17 WAVE GOTHIC TREFFEN FESTIVAL (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Что было: Schallfaktor (1,0)

                  Din (A) Tod (2,0)

                  Menticide (3,5)

                  Nullvektor (4,0)

                  Banhtier (4,0)

                  Welle:Erdball (4,5)

                  S.P.O.C.K. (2,5)

                  Mesh (5,0)   

                               Третий день поставил пред нами самую мучительную проблему выбора перемещений между концертными площадками. Одновременно хотелось попасть в Werk 2 который был отдан на откуп ритм-нойзовым и индустриальным командам, увидеть единственную открытую площадку WGT под названием Parkbuhne, где выступал целый взвод ebm групп, а также оказаться в неведомом на тот момент для нас месте Kohlrabizirkus в котором «подавали» в основном cинт-поп. Путем повышения оборотов совместной мозговой деятельности нами был выработан план посещения мероприятий, который был расписан буквально поминутно.

Перед поездкой в парковую зону Лейпцига мы смогли предпринять короткую экскурсию по центру города, дабы не пренебрегать священным долгом туриста по осмотру достопримечательностей. Никаких кремлей и железных башен в этом чистом, спокойном и тихом городе быть не могло по определению, поэтому мы ограничились обычной прогулкой по нескольким центральным старым улицам Лейпцига, тут и там натыкаясь на вездесущих готов.

  Когда мы добрались до Parkbuhne то смогли наблюдать вокруг себя картину полного умиротворения и даже умиления. Агрессивные снаружи, но добрые внутри индустриальщики мирно восседали на травке и отдыхали от дел мирских, а по соседству (и даже между ними) неуверенно пошатываясь бегали маленькие дети с футбольными мячами и дефилировали фрау с колясками. Седовласые пожилые немцы благосклонно взирали на пышнотелых девиц в разорванных черных колготках. Никаких столкновений «отцов и детей» , «добропорядочных граждан и ряженых выродков» зафиксировно  не было, отчего у меня развилось тихое чувство зависти к либеральному мироустройству ФРГ.

Уютная и небольшая площадка Parkbuhnе навевала ностальгические воспоминания о советских открытых концертах духовых оркестров и вечерам культ-просвещения, однако при более пристальном знакомстве оказалось что это укомплектованный весьма приличным аппаратом амфитеатр, афиши на стенах которого извещали о ближайших концертах Seal и Billy Idol.

Внутри мы уже по доброй традиции столкнулись с Тино, о чем-то опять долго беседовали, а тем временем на сцену выбрались Schallfaktor, и бодро, без запинки продемонстрировали всей почтенной публике «что такое плохо». Нет, очень плохо! Зауряднеший и примитивнейший дарк-электро, который исполняли похожий на литературного Портоса кругленький господин с бородкой и не отличающиеся особыми внешними приметами клавишники, был весьма беспомощен. Уж на что Тино толерантный и вежливый парень, но даже он заметил что нет ничего смешнее когда человек тщено пытается казаться злым и брутальным, не обладая для этого никакими внутренними и внешними качествами. А так же посетовал на то, что в любом клубе Германии ди-джеями играется такое огромное количество дарк-электро треков, что группам волей-неволей приходится подстраиваться под ситуацию и идти по общему со всеми легкому пути. Я же всему сету Schallfaktor дам краткую характеристику – самое худшее выступление на WGT 2008. Больше мне добавить не чего.

Следующая группа, немцы Din(a)tod оптимизма мне тоже не прибавили, ибо замес из электронных битов и тривиального готик-рока, исповедуемый этим коллективом оставил меня абсолютно равнодушным. Данный тип музыки должен нравиться, как представляется, поклонникам таких имен как Clan Of Xymox или Diary Of Dreams, мне же вся эта катавасия показалась скучной и нудной. Хотя особо ругать данный разнополый готично-электронный дуэт я не стану, а предоставлю право делать какие-то выводы о творчестве Din(a)tod людям соответствующим образом подкованным.

 Мы же с Сашей во время выступления этой группы предпочли ретироваться к столикам с провиантом, где немного перекусили и вступили в задушевную беседу с вдрызг пьяной девушкой размазанных форм из Боснии, которая дико обрадовалась тому факту что она, как уроженка бывшей Югославии может частично понимать русскую речь. Воодушевленная эти фактом, она хватала меня за рукав и раскачиваясь из стороны в сторону проникновенно вопрошала: «Ты мене разумеешь?». Также среди публики была замечена группа VNV Nation в полном составе, Cyrus из The Retrosic и мой «любимец» Васи Валлис (Reaper). Но мой персональный приз зрительских симпатий получает негр в готическом прикиде и со значком Combichrist. Вот уж кто находится в реальном андеграунде и антагонизме к засилью  R'n’B и музыкальному формату каналу МСМ !

