «семейное событие», намеренно не разворачивая широкой рекламной кампании и делая акцент на том что «кому нужно, те и приедут». 
Но давайте уже вернемся на сцену…
MORTAL MEMORIES…Трое умеренно стильно прикинутых шведа (клавиши – гитара – гитара\вокал), исполняли  традиционный уже для скандинавских групп indie-post-synth-rock, очень ненапрягающий, но и лишенный яркой индивидуальности. Фэнам HEARTS OF BLACK SCIENCE и даже RADIOHEAD с SADMAN адресуется. Причем, эти ребята из Мальме, как удалось выяснить, далеко не новички, играют вместе еще с начала девяностых. Однако даже по меркам локальной сцены, они, конечно, адский андеграунд. Послушайте их крайний альбом, он лежит в сети. Группа пока нигде не подписана, выпускает цифровые релизы, которые шедеврами назвать никак нельзя, но и бесталанной банальностью – тем более. Мне их выступление однозначно понравилось, и начало фестиваля получилось, таким образом, весьма обнадеживающим. Приятная «взрослая» музыка, очень умеренная в эмоциях и не обезображенная эксплуатацией клише «нашей сцены». Вот только аудитория у этого концерта была, наверное, человек двадцать. Большинство людей еще просто не доехали до нашего «таежного тупика», а те, кто прибыли, пока потихоньку заправлялись алкоголем, знакомились, общались, и толпились у торговых точек.
Очень понравился ассортимент CD и винила от одного стокгольмского музыкального магазина, который развернул здесь свою палатку. При общей дороговизне жизни в Швеции – особенно цены на продукты питания впечатляют – прайс на носители музыки гораздо ниже чем в Германии. Да и выбор самих релизов здесь был весьма привлекателен, как раз за счет продукции шведских лейблов, которую не так-то просто найти в континентальной Европе. Хотя и прочих редкостей хватало – тот же единственный альбом SOLAR ENEMY (сайд-проект PORTION CONTROL), который я тут себе с удивлением откопал. Пришлось сделать несколько ходок к нашему вагончику, будучи полностью груженым всяким нужным стаффом. Тут же удалось познакомиться с шефом лейбла Complete Control Productions Матиасом, улыбчивым здоровяком в кожаной ретро-косухе, который предоставил свои диски для магазина Razgrom Music по невиданно низким ценам – за что ему отдельное спасибо.
Погода по шведским меркам стояла очень даже ничего – реально холодать стало лишь под вечер, поэтому всем хотелось тусоваться в основном на улице, качаться на гамаках между деревьев и вращаться на смешных каруселях.
Вторым по расписанию шел артист из ростера Progress Productions, HENRIC DE LA COUR, и он, конечно, занимал не свое место. В лайн-апе Хенрик должен был изначально располагаться значительно ближе к хедлайнерам, но из-за личных проблем со здоровьем (а они у него весьма и весьма серьезные – печальная тема, на самом деле) решил выступить раньше, и ограничить свой сет сорока минутами. Честно говоря, удивительно, что он вообще решил выйти в этот вечер на сцену. Торни познакомил меня с Хенриком еще в бытность моего первого визита в Гетеборг, и он оказался весьма приятной и благожелательно настроенной персоной, хотя сначала сложно было предположить, чего от данного знакомства можно ожидать, почерпнув информацию об этом парне только, допустим, из клипа на песню «Dracula». Признаюсь, в свое время затейливый эпатаж Хенрика погрузил меня в некоторое замешательство, хотя такими вещами удивить меня, в общем-то, не просто. 
