18 WAVE GOTIK TREFFEN (ЧАСТЬ 2)

ДЕНЬ 3

NURZERY RHYMES (2,5)
CONTAINER 90 (4,5)
MDM (1,0)
STATE OF THE UNION (2,5)
S.A.M. (3,0)
GEISTFORM (5,0)
SOLITARY EXPERIMENTS (1,5)
CLIENT (4,5)
MELOTRON (4,5)

Наконец-то мы покинули гигантские стены Agra, и начали перемещаться по всему городу и по разным площадкам. Это насколько увлекательный, настолько и утомительный процесс, к которому изначально нужно быть готовым. И опять аналогии с предыдущим Треффеном: как и тогда на третий день WGT мы отправились на открытую площадку Parkbuhne, слушать всяческих ебиемщиков. Погода, публика, сцена, были настолько аналогичны увиденному в 2008 году, что на меня накатила мощная волна дежа-вю. Зеленый парк, сидящие под деревьями готы, мирно гуляющие пенсионеры – все как и тогда. Даже господин собирающий «чаевые» в тамощнем туалете тот же…Пресловутая немецкая стабильность…
По дороге отличился один из участников нашей kleine gruppe, а именно Саша! Как высококультурный человек, не чуждый, к тому же классической музыки, он, узрев то, что мы находимся на улице носящей название известного композитора Грига, и обнаружив установленный там монумент, чуть ли силой потащил нас туда фотографироваться. Сначала запечатлел скульптуру, потом изготовился сфоткаться на ее фоне и сам. Подробно рассказал о вкладе Грига в мировую музыкальную сокровищницу. Первым почувствовал неладное Сергей aka Gerion: комплекция у Грига была какая-то странная и подозрительная для мужчины в самом расцвете сил. При внимательном изучении были выявлены вторичные половые признаки, обладать которыми Григ абсолютно точно никак не мог. Подойдя поближе, на специальной табличке, мы прочли однозначное: Клара Цеткин. Неистовый хохот четырех русских фанатов классической музыки заставил всех остальных обернуться в нашу сторону в радиусе покрытия распространения звуковых волн…Все правильно, там ведь не только улица Грига проходит, но и сам парк носит имя пламенной коммунистки Клары Цеткин…
В прошлый раз мне все эти open air выступления почему-то не очень понравились, а вот теперь очень даже. Хорошая погода, умеренное количество фэнов, качественный звук, да и свежий воздух, опять таки. Среди публики тусовалось множество музыкантов из самых разнообразных групп, эта диаспора вообще составляла значительную часть от всей зрительской аудитории(AGONOIZE, PAINBASTARD, SPETSNAZ, AD: KEY, COMBAT COMPANY и тд).
Открывали день американские делегаты от смурного dark electro жанра под названием NURZERY RHYMES. Этот проект даже официально издается у нас в стране на Gravitator Records, и, учитывая современные тенденции рынка, ошибочным этот факт признать никак не повернется язык. Американцы играют обладающее крайне высоким коммерческим потенциалом кристально шаблонное dark electro, но делают это настолько самоувлеченно и искренне, что из-за этого даже не хочется метать в них гнилыми яблоками. Ребята так яростно, по-молодецки задорно, пытаются на сцене выглядеть зловеще и пугающе-неистово, что эти усилиям просто не хочется дать пропасть даром. Поэтому я напишу, что NURZERY RHYMES - это не полный шлак и беспросветный клон HOCICO, а заслуживающая внимания молодая группа для поклонников dark electro, которые еще не окончательно выжили из ума. Они занимаются не только раскрашиванием рож во все цвета радуги и протыканием иголочками выступающих частей тела, но даже еще немного и музыкой. Что, по нынешним временам, уже не так и плохо, да?
Дальше мы все приготовились к чему-то долгожданному и ценному, и даже как-то внутренне сгруппировались. Серый стащил с себя бейсболку, и занял диспозицию для неминуемого и столь желанного для него слэма. Мы с Сашей полезли в первые ряды. Шведский алголическо-расхристанный дуэт old school EBM CONTAINER 90 появился на сцене. Хотя вообще-то на территории Parkbuhne фронтмен этого ансамбля появился значительно раньше, ведь как только мы оказались внутри амфитеатра, так сразу и обратили внимание на голого по пояс чувака в татуировках и в кепке, небритого и очень похожего на Шнура из группы ЛЕНИНГРАД. Чувак стоял за прилавком и продавал «тишотки» C90, собственно, у него мы наши майки-то и купили. Я еще подумал: чего-то похож этот мерчандайзер на ихнего же вокалиста. Но тру-олд-скул не подразумевает никаких буржуйских мерчандайзеров, и когда подошел означенный час, небритый мужик просто отхлебнул от стакана с пивом, и неспешно отправился прямиком на сцену. Петь, значит. Под зажигательные ритмы самого дремучего Old School, который только можно вообразить, конечно же! Компанию в этом занятии ему составил еще один товарищ скандинавской внешности, очень «труево» облаченный в обычную такую маечку, по- простецкому заправленную в джинсы – он был типа бэквокалиста и клавишника. Хотя на самом деле никаких особых пассов над клавиатурой синтезаторов никто на совершал, концерт проходил под честно выставленую на показ «минусовку», под которую нестройно голосили что есть силы оба участники коллектива. А и действительно, чего огород городить, забивать сцену всякими синтами неподключенными и важно извивающимися за ними псевдо-клавишниками, если использование фонограммы ныне стало доминировать на абсолютном большинстве «электрических» концертов? За этими персонажами так иногда уморительно наблюдать, ну ей богу…
Первая песня называлась просто: ''Slam''. Вездесущая братия от Electric Tremor немедленно его и устроила, опять таки, хоть и бодрый, но очень аккуратный. С предупреждениями вроде «Эй, парень, осторожно, тут ступенька сзади, не упади…» Следующей зарядили мою любимую ''EBM Radio'', и ноги сами собой стали отклаблучивать разнообразные коленца под сию зажигательную вещицу! О сете CONTAINER 90 могу сказать только одно – вкусно, но мало! Энергетика, честность, юмор, полное отсутствие гламура и прочих метросексуальных приблудов – все эти ингредиенты в большом дефиците на сегодняшней «шварц-сцене». Небольшим минусом могу назвать лишь недостаточную большую (может быть) двигательную активность Рона, нет, не то чтобы он столбом стоял и пел, но просто такая музыка подразумевает чуть не спортсмена на сцене, для полноты визуальной формы ее воплощения. По единодушному мнению нашей компании, выступление C90 стало одним из самых приятных моментов всего фестиваля, и оставалось только жалеть, что больше в программе не было заявлено ни одного достойного проекта из генерации Anhalt & Oi EBM.
