KOLLAPS # 2 FESTIVAL (29-31.01.2015 Cтокгольм, Швеция)

 KOLLAPS # 2 (Cтокгольм, Швеция)

 

В последнюю неделю января 2015 года довелось совершить стремительный вояж в Королевство Швеция, основной официальной целью которого было посещение трехдневного Kollaps Festival. Но были цели и неофициальные, причем, не менее важные: давно откладывающаяся из-за разного рода обстоятельств дружеская встреча с Мартином Рудефельдом из CRYO и обыкновенное желание смены душноватой ныне российской действительности на что то более веселенькое и упорядоченное.
 
Прекрасно отдавая себе отчет в том, что лайн-ап Kollaps#2 представляется весьма мало привлекательным для 90% посетителей сайта Razgrom Music (как и для российской аудитории synth/industrial музыки вообще), репортаж о данном фестивале не будет претендовать дотошную всеобъемлемость – хотя, учитывая обширный количественный состав участников, малым количеством букв отделаться точно не получиться.
 
Частенько люди спрашивают: а что ты сам-то сегодня слушаешь? А вот как раз стратегическое музыкальное направление Kollaps # 2 и является частичным ответом на этот вопрос. Ведь если внимательно присмотреться, то без труда можно выявить строгую концептуальность в подборе артистов со стороны промоутеров - явное предпочтение отдается проектам, работающим в жанрах synth-wave, minimal electro, cold wave, neo-goth и  строго ориентированных на так называемое «аутентичное» звучание конца прошлого века. Все же более-менее «кассовые» поджанры  современного андеграундного электро игнорируются на корню. На Kollaps вы не обнаружите ни одного проекта, играющего традиционный synth/future-pop, synth-goth, hellektro или сrossover-industrial. ЕВМ группы если и приглашаются, то только обладающие специфическим бельгийско-французским саундом, который здесь вполне определенно противопоставляют «немецкой школе». Относиться ко всем этим чудачествам можно как угодно, но совершенно ясно одно: шведские фестивали все более приобретают свой собственный индивидуальный подчерк, что выгодно отличает их от своих «материковых» аналогов. Впрочем, сложно себе представить, что можно постоянно существовать в музыкальной парадигме «коллапсного минимализма» (хотя такие люди и имеются), но вот для создания необходимого разнообразия в череде бесконечных WGT, Amphi, NCN такие мероприятия подходят идеально. Билл Либ в одном из новых интервью как то упомянул о том, что люди сегодня устали от сложной и «многослойной» электронной музыки, на сцене чувствуется дефицит простоты и лаконичных выразительных форм. Наверное, в этих словах есть доля истины.
 
В стокгольмской зимней погоде, как выяснилось, нет ничего особенно страшного. Да, сыро, и перманентный снего-дождь стеной валит - зато тепло. Без особенных хлопот достигнув T-Centralen на полупустом самолете из Москвы и пендельтаге из Марсты, немедленно убеждаюсь в правоте многих соотечественников, которые нынче не особенно охотно посещают Швецию. Вкус самого обычного бутерброда, который покупаешь за какие-то 430 рублей, и в самом деле кажется необыкновенным и уточенным. По крайней мере, приходится себя в этом убеждать...
 
Послонявшись без дела пару часов по центру города, вдоволь поглазев на утонченно-белесые скандинавские физиономии коренных жителей и огромное количество безмерно наглых нищих, требующих милостыню поставленным командирским голосом, около пяти вечера встречаюсь с Мартином, у которого как раз закончился рабочий день. Уже пару месяцев назад он перебрался в столицу - период жизни в Мальме остался в прошлом. В его новой квартире на Броммаплан гостевую комнату украшает внушительных размеров панно из кадров «Bladerunner», вешалка для одежды представляет хитроумную конструкцию из металлических тросиков, а в прихожей установлен черный череп на длиной подставке. Сразу понятно: хозяин этого жилища весьма серьезный и концептуально мыслящий субъект.
 
За эти пять дней пришлось переговорить с Мартином на множество самых разнообразных тем, и в который раз хочется отметить, что этот долговязый швед является одним из самых оригинальных и интересных собеседников из людей с «нашей сцены». Иногда вообще пропадало ощущение, что общаешься с иностранным гражданином - а это большая редкость. Те, кто имеет опыт общения с европейцами (или, тем более, американцами) без труда поймут, о чем идет речь...
 
PRE-PATY
 
На следующий же день был назначен старт пре-пати фестиваля в клубе Gotta Kalare, дислокация которого оказалась удобной до максимальной степени - вход в заведение располагался прямо в переходе подземной станции метро! Видимо, за такой шик, посетителям приходится дополнительно доплачивать: цены на алкоголь стартовали от 68 крон (для справки: 584 рубля по тогдашнему курсу), да еще в баре не принимали «пластик», что для Швеции большая редкость. «Что ж, вечера трезвенников тоже имеют право на существование» - безысходность ситуации диктовала именно такие мысли.
 
К счастью, полностью таковым вечер все-таки не стал - едва оказавшись внутри клуба, сразу же удалось очутиться среди множества знакомых и не очень, но весьма дружелюбно настроенных лиц. Фредерик из SEVERE ILLUSION, Эскил и Дэниел из COVENANT (которые были тут ди-джеями), Maттиас из RUN LEVEL ZERO, промоутеры фестиваля Kalabalik, Йенс из Elektroskull, какие-то гомонящие девушки...Одна из них все тыкала пальцем в свою майку, на которой было изображено невнятное  лого, и утверждала, что это мерчандайз группы ее парня...Которая играет что-то невероятно улетное и скоро все об этом узнают...Новое слово в industrial...Всегда нравилось это ощущение - едешь куда то к черту на кулички, в неведомый клуб в чужом городе, а оказываешься внутри, так из всей не слишком многочисленной толпы 50% - знакомые все лица. Из которых самый правильный поступок совершил Дануччи, втихаря снабдив меня бутылкой пива («Только не свети ей в клубе - это из гримерки»). Помнит еще, как мы его пельменями в Волгограде кормили. Время сводить счеты...
 
Теперь становиться понятно то алкогольное безумие, которое царило на позапрошлогоднем Kalabalyk - там у промоутеров не было лицензии на продажу спиртного, и каждый мог приходить со своим. Отсюда и все излишества. В обычных же клубах выпивают очень немногие - даже из числа музыкантов. Специально наблюдал. Как сказал Мартин: «Даже для меня это дорого». Парня из уверенного среднего класса...
 