Потратил я и некоторое время на то, что бы «раскусить» прошлогодний сольный альбом HENRIC DE LA COUR, и теперь могу согласиться с мнением Торни, что это один из самых сильных релизов, когда-либо выпущенных под эгидой Progress Productions. А, может быть, это так на меня повлияло, в том числе, созерцание концертных сетов Хенрика? Не исключено - артист он ярчайший. Все нем сплетено в какой-то ершистый клубок очень странной гармонии: и высоченный рост вкупе с хищной фигурой, кошачья пластика, и образ брутального, но в то же время чувственного Пьеро, правда, будто находящегося под изрядной дозой ЛСД. И, конечно, голос, которым он обладает возможностью манипулировать с пугающей легкостью. Сет на KALABALIK несколько проигрывал в своей убедительности тому выступлению, которое я наблюдал тремя месяцами ранее в Гетеборге, но, учитывая все сопутствующие обстоятельства данного концерта, могут ли тут быть к Хенрику какие-либо претензии? Во время исполнения одной из песен, он поднял майку, и все присутствующие смогли увидеть здоровенный шрам на его животе. Оправдывался, что не может выйти и спеть на бис…
Называть термином synth-pop музыку HENRIC DE LA COUR было бы крайне не точно. Скорее, это indi-pop, с очень сильным уклоном в post-punk, где электронная составляющая хотя и доминирует, но не является жанровой самоцелью. На этом шоу «певец печального образа», буравя взглядом зал и мелодраматично заламывая руки, исполнил все лучшие песни со своего дебютного сольного альбома (но вообще-то, на сцене он далеко не новичок, и ранее играл в составах групп), в том числе и неизменно заставляющую стыдливо сжиматься мое сердце в комок «80». В силу каких-то неведомых причин эта, в общем-то, несколько чрезмерная в своих эмоциях вещь, оказывает на меня прямо таки гипнотическое воздействие. И вот пожалуй, в чем при желании можно упрекнуть Хенрика – так это в той самой чрезмерности, всепоглощающей театральности, ибо переизбыток данных качеств порой, хошь-ни-хошь, а может привести к некому общему популизму в творчестве…Но это частности – что бы не захвалить парня. А еще почему то подумалось, что вот такой и должна быть актуальная музыка для готов. Лишенная тягучей занудности и фальшивой скорби, но при этом, не растерявшая действительно острых эмоций и щемящего чувства печали, нервной атмосферы. Талантливо исполненная и мастерски представленная на сцене с точки зрения имиджа и внешней подачи. 
Моя супруга также дико врывалась и пританцовывала на этом концерте, что тоже всегда является определенным показателем, ибо на ней хорошо тестировать притягательность того или иного артиста в чистом виде – она не отягощена знанием дискографий-биографий, но вот профессиональным музыкальным образованием обладает. На нашей сцене угодить ей обычно мало кто может…
Сейчас Хенрик во всю записывает свой второй альбом, и некоторые песни уже полностью готовы. По жизни же парень он компанейский, и в течении этих двух дней мы выпили вместе не одну банку пива на столе перед нашим фугоном. И вот еще что: пусть весь его этот внешний одиозный образ не вводит никого в заблуждение: как-то так получалось, что я несколько раз оказывался в неудачное время в неудачном месте, и вечно натыкался на него целующего с очередной девицей где-то в кустах. Очень любвеобильный малый...
Выступления всех групп на сцене TYROLEN, раскрашенной в ядовито-яркие цвета, где с потолка свисали старые мопеды, а по бокам стояли древние стоматологические кресла, по меткому выражению Мартина, выглядели «очень психоделично». Да уж, более странной «огранки» для концертов ранее точно никогда видеть не приходилось. 
Да что там Хенрик, вот дальше наступило время для настоящей веселухи, да еще и под маркой «детям до шестнадцати». Когда пришлось загодя знакомится с творчеством групп, заявленных для участия на KALABALIK, то тестовые прослушивания, и тем более просматривания, проекта PETRA FLURR вызывали приступ невероятного хохота. О, да, вот такого к нам в Россию еще действительно никогда не привозили…Как бы этот пиздоц внятно-то описать…Намеренно безобразная (и от того умеренно прекрасная) смесь прото-EBM а-ля DAF, дремучего восьмибитного электро, панк-эстетики, рваных колготок, густой косметики и бюстгальтера. Естественно, если бы я наткнулся на оного персонажа в тех самых кустах, то процент вероятности наблюдения его поцелуев с дамами стремился бы к абсолютному нулю – сей проект грозная и активно действующая боевая единица берлинского гей-коммьюнити.. На сцене блистательного PETRA FLURR поддерживает некто MODERNISTA, совершенно заурядной внешности очкарик, который, как кажется, и занимается именно музыкальной составляющей проекта. Ну, по крайне мере так хочется думать – о больших подробностях мне не ведомо… У фронтмена же дела другие, но не менее важные: лихие танцы на туфлях