Cразу после своего гига «контейнеровозы» вновь появились перед столиком с мерчем, и тут уже настало время нам брать инициативу в свои руки, и спустя буквально несколько минут контакт с ребятами был налажен, мы разговорились о всяких разнообразных вещах. Конечно же, в первую очередь меня интересовал вопрос, об их интересе к концертной деятельности в пределах Российской Федерации…Интерес есть, да еще какой! Чуваки отличные в общении - полный позитив. Но…но…Еще в дороге я обсудил этот вопрос с Сергеем, который является знатоком положения дел в волгоградских альтернативных тусовках, и уже здесь на месте навел кое-какие справки. Так вот, даже сегодня CONTAINER 90 слушают как в рядах, скажем так, правоориентированных радикалов с одной стороны, так и некоторые сторонники движения «антифа» с другой. Известны случаи больших проблем, возникавших ранее в нашем городе во время концертов oi и ska групп, отслеживание которых, доподлинно известно, осуществляла даже такая «общественная организация» как ФСБ…И сколько бы C90 не писали антирасистких и антискинхедских текстов, воз все-равно будет находится именно на том месте, где он находится и сейчас. И даже , боюсь ,существуют все предпосылки для еще большего смещения воза вправо…Слишком большой риск угодить в неприятную историю. Нелепая страна.
Пока мы болтали с «контейнерами», на сцене играли нечто совсем уж невразумительное канадские кроссовер-индустриальщики MDM. Будучи родом из эдакой страны, ну прямо стыдно наяривать на потеху публике такой вот неказистый «замес» из прямолинейных электронных ритмов и гитарных запилов, и при этом, хочу заметить – ни одной внятной мелодии. Я вот слушал-слушал, а так ничего и не запомнил. Читал журналы всякие буржуйские, типа Zillo, так там этих товарищей даже хвалят, наследниками великой канадской индустиральной школы называют. Даже, вроде бы, они кавер на SKINNY PUPPY сделали. Но, не смотря на такую вот прессу, на меня сет MDM произвел удручающее впечатление, и по праву претендует на звание худшего концерта WGT 09 (хотя я еще подумаю, кому эту «клюкву» присудить). Разукрашенные все какие-то, вокалист никакой…Народ, кстати, тоже массово свалил от сцены, и отправился на травку отдыхать…
Последним коллективом, который мы смогли наблюдать в Parkbuhne, стали латиносы STATE OF UNION, которые играют (и всегда играли) future-pop, притом самый шаблонный и безисходный. Их выступление было заявлено как «Европейская премьера», и я из чистого любопытства остался хоть немного на них глянуть, ибо сам никогда поклонником, мягко говоря, не был. Ну чего, вышли такие типчики с набриолиннеными волосами, все в черных очках и с нерусскими лицами, ибо являются выходцами из Южной Америки, как я понимаю. Очень опрятно выглядели эти ребята, но вот музыку играли хоть и на и танцевальных ритмах основанную, но на деле такую унылую-унылую…Вокалист беспомощно поет очень. Напоминало все это какую-то сильно бюджетную версию ICON OF COIL. Под звуки их единственной более-менее приличной песни ''Radio Man'' мы поспешили покинуть парковую зону, дабы хотя бы на пару-тройку часиков заскочить в Werk2, размять уши и кости под зубодробительный Rhythm'N'Noise.
Вот меня поражает тот факт, что, в общем-то, на таких специфических мероприятиях как нойзовые перформансы, народу в Германии собираются целые толпы. Клуб был заполнен под завязку, кибернетическо-готические девицы истово и сексуально двигали своими телесами различных размеров под тотально агрессивную и не подразумевающую никаких вокалов электронную музыку. Поскольку на сцене обычно колбасится в таких случаях какой-нибудь одинокий дядька с ноутбуком, то танцы девиц вокруг явно добавляют динамики и драйва к визуальному восприятию происходящего – по крайней мере, со стороны представителей мужского пола.
Будучи ограниченными по времени, мы смогли увидеть только два проекта, из заявленных в Werk2 на этот вечер.
Пришли мы сюда вообще-то конкретно на GEISTFORM, но попутно посмотрели и на отгрохотавших пред испанцем S.A.M. (SYNTHETIC ADRENALINE MUSIC, если кто не в курсе). Вот эти ребята S.A.M…Они же не с Ant-Zen или Hands, и даже не с Crunch Pod, а являются подопечными лейбла Pro-Noise. А что такое этот самый лейбл? Человек сведущий сразу скажет: «Кузница коммерческого, мутирующего в TBM и даже техно, rhyth'n'noise». Не «тру», словом. Вот так оно все и было, по сути. Вроде бы, напичканное адреналином, упругое и хлесткое, прямо-таки «убивающее» на танцполе, ритм-нойзовое «рубилово», но какое-то пустое и отдающее не машинным маслом и вонью пластмассы, а стилизованным под все эти винтажным парфюмом. Двое музыкантов-машинистов убедительно терзали на сцене свои синтезаторы (или умело делали вид), и все время норовили очень высоко подпрыгивать в душный воздух, заводя, значит, таким образом публику. Я очень высоко оценил их попытки в этих прыжках в высоту, получалось действительно энергично и красиво, было видно что люди не просто так на сцену залезли, а предварительно тренировались. В общем-то, я с удовлетворением послушал молотилово от S.A.M., все-таки такую музыку на мощном звуке и в хорошей компании иногда послушать очень даже приятственно. В толпе на меня уже второй раз за два дня налетел раздобревший донельзя Томас Райнер (L'AMME IMMORTELLE, NACHTMAHR), с которым я столкнулся и вчера в Agra, извиняюсь за подробность, прямо у писсуаров.