Первыми на сцене оказались OPERATING TRACKS, которые позаимствовали свое название от известного трека известной же группы. Играла эта разнополая пара неподвижно стоящих людей вовсе не EBM, а нечто тревожно-минималистичное, и, к сожалению, довольно аморфное. Такая вот чуть ли не мартиальная подача - хорошо, хотя бы более-менее энергичный бит присутствовал. Сказать что-то более конкретное об этом сете довольно сложно. Да и не факт, что нужно...
А вот последующий сет шведского же проекта RABA HIFF неожиданно порадовал, хотя внешне все выглядело почти так же: парочка статично стоящих товарищей (тут, правда, оба - мужеского пола) флегматично крутила ручки на своих здоровенных девайсах - видимо, то были сложные винтажно-аналоговые устройства. Музыку сего проекта можно определить как minimal synth-pop, но можно этого и не делать, ибо по факту там много чего намешено... От махровой электронной экспериментальщины до KRAFTWERK. RABA HIFF славны своим своим злободневным треком «Русские идут!» (Ryssen kommer! в оригинале), который они сыграли аж в восьмиминутной расширенной версии. И все эти восемь минут один уже благополучно добравшийся до Швеции русский улыбался во все свои тридцать два зуба: «Русские идут как зомби, они повсюду, они на улицах». Хорошая, словом, песня.
 
В перерывах между выступлениями продолжается общение с разного рода людом - но все больше с Эскилом. Как-то был он в этот раз на редкость позитивен и трезв в суждениях. Да и вообще трезв. А еще тут на него никто не обращал ровным счетом никакого внимания - в Германии, и тем более у нас, он все-таки все больше ходит гоголем. Пока обсуждали с ним агрессивные происки американской военщины и геополитические конфликты, рядом пристроилась какая то девушка - миловидности выше средней. По крайней мере, в полумраке так показалось. Эскил неожиданно пристрастно принялся беседовать с ней на различные отвлеченные темы, а та все жаловалась на 40 проведенных часов в самолете и аэропортах. Жаловалась на каком-то умопомрачительном английском: округлом, быстром и с хрипотцой. 
Подумалось: «Неместная...». Спрашиваю:
 - А как же вы это так умудрились настолько в небе застрять?
- Да вот, бля. Сначала по Штатам трансфер, потом до Европы, и все тяжело логистически сопрягалось.
- Так вы на фестиваль специально? Играете в группе какой, что ли?
- Да, YOUTH CODE называется. Слыхал про такую?!
О, да тут конфуз наметился! Фронтвумен YOUTH CODE я доселе мог лицезреть только в зверских видеоклипах и таких же по настроению фотосессиях, а потому в офф-лайне как-то не признал. 
- Девушка, ансамбль мне ваш определенно нравиться! И поете вы впечатляюще. Громко! Но я не думал, что вы...такая. Почему-то.
В этот момент в разговор вновь включился Эскил, принявшийся расспрашивать Cару Тэйлор о недавно за кончившимся совместном туре со SKINNY PUPPY и FLA («Очень много молодежи на концерты приходило. Они ни хрена нет понимали, что мы за музыку играем, для них это было как саундтрек из Mortal Combat. Но было весело»)
Хм, а откуда нынешней молодежи знать про Mortal Combat?
«А вот в России вас в основном хипстеры слушают» - неосторожно вякаю я. 
Сара мгновенно взрывается: «Вот опять, а?!! Ненавижу это! какие еще хипстеры?! Кто это вообще, бля?! Мы играем ИНДАСТРИАЛ!!! ИНДАСТРИАЛ!!! Я всегда была в андеграунде, у меня шарф с лого KING DIAMOND - вот, смотри!!»
И правда - KING DIAMOND. Между прочим, очень даже по хипстерски. Но разве кто-то сказал, что это плохо?
 
Далее в расписании лайн-апа значилась «дыра», ибо было заявлено выступление некой группы-сюрприза. Часть этого сюрприза, как выяснилось, уже довольно давно околачивалась рядом со сценой - это была черноволосая тетка весьма брутального и даже воинственного вида. На нее многие обратили внимание...Вскарабкавшись на сцену, тетка шлепнулась на коленки и застыла в драматический позе - словно бы молиться или вспоминает таблицу Менделеева...Как только раздались звуки музыки (это был зловещий minimal electro - вот так неожиданность!), женщина принялась многозначительно раскачиваться и голосить что есть мочи - ну очень сильно убивалась гражданка! Данное действо более всего походило на шаманские перформансы Диаманды Галас - со скидкой на более местечковый масштаб, конечно же. И уже к середине концерта появилось стойкое подозрение (далее лишь только усугубившееся), что общественность пытаются тут, значит, водить за нос. Ибо вовсе не гражданка это, а самый что ни на есть гражданин! Только, скажем так, старательно загримированный...Да, ошибка возможна - но это Швеция, ребята. Тут ухо держи востро...
 
Да, а как группа то называлась?! А черт ее знает. Маттиас  со сцены объявил, но название прозвучало как то неразборчиво. Скоро альбом у них выходит на Kollaps Records - вот это все услышали.
 
Тем временем вечер разнополых, однополых и трудно идентифицируемых пар на сцене Gota Kallare продолжался - теперь очередь дошла до исландско/шведского проекта COLOUROID. Вот они играли типичный такой minimal synth с женским вокалом, очень легкий и воздушный, что не очень характерно для подобного рода музыки. Забавно пританцовывавшая дама в с внешностью школьной учительницы младших классов обладала мяукающим вокалом и была наряжена в шикарный свитер с изображением белокрылого лебедя. Молодой человек за синтезатором щеголял в свитерке сером и вязанном. Как мило.
 
Найденный с некоторым трудом в сети единственный релиз COLOROID оказался на поверку довольно сухо (но интересно) звучащей работой, и не сказать, чтобы обладавшей сильно оптимистическим настроением. А вот на концерте эта парочка выглядела несколько по-иному, и своим инфантильным minimal-synth-pop изрядно повеселила публику и подняла оной настроение.
 
Интересное дело - к завершению мероприятия народу в клубе становилось все меньше. Видимо, вечер буднего дня сказывается на энтузиазме местной публики куда больше чем в Берлине или даже Москве. Так что выступавшие последними NO SLEEP BY THE MACHINE играли уже в чуть ли не на две трети опустевшем зале. Или большинство людей приходили посмотреть на поющего мужика в женских колготах? (который, правда, лишь предположительно был мужиком - но и не факт, что им не являлся).
 
NO SLEEP BY THE MACHINE уже приходилось видеть «живьем» чуть более полугода назад - на WGT 2014. Соответственно, написано об NSBTM в репортаже о том мероприятии предостаточно. Стокгольмский сет под копирку повторял «вэгетешный», что, впрочем, совсем не помешало получить от него большое удовольствие - TB и правда очень крутой фронтмен. Являясь довольно откровенной репликой THE KLINIK, NO SLEEP BY THE MACHINE, конечно же, уступают в сочинительском мастерстве своим бельгийским учителям, но вот в плане концертного драйва отстают от них лишь на полкорпуса. Зубодробительный и шершавый EBM, которым настойчиво потчует слушателей эта группа, штука, конечно, своеобразная. Но любителям «припасть к корням» дремучего электро-индустриального саунда точно не стоит игнорировать ансамбль NSBTM. Все последующие фестивальные дни ихний фронтмен ходил в майках с логотипами PORTION CONTROL и SWANS, ясно давая понять, из каких источников черпает вдохновение его собственный музыкальный проект....
 