Затем на сцену вышли шведы Menticide, и ради этого выступления мы, по сути, и приехали в Parkbuhne. Возникшая на руинах весьма высоко оценимого ранее мною проекта Dupont, эта новая формация исповедует, как это сейчас заведено у шведов, злой олд-скул с милитаристcким оттенком. Здоровенного вида вокалист в камуфляжных штанах типа «город» иногда вообще вызывал несколько «скинхедские» ассоциации, злобно порыкивал в микрофон и танцевал правильные ебиемишные танцы. Вездесущая скандинавская диаспора «олдскульщиков» при первых звуках Menticide дружно ломанулась к первым рядам, где немедленно начала свои традиционный слэм, и прямо в гуще этой диаспоры был замечен Стефан Нилссон из Spetsnaz. Концерт Menticide понравился мне гораздо больше чем предыдущие шоу, однако называть этот сет в числе лучших на WGT я бы не спешил. Все-таки у ребят ощущается дефицит оригинальности и ярко выраженного собственного лица, не хватает яростной и взрывной энергетики, без которой успеха на «олдскул»-сцене не видать. Кроме того, в который раз уже отметил для себя, что не очень люблю находиться на open-air концертах, и в этом случае только наличие свежего воздуха может послужить хоть каким-то плюсом. Сами же концерты при дневном свете выглядят далеко не так эффектно как в клубах, хотя я подозреваю что существуют люди которые двумя руками проголосуют за открытые площадки…

Умеренно порадовавшись выступлению Menticide, мы решили все-таки с сожалением покинуть Parkbuhne, и последнее в карьере  выступление Neuroticfish, которое Саша Мария Кляйн так долго и услиленно анонсировал в интернете, созерцать мы так и не смогли. Жаль, но в тот вечер нас ждала «рыба» покрупнее…

Очередь перед Werk 2 поражала воображение. Это было тем более странно, что там выступали только индустриальные и нойзовые проекты, никаких имен-локомотивов заявлено не было. Тем не менее, готов собралось здесь значительно больше чем в первый день. Вот только затем, словно запоздало подтверждая мою мысль о несоответствии многочисленности толпы и такой, в общем, экстремальной музыки, большое количество людей, едва оказавшись внутри Werk2 сразу же спешило вернуться обратно, создавая тем самым совершенно ненужную давку на входе. Складывалось впечатление, что что многие просто не знакомы с программой дня, и по инерции придя на одну из самых известных площадок WGT с удивлением обнаружили для себя что-то уж совсем непотребное…

А вот мне там как раз все понравилось. Я давно уже хотел побывать на концертах нойзовых команд из семьи лейблов Ant-Zen или Hands, и вот наконец-то такая возможность мне предоставилась. Жалею, что пропустил выступление зверзких Greyhound, можно было бы забить на Menticide и постараться успеть к их сету. Но не беда, one man show проекта Nullvektor нам посмотреть все-таки удалось. Концерты подобного рода внешне выглядят всегда одинаково: склонившийся над ноутбуком и клавишами человек либо пристально всматривается в монитор и сосредоточенно «медитирует», либо напротив лихо отплясыват за своими девайсами, паралелльно выкручивая ручки на синтах (и еще иногда что-нибудь голося). Голландец Стефан Бом аka Nullvektor больше склонялся ко второму варианту поведения, что было вполне оправданно, ибо музыку он извергал из своих железок энергичную, зубодробительную и зажигательную. Ритм-нойз hands-овской закалки на хорошем звуке и свете произвел на меня неизгладимое впечатление, и я неожиданно для себя самого принял активное участие в танцульках под жизнеутверждающие звуки Nullvektor. Эффект от этого выступления оказался настолько сильным, что теперь я всерьез думаю о поездке на специализированный фестиваль подобной музыки Maschinenfest, котроый также ежегодно проходит в Германии. Было в этом очень аскетичном по сути, и, по большому счету, наверняка показавшимся многим нудном сете, что-то такое волнующее и первобытное, заставляющее вспомнить меня времена когда музыке еще можно было открыто, до больших глаз, удивляться, а каждая новая услышанная индустриальная команда рождала в душе ощущения Колумба узревшего впреди туманную полоску берега…