Дальше танцевальные штучки-дрючки закончились, а настало время для тотально сурового и массивного индустриального электро от испанца Espinosa aka GEISTFORM. Бывший участник DIVE многое перенял от гуру Dirk Ivens, в частности слоновью, припечатывающую к полу монотонно-нойзовую поступь, которую он умело насадил на собственного авторства хитросплетения из idm сбивок, ломанных ритмов, и иногда чуть ли не трансовых аналоговых аранжировок. Невысокого роста гражданин в черной бейсболке, статичный и мрачный, сосредоточенно выкручивал ручки на своих девайсах, под сопровождение из очень правильного и радующего глаз истинного электрохеда видеоряда, на котором чередовались изображения различных механизмов, электрических инструментов, шкал индикаторов и сложных приборов. Все это действо по-настоящему захватило меня, затронуло, что называется, самую душу, и заставило пробраться в самую гущу зрительской толпы. Здесь звук был уже совершенно крышесносящим, и моя крыша, похоже, под его воздействием снеслась на довольно приличное расстояние. Прекрасный в своей грубой лаконичности, пронизывающий первозданной индустриальной мощью и красотой, перформанс-бенефис солидного и талантливого человека. И его солидных и талантливых машин. Один из главных сюрпризов WGT 09.
И вновь: двигаться, не стоять! Следующий пункт назначения Kohlrabizirkus, или «капустный рынок», попросту. В этот день это куплообразное сооружение было отдано на откуп synth-pop бандам, хотя мы до последнего колебались, стоит ли нам туда все-таки ехать. Желание увидеть эксклюзивный концерт ICON OF COIL в Parkbuhne было очень велико, но в итоге мы предпочли все-таки Kohlrabizirkus, в пользу такого решения сыграла и не устойчивая погода (перспектива мокнуть под дождем явно не прельщала), а главное концерты MELOTRON и особенно CLIENT. Последних посмотреть тоже очень хотелось...
Шлейфом мы застали еще и выступление немецких околофьечепоповых толстячков SOLITARY EXPERIMENTS, которые имеют определенный статус на родине, и, к тому же, прописаны на Out Of Line. Я постоянно задаюсь вопросом: как им это все удалось? Может быть, я чего-нибудь важного все-таки не понимаю в этой жизни? Ладно еще старые альбомы SE, типа ''Paradox'', их еще слушать как-то можно, но от последних опусов становиться совсем уже грустно…Мало того, в «живую» SOLITARY EXPERIMENTS ужасны. Не верите мне на слово, посмотрите какой-нибудь концертный DVD типа ''Out Of Line Electro Festival 2''. Безобразный, совершенно стандартный, то и дело срывающийся вокал, примитивная и предсказуемая донельзя музыка, и в довершение картины - полное отсутствие сценической харизмы и умения фронтмена вести себя на сцене. Одетые в одинаковые черные рубашки упитанные товарищи со стандартной и хилой музыкой. Зато раздали половине зала флажки с логотипом группы, они потом по всему залу валялись…
Я вот думаю, «золотую клюкву» присудить мега-шоу именно этого коллектива, хотя бы уже из-за того, что за столько-то лет нахождения на сцене можно было сподобиться хотя-бы на какое-то подобие творческой оригинальности и заиметь за плечами приличный багаж из хитов. Очень плохо.
Еще немного о «сортирной» теме. Дело в том, что на этом фесте обнаружилась интересная закономерность, особенно явно наблюдавшаяся именно на больших площадках. Несмотря на то, что количество туалетов для представителей обоих полов было одинаковым, для женской аудитории этих заявленных удобств оказалось явно не достаточно. Облаченные в безусловно красивые и сексуальные, но совершенно непригодные к практическому применению наряды, которые значительно усложняют пользование отхожим местом, готические особы создавали диких размеров очереди на входе в туалеты. Сначала они покорно толпились, кряхтели, краснели – но ждали. Затем ситуация вышла из под контроля, и дамы ринулись к нам, мужчинам. Результатом этой акции, стала тотальная демократизация мужеских гальюнов, и повсеместно можно было наблюдать следующую картину: выстроенные рядами возле писсуаров, радостно улыбающиеся, молодые люди, занимающиеся своими делами, а тут же, спиной к спине, стоят в отдельной очереди наиболее храбрые и решительные готические леди, ожидающие места в мужской кабинке. Kohlrabizirkus особенно отличился в этом плане, и я постоянно думал, что ошибся помещением, когда смело входил в означенную надписью Herren дверь, а мне оттуда навстречу, шумя юбкой, неспешно выплывала величественная готесса…
Следующие два выступления были самыми легкими и светлыми для меня на всем фестивале, все-таки хорошие синт-поповые концерты имеют свои особые шарм и прелесть, заключающееся прежде всего в том, что приходится иметь дело именно с поп-музыкой. А это красивые мелодии, позитивные эмоции, и возможность петь хором вместе со всем залом строчки полюбившихся давно песен. Ведь тут люди, по большей части, пусть не всегда идеально, но именно поют. А не терзают вокодер и прочие вокальные «примочки». Особенно приятно было окунуться в эту атмосферу после жесткого воздействия на наши мозг и уши отборным ритмическим нойзом в Werk2, разница в ощущениях была как при контрастном душе…
