STRANGEL OPEN AIR (CAMOUFLAGE, DE/VISION, APOPTYGMA BERZERK, U 96, O CHILDREN)

Поскольку событие случилось уже месяц тому назад, то совсем коротенько.

Общеизвестно, что с субкультурными опен-эйрами в России беда. Более-менее приживаются лишь мажорные или изощренно-моднейшие (вроде «Пикника Афиши») ну и русско-рокерские тоже - а вот всяческие панки-готы-металлисты и прочие музыкальные отщепенцы остаются в стабильным пролете. В Европе же на базе этих аудиторий уже давным-давно научились выстраивать многотысячные мероприятия, каждое из которых имеет свой уникальный брэнд и фиксированную календарную дату, так что посещение какого-нибудь Wacken Open Air можно запросто спланировать хоть за несколько лет загодя. Потребитель должен получить информацию о фестивале максимально заранее, дабы иметь шанс скоординировать свои планы.

Но у нас, понятное дело, сделать так сложно. Если вообще возможно... А ведь хотелось бы! По-хорошему, анонс феста уровня Strangel Open Air нужен где-то за полгода до даты, но у информация прошла где-то месяца за два. Но все равно, энное количество людей нашли возможность здесь, в Волгограде, собраться и поехать - ибо уж больно скучно живем в последнее время. Сборы, традиционно, были мучительными - и гораздо более чем при подготовке к выезду на тех же DEPECHE MODE. Понятное дело: масштаб мероприятия не тот и Гэхэна не предвидится. Тут роту не соберешь - в лучшем случае, взвод из числа наиболее подготовленных бойцов.

Впрочем, утверждать, что событие ожидалось с каким-то невероятным замиранием сердца, было бы погрешить против истины - все эти ансамбли приходилось уже неоднократно видеть ранее, а те что не приходилось, так не очень то и хотелось. А если уж совсем начистоту, то подобного рода музыку - классический synth-pop родом из нашей молодости - сегодня приходится слушать все реже. По разного рода личным причинам. Но организовать выезд на условных HAUJOBB, FLA или AGENT SIDE GRINDER с TORUL представляется задачей совершенно невыполнимой, а вот CAMOUFLAGE и DE/VISION свою лямку популярности в России пока еще исправно тянут.

Тем более, тут еще и APOPTYGMA BERZERK - в российской провинции сей коллектив традиционно мало почитаем, но изначально именно APB представлялись в роли «серых кардиналов» фестиваля, ибо как концертная боевая единица эта группа сильна чрезвычайно. Кстати, проходи фестиваль с таким составом участников где-нибудь в Европе, еще очень большой вопрос, кто бы там оказался хедлайнером. Велика вероятность, что как раз-таки АПОПТИГМА...

Микроавтобус у нас организовался комфортный и совсем не потасканный, а уж с водителями и вовсе замечательная история вышла: какие могучие типажи, сколько шарма и динамической воли к жизни! Особенно выделялся шеф-водитель Володя: до копоти загорелый и жилистый, в коротеньких шортах и желтой майке, в совершенстве изъяснявшийся на вроде бы родной уху, но столь сложной для разумения, дворовой лексике. Поскольку народ в автобусе собрался исключительно просветленно-интеллигентствующий, то некоторое время пришлось потратить на установление более-менее внятного коммуникационного контакта с нашими пилотами - мы же все теперь, вроде как, в одной лодке. Армейские лингвистические навыки из прошлого тоже пригодились, давненько уже не приходилось вести беседы используя словечки вроде «братан», «командир», «бабки» и тд. Но в полной красе наш драйвер показал себя уже непосредственно на фестивале - об этом потом.