Выступления Skinny Puppy на этом фестивале не предполагалось, но дух этих пронзительно-безумных кандских гениев витал над бездной, и воплотился в виде концерта итало-американского проекта Bahntier, которые выглядят как S.P., играют как S.P. и даже на сцене ведут себя также. Копия, понятное дело, всегда хуже оригинала (это отноститься и к Bahntier), но тут уж больно оригинал хорош – трудно испортить. C творчеством данного коллектива я озадачился ознакомиться как раз потому что они были заявлены на WGT, ранее мне об их существовании ничего известно не было, и вот стало интересно что это за «зверь» такой. Еще на стадии прослушивания последнего альбома «Blindoom» сходство со Skinny Puppy сразу же бросилось в уши, на концерте же оно стало просто каллиграфическим. И, знаете, это не так уж и плохо.

Сомнабулистически раскачивающийся как маятник вокалист, поразительно похожий на Константина Кинчева, обматывался бинтами и не пел, но стенал в микрофон тексты-проповеди, будто сдавая экзамен на профпригодность самому Ogre. Барабанщик с дредами, лысый гитарист, тошнотворный и жестокий видеоряд, где наглядно и подробно были показаны разлагающиеся трупы и прочие ранзнообразные кишочки – готовьте зачетки для положительной отметки. Нет, «отлично» вы конечно не получите, все-таки до «щенячей» эпичности и умению писать великие вещи вам далеко как от Канады до Италии, но к наследию предков отнеслись бережно и умело. «Четверка»!

Bahntier пытались делать шоу на сцене, иногда правда, перегибая палку, как это часто случается у американских команд, которые уже на генетическом уровне, по-моему, запрограммированы на реверансы в сторону NIN и Marilyn Manson. В целом, впечатления от их концерта у меня остались самые положительные, но хотелось бы пожелать группе выйти на новый уровень в композиторском мастерстве, и тогда мы будем иметь дело с по-настоящему сильной и перспективной музыкальной формацией.

Покидаем Werk 2. Если бы не желание увидеть Mesh и Welle: Erdball то с удовольствием  остался бы в этом гостеприимном заведении, где должны были сыграть в тот вечер еще Northborn, Straftanz, Хотох и Esplendor Geometrico.

По дороге в Kohlrabizirkus на трамвайной остановке мы повстречались с то ли очень пьяным, то ли с просто безмерно позитивным, а может вообще блаженным немецким гражданином, который что-то быстро и эмоционально  шпарил на языке Гете, размахивал руками а потом вдруг снял кроссовки и босиком ушел в ближайший винный магазин. Оттуда он вернулся с кроссовками в одной руке и с двумя бутылками пива в другой, одну из которых настойчиво стал предлагать нам. Мы долго отказывались, типа «руссо туристо -облико морале», но потом вынуждены были принять ее в дар, так как гражданин в противном случае уходить отказывался. Надо признаться - пиво оказалось очень хорошим.

Очередное новое место для нас – Kohlrabizirkus. Эта площадка совсем недавно используется для мероприятий WGT, кажется только третий год. Изначально это оригинального вида здание построенное в 30е годы, и состоящее из словно сросшихся друг с другом бетонных куполов, использовалось в качестве овощной и фруктовой ярмарки, а потом и вовсе было закрыто. Сегодня под одним из куполов организовали зал для проведения концертов, и получили в итоге весьма внушительный по вместимости новый плацдарм для WGT. Как само место Kohlrabizirkus мне очень понравился, но, к сожалению, стал единственной площадкой где обнаружились весьма ощутимые проблемы со звуком. Все два дня там постоянно «проседал» и хрипел правый фронт, бывали эпизоды когда звук вырубался совсем. Хотя когда со всеми неприятностями удалось справиться (я это все-таки произошло), по крайней мере перед сценой звук был просто прекрасным.

Первым попавшимся нам человеком внутри мог быть только Тино, он им и стал – традиционно. Народу в зале было много – ждали выхода Welle:Erdball, которых в Германии очень любят. У меня с этим коллективом отношения складываются непросто, долгое время я на дух не переносил их и полностью игнорировал сам факт существования данной группы на электро-сцене. Казались они мне примитивными и глупыми. Однако за последние несколько лет я сильно пересмотрел свои взгляды на творчество Welle: Erdball, и по крайней мере как концертную группу оцениваю теперь очень высоко, поэтому целенаправленно хотел попасть на их выступление на WGT. И мои ожидания полностью оправдались!