Единственными представителями женского пола среди тех исполнителей, которых мы увидели на этом WGT, оказалось британское трио CLIENT. История этих облаченных в военную униформу армии ГДР, умело молодящихся дам среднего возраста, очень необычна для «шварц-сцены». Можно сказать, что на ней они оказались, сами не ведая как, и должны быть благодарны за это (или сыпать проклятия а адрес) исключительно своему лейблу Out Of Line. Шутка ли дело, TECHNIQUE (группа, на основе которой и образовались CLIENT) играли на разогреве у самих DEPECHE MODE во времена Exiter Tour (чему я лично был свидетелем), затем после знакомства с музыкантами DM группой занялся Энди Флетчер, который подписал дам на свой собственный лейбл Toast Hawai. Вроде бы даже название CLIENT и визуальную концепцию группы они совместно с ним придумали. И хотя группа изначально играла очень статичный и рафинированно-электронный синти, с бесстрастно-сексуальным вокалом Сары (в прошлом вокалистка DUBSTAR), из них скорее планировалось сделать проект эдакой английской инди-электроники, дружественной радиоформату и чартам. В принципе это удалось (послушайте нарочито перепродюссированное и «умытое» звучание второго альбома ''City''), но только в какой-то мере. Как коммерческий продукт CLIENT оказался совершенно бесполезен в современном большом мейнстриме. Но в итоге, отказавшись от амбиций, девушки оказались там, где только и можно оказаться с такой музыкой – на германской территории, на специализированном лейбле (по утверждению самой Сары она даже не разу не слышала о такой конторе у себя в Англии, а потому долгое время отправляла письма с предложениями о сотрудничестве от Out Of Line в корзину). И, о чудо: активный промоушен во всех СМИ сцены, участие в фестивалях, туры с COVENANT и ROTERSAND. «Как много людей, и они все в черном!» - хлопая глазами, говорила Сара на DVD c M'Era Luna. Теперь таких взаимных удивлений уже не у никого не возникает…
Как только CLIENT вышли на сцену, так сразу почувствовалось, что они не «тутошние». Слишком много породы, «голубой крови», артистизма, умения подать себя публике – приятно смотреть, право! Не сказать что дамы как-то активно пользуются своей половой принадлежностью и заигрывают с сексуальностью (начистоту говоря, там и заигрывать особо то и не с чем), но все же что-то такое загадочно-женское от этой троицы исходит…А по стилю и умению строить глазки залу и «работать лицом» Сара почему-то напомнила мне даже Mylene Farmer. В начале каждого трека она начинала, как я понимаю, кокетливо, расстегивать пуговицы на своем платье, но к концу песни проделывала эту процедуру в обратном направлении. Это, видимо, сценическая находка. Однако, о главном – музыке. Я поклонник CLIENT, и чем старше становлюсь, тем крепче становиться мое пристрастие к нарочито холодному и отстраненно-минималистичному электро-попу этих английских женщин. Я нахожу их музыку очень стильной и богатой на хитовые мелодии, а если брать технический и, «философский», что ли, подход к их творчеству, то я назвал бы в числе идеологических соратников для этой группы такие имена как COVENANT (не удивляйтесь), СELLULOIDE и даже FIXMER MCCARTHY. Всех их объединяет любовь к очень сухому и нарочито выхолощенному саунду, режущему аналоговому биту, и псевдо-бесстрастной манере пения. Недаром Eskil Simonsson не раз признавался в симпатиях к CLIENT. (Его, кстати, на фестивале мы тоже обнаружили, глядя в окошко трамвая. Стремительной походкой, в бежевом плаще и элегантной шляпе, спешил он куда-то вдаль.)
Cтартовали девушки с ''Money'', продолжили ''Drive'', спели все свои самые значительные шлягеры, но все равно концерт показался мне очень коротким, сильно хотелось продолжения. Что ж, СLIENT абсолютно не разочаровали меня, и сполна оправдали все ожидания, которые я испытывал по поводу этого концерта. На «пятерку».
А вот потом настала пора, для как раз таки стопроцентно «здешних» немецких господ. И географически и фигурально выражаясь. MELOTRON – как много в этом слове для сердца русского слилось…И бесконечные концерты в нашей стране, и полный выпуск всего бэк-каталога в России, и песня про ''Princess Of Russia'', любовь всех «депешистов» 16 части суши – чего только не слилось. Я был большим фанатом MELOTRON еще несколько лет назад, на полном серьезе считал ''Sternenstaub'' одним из величайших синт-поп альбомов всех времен и народов (не важно, что я думаю по этому поводу сегодня), и, мало того, с этой группы начался полноценный период функционирования Razgrom Music, ведь MELOTRON были первой командой мировой «шварц-сцены», которую мы притащили в Волгоград. Бывали дни веселые!
Однако с тех пор я к этой группе несколько охладел, и уже даже не вспомню когда в последний раз вставлял дома в CD-плеер какой-нибудь из их альбомов. Но на этом концерте…откуда что во мне взялось! Я со счастливым и умиленным выражением лица подпевал уже очень мордатому, но все такому же подвижному и обаятельному «живчику» Энди Крюгеру, радостно аплодировал всем остальным музыкантам MELOTRON, и вообще с пользой и удовольствием провел время. Старая любовь не забывается…Опять таки, аналогии с прошлым Треффеном: и тогда был третий день фестиваля, и опять Капустный рынок, и снова в хедлайнерах уже чуть потерявшая свою актуальность для меня синт-поп команда. Только тогда это были MESH. И в обоих случаях – полный восторг с моей стороны и возрождение угасающего было интереса к этому коллективу.
Как я понял, MELOTRON отыграли концерт по программе своего последнего «Propaganda Tour», были облачены в бело-красные одежды, а Эдгар Слатнов нацепил еще и ковбойскую шляпу. Кай Хилдебранд помимо привычных синтезаторов обложился также кучей всяких барабанов и тарелочек, по которым самоотверженно стучал во время исполнения ''Das Herz'' и ''Menschenfresser''. Трек-лист концерта представляется мне чуть ли не идеальным, из всенародно любимых хитов не сыграли только ''Folge Mir Ins Licht'', по моему…А так, все самое лучшее со всех последних альбомов, и что особенно было неожиданно, много песен с ''Fortschritt'', включая ''Nur Leben'' и новую, энергичную и бодрую, версию ''Tanz Mit Dem Teufel''. Все-таки как не иронизируй по поводу MELOTRON и вокальных способностей господина Крюгера, над их имиджем немецких клонов DEPECHE MODE и беспробудного пьянства, а все равно группа-то получается хорошая. С хорошими песнями и умением эти песни грамотно подавать со сцены.
Усталые и голодные возвращаемся в отель, по дороге забежав в привокзальный ‘Макдоналдс’, ибо поздно ночью нигде более пропитания в городе купить невозможно. Магазинов типа «Семья 24 часа» не предусмотрено…