Учитывая расположение клуба, добраться до Броммаплан получилось за какие-то сорок минут. Пре-пати фестиваля получилось более чем удачным.
 
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
 
С Мартином увидеться и рассказать ему о подробностях вчерашнего мероприятия так и не удалось - ранним утром хозяин квартиры укатил на велосипеде к себе в офис. Наспех соорудив завтрак в экипированной по последнему слову техники Cryo-кухне, отправляюсь на глубокое траление местных музыкальных магазинов. Даже при нынешних ценах там есть чем поживиться - ну а раньше вообще была «малина». Пока баловался чайком, чуть не ошпарился – все-таки эта забугорная манера доставки почты путем метания оной в дверную щель несколько пугающая для нашего брата. Не иначе, домушники к Мартину лезут - сейчас придется держать оборону.
 
Шведские ландшафты всегда изобилуют грудами горной породы и огромных валунов, которые навалены в самых неожиданных местах. Один из таких «стоунхеджей» располагался прямо напротив дома, вокруг же, что характерно, торчали здания обычных типовых девятиэтажек а-ля Кировский район Волгограда - для глаз случайного туриста пейзаж довольно причудливый. В удивительных стокгольмских музыкальных магазинчиках пришлось провести битых четыре часа, а результат был достигнут, прямо скажем, довольно средний, ибо сравнить подобное времяпрепровождение можно разве что с археологическими раскопкам - через несметные толщи «породы» лишь иногда проскакивает что-то похожее на «хабар». Некоторые из этих заведений, занимающих весьма солидную площадь, больше напоминали запущенные склады компакт-дисков и винила, в которые угодила авиационная бомба. Весь ассортимент разметан в совершенно хаотичном порядке по всему периметру помещения - при желании изучать эти завалы можно было несколько дней. 
 
Ближе к вечеру на пару с Мартином «уговорили» бутылку конька, целые запасы которого я заботливо привез с собой из России. С их местным горячительным каши не сваришь... С некоторой досадой смотрю на часы - уже пора выдвигаться клуб. А мы так душевно общались...
 
В вагоне метро какая-то девушка на хорошем русском громко и с придыханием твердит своему неказистому спутнику: «А я сразу поняла, что у нас может что-то получиться - поэтому и поехала с тобой в первый же вечер. Ты не такой как остальные. Ты особенный!»
 
Граждане! Оказавшись за пределами нашей Родины, не теряйте бдительности и здравомыслия - если вы счастливо пребываете, скажем, в Швеции, то это совершенно не значит, что рядом с вами не может оказаться ушлого соотечественника, который будет с удовольствием слушать ваши душераздирающие признания, да еще и дико в тряпочку угорать! Осрамиться можно запросто! Сколько уже было прецедентов!
 
Клуб Slakthuset оказывается расположенным  среди индустриально-складских помещений рядом с Globen Arena, где как раз в этот момент наши фигуристы творили на льду чудеса. Погода испортилась, повалил мокрый снег, и пришлось изрядно побегать по совершенно безлюдным складским проходам, прежде чем удалось обнаружить сие заведение. Спасибо доведшему меня чуть ли не до двери безвестному чуваку с дредами – все-таки, благожелательности у западного населения нам всем стоит поучиться. 
 
Клуб, конечно, оказался классный. Видимо, тут раньше были цеха или, опять же, склады - витиеватый лабиринт из четырех помещений был соединен сложносочлененной системой дверей и переходов - и везде что-то происходило. Сцены было аж три - одна большая и две чуть поменьше. Таким образом, выступления следовали в режиме нон-стоп: как только на одной сцен оканчивался концертный сет, так тут же немедленно стартовал на другой. При желании можно было как савраска бегать из одной комнаты в другую, и шесть часов подряд внимать чарующим звукам электронной музыки - удовольствие, честно говоря, довольно сомнительное...
 
Гардероб, однако же, платный - как и во всех клубах Швеции. 30 крон - 250 рублей. И верхней одежды висело до неприличия мало - как минимум половина гостей, жителей благополучной Швеции, предпочла все свое носить с собой.
 
На первой маленькой сцене коренастый мужик со шкиперской бородой и добродушно-славянской физиономией уже корпел над ноутбуком и синтезатором - это был Питер Нистрем со своим проектом NEGRU VODA, название которого можно бесконечно и с удовольствием обыгрывать всем русскоязычным людям. Сам Питер был далеко не негр и пил вовсе не воду, а постоянно хлестал бутылочное пиво. Еще он периодически воинственно потрясал руками, бил себя в грудь кулаком, и, не отвлекаясь от бутылки, производил пассы над своими девайсами. Зловещий и гудящий dark ambient, который, естественно, играет NEGRU VODA, совсем не сочетался с внешностью этого дядьки.
 
На развалах с мерчем царила тотальная виниловая экспансия, тут же уже кучковалась половина персонажей со вчерашнего пре-пати, плюс Маттиас и Ионас с Kollaps records - наконец то представился шанс сказать им спасибо за приглашение, немного поболтать и обменяться дисками. Фредерик из SEVERE ILLUSION притащил целую стопку дисков дебютного альбома своего сайд-проекта ANALFABETISM (этот термин означает полное отсутствие грамотности и знания чисел – а вы что подумали?), и поведал душераздирающую историю: в свое время он со словарем перевел репортаж с сайта Razgrom Music о фестивале KALABALIK, и так впечатлился сравнением собственной внешности с ликом вождя мирового пролетариата, что решил поместить фотографию памятника Ленину на обложку этого альбома. Причем, это фотография монумента, установленного в Донецке, где Фредерик побывал несколько лет назад в качестве туриста. «Эк ты ловко все увязал!» - думаю про себя, но диски забираю.
 
Мимо проходят двое аляповатых, переливающихся блестками роботов - у них на головах горят лампочки. Недоуменно проводив парочку взглядом, понимаю, что это следующая выступающая группа, ибо оба «робота» проворно вскарабкались на сцену. Участники шведского проекта MONSTER APPARAT выглядели донельзя потешно, и музыку играли ровно такую же: дурашливое и чуть ли не восьмибитное minimal-electro, аналоговое, позитивное и весьма танцевальное. Неплохая такая музыка для озвучки старых мультфильмов про космические путешествия и трэш-фантастики про выживших из ума роботов. На самом деле, сет MONSTER APPARAT получился очень клевым и веселым, да и с мелодиями у ребят полный порядок. Наблюдая за задорными танцами двух половозрелых персонажей, облаченных в костюмы из сверкающей фольги, очень ясно осознаешь: вот такого, кроме как на подобных небольших фестивалях, точно нигде больше не увидишь.
 