Крафтверкоподобные ретро-немцы устаивают на сцене насколько рафинированный и бесстрасный, настолько же легкий и уморительный аналоговый беспредел, наблюдать за которым действительно интересно. В арсенале группы имеется масса (как правило весьма посредственных) альбомов, но с каждого из них можно надергать по парочке ударных хитов, и вот из таких-то треков и формируют свой сет-лист Welle: Erdball. Заигрывание с эстетикой 60ых годов, девушки в смешных, но стильных нарядах, круглые черные очки и старомодные костюмы, звучки из старых компьютерных игр и поклонению великому и ужасному Commodore 64 -  Welle: Erdball неизменно верны себе.

 Очень необычным стало intro концерта, когда под звуки нетеленной «The Robots» Kraftwerk на сцену вынесли участников группы как манекенов, которые потом вдруг ожили и принялись непосредственно за музицирование. Все коронные «фишки» Welle: Erdball, как то: грохотание палкой по железной бочке, разбрасывание в публику больших надувных шаров, запуск в зал самолетиков из бумаги и использование наручной клавиатуры-калькулятора были представлены в полном объеме. Девушки несколько раз за концерт переодевались, выступая то в образе пионерок-барабанщиц, то гламурных особ в розовых кокошниках, а одну песню сподобились спеть даже самостоятельно. Музыка Welle: Erdball имеет немало общего с вдруг ставшим таким популярным в модерново-молодежной среде стилем 8-бит, хотя на самом деле, конечно, все это классический минималистичный электро-поп  прямолинейного немецкого разлива. Я по достоинству оценил это талантливо срежиссированное  и при этом по-настоящему драйвовое выступление, с удовольствием попинал шары над головой, а потому со спокойной душой ставлю Welle: Erdball высший бал. Молодцы, Электроники!

Потом пришло время отдыхать. Нет, мне конечно известны многочисленные регалии ансамбля S.P.O.C.K. и его неоценимый вклад в сокровищницу синт-поп культуры, но вот лично мне они как-то всегда были…никак. Именно так, поскольку я даже пытался слушать их альбомы и находил в них для себя удачные песни, но мне всегда представлялись эти шведы настолько невзрачными и проходными, что тратить время на проникновение в дебри их творчества казалось совершенно расточительным занятием. Поэтому мы с Сашей отошли к палаткам с фаст-фудом, пропустили по пивку, и издалека мимоходом наблюдали за одетыми в смешные блестящие одежды тремя блондинистыми (или седовласыми?) мужчинами, один из которых резво бегал по сцене с микрофоном ну и, соответственно, пел. Надо сказать, немалая часть зрителей, среди которых выделялись вездесущие шведы со своими флажками, истово и честно угорала под музыку  S.P.O.C.K., так что мы почувствовали себя лишними на чужом празднике жизни. Это как раз тот случай когда писать о чем-то плохом в адрес артистов не хочется, просто следует признать тот факт что мы с группой S.P.O.C.K. идем по жизни разными дорогами.

Зато вот с песнями музыкального коллектива Mesh я уверенно шагаю по жизни уже очень давно. Они мне строить и жить помогают, они скучать не дают никогда. Ведь перфекционисткий синт-поп от Mesh любят деревни и села, любят его и большие города. А как же иначе? Нету лучше Мэша группы которая на выдавала бы такое количество хитов на единицу отдельного взятого альбома. Иногда я всерьез думаю о том что Марк Хокинс и вправду не хуже Мартина Гора (и тут же от такого святотатства спохватываюсь и опасливо озираюсь по сторонам).

Посещение концерта британцев входило в обязательную программу нашего пребывания на WGT 2008, ради них мы оставались до ночи в Kohlarbizirkus. Мesh я видел ровно пять лет назад в Москве, и тогда их выступление произвело на меня грандиозное впечатление, впрочем сами ребята до сих в своих интервью называют тот московский концерт одним из лучших в карьере. Я жаждал «повторения банкета» как минимум, ну а как максимум и улучшения результата пятилетней давности.