ДЕНЬ 4

COMBAT COMPANY (3,0)
FGFC 820 (2,0)
AMNISTIA (4,5)
PATENBRIGADE: WOLFF (5,0)
SCANDY (4,5)

Последний день фестиваля, пришедшийся на понедельник, никаким рабочим днем не являлся, как мы ошибочно думали. Тино заботливо объяснил, что в Германии в этот майский день случается некий общенациональный праздник, и поэтому WGT проводят всегда в немного разные календарные сроки, подгадывая дату к этому большому уик-энду. Наконец в Лейпциг пришла по- настоящему теплая и солнечная погода, и мы с большим удовольствием неспешно прогулялись по улицам города, в последний раз посетили рынок в Agra, и только потом отправились в Kohlrabizirkus, на стартовую площадку сегодняшнего дня. Там нас ждало не малое разочарование, а именно вывешенное на входе объявление, в котором сообщалось, об некотором изменении состава участников выступающих групп и времени начала сетов. Так вот, мало того, что по неизвестным нам причинам из лайн-апа были исключены TURNBULL A'CS (сайд-проект SPETSNAZ, который так желал увидеть Gerion), так еще и время начала концертов для всех остальных групп было сдвинуто таким образом, что выступление ALICE IN VIDEOLAND, ради которых мы и пршли на «Капустный рынок», стало совпадать с началом сета AMNISTIA в Моritzbastei! Витиевато выругавшись по-русски, мы, тем не менее, покорно вошли внутрь, ибо о пропуске концерта AMNISTIA и речи идти не могло, так что нам не оставалось ничего другого как посмотреть парочку первых команд на этой площадке, а потом уже двигать в Moritzbastei.
Концертную программу открывали совсем молодые ребята, прямо пионеры, называющиеся COMBAT COMPANY. Когда вокалист в шортиках показался на сцене, то я узнал в нем одного из тех персонажей, которые отчаянно слэмили днем ранее на выступлении CONTAINER 90. Как я понимаю, никаких официальных записей группа еще не выпускала, за душой у них только аляповато сделанное демо на CD-R. Тем не менее, особо ругать COMBAT COMPANY не приходится, молодежь пытается исполнять нечто, близкое к old school EBM, однако, перемежающиеся c более современными и актуальными, агрессивными dark electro вставками и совсем уж неожиданными звуками электро-скрипки. В роле скрипачки периодически задействовалась специальная печальная девушка, с соответствующим инструментом в руках. Какую-то «фишку» COMBAT COMPANY сообразили изобрести, но, конечно же, в целом выступление их выглядело довольно кривенько и сыро, эмо-подобно смотрящийся вокалист как-то неприкаянно и робко двигался по сцене, будто бы отчаянно ища, куда же себя на ней пристроить. Ребята все еще находятся в поиске самих себя – это очевидно. Однако наблюдать за этим поиском было, по крайней мере, не обременительно и не скучно, так что плохих слов в адрес этого коллектива я писать не стану.
Следующими, на сцену вывалилась живописная парочка, в составе из здоровенного упитанного бугая в камуфляже и каком-то дурацком самбреро, и волосатого металлиста средних лет. Металлист, тем не менее, занял местно за клавишами, а бугай начал истошно вопить в микрофон. Называлось все это безобразие мудреной аббревиатурой FGFC 820, и исполняло, разумеется, дарк-электро (с армейским душком), прибыло в Лейпциг прямиком из Нью-Йорка. Аж два альбома этой формации выпустили по лицензии и у нас в стране. Бугая, кстати, зовут Rexx Arkana, тот самый товарищ, который в свое время дал жизнь благотворительному «all-stars» проекту электро-сцены BRUDERSCHAFT, в котором участвовали люди из VNV, APB, A23, COVENANT и других заслуженных групп, а вся выручка от реализации записей которого шла на борьбу с раковыми заболеваними (от рака скончался отец Rexx Arkana). Тот проект был что надо, а вот сольное творчество этого американского товарища…Сотрудничество со столпами сцены ни чему путному, видимо, так и не научило нашего героя. Максимум на что сподобились FGFC 820 – это танцевальное и еще десять раз танцевальное, но при этом довольно убогое dark electro. Единственная песня, которая меня зацепила, называлась ''Ich Bin Ein Auslander'', но когда я писал этот репорт, то озаботился изучить содержание буклета последнего альбома FGFC 820 ''Law & Ordnance'', где выяснил, что оригинальным автором этого трека являются вовсе не участники группы. Факт показательный. До конца мы не смогли дослушать эти душераздирающие электронные экзорсизы, маскирующих в хаки ограниченность своего музыкального таланта нью-йоркскиз таф-гаев, и отправились в Moritzbastei.
По выходу из Kohlrabizirkus нам попался на глаза мини-вэн с интересом глядящими в окошко музыкантами группы KMFDM, которая была главным хедлайнером дня на этой площадке. Однако творчество данных мумифицированных реликтов кроссовера меня уже давно не вдохновляет. Хотя многие очень удивляются тому факту, что мы не пошли на их выступление…
Настало время более подробно ознакомиться с Moritzbastei, местом, которое очень многие из местных жителей считают лучшим клубом города. Там и действительно в этот день было очень уютно и комфортно, много открытых столиков на улице и на втором ярусе, работал некий средневековый рынок с всякими безделушками, где безвестные музыканты в допотопных одеждах наяривали на волынках нечто национальное. Однако начали мы не очень хорошо – сразу не смогли найти вход. Несколько раз обойдя вокруг многоуровневой конструкции сложной конфигурации, облепленной готами как мухами, мы так и не поняли как нам попасть внутрь. Потом нашли вход, но он вывел не в главный концертный зал, а на какой-то рядовой танцпол. Чертыхаясь, идем обратно, маневрируем между разнокалиберных готов, которых в клуб набилось неимоверное количество, что было удивительно, учитывая «некоммерческий» характер групп, которым предстояло выйти на сцену. Потом непонятно каким образом, но пробираемся все-таки в концертный зал, и бочком, бочком, но достигаем первого ряда зрителей, где мы просто обязаны были находится, учитывая близость момента выхода на сцену нашей группы-побратима AMNISTIA.
Штефан с Яном уже колдовали над своими нотбуками, завершая последние приготовления перед шоу, ну и мы конечно уже там с ними кивками и поздоровались. Грянуло интро, и, как и было обещано, первым треком пошла совсем новая вещь, которая, предположительно, будет открывать и находящийся в работе следующий альбом группы. Выскочивший на сцену Тино, одетый как всегда просто и со вкусом, подобающему зрелому индустриальщику со стажем, знающему цену такой музыке и себе в этой музыке, в характерной грубо-надтреснутой вокальной манере принялся петь такие знакомые уже для нас песни (кроме первой, разумеется). Дебютный номер, который я отслушал теперь еще и в концертом исполнении, безусловно должен прийтись по вкусу всем без исключения старым фэнам группы, и подтверждает бескомпромиссную верность AMNISTIA тяжелому и часто неблагодарному курсу аутентичного и серьезного EBM, столь редкого на сегодняшней сцене и не находящего понимания у основной части новой генерации электрохедов. В то же время, наметившееся улучшения в мелодической составляющей треков, позволяет высказать и некоторую надежду на то, что новый материал AMNISTIA станет понятен и не столь искушенным и замороченным на сложных песенных стуктурах любителям electro-industrial. Скромняга Тино не то что бы преображается на сцене, но выглядит на ней точно очень уверенно и органично – впрочем, мы знали об этом и раньше.