Тема робототехники и аналогового электро была негласно продолжена и в следующем выступлении бельгийского проекта METROLAND, который имеет определенную степень известности и у нас стране - судить можно хотя бы по продажам CD в магазине Razgrom Music. И понятно почему: в России всегда любили KRAFTWERK. А эти бельгийцы и не мудрствуют лукаво, пытаясь быть просто-напросто эдакой мини-версией прославленных пионеров электронной музыки, что и продемонстрировали на своем  релизе «Thalys», который словно является логичным продолжением «Trans-Europa Express». Визуальная подача соответствующая: двое чуваков с каменными лицами в строгих рубашках и при галстуках жмут кнопочки на синтезаторах. Как явствует из самого названия, группа сильно «загоняется» на тему метро и различных транспортных коммуникаций, что находит свое отражение также в видеоряде и общей концепции сценических выступлений – им впору выступать перед аудиторией железнодорожных техникумов или озвучивать обучающее видео для машинистов тепловозов. Не забыли даже Москву - у проекта имеется отдельная композиция, посвященная тамошнему метрополитену, исполнение которой сопровождалось кадрами оттуда и демонстрацией подробной карты подземки. Правда, традиционное для западных групп «рукожопство», когда им приходится иметь дело с русским языком, случилось и здесь: название нашей любимой столицы было выведено как Mockba.  Кто-нибудь из  фэнов, вышлите им уже клавиатуру с русской раскладкой! 
 
А вообще, METROLAND можно смело рекомендовать к букингу нашим промоутерам как бюджетную версию KRAFTWERK для локальных вечеринок - все равно ведь на оригинал денег никогда не достать...
 
Не успели еще бельгийские метростроевцы закончить свой сет, как на главной сцене уже начал выступление другой представитель страны фруктового пива и рифленых вафель - куда как более известный. Яростный перформанс DIVE стал одним из главных гвоздей фестиваля, в чем, в общем то, не было ничего неожиданного - сценические выступления Дирка Ивенса всегда отличаются трудно объяснимым шаманизмом и магнетической притягательностью. В различных репортажах и рецензиях на сайте Razgrom Music о недюжинных талантах Дирка Ивенса и его персональном вкладе в сокровищницу индустриальной музыки уже писано-переписано и добавить к этому что-либо новое крайне сложно. Сценарий неизменен уже много лет: бешено-ослепляющий стробоскоп (и больше - никакого освещения), мечущийся в одиночестве по сцене  под аккомпанемент агрессивной  и истошно-отчаянной музыки человек в черном.  Крики в мегафон и стук микрофоном по собственному телу.  В этом есть что-то ритуальное и не вполне здоровое - наверное, людям с эпилепсией или склонным к излишне эмоциональному восприятию действительности нужно держаться от таких шоу подальше. Но вот сколько раз уже приходилось бывать - а не надоедает.
 
 Сразу после окончания сета DIVE  быстренько перемещаюсь к малой сцене, где уже начал свое выступление  французский one man project IN AETERNAM VALE, заявленный, между прочим, как один из хедлайнеров, ввиду собственной культовости (как выяснилось) в определенных кругах. Природа этой культовости заключается в крайне продолжительной  творческой биографии проекта, который был запущен еще в начале восьмидесятых годов, а также бескомпромиссной андеграундности IN AETERNAM VALE - все эти десятки лет француз упорно продолжал наяривать радикальный minimal electro в его первозданном и сыром варианте.
Впрочем, от былых безумств и поведенческих излишеств юности сейчас не так много осталось - погрузневший и по-рокерски  волосатый Лорен Прот степенно крутил ручки на пульте и тыкал пальцами в совсем не «олдскульный» iPad, а его музыка варьировалась от махрового minimal до вполне себе модернового cold techno. Но публика принимала его очень тепло - видимо, культовый статус сказывается. Нормальное выступление. 
 
На второй малой сцене параллельно играла группа из Германии ECHO WEST, исполняющая что-то вроде minimal-apocalyptic-synth. Оба ее участника рядились в черные одежды с изображением загадочных символов и странные тюбетейки, видеоряд использовался также весьма мрачный - такая визуальная подача характерна обычно для martial/dark ambient проектов. Музычка же у этих ребят была вполне себе с приставкой «поп» - только какой-то нудноватой. Некоторые альбомы  ECHO WEST, если не изменяет память, звучали вполне себе ничего, а вот на концерте все треки слились в одну бесконечную и трудно идентифицируемую песню, и написать что то внятное о сете группы очень непросто. Вероятно, нужно просто больше разбираться в сути предмета  - а вот человеку несведущему их выступление могло показаться просто скучным. Хотя многим, знаю, сет ECHO WEST пришелся весьма по вкусу.
 
Тем временем, публики у главной сцены существенно прибавилось, ибо с минуты на минуту должен было начаться концерт HENRIC DE LA COUR, а этот проект пользуется в Швеции совершенно особенной любовью и обладает очень весомой популярностью. Кроме того, за эти годы Хенрик стал уже своим в доску парнем, ибо по неведомому стечению обстоятельств неоднократно приходилось присутствовать на его концертах в разных городах и весях. И даже как-то очутиться вместе на полулегальной вечеринке...Словом, специально заострять внимание на его сете особого смысла нет - в предыдущих репортажах на сайте о Хенрике написано предостаточно. Но упомянуть о том, что выступление его группы стало одним из лучших моментов Kollaps#2, конечно, стоит. Театральности и мелодраматичности меньше не стало, но у измазанного в бутафорской кровушке долговязого субъекта в синей майке с изображением Микки-Мауса по-другому не получается. Из материала двух альбомов HENRIC DE LA COUR без труда можно надергать хитов для 40 минутного сета, и многие люди из аудитории подпевали Хенрику в голос - фэнбаза у проекта уже довольно приличная. Бросилось в глаза, что в группе сменилась гитаристка - у новой девушки явно больше волос на голове и длинный-предлинный нос, но вот с сугубо музыкальной точки зрения отличия вряд ли различимы. Группе HENRIC DE LA COUR при общей надрывности подачи и патетичной эмоциональности удается звучать очень искренне и честно, что всегда является задачей трудновыполнимой. Думается, именно из-за этого обстоятельства Хенрика и пригласили на такой «идеологически сверстанный» фестиваль как Kollaps#2, потому как его проект хотя и имеет серьезную электронную составляющую в своей музыке, но все же больше тяготеет к независимой indie-сцене и gothic-wave - а никак не к полуподвальному minimal. На фоне многих остальных участников, HENRIC DE LA COUR смотрелись прожженными профессионалами и заслуженными лауреатами многих конкурсов и премий.
 
Не останавливаться! От обилия выступающих коллективов голова потихоньку начинала идти кругом, но с ускоренного темпа беготни от сцены к сцене мужественно не сбиваюсь. На малой площадке выступают посланцы диковинной  для электронной тусовки страны Румыния, группа TANZ OHNE MUSIK - еще один разнополый дуэт. И довольно странный... Они даже визуально сильно выделялись из толпы: оба черноволосые, курчавые, одеты совсем не по «индустриальной» моде. Девушке и вовсе впору пробоваться на роли в фильмы Кустурицы, или исторические драмы на тему Гражданской войны и зарождения НЭПа в СССР - очень интересная ретро-внешность у гражданки. При этом, дебютный альбом TANZ OHNE MUSIC вышел на Sleepless Records, лейбле, которым «рулят» музыканты из MONOLITH и DIVE, что уже само по себе как бы намекает на многое... Но, к некоторому сугубо личному сожалению, музыка этих румын больше тяготеет к тягучему экспериментальному  post-industrial а-ля COIL, нежели к ритмическим или нойзовым структурам, которые исповедуют отцы-основатели лейбла. Поэтому угара и динамики в их выступлении было мало - все больше многозначительной духовности. Но, так или иначе, своя «фишка» у этого проекта есть и внимание на себя он обращает - восточноевропейский колорит тут тоже к месту.
 