Не знаю как уж там получилось насчет улучшения (все-таки это весьма относительное и условное определение) но вот по эмоциональным впечатлениям и какому-то прямо-таки всепоглащающему кайфу лейпцигский концерт британцев ничуть не уступил для меня давешнему московскому. Он стал самым легким, стремительно пронесщимся и пьянящим концертом на WGT. На протяжении всего шоу я испытывал фактически ликование, а само выступление превратилось  в караоке-вечер «Лейся, песня!», ибо пел я все эти на зубок известные вещи от начала до самого конца. «Н-да, а ведь вы, батенька, самый настоящий экзальтированный и невоздержанный в оценках фантат этих Mesh!» - скажете мне вы. И будете абсолютно правы.

Резво стартовав с «Firefly» англичане выстрелили в зал такой длинной и безжалостной пулеметной очередью отборных боевиков с самых разных альбомов, что оставалось только внимать и ждать следующего «патрона». Саунд группы несколько ужесточился, на сцене постоянно присутствуют живые барабаны, использование гитары стало также более интенсивным (теперь этим делом заведует Ричард Силверторн). Покинувшего группу совсем недавно Нейла Тейлора, который являлся бессменным участником Mesh со дня основания коллектива,  безболезненно заменил новый белобрысый клавишник, так что «отряд не заметил потери бойца».

Более комфортным просмотр шоу Mesh сделал и тот факт, что еще в середине сета S.P.O.C.K. много народа стало покидать здание бывшей фруктовой ярмарки, дабы успеть в Agra где должны были сыграть «кумиры миллионов» London After Midnight & Samsas Traum. Нам же смотреть на этих готишных товарищей было совсем без надобности, зато прописная истина «меньше народа – больше кислорода» сыграла на нашей стороне.

Концерт Mesh стал для меня событием №2 на фесте, подтверждением вечной значимости непреходящих музыкальных ценностей и очередным гвоздем в иконстас другой, более известной, британской синт-поп группы.

Это был единственный день на Treffen когда мы смогли как добропорядочные граждане доехать до места своего проживания на трамвае (правда, самом последнем), и еще внутри него обратили внимание на попутчика одиозного внешнего вида. Здоровенный детина был полностью облачен в черную форму такого фасона и на голову нахлобучил не менее показательного дизайна кепку, что даже говорить о возникновении каких-то там домыслов было бы неправильным, все было очень очевидно и едва завуалировано. Вермахтовская мода мне хорошо известна. Когда уже мы вышли из трамвая и о чем-то разговаривая направились в сторону отеля, то услышали на чистом русском окрик: «Мужики, а вы не знаете где тут фетиш-пати проходит? А то и узнать не у кого, по-английски никто не понимает». Оборачиваемся, и видим что говорит нам это тот самый реваншисткого вида персонаж. Немного повозившись с его картой, совместно выясняем что он ошибся в выборе направления, и укатил в совсем другую сторону. Коротко ругнувшись, «легионер» добродушно спросил у нас: «А вы сами-то откуда? Mестные что-ли, в Германии живете?» «Да нет из России мы, город Сталинград знаешь?» Наш собеседник как-то сразу напрягся и поскучнел. «А ты? Здесь живешь?». «Я? Нет, я из Эстонии… Но живу в Лондоне!». После этого диалога все внимательно посмотрели друг на друга и поспешили разойтись. Фестиваль все-таки. Хотя  фраза типа: «Парень, ты действительно сел не в тот трамвай» так и просилась на язык. А может быть это и правда всего лишь был прикид для фетиш-пати?

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Что было: Gothika (бо)

                  Militant Cheerleaders On The Move (4,0)

                  Miss Construction (2,5)

                  Spetsnaz (4,0)

                  Nachtmahr (2,0)

                  Absolute Body Control (5,0)

                  Die Krupps (5,0 3,0)

К последнему дню WGT внутреннее состояние было странным. С одной стороны, стала ощущаться вполне оправданная эмоциональная усталость и пресыщенность, а с другой привычка постоянно куда-то спешить и часами отслушивать все новых и новых исполнителей укоренилась настолько глубоко, что становилось досадно и грустно от того что совсем скоро придется вернуться к повседневной рутине и наушникам с iPod.

Вся программа интересующих нас мероприятий ограничивалась исключительно купольным Kohlarbizirkus, Аgra в этот день была отдана на растерзание совершенно невыносимым фолковым волынщикам типа Corus Corax и Saltatio Mortiis. Бородатых и лохматых фэнов в юбках этого уморительного музыкального направления было как никогда много на улицах Лейпцига, они громыхали своими деревянными мечами и не спеша шествовали в сторону главной площадки фестиваля. Наш же путь лежал в другом направлении.