После первого трека у группы случились какие-то технические сложности (что-то с электропитанием ноута Штефана, как показалось), возникла пауза, во время которой Тино шутил о чем-то с залом (немецкого не понимаю, извиняте), а Ян со Штефаном тоже очень позитивно улыбаясь, привели все оборудование к рабочему состоянию. Дальше пошли хорошо знакомые треки вроде ''Komplex'', ''Prosperity'', ну а затем гвоздь вечера, эксклюзивное исполнение кавер-версии песни DESTROID ''Run And Hide'' cовместно с автором этой самой композиции Дэниелом Майером. Результатом такой «смычки села и города» стала презабавнейшая хард-версия песни, в которой не только Тино отличился угрожающим и агрессивным вокалом, но и Дэниел выдавал яростные и даже рычащие голосовые пассажи. Я уже и забыл что он так может…Двум рослым фронтменам в запальчивости пришлось даже столкнуться друг с другом на сцене, что, впрочем, только заставило всех по доброму рассмеяться…Действительно, слова Тино о том, что аудитория группы в Германии находится в возрастной группе старше 25 лет, были не простым звуком, и среди зрителей рядом с собой я наблюдал достаточно взрослых уже людей, если не сказать зрелых. Ну и герр Клаус не удержался еще и от того, что бы во время одной из пауз между песнями публично поприветствовать «присутствующих в зале наших русских друзей», и показал микрофоном на нас с Сашей. Не скрою, было очень приятно, но и, если честно, в смущение он нас этим тоже вогнал, все-таки не привык я вот таким образом внимание к себе привлекать. Но это ерунда - спасибо, Тино!
Последним треком ребята сыграли оригинальную версию ''Self-Defence'' («Not fuckin Steel-Alloyed Edit» - как предупредил со сцены Тино), звучащую более олдскульно и сыро, в музыкальную структуру которой также было органично вплетено целое попурри из кавер-версий великих EBM-хитов прошлых лет. Насколько я помню, это были ''Japanese Bodies'' LEAETHER STRIP, ''No Shuffle'' FRONT 242 и ''Push'' THE INVINCIBLE SPIRIT, ход безошибочный, и всегда с энтузиазмом воспринимаемый аудиторией на концертах. AMNISTIA ограничились всего получасовой дозой true-EBM терапии для зрительских ушей, большее количество «эфирного времени» первой выступающей группе, к сожалению, на фестивалях никогда не предложат.
Ну, ничего, следующее наполнение «эфира» обещало быть не менее вкусным и интересным, поэтому мы в перерыве ни на шаг не отошли от сцены, не смотря на тесноту и легкую давку, которая наметилась в зале пред выступлением берлинских менестрелей Стены, Эрика Хонеккера и башенных кранов PATENBRIGADE: WOLFF. Это единственный проект Свена Вольфа, который я без всяких «но» и «если» однозначно для себя принял, чего совсем не могу сказать о THE DUST OF BASEMENT и тем более GOLDEN APES. Этого концерта я очень ждал, ибо близко мне их творчество музыкально, визуально, идеологически, да и просто по-человечески. Не ошибся я в своих ожиданиях, ой не ошибся…
Начну с того, что PW явно сделали особую ставку на выступление здесь, привезли с собой целую дополнительную «строительно-монтажную бригаду», в лице еще двух персонажей облаченных в рабочие робы с обязательными оранжевыми касками на головах, и строго вида девушки в деловом костюме. Все эти люди приняли самое непосредственное участие в коллективном сценическо-рабочем действе группы. Были изготовлены специальные стильные майки с совместной символикой WGT и PW, одну из которых я поспешил себе прикупить, причем стоила она всего-то в районе 10 евро.
Вообще, перформанс сразу же начался крайне позитивно, сначала Свен и Лэнс заняли свои места за клавишами, на экране пошел тематический черно-белый видеоряд с кадрами кинохроники времен ГДР, а потом на сцене появились остальные участники бригады с ящиком пива, которое немедля стали раздавать зрителям первых рядов. Разве поднимется рука написать о PW плохо после такого? Мне, правда, пиво не досталось, зато бутылку с минеральной водой ухватить удалось, что было весьма актуально в свете изрядной духоты, которая царила на «строительной площадке». Пока основные участники группы продолжали извлекать из своих синтов то неспешные, то довольно агрессивные звуки олдового аналогового электро, временами преходящего в инструментальный лайт-EBM, «усиление» бригады тоже не дремало. Для начала один чувак вынес «болгарку» и с помощью нее стал высекать снопы искр с поверхности обрубка металлической трубы, дальше уже разошелся Лэнс, который достал молоток и стал технично так, под ритмы музыки, хреначить им своему синтезатору. К концу трека он его благополучно разворотил, куски пластмассы и клавиши полетели в разные стороны, и тогда тот самый товарищ с «болгаркой» достал из кармана свернутый флаг Германской Демократической Республики, бережно накрыл им искалеченный синт, и, склонив голову, унес все это безобразие за кулисы. После таких «похорон» зал разразился длинными и продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию. Также граждане скандировали лозунги, славящие ансамбль PATENBRIGADE: WOLFF, и подчеркивающие особую роль коллектива в деле пропаганды социалистического образа жизни и нравственных устоев строителей нашего светлого «завтра».
Непреступного вида барышня в аскетичных одеждах, с видом контроллера из проверяющей инстанции и с невозмутимым выражением лица, принялась осматривать содержимое сцены, поминутно делая вид, что она что-то отмечает в своей папке-журнале. Впрочем, полностью выдержать театральную физиономию ей не удалось, девушка все-таки рассмеялась, заняла место за микрофонной стойкой, и искренне так, хоть местами и немного кривовато, исполнила пару вокальных партий, отчего все мероприятие стало напоминать концерт группы вроде DELERIUM. Интересным, бодрым, а главное, очень душевным получился концерт PW, пускай иногда происходящее на сцене напоминало студенческий капустник, или конкурс КВН «домашнее задание» в исполнении команды Берлинского Строительного Института.
Во время выступления PW я сзади от себя услышал русскую речь, и причем обладательница этой речи весьма явственно обращалась именно ко мне, и, обернувшись, я узрел девушку, в которой признал Lorylin_Finsternisss, соотечественницу, проживающую в Германии, но бывавшую и у нас в Волгограде, и знающую многих людей с нашей сцены. Встреча была зафиксирована ритуальным фото на память, и выражением обоюдной надежды на столь же приятную и случайную встречу и на следующем WGT. 