со шпильками, корчание невероятных рож и художественные роли в видеоклипах, где присутствуют сцены вроде поедания экскрементов и прочие задорные вещи. Сам проект определят свое музицирование как electroscum/cockpunk/criminal wave, и тут уже не прибавить, не убавить…Созерцать выступление PETRA FLURR занятие очень любопытное и интересное, но, вероятно, далеко не для всех приятное…Я вот все представлял, если бы они так вышли и спели где-нибудь у нас в «Звездном»…Просто ради того, что бы это увидеть, я бы много отдал! Но, кстати, с чисто музыкальной точки зрения тут тоже все далеко не так уж скверно. Можно было предположить, что ничего особенного от этих «электроскамщиков» ждать не стоит - цирк в чистом виде, не более -  однако оказалось, что любителям minimal-electro/electro-punk тут есть чем поживится. Хлесткие и бодрые электро-панк-шлягеры вроде «Terrorist» засвляли приплясывать и активно двигаться аудиторию, которой стало значительно больше. Значительно – это значит человек двести. По нашим с Торни прикидкам, на всем фесте было человек триста. Такие вот реалии, в том числе и в Швеции. Виэнви нэйешенов на всех не хватает…
Периодически приходится выбегать наружу, и подменять Мартина и Торни на торговой точке Progress Productions. Ближе к вечеру, когда алкогольные возлияния стали давать о себе знать, я иногда забавы ради орал гнусаво: «Подходим, граждане шведы, подходим! Не стесняемся! Кому Крайо? Кому «Холод»?», но раскатистые звуки русской речи никак не способствовали увеличению продаж, скорее напротив, лишь излишне нервировали и шокировали клиентуру. Да, мы с Леной тут были экзотикой и пришельцами из иного мира, ибо за исключением нескольких немцев, более никаких других иностранцев на фестивале замечено не было. Порой, когда мы начинали на танцполе разговаривать друг с другом, все стоящие рядом поворачивались в нашу сторону как по команде – что это за тарабарщина? Кстати, на доверительных посиделках с Торни и Мартином мы ушли в обсуждение лингвистических дебрей,  и сравнили взаимные наблюдения. Оказалось, что как для нас шведский язык звучит странно и очень монолитно – различить границы между словами и даже сами слова лично мне не представляется возможным – так и для шведов наша речь кажется сплошной звуковой кашей и белибердой. В которой они, почему-то, для себя выделяют лишь очень специфические обороты…Звучание русского языка по Торни Готтбергу: «Hrabakostalisenovalis–bliat!– net!-tasdefoturan – bliat! – kerabasvoniastaramanoitri – net!» . В принципе, в том, что он внятно выделил для себя из всего богатого русского лексикона именно два этих слова есть некая концептуальность и сермяжная правда…
Следeдующей в программе была немецкая группа из Штутгарта DIE SELEKTION, и вот эти ребята – эталон дарк-хипстеров. Хоть картину пиши. Узенькие штанишки, джинсы, мокасины, кеды, маечки-шарфики и умильно пригожие физиономии. Мартин саркастически заметил: «О, frontman is so young and very pretty!». Довершал благолепный образ ансамбля горнист-трубач, вида весьма сосредоточенного и интеллигентного – того и гляди «взовьется кострами». Учитывая, что сама локация TYROLEN очень напоминала пионерский лагерь, то выступление  DIE SELEKTION пришлось как нельзя кстати – что вроде вечерней поверки. При этом, несмотря на свой положительный образ, музыку ребята играли хотя и энергичную, но довольно-таки мелодраматичную и порой даже мрачную. У себя на Facebook они пишут что-то вроде «группа комбинирует тяжелый бит, мягкие гармонии, классическую трубу и вопящий вокал», и - не врут. Electro-pop с плаксивой pust-punk миной и очевидной претензией на «ретро», щедро сдабриваемый - причем, к месту и без оного - протяжными звуками трубы. Ну, скажем так, на любителя, но меньшей мере – свежо, живо и оригинально. Пионеры определенно вызвали симпатию, несмотря даже на характерную для юных ленинцев запальчивость, юношеские суетливость и максимализм. К концу выступления вся сцена оказалась забита каким-то посторонним народом из зала, танцующими дородными девахами, и финал сета получился хотя и очень душевным, но несколько невразумительным…Впрочем, всем на это обстоятельство было плевать – главное, время проводим вместе хорошо и чрезвычайно весело.
За кухню в TYROLEN отвечали два колоритнейших  господина, словно бы пробудившиеся из глубокого анабиоза, в котором они пребывали с того самого времени, когда площадка была закрыта. Или это место оказало на них такое влияние? «Мистер Семидесятые» и мистер «Восьмидесятые». Я сразу же определил их для себя как URIAH HEEP и IRON MAIDEN. Оба в синих линялых джинсах, с усами-бакенбардами, длинными волосами, только у первого они топорщились смешными кудряшками, а у второго висели прилизанными патлами а-ля Стив Харрис.  Вот такое полнейшее соответствие и редкий унисон места и персонала.