Пока мы гуляли и заправлялись пивом, время прошло незаметно, и внутрь мы попали когда японский коллектив с популистским названием Gothika уже заканчивал свое выступление. Мне хотелось бы более пристально ознакомиться с музицировнием этой группы, так как уже относительно скоро они отправятся в большое турне по России вместе с Das Ich, и вероятность концерта всей этой бригады у нас Волгограде сейчас равна почти 100%. Ну и было бы неплохо оценить их в деле. Двух песен для построения далеко идущих выводов, конечно, явно не достаточно, но тем не менее фрагментарное представление о том чего нам следует ожидать от этих японцев я получил. Дует Gothika (комбинация «он –она») играет нечто из серии «обо всем и ни о чем», присутствует и электронный бит и непременная «плачущая» готическая гитара, и даже какие-то мелодии. Азиатским группам всегда была свойственна эклектичность – не секрет. Используют они и яркий сценический мейк-ап (да так, что не понятна становится их расовая идентификация), поэтому я думаю что у нашей публики успех они снискать могут. К тому же, все японское сейчас в моде…Повесив на представителей страны большеглазых развратных рисованных девочек избитый ярлык «электро-готика» поспешу продолжить свое повествование о четвертом фестивальном дне.

Попробуйте выговорить и запомнить название шведского old school ebm дуэта Militant Cheerleaders On The Move – они того стоят. Может быть, название действительно не очень причесанное и легко усвояемое, но вот с музыкой ребята постарались. Я уже достаточно давно познакомился с материалом их дебютного альбома «Stricke One», одобрил добротный олд-скул M.C.O.T.M. и взял эту группу «на карандаш», но в своим live-перформансом они меня по-настоящему удивили. Высоченный вокалист в белых джинсах с бас-гитарой наперевес меньше всего напоминал участника ebm-формации, скорее фронтмена какой-нибудь инди-роковой команды. Пел он отрывисто и четко, свято блюдя заветы предков из 80ых. Но эта бас-гитара, звучание которой красной нитью проходило через все песни дуета стала главной находкой и отличительной чертой Militant Cheerleaders On The Move! Я уже настолько привык к годами сложившейся и привычной сценической форме подачи «бади – мьюзик», что даже несколько оторопел от такого радикализма шведов, начхавших на милитари-шмотки, ботинки на высокой шнуровке и выбритые виски. Кроме того, с чисто музыкальной точки зрения M.C.O.T.M. показались мне интереснее многих своих коллег по цеху, может быть не дотягивая до звания лидеров, но исполняющих такой крепкий и уверенный old school ebm, что стыдно им за за него точно не станет. Забавный момент – в процессе шоу вокалист грифом гитары дважды сбивал свою микрофонную стойку, и после каждого такого инцидента ему приходилось пользоваться микрофоном, который находился у клавишника. В то время как техники нарочито медленно и неохотно реанимировали основной инструмент работы фронтмена…

«Знай врага своего в лицо» - истина не из новых. Нет, я разумеется не могу назвать Криса Поля (Terminal Choice, Blutengel, Тumor) своим врагом, просто очень плохо и даже нетерпимо отношусь к его музыкальным звукоизвержениям, причем не важно в рамках какого проекта он их вытворяет. Более бесталанного, пафосного, и при этом циничного и хитрого человека шварц-сцена еще не знала, и надеюсь, никогда не узнает. Чутко реагируя на малейший тренд внутри тусовки, этот господин немедленно и беззастенчиво создает свою, более простую и адаптированную под непритязательное ухо рядового слушателя версию популярного нынче продукта. Таким вот образом и плодятся его многчисленные пустопорожние проекты. Пишу я все это потому, что следующей формацией которая вышла на сцену после M.C.O.T.M. стал абсолютно неизвестный для нас на тот момент состав под названием Miss Construction. Мы знали что эти новички сходу выпускают свой дебютник на Out Of Line, а это, знаете ли, сейчас не многим дано. Три человека с густым белым гримом на лицах и длинными косыми черными челками представили на потеху почтеннейшей публике игрушечно-упрощенный вариант TBM а-ля Combichrist, не лишенный хитового потенциала, но абсолютно рафинированный и неживой. Казалось вся эта разухабистая музыка создана вообще без участия человека, а просто некой абстрактной компьютерной программой по готовым лекалам, в которую загодя были внесены все необходимые и популярные клише нынешнего коммерческого евм. Прямой бит сокрушал, мелодии родом из мерзостного евродэнса 90ых пронзали мозг. Вокалист надрывно и уныло орал.  Долго выносить это было невозможно, поэтому мы ушли подальше присесть на пятую точку и отдохнуть. И только после фестиваля, уже на родине, я узнал что за проектом Мiss Construction скрывается не кто иной как мой давний раздражитель Крис Поль! Каюсь, не признал. Больно хорошо нынче маскируется «Дитер Болен» готик-сцены, а то бы я еше на WGT обрушил на него шквал непримиримой критики. В топку его.