К концу первого фестивального дня усталость уже реально подкашивает с ног - то ли с непривычки, то ли адаптация к часовым поясам сказывается. А ведь впереди еще ждет самое бешеное и злое выступление сегодняшнего вечера: вон, вчерашняя татуированная девица делает растяжку возле сцены и совершает целый комплекс прочих гимнастических упражнений. А соучастник по группе ее за ногу тянет - так американцы YOUTH CODE готовились к своему сету...
 
Группы обитающие за океаном умеют устраивать настоящий угар на сцене и знают как выглядеть настоящей «звездой рок-н-ролла» даже если играют музыку крайне от него далекую. Посмотрите, что случилось с COMBICHRIST после эмиграции в Америку. Закономерно, что обратной стороной такого положения дел является чрезмерное позерство тамошних артистов - это что-то уже на генном уровне. И, возможно, на национальном...
 
Было любопытно наблюдать за тем, как YOUTH CODE, исповедующие идеологию дремучего true-EBM, которая подразумевает, в том числе, чуть ли не коммунистические идеалы единства артиста со своей аудиторией, ловко умудряются сочетать этот обязательный атрибут с хитро замаскированным самолюбованием и героическим пафосом. И ведь совсем нельзя сказать, что у них это плохо получается...
 
Когда все присутствовавшие вдоволь насмотрелись на разминающуюся девушку-спортсменку, то мхатовскую паузу перед выступлением можно было заканчивать - и ребята стремглав выскочили на сцену. Выкладываться, надо сказать, они старались по максимуму, а за девушку иногда становилось прямо-таки боязно, ибо для соответствия образу сумасшедшей «оторвы» она пускалась во все тяжкие: ползала и каталась по полу, водой изо рта хлестала что твой брандспойт и скакала по сцене как мячик от пинг-понга. Сет YOUTH CODE был коротким, но очень интенсивным - видимо, насколько  хватило дыхалки...Перед сценой, понятное дело, народ устроил слэм и бессистемную кучу-малу,  куда однажды самоотверженно нырнул Эскил Симмонсон. По-простому, по-нашенски - поплясать, угореть с мужиками.
А «рубилсь» под YOUTH CODE в основном, здоровенные дяди вида чуть ли не «электриктреморовского», никакой моднейшей молодежи замечено не было. Что ж, группу, наверное, действительно ждет неплохое будущее - способность работать сразу на несколько аудиторий и угождать различным местечковым андеграундным сообществам сегодня цениться на вес золота. Сара Тэйлор, впрочем, продолжала педалировать тему своих сугубо тру-индустриальных пристрастий, громко и многословно призналась в любви к Дирку Ивенсу и всем его проектам скопом, назвав его одним из главных вдохновителей музыки YOUTH CODE. Еще пара плюсов к карме проекта!
 
Окончание сета выдалось тоже фееричным - музыка внезапно затихла, и Сара прямо со сцены шагнула в толпу, стремительно и ни на кого не оглядываясь прошла сквозь нее к барной стойке, взяла пиво, и принялась  потягивать его с невозмутимой физиономией. Все - финал.
 
Вот это «тру»! Очень «индустриально»! И чрезвычайно по хипстерски...
 
После выступления YOUTH CODE еще нахожу силы некоторое время понаблюдать за сетом проекта на малой сцене,  где двое персонажей, один их которых выглядел словно участник металл-группы IN FLAMES - такой же волосатый и с дрэдами - конечно же, сосредоточенно крутили ручки на своих девайсах. Проект назывался ULWHEDNAR, и, как было заявлено в пресс-релизе, обладает некоторым количеством славы в местной техно-тусовке. Грохотало что-то и правда знатно, но, ребята - в этот раз без меня, ладно? Дюже спать охота...
 
ДЕНЬ ВТОРОЙ
 
Весь следующий день пролетел на редкость стремительно и незаметно, ибо пока отсыпался после вчерашнего и вновь потратил несколько часов на изучение музыкальных магазинов, то впору уже было вновь собираться в Slakthuset. Правда, удалось решить еще одну жизненно важную проблему, а именно, приобретения провианта и иных предметы первой необходимости во враждебных шведских условиях. Еще во время первых визитов в Швецию в отдельных местах были зафиксированы вывески магазинов LIDL, популярной и дешевой сети немецких супермаркетов. Путем нехитрых логических измышлений и манипуляций с картой догадка о возможном нахождении этих магазинов также и в Стокгольме получила полное подтверждение. Найти их не так просто, как обычные для Швеции ICA, которые натыканы рядом с любой станцией метро. Но искать желто-синие  лого LIDL стоит, ибо ознакомившись с ценовой политикой и ассортиментом, вы сразу почувствуете прилив оптимизма и образование приятной гибкости внутри - разница с обычными шведскими супермаркетами ощутимая. Есть шанс, что продуктовая система Фатерлянда спасет ваш желудок в отнюдь не сказочной стране прощелыги Карлссона! Здесь есть даже дешевое пиво - правда, со все теми же 3,5 градусами....Но выбирать не приходится...
 
Отужинав в компании с Мартином и докончив с ним же последнюю бутылку коньяка, который  пошел на ура с закуской в виде конфет «Волгоградские» (если хотите сделать презент мастермайнду CRYO, который он оценит, то редкие локальные конфеты подойдут идеально - Мартин очень любит сладкое), в приподнятом настроении отправляемся в клуб. Мартин так же находится в гест-листе мероприятия, ибо сегодня на Kollaps выступает группа его друга Бендта Рама, с которым он, между прочим, познакомился в бытность совместной службы в шведской армии. Ну а что - чистили, наверное, вместе картошку ночью в наряде по столовой под музыку FRONT 242. Знакомая ситуация...
 
Как только оказались внутри клуба, так я этого Бендта сразу узнал - это тот самый парень, с которым мы ехали из Kalabalik в Мальме, и который написал целую книгу о шведской synth-сцене. Группа его называлась THE FOUNDATION, где Бендт в компании с еще двумя единомышленниками играют нечто трудноуловимое, но интересное. Выступали они на малой сцене, при откровенно ужасном освещении (точнее, полном его отсутствии) и от этого сета, несмотря на как минимум не банальный музыкальный материал THE FOUNDATION, осталось ощущение легко разочарования и некой недосказанности... Жестковатый такой электро-поп с завихрениями в сторону экспериментального electro-industrial и minimal electro, серьезный, и претендующий на некий концептуальный мэсседж. Писатели – народ серьезный.
 