Из-за неведомых технических особенностей стационарного DVD-плеера, заранее подготовленный диск с видеоклипами проигрывался весьма странным образом, постоянно норовя сбросить воспроизведение обратно к первому номеру программы. Этим первым клипом был CAMOUFLAGE – «Shine», и уже на въезде в Тульскую область, данная прекрасная во всех отношениях песня надоела до чертиков и стала вызвать аллергический эффект. По мере приближения к златоглавой стало ощутимо холодать - а ведь надо понимать, что мы уезжали из изнывающего от жары Волгограда, где было сильно за тридцать. Не то что бы мы не были готовы к такому развитию ситуации, но контраст и правда был чрезвычайно силен. И данное обстоятельство еще потом сыграет свою немаловажную роль
.
- Ну, где там эта ваша канитель находиться?
- Понятия не имею. Я же не водитель. Мне кажется, это в вашей компетенции.
- Щас братану позвоню. Он тут живет, Москву знает.
Некоторое время поплутав среди типовых коробок жилой застройки и отчаявшись найти пути подъезда к так называемому «Замку Сетунь», решаем узнать верную дорогу у кого-нибудь из местных.
- Вон, там какой-то штрих шарится! - победно восклицает Володя - Мужик, как проехать, как его, к Сетуньскому стану, вот?
Интеллигентного вида дядечка с собачкой степенно указывает дорогу. Оказавшись возле наваленных в кучу корпусов от БТР-80, понимаем, что искомая точка путешествия достигнута.

Бесцельно прошатавшись несколько часов в окрестностях Киевского вокзала, собираемся всей сплоченной группой возле касс аккурат перед началом мероприятия, немного поеживаясь от холода. «Москва цэ Европа» - климат, по крайней мере, такой же.

Фестивальная локация заслуживает отдельного параграфа. Насколько стало понятно, сие место является базой постоянной дислокации «православных мотоциклистов» Хирурга, и представляет из себя средних размеров асфальтовый платц с трибунами и массой разнообразных предметов для антуража. Поскольку эти самые мотоциклисты народ, по большей части, весьма своеобразный, то и антураж получился соответствующий - тяжеловесно-патриотичный и нелепо-эклектичный. Отечественные бронетранспортеры, немецкие мотоциклы второй мировой со свастикой, старые железнодорожные вагоны и бутафорские рыцарские доспехи. Все это смотрелось немного диковато, но забавно.

Сама же площадка была буквально загнана вглубь жилого сектора с домами махровой советской застройки, отчего возникло стойкое ощущение, будто мы находится где-то на Спартановке, а вовсе не в Москве. Конечно же, при таком раскладе, рубильник с электроэнергией должен был безжалостно вырубаться в 23:00, в не зависимости от желания промоутеров или происходящего не сцене - а то по судам затаскают.

Думается, именно из этого обстоятельства, фестиваль стартовал чрезвычайно рано, и первая выступавшая группа - британцы O CHILDREN - оказалась на сцене уже в два часа по полудню.
Быстренько получив свои билеты и обменявшись приветствиями с ребятами из Russian Synth Community, тестируем окружающую обстановку: сцена большая, звук хороший, народу мало, пиво «Балтика» по 240 рублей за 0,4. Как любил говаривать наш сержант: «А что, орлы, вы думали, будто в сказку попали?!».

Поскольку с промоутерами из RSC удалось перекинуться лишь несколькими фразами, то узнать подлинную историю чудесного появления группы O CHILDREN на Strangel Open Air так и не удалось. А такая история (и, даже может быть, настоящая небольшая тайна) непременно должна существовать, ибо очень сложно понять каким же образом, этот крайне малоизвестный в России indie-electro-post-punk коллектив, буквально в последний момент смог оказаться в лайн-апе столь непрофильного для себя фестиваля. Тут либо спонсоры, либо благотворительность со стороны самой группы, либо вообще черт-знает-что, ибо коммерческую выгоду от наличия O CHILDREN на данном мероприятии получить было невозможно, а вот израсходовать часть бюджета на, как минимум, перелеты и визы для трех душ - это запросто.

Сами то O CHILDREN группа, в общем, далеко не последняя - просто более ориентированная на indie-хипстерскую тусовку - но даже там котирующаяся не так чтобы высоко. Может быть, с помощью этих британцев планировали привлечь хотя бы немного молодежи из «сопредельных территорий» - хотя крайне маловероятно, что бы этот план даже гипотетически смог сработать.
В свое время был шанс оказаться на концерте этих ребят в рамках WGT 2008, где они выступали - сложно поверить - на одной площадке с 32 CRASH и PORTION CONTROL. Но мы, кажется, отправились тогда на AMNISTIA... Кстати, Штеффен оттуда - большой поклонник O CHILDREN!