Хедлайнерами первого дня фестиваля были заявлены шведские indie-synth-alternative-rock модники AGENT SIDE GRINDER, о которых на ресурсе Razgrom Music уже однажды были написаны неуемные хвалебные рулады (точнее, на новейший альбом «Hard Ware»). Отрадно, что и в своей концертной ипостаси группа им полностью соответствовала – и это как минимум! Выступление ASG стало событием номер N1 на KALABALIK, главной козырной картой из лайн-апа фестиваля, и наглядной иллюстрацией смешения всего и вся, доминирования эклектики как стиля. Пластично-грациозный, обладающий пронзительным взглядом и благородной сутулостью фронтмен Кристофер Грипп энергично подергивая плечами и часто пританцовывая, выглядел на сцене настоящей глыбой. То есть – убедительно, драйвово, вдохновенно. AGENT SIDE GRINDER с некоторым трудном разместились на подмостках нашего пионерлагеря, ибо в составе группы аж четыре человека (еще два клавишника и басист), что по меркам «нашей сцены» уже целый Вавилон. Впрочем, какая там еще «наша сцена»? О группе пишут британские музыкальные журналы о независимой музыке вроде Wire, она колесит по Европам выступая все больше по инди-фестивалям, нежели на тематических шварце-слетах. Очень бодрящая мешанина из метрономного аналогового электро, жирных басовых партий и экспрессивного вокала, иногда отсылающая к работам JOY DIVISION, но по больше части, все-таки, стремящаяся к  гордой индивидуальности. И в самом деле, не так то просто подогнать ASG под какие-то рамки, как и привести длинный перечень групп, на которые они однозначно похожи…На «Hardware» присутствует одна песня, записанная совместно с HENRIC DE LA COUR, ну и в общем не нужно было быть каким то особенным провидцем, что предположить что тут, на фестивале, они ее успешно совместно исполнят. Этот дуэт стал одним из безусловных пиков всего KALABALIK, и когда они играли «Wolfhour», зал был заполнен до рекордных показателей…Словом, музыкально-эстетическое удовольствие от данного концерта было столь сильно и равновелико для нас с Леной, что мы еще долго не могли угомониться, нахваливали эти шведских блондинов кто во что горазд, а я хватал одного из клавишников за рукав, и жарко ему вещал, что-то вроде «AGENT SIDE GRINDER – это голова!». 
Остаток вечера провели в благостной атмосфере пивного алкоголизма, катания на каруселях и болтовни. К нашему столику подсел щуплый и полностью лысый господин средних лет, куцая бороденка которого придавала ему невыразимое сходство с Лениным, и, как и подобает вождю мирового пролетариата, он с серьезным и непроницаемым выражением лица стал вести заумные беседы. Через некоторое время я признал во «Владимире Ильиче» вокалиста EBM-группы SEVERE ILLUSION, которой предстояло завтра тут выступать. Своеобразный парень…
Несмотря на то, что сет AGENT SIDE GRINDER был вроде как главно-хедлайнерским, программа выступлений первого дня еще не была завершена, и уже  в глубокой ночи на сцену предстояло взойти коллективу MICHAEL DACRE. Правда, помнили об этом считанные единицы посетителей… Сил и желания присутствовать не этом концерте не было, похоже, даже у самых активных и выносливых фэнов – все спешили расползтись по палаткам, или поймать такси до гостинцы. Благополучно забыл о MICHAL DACRE и я. Но когда, пардон, вышел я из нашего фургона по малой нужде (все наши шведские товарищи уже спали, Лена тоже ушла на покой) то со мной случилась мило-трогательная история. Подходит какой-то парень, и вежливо меня зовет пойти посмотреть выступление этой группы, а то уже поздно и люди все разошлись, а поддержать музыкантов стоит. «Безусловно, стоит! Идем же скорее, мой неведомый друг!» - и вот я уже с энтузиазмом следую в шатер, где в составе зрительной аудитории из человек эдак пятнадцати наблюдаю очень тягучее и донельзя психоделическое представление трех облаченных в черные сутаны, маски и капюшоны молодых людей. Это и есть MICHAEL DACRE. Гудящее звуковое облако гитарного post-rock и величественного drone/dark ambient, должно вероятно служить, по замыслу организаторов, своеобразным outro первого дня. От всего увиденного и услышанного я слегка абалдел. Тут все разом друг на друга наложилось: накопившаяся усталость, литры посредственного шведского пива, переизбыток эмоций, пост-роковая грусть да еще и страшные маски эти…Выдерживаю несколько треков и рукоплеща группе, удаляюсь в нашу «бытовку». 
Нет, ну правда, очень спать охота…
 
ДЕНЬ 2
 
MONSTER APPARAT
SEVERE ILLUSION
TOBIAS BERNSTRUP
JAGER 90
MARTIAL CANTEREL
PORTION CONTROL
 
Под утро сладкий и заслуженный отдых был прерван тремя скорбными обстоятельствами: пронизывающим холодом, нудным дождем за окном и оглушительно храпящим Торни Готтбергом. Глядя на хмурый и безрадостный утренний пейзаж, веско подумалось: «Скандинавия…». Однако, пугливые предположения о том, что придется весь нынешний день месить грязь на нашем Калабалике а потом «с осложненьем заболеть» оказались ложными. К обеду муть на небесах рассосалась до полного солнечного сияния.