Дальше случилось одно из самых удивительных выступлений не только на всем фестивале, но и в моей зрительско-посетительской карьере вообще. Еще на пре-пати обращала на себя внимание дама в возрасте, сидевшая в инвалидной коляске, но самоотверженно находившаяся в первых зрительских рядах на протяжении почти всего мероприятия. В принципе, такое довольно часто можно увидеть на европейских фестивалях - о поклонниках «темой сцены» с ограниченными физическими возможностями здесь заботятся с особенной теплотой.
 
Однако, когда кресло с этой же женщиной выкатили на сцену, то ситуация сразу стала выглядеть по иному...Рядом с дамой примостился  за клавишами упитанно-добродушный субъект, возраста также далеко не юношеского - вот так визуально выглядело выступление французского проекта NINE CIRCLES. Группа активна еще с восьмидесятых годов, и, как многие французские коллективы, играет электронный cold wave с женским вокалом. Когда дама вставала со своего кресла, и, тяжело опираясь на трость, начинала петь хорошо поставленным и, что самое главное, по-юношески пронзительным голосом, становилось как-то не по себе...Особенно когда в один из моментов она попросту расплакалась от нахлынувших эмоций - выступления NINE CIRCLES ныне события весьма нечастые, и даются группе с большим трудом. Теперь понятно, по какой причине. Несмотря на изначально жесткие рамки традиционного cold wave/minimal synth, в которых остается не так много место для творческого маневра (отчего многие проекты и звучат совершенно одинаково), сет NINE CIRCLES очень сильно выдался на фоне остальных фестивальных событий. Мы потом обсуждали этот концерт с Мартином, и сошлись на мнениях в том, что NINE CIRCLES стали самым большим сюрпризом на Kollaps. Только вот еще что...Отчего то, следить за их выступлением лично мне было насколько любопытно и интересно, настолько и тяжело. Сочетание клубного полумрака, бодрой электронной музыки и инвалидного кресла рождает в общем итоге довольно едкий эмоциональный фон.
 
Который, впрочем, быстро сменился на безбашенно-бодрый, как только на второй малой сцене оказался итальянский проект с говорящим названием DISCODEATH. Хотя утверждать, что двое этих энергичных ребят исполняют исключительно death disco нельзя, в их музыке полно отсылок к electro-punk и hipsta-ЕВМ - получилась эдакая аппенинская версия SCHWEFELGELB. Итальянские товарищи самозабвенно выкаблучивались за своими клавишами, чередовали функции вокалиста попеременно между собой и просто-таки фонтанировали морем позитива. Особенно усердствовал за микрофонной стойкой жгучий брюнет, имевший сильное визуальное сходство с молодым Габи Дельгадо из DAF (вот она - зримая связь поколений), зато песенки в исполнении второго чувака, который живо напомнил персонажа фильма «О Чем Говорят Мужчины» (помните - был нам такой маленький чернявый живчик?) были более попсовыми и прикольными. DISCODEATH ощутимо «раскачали» аудиторию после статичных выступлений cold-wave проектов, и продемонстрировали вполне реальный потенциал - нужно будет ознакомиться с их студийными работами. А то, кроме одного видеоклипа, чего-то более весомого от этой группы обнаружить так и не удалось. 
 
Параллельно с итальянцами на большой сцене начала свой сет немецкая группа THE DEVIL & THE UNIVERSE, которая нынче стремительно набирает популярность, причем, в таком темпе, что их в этом году заявили даже на Amphi. В чем же причина успеха? Кроме всего прочего, еще и том, что всем участникам проекта приходится, натурально, «отвечать за козла»: они активно используют бутафорские маски этого достойного животного для своих сценических перформансов и видеоклипов. Свежее решение – что и говорить. Впрочем, на одном козле к успеху не выгарцевать - с музыкальной точки зрения  THE DEVIL & THE UNIVERSE звучат тоже довольно любопытно, барражируя где-то на стыке tribal-industrial a-ля THIS MORN OMINA, помпезного martial и саундтрековых пассажей из фильмов ужасов. На сцене тоже пытаются делать шоу: трое персонажей в средневековых монашеских рясах до пола самозабвенно хреначат по барабанам, ритуально потрясают скрещенными в виде распятия палочкам и даже истязают гитары - Сатана явно будет доволен. Козлиные маски, правда, какие-то дюже бутафорские были, с блестящим отливом дешевого пластика, явно выдающим продукцию локального отдела «Детский Мир» - так может быть этим группа как бы намекает на юмор и стеб в собственном творчестве. А может быть, на большее пока бюджета не хватает. Когда «сатанисты» их сняли в середине шоу, то принялись немедленно строить зверские гримасы, воздевать глаза к небу и изображать на физиономиях весь сложный спектр чувств, жизненно необходимых для служения «хозяину». Но вообще, обратить внимание на THE DEVIL & THE UNIVERSE стоит даже людям далеким от подобного рода музыки - есть в этом проекте определенный коммерческий потенциал, который, при удачном раскладе, может позволить чуть приподняться «козлам» над уровнем махровой суб-сцены. Даже обычные готы в латексе где-нибудь в Agra легко смогут переварить подобное.
 
Тем временем, на второй малой сцене нарисовались две совсем еще «зеленые» девицы, которые и составляли полный состав участников французского проекта MINUIT MACHINE. Группа эта успела уже наделать легкого ажиотажа в прошедшем году, а некоторые веб-зины назвали дебютный лонгплей «Live & Destroy» одним из лучших релизов 2014 года. И, пожалуй, с ними теперь можно даже согласиться...Будучи девчачьей группой из Франции, MINUIT MACHINE играют ровно то, что и положено при таких вводных: безысходный и отстраненный cold wave / minimal synth с насуплено-бубнящим вокалом. Но, глядите-ка, как у них это ловко получается! Абсолютно ничего нового, тут аналогий можно привести массу - от LEBANON HANOVER до тех же NINE CIRCLES. Совершено  хипстерская, конечно, тема - в этой среде сейчас очень модна концепция пронзительно-печальных девушек со слегка малохольным взглядом, исполняющих незамысловатые песни на темы любви, смерти, одиночества, любви во смерти, смерти в одиночестве и одиночестве в любви. Ну и так далее...Так вот, у MINUIT MACHINE, в отличии от тех же LEBANON HANOVER, получается сочинять по-настоящему запоминающееся песни и внятные мелодии, что мгновенно выделяет этих девушек из чреды сверстников и сверстниц. Конечно, порой происходящее на сцене смотрелось немного забавно и навевало ассоциации с не имеющим особых перспектив на победу выступлением двух провинциалок-одиннадцатиклассниц в рамках конкурса «Как стать звездой», зато искренность подачи и эмоций была безупречной. Мы с удивлением переглядываемся с Мартином - какие, однако, прыткие и талантливые эти французские комсомолки. MINUIT MACHINE лично для меня стали главным открытием всего фестиваля.
 