Ну а что же сама группа? Честно говоря, у ансамбля этого есть только одна настоящая «фишка»: функцию вокалиста у O CHILDREN выполняет долговязый - как назвать то теперь? - афроангличанин, вот!. Для подобного рода музыки не от что бы революция, но случай точно не частый. А вот с сугубо музыкальной стороны ничего особенного, ибо подобных командочек, которые пытаются трудиться на ниве неспешного гитарного post-punk с использованием драм-машины и щепотки электронных аранжировок сегодня пруд пруди. Да, смотреть на поющего черного парня было чудно, но ведь ни одного реально цепляющего трека или внятной мелодии услышать так и не удалось. Ну и, конечно, выступать такой группе на большой голой сцене при прямом солнечном свете - занятие довольно бесперспективное. Возможно, в маленьком клубе с соответствующей атмосферой и публикой O CHILDREN со своей самоуглубленной музыкой смотрелись бы куда более выигрышно.

Среди публики ожидаемо оказалось большое количество знакомых лиц, много было клиентов магазина Razgrom Music, так что время в перерывах между выступлениями ушло на разного рода приятную болтовню. А вот среди публики мелькает знакомая рубашка - ба, да это же наш водитель! Точнее, даже оба водителя: расхаживают среди публики, и, что самое интересное, Володя нещадно хлещет пиво - то самое, по 240 рублей - а ведь нам сегодня же вечером отправляться в обратный путь...
- Вы как здесь вообще очутились? Как пролезли то?!
Штрих загадочно подмигивает:
- Один звонок в Волгоград, и вопрос решен. Мы тут уже все фишки пробили.
Сюрреалистичный разговор. Как сюрреалистичен и сам факт появления наших колоритных трек-драйверов в этой толпе. Дэвид Линч на бытовом уровне, мистерия и загадка. Ответа на которую нет до сих пор.

Следующими по расписанию шли DE/VISION, и ей-Богу, нет ни малейшего представления, что еще нового можно написать о концертах этой группы. Правильно сказал друг Сашко: они уже не воспринимаются как зарубежная группа, а кажутся своими, местными. Заметим, что это говорит человек из Волгограда - а москвичам тогда какого? Однако, несмотря на то, что DE/VISION превысили все мыслимые нормативы по количеству визитов в нашу страну и всегда совершенно одинаково выглядят на сцене (а с недавних пор еще и взяли за правило использовать практически один и тот же сет-лист), окончательно осточертеть публике у них все-таки пока не выходит. Наверное, потому что много песен у группы хороших, да и музыка неплохая - рецепт успеха очень простой. Оттого и любят их у нас, подпевают Штефану в голос, и всегда с благодарностью рукоплещут - не вспомню ни одного неудачного концерта DE/VISION в России, хотя бывать приходилось на очень многих. Вот и в этот раз все то же самое: два человека на сцене, Штефен во всем черном, невозмутимый Томас за клавишами, «Flavour Of The Weak» , «Rage», «Try To Forget» и прочая, и прочая. Серьезный минус был лишь один: группа вновь представила электронный вариант сета, оставив своего барабанщика дома в Германии. А ведь некоторые люди из числа нашей делегации буквально жаждали увидеть DE/VISION в «полной комплектации», ибо в Волгограде немцы всегда использовали этот же бюджетный вариант. Но что поделаешь – видимо, решили сэкономить и здесь, тем более, что на статус хедлайнеров на этом фестивале DE/VISION рассчитывать не приходилось.

Перед концертом удалось немного пообщаться со Штефеном – благо, после наших ежегодных берлинских встреч мы находимся на более-менее короткой ноге – но, поскольку было шумно и людно, ограничились лишь общими фразами. Тем более, что его постоянно атаковали разнообразные поклонники. В общем – до новых встреч в Берлине!

DE/VISION cмогли собрать уже более-менее приемлемую толпу перед сценой, хотя на трибунах по-прежнему не было ни было души…Они так и будут оставаться пустыми на протяжении всего мероприятия – все-таки явка на фестиваль была, скажем так, где-то на уровне «удовлетворительно». Но никак не выше.

Именно после концерта DE/VISION возникло, наконец, ощущение праздника и большого фестиваля – можно сколько угодно упрекать Штефана и Томаса в типично немецкой рутинной предсказуемости, но они способны концентрировать внимание аудитории на себе и делать шоу даже при всех своих скромных визуальных и технических возможностях. Так-то!