Пока же, в период медленного пробуждения всего фестиваля, мы отправились  на исследование окрестностей, захватив с собой еще и Мартина. Красоты вокруг расстилались эпические: непролазный лес, неизменно изумрудная, как и везде в Швеции, трава, огромные озера со свинцового цвета водой. Игрушечные домики местного частного сектора, все как один красно-кирпичного цвета и с белыми рамами. Мартин поясняет: таковы вековые традиции шведского домикостроения.
Повсюду мы натыкались на непонятного происхождения здоровенные кучи камней, которые, как потом выяснилось, оказались местной достопримечательностью. Это курганы древних захоронений, им несколько тысяч лет уже. Древние прото-шведы кремировали своих усопших, а их прах складировали в данных местах, да еще камней для верности насыпали.
В связи с тем, что господа Юрай Хип и Айрон Мэйден изволили появляться на своих рабочих местах только ближе к вечеру, решение продовольственной проблемы становилось первоочередной задачей. Жрать хотелось сильно и много. Посему загружаемся в автомобиль Торни, и едем в ближайший город Авеста, который кажется будто полупризрачным: чисто, уютно, но людей на улицах почти нет. И тишина…
А вот цены в местной пиццерии были более чем конкретными и осязаемыми – ну и ладно! 
Несмотря на явную разреженность городского пространства, даже среди тех не многих праздношатающихся по улицам людей на глаза попадается масса чернокожего населения в хиджабах и со стайками горлопанящих детишек. И если в мегаполисах воде того же Гетеборга эмигранты не казались таким уж броским и аляповатым пятном на сине-желтом шведском фоне, то здесь, в глухой провинции, да еще после всех этих озер, красных стен и праха на камнях, выглядели совсем инопланетно и где-то даже дико. New World Order!
Возвращаемся на постоянное место дислокации. Заметно, народ уже отошел от вчерашнего, и деловито готовится к сегодняшнему: из многих палаток гремит музыка, кто-то играет в бадминтон. Мы же с Леной совершаем очередную вылазку на озеро. Была у меня локальная задача: искупнуться в каком-нибудь шведском водоеме. Еще перед поездкой об этом думал. И, не смотря на то, что погода не очень располагала к подобного рода процедурам, решаю все-таки попробовать – когда еще шанс выпадет? Посидели немного не берегу, между перевернутых кверху днищем лодок, старых пней и вековых (должно быть) деревьев. Никаких тебе комаров и прочих кровососущих упырей – даже завидно. Немного употребив горячительного для храбрости, лезу в воду – ноги сводит, холодрыга. Но никто и не обещал, что будет легко…Поплавал немного, насколько здоровья и терпения хватило, зато опосля такая приятная гибкость  теле образовалась и бодрость накатила, что аж вприпрыжку захотелось бежать в фестивальный шатер и скорее же приступать к просмотру и прослушиванию новых артистов и коллективов. Вот это я понимаю, экологически чистый и правильный отдых! Наши друзья все потом покачивали головами – и как это ты полез в воду? Ладно, поддержу в своем лице легенду о безумных и странных русских. Кстати, Лена тоже поддержала, но несколько с другой стороны…У нас тут возникла ситуация, когда нужно было выпить не закусывая, ну и мужики все с ней с горем пополам справились, но и не только они,  моя супруга тоже не подкачала - и даже без всякого горя…Ну и… наши шведы оказались очень впечатлительными…
Незавидная участь первого выступающего коллектива выпала на долю MONSTER APPARAT. Людей в шатре, понятное дело, собралось немного. Данный коллектив являлся единственным, ни одного альбома которого, или даже захудалой «епишки», я не смог отыскать в сети. Соответственно, мои представления о проекте были весьма смутными. Двое чуваков, склонившихся над электронными девайсами, выглядели достаточно традиционно для концертов подобного рода музыки, а вот установленные баннеры и задник на сцене, с изображенными на них печальными лошадьми – точно нет. Группа явно делала сознательный упор на данную «лошадиную тематику», однако что же за этим посылом стояло, лично для меня так и осталось загадкой. Музыкально же сет представлял собой комбинацию из minimal-electro и чуть ли не дискотечных мотивов. Такой не напрягающий и необязательный микс, приятный для прослушивания и подчеркнуто интеллигентный. Будто KRAFTWERK подковали…Или же пересадили с велосипедов на гнедых скакунов…Конечно, сравнение с великими немцами несколько притянуто за уши, но тем не менее отдаленные ассоциации все-таки возможны… «Гарцевали» на сцене MONSTER APPARAT не долго, и следом за ними на нее бодренько выскочил наш давешний лысый знакомый, в составе своей группы SEVERE ILLUSION.
Группа эта, хотя и давно мне известна, но никогда не была особенно почитаема. Играли они вечно что-то такое…вроде бы правильное, злое, тотально электронное и эмоциональное честное, но уже больно дремучее и сырое. Хотя, на последней парочке релизов появились вполне очевидные признаки определенного творческого просветления и движения в сторону более внятного музицирования, в котором начали проступать  характерные для скандинавских групп холодная аскетичность и лаконизм а-ля COVENANT. 