Параллельно с мадемуазелями на первой малой сцене наяривал нечто жесткое и громыхающие парень в нахлобученном на голову капюшоне и висящей вместо челки тряпочкой, которая закрывала ему все лицо - такими вещами очень любит баловаться DEATH IN JUNE. К счастью, никаким арийским дарк-фолком тут и пахло, а играл парень очень даже четкое индустриальное техно. Проект его назывался HEADLESS HORESEMAN, но удалось фрагментарно послушать лишь пару треков, выбегая на короткие промежутки времени из того зала, где играли MINUIT MACHINE.
 
Фестиваль близился к завершению, и это означало, что настало время для двух главных хедлайнеров- CLOCK DVA и THE MOBILE HOMES.
 
Британский проект CLOCK DVA один из немногих, применительно к которому словечко «культовый» в полной мере уместно. Одни из пионеров экспериментальной электронной музыки (а заодно - и индустриальной) растеряли за свою продолжительную карьеру многих участников оригинального состава, и сейчас DVA, по сути, это один Эдди Ньютон. Сценический перформанс CLOCK DVA представлял собой весьма специфическое зрелище: трое немолодых мужчин в белоснежных одеждах с отрешенными лицами неторопливо нажимали кнопки на своих лэптопах под сопровождение абстрактных видеопроекций. Взгляд у всех - абсолютно отсутствующий, казалось, что они выступают перед пустым залом. Зато тематика видео была верной и правильной: взлетающие ракеты, космос, галактики. Все бы ничего, но порой становилось несколько скучновато от абсолютной статики и монументальной сосредоточенности CLOCK DVA, тем более, что группа предпочла сконцентрироваться на исполнении новых и малоизвестных треков, из проведенных временем боевиков сыграли только «Soundmirror». Впрочем, вторая половина сета прошла в более энергичном темпе, и зал несколько раз взрывался аплодисментами - хотя было заметно, что многие люди из аудитории просто-напросто не знают, как им реагировать на выступление  CLOCK DVA. Подобные концерты - они всегда на большого любителя, тут просто нужно было быть изначально готовым к тому, что шоу CLOCK DVA будет ощутимо отличаться от концертов тех же FRONT 242. Так что нам с Мартином (который вообще пришел сюда чуть ли не только ради этих британцев) концерт, в целом, понравился - вот только людей в зале ко времени его завершения ощутимо поубавилось.
 
О том, что на малой сцене очередной умелец за ноутбуком наяривал агрессивное cold techno уже даже упоминать не стоит - к концу фестиваля физиономии этих в высшей степени достойных людей слились в некий общий собирательный образ, и различать кто есть кто стало невероятно сложно. Кажется, это был проект под названием ANCIENT METHODS.
 
THE MOBILE HOMES нигде бы не смогли претендовать на статус хедлайнеров кроме родной Швеции - но тут эта группа реально «суперстар». Они являются местными ТЕХНОЛОГИЕЙ и БИОКОНСТРУКТОРОМ в одном лице - то есть группой, которая одной из первой стала культивировать звучание под-депеш-мод на шведской сцене и, таким образом, чуть позднее стала почетным свадебных генералом для всей уже сформировавшаяся synth/electro тусовки. Карьера THE MOBILE HOMES была довольно извилистой, был период, когда на группу обратили внимание мейджор-лейблы, и они стали звучать чуть ли ни как MУМИЙ ТРОЛЛЬ. Ничего хорошего, впрочем, из этого ожидаемо не вышло, и ныне коллектив вновь пребывает в дремучем андеграунде, новых альбомов не записывает, зато часто выступает на различных шведских мероприятиях. И люди группу ходят!
 
Обычно, то что хорошо для шведского уха, идеально подходит и для российского - но не в случае с THE MOBILE HOMES. Поклонников этой группы у нас в стране придется хорошенько поискать, без всякой уверенности в положительном результате...Он играют довольно странную и трудно идентифицируемую музыку, с весьма неочевидными мелодиями и довольно обыкновенным вокалом - скорее, тут больше именно «поп», нежели «синти».
 
На сцену выскочила пара персонажей в черно-белых облегающих костюмах скелетов - кажется, этот были те же самые люди, которых уже приходилось видеть тут в Стокгольме два года назад на концерте EMMON. Подрабатывают они этими скелетами, что ли, или просто для души делают - неизвестно. А дальше четверо мужиков-метросексуалов неспешно исполняли песни, которые были насколько пригожие, настолько и никакие. Вокалист пел вживую откровенно плохо - для synth-pop группы серьезнейший минус. Впрочем, и наш Нечитайло нынче далеко не тот, что давеча...
 
Досматривать до конца выступление THE MOBILE HOMES мы не стали, ибо уже оба вплотную подошли к той черте, когда восприятие  притупляется, а звуки нивелируются до трудно различимого фона. Так что единственным номером программы, который так и не довелось увидеть на втором Kollaps, стало выступление шведского death-industrial проекта TREPANGERINGSRITUALEN. Они должны были начать свой сет после THE MOBILE HOMES на главной сцене, но их страдальческая и исступленная музыка совсем не была тем стимулом, который бы заставил нас задержаться в клубе еще на полтора часа.
 
ИТОГИ
 
Весело хлюпая по лужам до метро, обсуждаем перипетии прошедшего мероприятия и наблюдаем за тут и там попадающимися группками нетрезвых шведов, орущих нечто нечленораздельное – в городе уик-энд…. Мартин спрашивает: «Ну и что, оно того стоило - тащиться ради этого фестиваля в унылый февральский Стокгольм?»
Безусловно, Мартин, безусловно. Но воспринимать такие поездки в жесткой привязке к какому-либо событию и непременно ограничивать их границами любого условного «ради» не очень то правильно. Тут все увязано: страна, музыка, люди, работа, дорога, друзья, отдых. А главное - очень полезно для поддержания приемлемого уровня здравого смысла в восприятии окружающего мира. Тем более, в нынешних диких условиях. Нет лучшего способа для преодоления страха перед бородатыми женщинами и агрессивными бандами геев на мотоциклетах, с одной стороны, и болезненного ущербного подобострастия перед «просвещенной Европой» - с другой, чем регулярные визиты туда, и самое обычное, бытовое общение с местным народонаселением. Толкотня в супермаркетах, разговоры за барной стойкой со случайным собеседником, походы в маленькие клубы, азарт блошиных рынков, пара бутылок пива в компании хозяина квартиры - все эти маленькие эпизоды здорово выбивают дурь из захлебывающегося в информационных помоях мозга.   Впрочем, если не выбираться за красные флажки комфорта статусных туристических операторов, отелей с множеством звезд и практиковать маневры по историческому центру с экзальтированными физиономиями, то все стереотипы - даже самые фантастические - могут благополучно остаться с вами.  Тогда все это: мужики в женских колготках, бутафорские роботы - так и будут восприниматься либо уродливыми предвестниками цивилизационного апокалипсиса, в который неудержимо погружается Старый Свет и весь мир, либо захватывающими и экспрессивными эпизодами проявления истинной свободы личности в лишенном предрассудков демократическом пространстве Великой и Солнечной Европы. Выбирай по своей вере, создавай в голове собственный вымышленный мир, который имеет такое же отношение к реальной Европе, как  книжка Носова о  приключениях  Незнайки на Луне к настоящей жизни данного космического объекта.
 