История с PATENBRIGADE: WOLFF продолжилась. Сразу после окончания концерта, участники группы встали на боевой пост за столик с мерчендайзом и дисками, и я не мог упустить случая, пообщаться со Свеном лично. Общались мы на разные темы, в основном касаясь вопросов концертов и промоушена, но меня больше всего порадовала другая деталь, а именно обсуждение одного нашего волжского доморощенного проекта. Как только я заикнулся о том, что у  в городе Волгограде существует некий коллектив, как две капли воды похожий на PW, Свен, перебив меня, сразу же спросил: «Не MILK*MANS=KRANTRANSPORT, часом?». Н-да, вот что значит интернет, мировое информационное пространство, и все такое…Свен сообщил мне, что они бы с удовольствием выступили с нашими «строителями» одной бригадой, однако Лэнс при упоминании MILK*MANS=KRANTRANSPORT лишь саркастически покачал головой…

За суетой последнего фестивального дня, мы как-то совсем стали забывать о том, что все хорошее, как обычно, рано или поздно заканчивается, и вместе с мощным ливнем, который обрушился на город за стенами клуба, стало приходить и осознание того, что WGT 2009 подошел к своему финалу.  Завтра мы уже не будем думать о том, какую группу и где нам послушать, а станем спешно паковать чемоданы и готовиться к долгой дороге домой…

Пришло время и прощаться с нашими лейпцигскими аборигенами, ребятами из ансамбля с шансоно-криминальным для русского уха названием AMNISTIA. Как всегда источающий флюиды оптимизма Ян пожал нам руки, здоровяк Штефан пожелал счастливого пути, и сразу после сета AMNISTIA уехал заниматься своими семейными заботами, как и подобает ответственному молодому отцу…Одинокий Тино остался за столиком с мерчандайзом, и дальше какое-то время мы не спеша поговорили на последок, договорившись в следующий раз встретиться уже в России. Тино выглядел очень уставшим и даже поникшим  после выступления, как он писал мне после, пять дней концертов и вечеринок слишком вымотали его. Наверное, причина была в этом… Впрочем, на этой сцене, к счастью, каждый человек может оставить за собой право не излучать обязательного оптимизма и не изображать постоянно довольного жизнью идиота, как это принято в некоторых даже андеграундных тусовках. Иногда чуть ли не забываю за сопровождающееся приподнятым настроением фестивальной суетой, что музыку-то все тут, и готы, и индустриальщики, и другие прочие, пишут далеко не веселую. И у каждого для этого есть какие-то свои причины…

Рядом крутились Erk из HOCICO и клавишник UNTER ART, имени которого не вспомню, которые что-то там свое «оутофлайновское» обсуждали и загораживали проход к столику с мерчандайзом. За продажу мерча своих проектов эти ребята, думаю, могут быть спокойны, сейчас их время, они оказались на его волне в силу собственно таланта, или расчетливости, а может быть, им просто повезло. Остальным следует уповать только на то, что к их музыке (и мерчандайзу) потребитель попадет только целенаправленно работая локтями и мозгами, и продерется-таки к далеко стоящему «столику». Большинство же пройдет мимо – слишком простой рисунок на майке, слишком сложная музыка. Иногда бывает не весело.

Пока мы занимались разнообразным общением, на сцену клуба уже поднялся Дирк Ивенс со своим зверским SONAR, и тут случилась реальная незадача, ибо количество народа в Moritzbastei достигло критического максимума, на проходе в концертный зал образовалась самая натуральная людская пробка, и охране не оставалось ничего другого, как ограничить вход в помещение. В итоге выступление SONAR мы практически пропустили, это жаль, конечно, однако если учитывать тот факт, на какие нужды ушло у нас выкроенное из-за пропуска этого концерта время, никакого чувства досады не остается и в помине. Были дела по важнее.

Ну и эпилогом фестиваля (после всех прощаний и финальных разговоров) для нас стал последний сет многоликого аки гидра Andy LaPlegua, на сей раз в образе SCANDY. Техно-клэш вперемешку с хаус-ритмами и забавными голосовыми сэмплами – пожалуй это удается сегодня Энди лучше всего. Серьезно, я считаю, что после почти провального последнего альбома COMBICHRIST и среднего PANZER AG (имею ввиду опять-таки последний альбом) лучшим и наиболее актуальным проектом неутомимого норвежца является как раз SCANDY. Очень свежая, не нудная, не привязанная к какому-то определенному жанру или аудитории музыка, под которую народ лихо отплясывает не только на industrial или EBM вечеринках, но и, к примеру, на хипстерских нью-рейв сборищах (информирован от соответствующих промоутеров). Хотя на улице разразилась мощная гроза, и само имя мастермайнда COMBICHRIST, по идее, должно было привлечь в клуб толпы людей из его «армии», в зале вдруг стало гораздо свободнее дышать. Народ рассосался, и мы наконец-то смогли проникнуть в концертный зал, как я понимаю, люди массово стали сваливать на концерт KMFDM в Kohlrabizirkus, и это не могло не радовать. У нас, кстати, также на мгновение замаячила предательская мысль о досрочном возвращении в отель, чувство усталости и морального опустошения, стало сказываться на всех участниках нашей экспедиции все ощутимей, но эта была лишь минутная слабость – не для того мы сюда ехали, что бы в гостинице коньяком баловаться. Мы комфортно расположились в середине тацпола, и стали созерцать склонившегося над своим ноутбуком Энди, который зачем-то напялил на себя смешной, в белых яблоках, картуз а-ля Олег Попов, и его колдовавшего над другими девайсами коллегу. Коллега был здоров, бородато-волосат и походил на металлиста – его личность мне не известна. Звук в клубе был просто великолепен, и мы прямо таки пустились в пляс под веселые и упругие звуки музыки SCANDY, и на такой вот позитивной ноте «свой закончили поход» на этом WGT.

Оказавшись на улице, мы с облегчением обнаружили что ливень давно прекратился, и пребывая в отличном расположении духа, на своих двоих прошлись до вокзала, благо умытый дождем, освещенный наконец-то в честь праздника ночной Лейпциг был окрыляющее красив и безмятежен.

Следующий день прошел в будничных заботах финального шоппига, сбора чемоданов, и маскировки от барселоно-лондонского гота. В поезде в одном вагоне с нами ехал премьер-министр Польши, строчно возвращавшийся в Варшаву с каких-то похорон. Проводники, сами изрядно офигевшие от такого факта, попросили нас сильно не говорить матом. Мы пожали плечами, и просто продолжили лениво попивать пиво. 