Но, как оказалось, самой сильной стороной SEVERE ILLUSION являются как раз концертные шоу. Ильич отжог по полной! Парня на самом деле зовут Фредрик Дьюрфельт, и под некоторым ракурсами он также подозрительно смахивает еще и на Троцкого, то есть,  может служить прототипом пролетарского двуликого Януса…Он бился в истерике, истошно орал в микрофон, забирался на мониторы, падал с них на сцену, а потом и прямо в зал…Он падал все время! Иногда за него было прямо-таки боязно – как бы не травмировался ненароком. Сочувствовала и сопереживала ему вся аудитория в зрительном зале, настолько искренне человек убивался и душу выворачивал. Вспомнилось откуда то: «Перережьте горло мне, перережьте вены, только не порвите серебряные струны!». Остальные музыканты в лице ноутбучника-клавишника и невесть что игравшего гитариста выполняли лишь роль статистов. Весь концерт группы так и прошел – в интенсивных прыжках, ползанье, балансировании на одной ноге, и прочих небезопасных для здоровья упражнениях. Даже далекая от такого рода «ебиема» Лена прониклась неистовым перформансом SEVERE ILLUSION – правда не на музыкальном, а на эмоциональном уровне…И впрямь, за эдакую могучую энергетическую заряженность Фредерику Ленину-Троцкому можно было просить и некоторое однообразие музыкального материала и прозрачную черную майку-сеточку, вроде тех, которые продают на вещевых рынках  Волжского в летний период.
В перерывах между сетами мы прохлаждались за открытым столиком, и как-то позабыли о грядущем появлении на сцене господина по имени TOBIAS BERNSTRUP. Не придали, так сказать, данному обстоятельству должного значения. Как выяснилось – зря.
Лена отошла от нашего столика на некоторое время, но вот уже я вижу ее резво бегущей обратно, и с каким-то подозрительно несвойственным ей азартом восклицающей: «Идем же скорее! Немедленно в шатер! Там такое творится!». Отправляюсь глядеть, что же там такого происходит…Уфф…Ну, по идее, после вчерашней PETRA FLURR можно было предположить, что некая предельная грань эпатажа и «артистической раскованности» была достигнута. Но нет – первенство в данной номинации все-таки останется за представителем коренной национальности. Первую пару песен я просто ошеломленно разглядываю изящного господина на сцене, покрытого толстым слоем пудры, с бритыми ногами, и непременном макияже. На нем надето что-то вроде металлического купальника-бикини с пришпиленным на спине ржавыми крыльями, а вышагивает он на каблуках с высокой шпилькой. В общем, все с этим хлопцем ясно. При этом на уши слушателей льется поток очень сладкого, мечтательно-задумчивого minimal-space-synth-pop, порой мутирующего до настоящего italo-disco. Народу в зале – не протолкнуться. Страна знает своих героев? Мне же до данного сета было известно об этом Тобиасе лишь то, что играет он намеренно инфантильный электро-поп, записанный чуть ли не на детских самоиграйках, причем все больше норовит выпускать свои релизы на компакт-кассетах (!!!). Ну что тут можно сказать? Лишь развести руками, и признать в TOBIAS BERNSTRUP некоего Бориса Моисеева от minimal-electro, и даже сделать ему комплимент, ибо от творений нашенского Бориса незатейливые песенки Тобиаса явно отличаются в лучшую сторону, а некоторые даже являют собой неплохой образец полноценных space-synth хитов (поет обладатель крыльев исключительно про космос, полеты на ракетах, и про то как он “dancing in thе shuttle”). Но в любом случае, не музыка являет собой главную составляющую в природном явлении под названием TOBIAS BERNSTRUP, ой не музыка…Публика же рукоплескала истово! В первых зрительных рядах были замечены и приснопамятный PETRA FLURR собственной персоной и еще один одиозный товарищ из профильного коммьюнити по прозвищу JEMEK JEMOWIT. Тоже фрукт еще тот…
До конца сета сиятельного Тобиаса мы не дотерпели, и отправились на свежий воздух перекусить.