После всесокрушающего по своей пустоте сета Miss Construction выигрышно на сцене смогли бы смотреться многие, ну а Spetsnaz выглядели вовсе виртуозами и заслуженными членами Союза Композиторов. Непререкаемые лидеры современного олд-скула, группа которая вернула веру людей в четкий и бескомпромиссный бит, политизированные тексты и абразивный вокал сейчас уверенно чувствует себя на Олимпе «бади», позволяя себе даже пускаться в рискованные стилевые эксперименты, такие как на последнем альбоме «Deadpan». Каким образом происходят концерты Spetsnaz я хорошо представлял по материалу разнообразных DVD, что было одновременно и хорошо и плохо, так как шоу шведов на WGT стало точной копией того, что уже не раз было отсмотрено мною на каких-нибудь компиляциях типа «Into The Darkness». Мне очень нравится манера вокализировать у Понтуса Сталберга, такой голос идеально ложится на музыку Spetsnaz, ну а его умение теннисным мячиком неутомимо скакать по сцене вообще достойно всяческого поощрения и уважения. Статично барабанящий высокий блондин Стефан (тот самый, что «врывался» под Menticide) дополнял собой сценический перформанс неистовых шведов. Однако, положа руку на сердце, я ожидал все-таки немного большего от Spetsnaz, не знаю уж почему. Может быть, принимая во внимание «топовый» статус группы я ждал от них какого-то сметающего с ног. ураганного шоу, а в итоге стал свидетелем просто очень хорошего и качественного концерта. Если бы какая-нибудь молодая или менее известная группа выдала выступление такого уровня то я был бы весьма впечатлен, но со Spetsnaz спрос особый. Поэтому твердая «четверка», не более. И мой условный приз за «лучший концерт в жанре old school ebm на WGT» достается все-таки Steinkind. Spetsnaz же, еще раз повторю, вовсе не разочаровали, просто у меня существует уверенность в том что я  когда-нибудь в недалеком будущем стану свидетелем еще более убийственного и мощного шоу Spetsnaz, и вот тогда пропою им дифирамбы по полной программе.

Я, кстати, до сих пор не понял из каких соображений исходили организаторы, поставив выступление заслуженных Spetsnaz перед дебютантами Nachtmahr, обратная рокировка в данном случае представлялась более логичной. Что, у Томаса Райнера из L'Ame Immortelle настолько «крутые яйца» ? Да, пресловутый Nachtmahr является детищем этого талантливого австрийского очкарика, сгустком его творческих потуг, которые никак не хотят умещаться в привычный формат L'Ame Immortelle. А ведь по поводу талантливости и качества последних работ LAM можно дискутировать очень серьезно, причем я бы явно занял оппозиционную позицию по отношению к австрийским готам в данном споре. Если раньше они являлись для меня чуть ли не единственной именно готической группой, которая вызывала неподдельный интерес, то за последние несколько лет LAI с обескураживающей легкостью умудрились полностью испортить свою репутацию. «Золотых яиц» как раз не стало, остались только «крутые»…Исходя из вышеописанных соображений, ничего выдающегося и захватывающего от сольного концерта Райнера я не ожидал, с материалом дебютного Е.Р. был заблаговременно ознакомлен, и музыкой представленной на нем далеко не очарован. Очередная реинкарнация Siechtum (еще более древний проект Райнера), на сей раз с набившим уже оскомину комбикрайстовским лицом.