Относительно же самого фестиваля хочется упомянуть об  одной очень важной, как кажется, вещи. Здесь, на подобных небольших мероприятиях организуемых энтузиастами, все еще продолжает присутствовать дух того самого «коммьюнити» и атмосфера живых человеческих эмоций - две важнейшие составляющие, которые в свое время были атрибутами практически любого события  на «темой сцене». Первые визиты DEPECHE MODE в Москву были потрясающими - слов нет, это на всю жизнь. Но посещение дебютного концерта MELOTRON в старой «Точке» или COVENANT в «Дефиле» (вот еще название, да?), давали совершенно иное ощущение и, если угодно, обладали принципиально другой философией. Эдакого противовеса громоздким стадионным шоу, промоутерского творчества «прекрасных дилетантов» и служили негласной точкой сбора для людей, каждый из которых мог запросто подмигнуть друг другу с понимающей миной на лице: «Уж мы то знаем, зачем сегодня собрались и какую музыку будем слушать». На таких мероприятиях очень долго генерировалась чистая энергия, это был настоящий «рок-ролл», и ради этих вещей, собственно, и стоило их посещать. Но по мере преобразования и развития «темной сцены» в более-менее успешно функционирующую коммерческую структуру, расширения ее рядов, переквалифицирования промоутеров в профессионалов с холодной головой, на большие европейские фестивалями и Московские клубы стало проникать все больше конвейерной предсказуемости и деловитого автоматизма. Так вот, настойчивые поиски этого самого «рок-н-ролла» все чаще оканчиваются желанием оказаться где-нибудь на небольшом мероприятии или фестивале, состав участников которого не будет исчерпывается извечной обоймой артистов четырех немецких букинг-контор. Нет уверенности, что это универсальный рецепт - все-таки, в массе своей, люди хотят слышать знакомых исполнителей и платить деньги за большие имена. Это самая первая и главная заповедь всего музыкального бизнеса. Но ведь всегда найдется небольшая группа еретиков...
 
ПОСКРИПТУМ
 
Поскольку ресурс Razgrom Music, как ни крути, музыкальный, то уместность рассуждений об максимально далеких от данной темы вещах тут не вполне очевидна. Может быть, это и вовсе лишнее. Тем не менее, стоит упомянуть о том, что за эти дни пришлось побеседовать с несколькими весьма адекватными (это - намеренное уточнение) людьми, «стопроцентными» шведами, и разговоры эти оставили столь глубокое впечатление, что приходится регулярно мысленно к ним возвращаться.
 
Ирония ситуации состоит в том, что очень тяжело в корректной форме упоминать обо всем этом в данном репортаже - в свободной и максимально толерантной Швеции, оказывается, существует жесточайшая самоценузура и целый ворох табуированных тем, высказываться о которых публично не стоит. Это может грозить вполне конкретными неприятностями - на работе, с соседями, даже в семье. Но говорят о них многие, и обсуждают в узком закрытом кругу. Может быть, кто-то еще помнит тот переполох в постах своих шведских друзей на Фейсбуке (ежели у вас такие имеются) по поводу итогов выборов в местный парламент? Разбираться во всем этом подробно было как-то не досуг, но весь сыр-бор, оказывается, случился из-за того, что 13% голосов (а это третий результат по популярности) набрала партия с совершенно безобидным названием «Шведские демократы» - но этот факт потряс тамошнее общество. Партия всего лишь выступает за ограничение въезда иммигрантов на территорию Швеции и более упорядоченный контроль данного процесса - мягко говоря, ничего криминального. Однако признаться открыто, что голосовали за данную организацию, могут не многие – это может быть приравнено  чуть ли не членству в СС. А с ярлыком «фашист» существовать в любом социуме не очень комфортно. Показателен пример с известной группой KENT - на своем в шоу в Стокгольме их вокалист завил буквально следующее: «Мы знаем, что в нашем обществе есть 13 процентов людей, проголосовавших за «Шведских демократов». Если кто-то из этих людей находится сегодня здесь, пожалуйста, покиньте зал - мы не хотим для вас играть».
 
Я не живу  в Швеции, и никогда, вернее всего, жить тут не буду. Но, как обычный турист, могу лишь констатировать следующее: более назойливых и временами откровенно наглых попрошаек из числа «некоренного населения» нежели в Стокгольме, приходилось видеть только в Бельгии. На каждой станции метро, на перекрестках всех центральных улиц – они везде. Масштаб проблемы очевиден - но говорить о ней не принято. Местное население в массе своей стремительно и не глядя проходит мимо стоящего на коленях, закутанного в одеяла нищего с явно балканской внешностью. Он бесцеремонно трясет жестяной банкой с несколькими кронами у них перед носом. Стокгольмцы вежливо отвечают: “Sorry, only plastic…”
А, тем временем, показатели «Шведских демократов» тихой сапой выбираются на третье место…
 
Еще один забавный эпизод – общаясь с одним из музыкантов, мы коснулись темы дурацких стереотипов и работы масс-медиа. Ну и я сообщил о том, что наши СМИ также несут массу откровенной чуши о западном образе жизни, и конкретно о Швеции. Бытует мнение, что тут полностью разрушен институт семьи, феминизация общества достигла гротескных форм, а воспитание детей ныне практикуется, скажем так, по весьма нетрадиционным методам. Болтанул между делом, как анекдот, что бы местных повеселить. Обычно это приносит успех – ахаха, вы, русские, иногда такие смешные. Какого же было мое удивление, когда собеседник абсолютно серьезно заметил: «Да, вообще то, это почти все правда». И стал рассказывать о совсем уже личных вещах, писать о которых просто не этично. Честно говоря, я здорово смутился  - так всегда происходит, когда безобидная шутка достигает совсем не того эффекта, который предполагался.
 
Это просто пара историй – ничего более. Просто разговоры с людьми. А выводы – они для каждого свои.
Вероятно, только так и должно в по-настоящему свободном и демократическом обществе.
 
Если бы меня попросили назвать лучшие фильмы, которые пришлось увидеть за последние несколько лет, то кино «Охота» с Матссом Миккельсеном фигурировало бы в этом списке под одним из первых номеров.  Кажется, что снять такое могли только в Швеции.
 
Ну вот, короткого репортажа снова не получилось.
 
31/01/15, Стокгольм

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Андрей
06.04.2015, 23:21
Развернул конфетку "Ананас"-бац, а тут тебе про волгоградские конфеты написано. Сработал принцип, который я называю "В жизни все по 2". СПАСИБО...В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ СПАСИБО!!!

Создание сайта — MechanicalFrog