С выступлением немецких олд-скул ебиемщиков JAGER 90 я связывал определенные надежды, ибо группа эта из числа хорошо знакомых и даже довольно часто слушаемых, к тому же, хотелось уже немного зайтись в танце под родные звуки EBM. Однако, по каким то неведомым причинам, их сет меня скорее разочаровал, нежели вдохновил. Вероятно, дело тут еще и в том, что я в последнее время несколько охладел именно к вот такой типично немецкой разновидности Anhalt-EBM, которая, как не крути, отличается некоторой дуболомностью. К тому же, здоровенный и толстый вокалист, неуклюже топавший по сцене аки медведь и чего-то невнятно бормотавший в микрофон, природным качествами настоящего фронтмена был явно обделен…Какие-то активные действия пытались предпринимать остальные участники группы, как водится, стучавшие по электронным барабанам. Один из них все поднимал софит со сцены и светил им в толпу…Вроде как, все веселились. Немногочисленные немцы на этом фестивале повылазили в первые зрительские ряды, и прилежно махали своими черно-желто-красными флажками…Я все-таки потанцевал для порядка под всякие там «Stiefelblitz» и прочие известные хиты, но в целом c очевидной прохладцей воспринял выступление JAGER 90. Что-то не сложилось…Может быть, JAGER 90 надо из смотреть на родной территории? Музыка то сугубо немецкая…Наблюдал их как то на WGT, они там аж в Агре выступали, и было вроде как повеселей…
В очередном перерыве между концертными выступлениями приключился презабавнейший эпизод. Мы с Леной беззаботно крутились на маленькой карусели, то есть вращались, в прямом смысле этого выражения, в семейном кругу. Вертимся, никого не трогаем. Тут подбегает  - да еще так неожиданно – какой-то человек, и начинает дико раскручивать всю конструкцию до весьма приличной скорости, при этом гогоча и неприятно улюлюкая. Я рефлекторно сжимаю посильнее холодные металлические поручни, с удивлением и некоторым негодованием узнавая в этом карусельном террористе никого иного, как господина PETRA FLURR, с примкнувшим к нему в процессе Джемеком Джемовитом. Но международного скандала с политико-сексуальным подтекстом не вышло – не родился еще тот гей, который бы смог скинуть с карусели русского туриста!
Честно говоря, мы уже  заждались главных хедлайнеров всего KALABALIK, полу-культовых и около-легендарных британцев PORTION CONTROL, но до их выхода на сцену, нам еще предстояло выдержать сет проекта американского гражданина Шона Макбрайда aka MARTIAL CANTEREL. Cогласно его же пресс-релизу, исследует Шон в рамках своего проекта «cold synth sounds of 21 century». Немного только непонятно, почему данные исследования были удостоины аж звания со-хедлайнера фестиваля, потому что музыка у американца очень уж на любителя. Проект MARTAL CANTEREL также часто реализует свои записи на магнитофонных лентах  - это сейчас модное очень поветрие на минимал-электро сцене, даже своеобразный отличительный знак принадлежности к оной – и является одним из стержневых артистов лейбла Weird Records. Как я понял, промоутер фестиваля Кристофер сам является большим фэнов этого проекта, отсюда и «хедлайнерство». Я такой подход сам сильно люблю и уважаю, а потому с особенным пристрастием прослушал выступление этого залетного американского визитера в полосатой тельняшке. Скажем так: для более правильного и цельного восприятия подобного рода музыки нужно быть докой в ней, и по настоящему «рубить фишку». Это действительно была очень холодная и крайне минималистичная электронная музыка, с совершенно отрешенной атмосферой и отсутствующим выражением лица ее автора. «Матроскин» обложился электрическими девайсами, крутил ручки, и изредка пел свои лаконичные тексты совершенно бесстрастным голосом. С точки зрения концепции все выглядело безупречно, но для неподготовленного уха звучало слишком скупо и однообразно. Впрочем, с некоторой долей досады вынужден признать, что в другое время, я, быть может, более высоко оценил бы сет этого американско-подданного, если бы не банальная усталость. Все-таки, мы нормально не спали уже несколько дней, а в нашем почтенном возрасте данное обстоятельство уже имеет свое значение. Выступление MARTIAL CANTEREL началось уже далеко за полночь, и если бы меня попросили назвать какие-то серьезные просчеты промоутеров на фестивале,  то я бы назвал только вот это странное расписание.
Ибо PORTION CONTROL появились на сцене аж в полтретьего ночи – явный перебор. Народ уже бессильно рассредоточился по периметру шатра, живописно «залипая» в самых разных позах и даже беззаботно храпя. Лену я тоже спровадил отдыхать, ибо она уже буквально спала на ходу. Я же стоически держался, равно как и Мартин с Торни. Для Мартина PORTION CONTROL вообще одна их немногих действительно знаковых  и по-настоящему любимых групп, собственно, ради них он приехал на KALABALIK. Торни тоже хорош: неожиданно,  как заправский фэн-гопник, он ломанулся в первый зрительский ряд, расталкивая людей локтями и нещадно наступая всем на ноги. В первый и в последний раз видел его в роли столь активного «электрохеда». Я уже второй раз за год попадаю на концерт PORTION CONTROL (первый случился на WAVE GOTIK TREFFEN 2012), ну и, конечно было интересно сравнить их, учитывая радикально различные условия проведения. Можно резюмировать, что в обоих случаях имелись свои плюсы и минусы, и совершенно идеального шоу не получилось нигде. В пользу сета на WGT можно отнести значительно более качественный звук и комфортное вечернее время начала шоу, на KALABALIK же у группы получилось использовать столь важный для нее видеопроектор, да и сама обстановка была значительно более домашней и чуть ли не интимной. Сет-лист обоих концертов был примерно одинаков, что, в общем, и не удивительно, учитывая что сейчас группа играет программу, основанную на ее новейшем альбоме «Pure Form». 