Из Москвы выезжали сквозь настоящий ураган, сопровождающийся смерчем и прочими природными неурядицами, и только по прибытии в Волгоград по всем новостным каналам смогли увидеть по телевизору все масштабы данного катаклизма.

До дому добрались, однако, без происшествий – и без всяких сирен.  

На последок мой top-10 концертов на WGT 2009:

 

1    PROJECT PITCHFORK

2    PATENBRIGADE: WOLFF

3    AMNISTIA

4    GEISTFORM

5    CONTAINER 90

6    CLIENT

7    MELOTRON

8    VOMITO NEGRO

9    VNV NATION

10  FEINDFLUG

 

 

КОНЕЦ 

 

На последок, пара слов «без протокола». Не уверен, что мне следует ехать на следующий WAVE GOTIK TREFFEN, по крайней мере, без дополнительной психологической подготовки. Год за годом вояжи в «прекрасное далеко», интересные и замечательные сами по себе, обретают все более горькое и безисходное «послевкусье», избавляться от которого потом очень тяжело. Самое печальное, что ситуация с течением времени только ухудшается, хотя, казалось бы, должно происходить абсолютно обратное. Пресыщенная и довольно ухмыляющаяся Европа, прекрасно себе поживает, количество зрителей на концертах только увеличивается, появляются все новые фестивали и концертные площадки. Это прибыльный и развивающийся бизнес. Средний возраст аудитории тоже не снижается, а скорее наоборот, растет, что позволяет промоутерам чувствовать себя очень уверенно, ибо их целевой группой являются уже состоявшиеся и могущие себе позволить тратить деньги люди. С взрослой аудиторией всегда приятней иметь дело – и не только из экономических соображений. Отлаженный механизм «шварц-сцены» Германии сбоев практически не дает, увязывая в единое целое артистов, зрителей, промоутеров, лейблы и клубы, являясь своего рода замкнутой системой, в которой, не смотря на наличие некоторого количества минусов, вся эта братия чувствует себя весьма комфортно и уверенно. Где каждый зависит от каждого, и за счет нормального взаимодействия всех составляющих этой системы нормально (и с выгодой для себя) существует.

В «динамично развивающейся и встающей на ноги» России же…Где, по идее, в связи с нарождением моды на эту культуру и планомерной работе энтузиастов на местах, должен происходить процесс постепенного «окультуривания» и роста как аудитории, так и уровня музыкантов и организаторов, происходят удивительные и паскудные, прямо скажем, вещи. Москву опустим. Хотя по поводу столицы тоже можно рассказать немало интересного, особенно об фантастических ценах на билеты, самых дорогих на подобные концерты в мире, я думаю.

Такое впечатление что здесь, минуя все хорошее, решили взять «напрямую с Запада» исключительно все самое плохое. Музыка становиться все предсказуемее и бестолковей, а вот люди ее «играющие» - все пафоснее, и, что самое неприятное, корыстолюбивей. И все заняты одним – копированием зарубежных аналогов. Каждый, вымучивший из своего компьютера более-менее связный набор электронных звуков, спешит разодеться в кричащие и безвкусные одежды, завести страницу на myspace и бомбардировать, допустим, Shadowplay или Gravitator с настоятельными требованиями выпустить их творения на физическом носителе. Гонорар за выступление – тоже было бы неплохо. Я всегда задаю только один вопрос – а как много ВЫ лично, господин начинающий музыкант, за последнее время приобрели компакт-дисков? Интернет? Так какого же «болта» ты хочешь, чтобы напечатали тебя? Ебошь музыку в сеть – дари искусство людям, тем паче что на нее в другом случае вряд ли кто позариться…

Промоутеры…О, промоутеры у нас вообще все! Две трети музыкантов, половина зрителей, и еще с «боку бантик». Тут совсем весело: обман, интриги, наушничество, мания величия, угрозы. Бури в стакане воды. Причем, весьма мутной…

Но главное, все-таки, это зрители, аудитория. Пожалуй, это главное разочарование от многих лет работы внутри российской «шварц-сцены». Леность, музыкальное невежество, сочетающиеся с невероятным апломбом и чванливой вкусовщиной, нежелание платить ни за что и никогда, апатия и пресыщенность – это то, что мы имеем в городе-герое Волгограде на начало 2009 года. Скажите, преувеличиваю? Посмотрим: неуклонное снижение количества зрителей на концертах, начиная с 2006 года, при том что за это время мы привозили сюда не мало достойных групп, и аудитория должна уже была хотя бы минимально сформироваться. Куда там! «Первая зрительская волна» из нее уже либо «выросла» (не мое выражение), либо им уже все надоело, либо стало не интересно. Одно и то же! Очень мало людей, которые непосредственно ассоциируют себя с данной сценой, скорее наоборот, уже чуть ли не модно стало говорить «что я вне всего этого дерьма». Что создали, то и пожинаем. Там оперируют понятием «сцена», а у нас вон каким…

Но! Все равно есть люди в этой стране и в этом городе, с которыми приятно работать и общаться. Есть зрители, которые практикуют европейский подход к посещениям концертов и покупке музыки (это значит, что в клуб человек идет любимую музыку послушать и с единомышленниками встретиться, а не «дико угореть» и нажраться в хлам). Скучные «ботаники» – это ведь про вас, те не многие люди, которые просто хотят пойти в клуб послушать группу «Икс» или какого-нибудь DJ'ея. Это про подавляющее большинство аудитории WAVE GOTIK TREFFEN. Огромное сборище нелепо разряженных, взрослых уже людей, скучно днями напролет слушающих целый марафон из скучных групп. 

Тяжело жить и работать без такой скуки в этом городе. Может быть, она тут все-таки когда-нибудь появиться?  

 

28/05/09, Германия, Лейпциг

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Забыл подписаться
24.08.2009, 07:04
Великолепный отчёт.

Спасибо!

Gulevich
15.07.2009, 18:26
Наконец-то осилил)

Превосходно, очень интересно было читать)

Vlad
14.07.2009, 19:56
Отчет - супер ! Впрочем, как и всегда )

У тебя уже выработался свой узнаваемый стиль )

И без юмора не обошлось, и гвоздей в голову набил в конце )

zet-molotov
02.07.2009, 21:34
... всем отчётам отчёт ... пусть 98% названий как групп, так и мест мне неизвестны, но страшно интересно, познавательно и занимательно. большое спасибо )))

Создание сайта — MechanicalFrog