А вот в случае с APOPTYGMA BERZERK не то что без барабанов, но без кучи дополнительного сценического стаффа, обойдись было никак нельзя. Сам Стефан Грот, кажется весьма позитивным и крепко стоящим на земле парнем, но вот менеджмент APB и их технические требования всегда были головной болью для любого промоутера – это доподлинно известно. Обычно концерты при дневном освещении смотрятся менее выигрышно, нежели в условиях закрытой площадки, но, памятуя о шоу APOPTYGMA BERZERK на WGT2014, когда из-за бешено работавших дым-машин и сумрачного темного-синего света с трудом удавалось различить контуры музыкантов, такой вариант смотрелся даже более предпочтительным.

И вот уж кто ни грамма не разочаровал на этом фестивале, так это АРВ. По поводу восприятия их студийных альбомов возможны самые разные мнения, но на концертах они неизменно выдают угар и рок-н-ролл. Чем, собственно, и живут уже очень давно, ибо нового материала издавать группа не желает, и уже шесть лет занимается исключительно концертным чесом. Среди нашей делегации были люди, которые никогда APB целенаправленно не слушали, так вот у них остался после шоу (которое им, однозначно, понравилось) один единственный вопрос – а какое отношение эта группа вообще имеет, к так называемой, «синтетической музыке»? Они же выглядят как обычный инди-поп-роковый ансамбль, а электронная составляющая, вроде, тут не так уж и важна? А и в самом деле: без знания о прошлом future-pop бэкграунде APOPTYGMA BERZERK, случайный человек может и не понять, почему это фэны DE/VISION и CAMOUFLAGE вообще обратили свое внимание на этих разухабистых и «роковых» норвежцев. Но, с другой стороны, все же привыкли к тому, что DEPECHE MODE звучат на своих шоу тоже, мягко говоря, несколько по-иному, нежели на студийных альбомах.

APB выстрелили по аудитории мощным и расчетливым зарядом своих 100% боевиков («Love Never Dies», «Non-Stop Violence», «Unicorn», «Until The End Of The World» и тд.), жаль только, забыли про «Cambodia» – из кавер-версий была лишь «Love Will Tear Us Apart» JOY DIVISION. И это был единственный концерт на всем фестивале, когда пришлось по старой-доброй традиции пролезть в первые зрительские ряды и немного «помяситься» перед сценой – усидеть за столиком не было никакой возможности, больно уж зажигательно ребята играют. И да, электронной составляющей-таки в музыке группы, по-прежнему, ой как много – достаточно лишь немного абстрагироваться от рок-н-рольного имидижа Стефана Грота & сотоварищи и иногда не к месту ревущих гитар…

Мощный и «жирный» сет, лично для меня – лучший на фестивале. APB здорово раскачали аудиторию, и после их выступления следующей группе нужно было сильно постараться, что бы поддержать заданный темп и общую, уже весьма энергетически заряженную, атмосферу мероприятия. Но увы…

Никоем образом нет желания обидеть организаторов фестиваля - все они мои давнишние знакомые и большие профессионалы своего дела - но единственной реакцией у 100% участников нашей делегации на появление в лайн-апе Strangel Open Air немецкого euro-dance проекта U96 было лишь недоуменное пожимание плечами. Нет, идея то как раз понятна: стилистически разнообразить фестиваль, добивать к числу участников какого-нибудь неожиданного «туза», попытаться привлечь часть аудитории из числа ностальгирующих по безголовому техно-саунду девяностых. Таких людей, кстати, не так мало, как нам всем кажется...

Но все-таки, затея с приглашением U96 оказалась, как кажется, выстрелом в «молоко» - да и количество людей перед сценой, их реакция на это выступление, говорят сами за себя. Понятно, что во время исполнения «Das Boot» - единственного мега-хита U96 (и то, к слову, лишь эксплуатирующего тему из одноименного кинофильма) аудитория реагировала очень живо, но во все остальное время этого сета люди предпочитали заниматься чем угодно: пить пиво, общаться, озаботиться проблемой ужина - но не наблюдать за происходящим на сцене. А там и правда ничего особенно интересного не происходило - трое немолодых мужчин чинно колдовали над своими лэп-толпами. Как объяснили сведущие люди, именно эти строгие господа и являются настоящими авторами музыки U96, а покинувший проект Алекс Кристенсен был лишь ширмой, его коммерческим лицом. Вероятно, так и есть – мои персональный уровень информированности по поводу сего музыкального проекта ограничивается все той же темой про подводную лодку и польской аудиокассетой из коммерческого ларька, приобретенной в городе Волжском в 1993 году.