Умудренные сединами, морщинами и горделивой осанкой Дин Пиавани и Джон Уайтбрю ожидаемо устроили начиненное могучей дозой адреналина и самых возвышенных индустриальных эмоций, высокотехнологичное, тотально электронное и предельно лаконичное шоу. Периодически, правда, казалось, что они, глядючи на все это великолепие вроде нарисованных веселых клоунов на крыше и снующего туда-сюда мистера Юрай Хип, отображали на своих  лицах мысли вроде: «Да что же это такое, и какого хрена мы здесь делаем?». Впрочем, могло показаться…Опять же, повторюсь: было очень жаль, что концерт наших любимых британцев случился в столь полуночный час, ибо для более органичного восприятия их музыки мне бы хотелось иметь куда больших заряд энергии в собственных аккумуляторах. Реакция же моей супруги на сет PORTON CONTROL и вовсе была обескураживающее-бурной. Ей не просто он не понравился, а вызвал чуть ли не ненависть! Вот, говорит, так хорошо спала в уголке, а тут музыка как бабахнет, а вы все как заорете! Меня из сна словно пинком по зад вышибли! Смотрю на сцену: а там два мужика с кривыми рожами, напоминающих испитых итальянских мафиози, играют что-такое отвратительное и громкое. Вокалист смотрит на всех исподлобья, не улыбается. В общем – музыка для мальчиков! И это вот эту группу вы ждали все два дня и столько про них говорили?
«Мальчики» же получили полную сатисфакцию, и окончательно обессилев, стали разбредаться по ночлежкам. Шум над TYROLEN затих, по крайней мере, до следующего года. 
KALABALIK (швед.) – Шум, грохот. Именно так это и переводится.
 
ИТОГИ
 
всего этого мероприятия подвести нам еще только предстояло. Да и не закончилось оно пока, несмотря  на то, что концертная программа была исчерпана. После коротания ночи в спартанских условиях зябкой лесной прохлады и уже ожидаемых громовых раскатах Торни, мы все следующее утро также провели на опустевшей TYROLEN. Ждем друга Мартина, который должен добросить нас до Мальме на своем авто. Да, дальше нам предстояло отправиться в гости к господину Рудфельту, в его CRYO-цитадель с собственной домашней студией, дизайнерской мебелью и полноценным кинозалом. Посещение Мальме само по себе заслуживало бы отдельного репортажа, но в данном случае пускаться в подробное описание еще и этого путешествия будет вряд ли уместным…
Над нашим столиком жужжат лесные осы (или это были пчелы?), которых мы с Леной вяло отгоняем руками, и от которых как черт от ладана шарахаются наши товарищи. «Отчего шведы так боятся ос?» - вопрос занимал нас потом еще продолжительное время. Это напоминало скорее реакцию при массированном авиа налете...  
Хороший получился фест, с редкой для наших дней атмосферой сообщества «прекрасных дилетантов», которые очень рады тому обстоятельству, «что все мы здесь сегодня собрались». А неизгладимые воспоминания об этом деревенском активно-музыкально-спортивном отдыхе останутся в моем урбанизированном сознании, наверное, на всю жизнь. Все-таки, путешествие сюда стало настоящим событием именно с точки зрения новых впечатлений. расширения границ культурологического и музыкального кругозоров, а также исследования «прекрасного далека» в глубине шведских территорий. 
 По имеющейся информации, промоутеры, вроде как, попали на деньги. Похоже на то. Но как, заметил Торни, это могут быть важные инвестиции в будущее – Швеция практически не имеет сейчас полноценных жанровых темно-электрических  фестивалей, и определенный дефицит на подобного рода мероприятия в стране есть. Но раскрутка любого начинания возможна только при постепенном наборе оборотов: посмотрим, случиться ли KALABALIK PA TYROLEN в следующем году, и с каким лайн-апом. Хочется верить, что запал Кристофера Гуннарссона и Компании не иссякнет. Ясно с всей определенностью, что при организации фестиваля финансовая составляющая и желание заработать были далеко не приоритетными задачами промоутеров. А это по-нашему! И совсем не по-немецки…  
17/08/12, (17-18.08.2012, Авеста, Швеция)

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Создание сайта — MechanicalFrog