Поскольку уже вечерело, то на сете U96 в первый раз по-настоящему заработали сценические световые экраны (на которых в какой-то момент даже пафосно возникло изображение российского флага), но данный факт никакого решающего влияния на общую концепцию шоу не оказал. Более того, вечер принес не только комфортную обстановку для работы светового оборудования, но и раздражающий дождь – словом, погоду совсем нельзя было назвать комфортной.

А ведь, наверняка, приглашение U96 обошлось в некую сумму твердой валюты, которую, скажем, можно было легко потратить на пару-тройку качественных synth-pop групп второго-третьего эшелона, а DE/VISION сместить поближе к хедлайнерам. Понятно, что все мы любим давать советы промоутерам - в которых они, на самом деле, вовсе не нуждаются, ибо исходят из своего собственного понимания ситуации и анализа концертной конъюнктуры - но порой попытки вырваться за рамки определенной сцены и субкультурной аудитории чреваты не очень приятными последствиями. И пример с U96 (да и с O CHILDREN, по большому счету, тоже), здесь показатель донельзя. Никто не расстроился, что эти группы были на фестивале - но никто особенно и не был воодушевлен. Так, ни к чему не обязывающий фон. А вот если бы средства, потраченные на букинг этих проектов, ушли на условных TORUL - FROZEN PLASMA - HAUJOBB - ASHBURY HEIGHTS – и далее до бесконечности (не говоря уж о MESH или VNV), то количество воодушевленных персон на фестивале было бы гораздо большим. И «ямы» этой между APB и CAMOUFLAGE не было бы.

К моменту выходу хедлайнеров уже окончательно стемнело, и потому CAMOUFLAGE оказались единственной группой, которая смогла отработать на максимуме технических возможностей площадки. В который уже раз приходится отмечать важность данного нюанса – совершенно другой визуальный коленкор, иной уровень концертного шоу. Чего греха таить, большинство аудитории пришли на этот фестиваль именно из-за CAMOUFLAGE, ибо популярность этого немецкого synth-pop коллектива в России по-прежнему очень велика, причем не только в той самой «субкультурной тусовке», а и далеко вне ее. Сужу, хотя бы, по продажам долгожданного нового альбома «Greyscale» – по нынешним временам, степень ажиотажа вокруг этого релиза был невероятным. Тем более, что CAMOUFLAGE записывали этот альбом до неприличия долго, а история с его релизом превратилась в нудную эпопею. Но, наконец, с этим делом покончено, и на радостях группа отправилась в большой европейский тур, в рамках которого отыграла и концерт на Strangel Open Air.

Который получился продолжительным по времени, а трек-лист, помимо шести новых песен с «Greyscale», был грамотно укомплектован и целой обоймой классических хитов («Love Is A Shield», «We Are Lovers», «That Smiling Face», «Me & You», «Suspicious Love», «The Great Commandment», конечно же), так что вы этом смысле группа смогла угодить всем. Годы по-прежнему не властны над Маркусом Майном, и по сцене он скачет как электронный заяц на батарейках, отдаваясь своему нелегкому делу фронтмена истово – правда, с вокалом уже иногда проблемы заметны…У Штефана из DE/VISION, кстати, таких сложностей не возникает – тот поет всегда чистенько, без помарок – но, впрочем, у его группы сам материал более прост для исполнения в «живую», нежели у CAMOUFLAGE. Однако, самым большим минусом концерта стало отсутствие Оливера Крейссига, о причинах которого так нигде официально и не было объявлено. А ведь песни, которые исполнят Оливер – важнейшая часть концертного шоу CAMOUFLAGE, тем более, что обычно они служат своеобразным тайм-аутом для Маркуса, во время которого он может отдохнуть и немного перевести дух. Тут уместна такая аналогия: насколько полноценным выглядело бы шоу DEPECHE MODE без Марина Гора на сцене?

Поэтому Маркусу в этот раз пришлось вдвойне трудно, и он героически тащил шоу на одном себе. Трек-листа концерта в точности повторял европейский, только за вычетом трех вещей, которые обычно исполнял Оливер. С остальными же участниками группы все было в порядке, Хайко, как обычно, радовал позитивным настроем и клавишными пассажами, а неизменный лысый барабанщик (имя вылетело из головы) не только занимался своими прямыми обязанностями, но и периодически занимал место отсутствующего товарища за клавишами.

Нужно ли говорить о том, что публика принимала группу на «ура», но все-таки для получения полного удовольствия от концерта не мешало бы еще неистово колбаситься у сцены или заставить себя прыгать с максимальной интенсивностью – сложно было и предположить, что в Москве в середине июля может быть так холодно! Нам, теплолюбивым жителям сталинградских степей, пришлось в эти минуты не просто, тем более что многие как-то и не озаботились взять осенние куртки с собой…

Надо такие мероприятия у нас устраивать, на берегу Волги где-нибудь…А то что это: пыльный платц для байкеров среди облезлых пятиэтажек. Правда, комары уважаемых гостей заедят - а вы заранее веточками запаситесь, что бы отгонять их, значит. Потом все вместе – купаться. Вот это было бы дело. А в ваших Москвах только и знай, что в капюшон от дождика прячься, да в одеяльце кутайся. Никакого душевного отдохновенья.

Это все, конечно, шуточки. Идея об организации такого фестиваля, да еще в условиях нынешней экономической ситуации, изначально выглядела весьма рискованной и амбициозной, но была мастерски воплощена в жизнь организаторами - за что честь им и хвала. Ну а то, что без шероховатостей не обошлось, и погода немного подкачала, так это вопросы к небесной канцелярии и руководству самой площадки. А, и еще с туалетами вопрос надо было решить как-то поизящнее. К кабинкам приходилось пробираться минут по двадцать, выстаивая в огромной очереди. Впрочем, это мелочи.

Ну и еще раз о проблеме посещаемости. Тут дело вот в чем – только нас, волгоградцев, было, скажем, 20 человек (ибо еще были люди, которые поехали сюда в индивидуальном порядке). Вокруг было много знакомых лиц из разных точек России – Питер, Нижний Новгород, Тула, Казань, говорят, даже какие-то турки были. Но в итоге имеем лишь аудиторию, соответствующую вместимости большого клуба – не более. Не смотря на все попытки организаторов, мероприятие получилось именно что сугубо субкультурным, представляющим интерес лишь для узкой прослойке фэнов данного жанра. Ну а уж о степени узости этой самой прослойки, как и о дальнейших перспективах, скажем так, классического synth-pop в нашей стране, судить можно как раз по посещаемости Strangel Open Air. Которая вовсе не была плохой, но, для сравнения – рядовой концерт одних только CAMOUFLAGE где-нибудь в Дрездене, будет иметь аудиторию немногим более меньшую, чем смог собрать этот фестиваль общероссийского масштаба.

Обратная дорога получилась на редкость стремительной и о ней, наверняка, вообще мало кто помнит – все-таки вторая ночь подряд на сиденье микроавтобуса заставляет провалиться в глубокий сон даже экстремально бодрых духом. Сквозь дремотное забытье периодически пробивались звуки шансона, который уже на подъезде к Волгоградской области сменился дебютным альбомом TANZWUT. Да, водители наши точно не промах. Кстати, оба к моменту отъезда были как огурчики, и вели наш транспорт недрогнувшей рукой. У обоих на заставке смартфонов – фото в обнимку с ведущим фестиваля, каким-то человеком из Comedy Club или другого юмористического шоу… Правда, не имею ни малейшего представления, кем был этот парень, необходимость наличия которого на Strangel Open Air вызывала большие вопросы. Говорят, он фэн DEPECHE MODE, что ли - работал чуть ли не за идею…

Очень хочется надеться, что промоутеры смогут изыскать возможность сделать данный фестиваль ежегодным, как отличную летнюю альтернативу Synthetic Snow Festival. Это и с точки зрения ритмичности мероприятий было бы логично, да и для многих иногородних подспорье. Все-таки, даже холодный июль в Москве куда как более подходит для путешествий, нежели инфернальный декабрь. Так что зимой нас не ждите.

PS Спасибо Russian Synth Community за идею, организацию, бронирование билетов, аккредитацию и вообще за все хорошее. Очень любопытно будет понаблюдать за дальнейшей судьбой вашего детища.
 

11/07/15, (11.07.2015 Москва)

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Андрей
22.08.2015, 22:44
Aлексей, спасибо за отчет. как всегда. очень интересно!

Создание сайта — MechanicalFrog