И вот именно все это и было представлено на концерте Nachtmahr на WGT. Но! Мы никак с Сашей не могли предположить что романтический гот Томас выберет ИМЕННО ТАКУЮ визуальную реализацию своего шоу! Нет, мы все конечно знаем о бравой группе Feindflug и об их нахальном паразитировании на эстетике Второй Мировой войны, которое сначала выглядело элементом стиля и несло концептуальную нагрузку, а затем превратилось в обусловленную коммерческим успехом самоцель и бесконечный самоплагиат. Но даже эти летчики-пилоты не позволяли себе подобного. У Райнера же на сцене были установлены манекены в стилизованной под униформу СС амуниции, и на огромном экране в течении всего выступления транслировалась кинохроника 40-ых годов, преимущественно немецкая, которая лишь иногда разбавлялась фрагментами старых черно-белых мультфильмов. Я не ханжа и не сноб, но танцевать и «врываться» под совершенно прямолинейную, тупо агрессивную музыку на фоне кадров разрушающихся зданий, плачущих детей и умирающих солдат считаю попросту неуместным и безнравственным. Поймите меня правильно, я люблю и ценю элементы провокации в искусстве, у тех же Laibach многие спорные вещи выглядят зачастую убедительно и органично, но всегда нужно руководствоваться все-таки чувством меры. И хорошим вкусом. Так вот, я считаю что обоим пунктам Райнер полностью облажался. Я уж не говорю о том, что даже без этого неумелого и возмутительного использования архивных киноматериалов, изрядно растолстевший и нелепо не по сезону наряженный в теплую армейскую куртку австриец настолько неубедительно и потешно изображал из себя «разбушевавшегося Ла-Плегу» что оставалось только за голову хвататься. У Miss Consrtuction хотя бы было подобие запоминающихся мелодий. У Nachtmahr не было ничего. «Райнер совсем еб….ся» - сказал мне после после концерта Саша. Полностью поддерживаю.

Ну а дальше на сцену выкатили огромную «бочку меда». Да такую здоровенную, что я и не рассчитывал! Объяснять кто такой Дирк Ивенс мне совсем не нужно (я уверен что и вам тоже), творческое наследие Dive и Klinik таково, что нам всем остается только снять шляпу и встать по стойке «смирно». Всегда я восхищался Дирком и как фронтменом. Однако в основном мое знакомство с музыкой этого культового бельгийца ограничивалось Dive, хотя о том факте что у него существовало и существует до сих пор еще уйма проектов, пусть и разовых, мне тоже было известно. Absolute Body Control – один из них, и был сформирован еще далеко в «бородатых» восьмидесятых совместно с человеком, вклад которого в становление современной индустриальной сцены также весьма значителен. Речь идет об Эрике Ван Вондерхеме (Insekt, Monolith). Чем занимается эта парочка в своих основных группах секретом давно не является, но вот с продуктом их совместного творчества мне ознакомиться до сих пор не удавалось. Тино из Amnistia рассказал о том, что вышедший недавно новый полноформатник Absolute Body Control который называется «Wind Rewind» представляет собой компиляцию заново перезаписанных старых вещей дуэта, которые выходили ранее в основном в виде разнообразных синглов и епишек, а звучание проекта охаректеризовал как «poppy Klinik оr Dive».

  Мы с нетерпением ожидали выхода Дирка и Эрика на сцену, а потому заблаговременно постарались проникнуть в первые ряды зрителей, где и заняли удобную позицию. С первых же нот раздавшегося холодного, сухого и хрустящего электронного саунда я понял – это мое.

Тино был прав, внешне выступление ABC напоминало классическое шоу Dive, только с более прямым, иногда прямо-таки ретро электро-поповым битом и математически выверенными мелодиями. В хорошем смысле этого слова «бездушность» музыки, чем-то перекликающаяся по атмосфере с Kraftwerk и особенно с Covenant, действовала завораживающе и гипнотически. Ивенс c оточенной годами музицирования в Dive характерной вокальной техникой был как всегда узнаваем и неповторим, ну и конечно же периодически пускался в свой фирменный «ломаный» кибер-танец. Ближе к концу сета я начал пятиться назад, к торговым точкам с дисками и мерчем, дабы немедленно приобрести CD Absolute Body Control, опасаясь того что после концерта мне, чего доброго, он просто не достанется. Бальзамом на мои уши в стенах Kohlarbizirkus после засилия коммерческого и утомительного современного хард-электро стала умная, взрослая и обладающая притягательным магнитизмом музыка бельгийских ветеранов. С проектом Absolute Body Control у Дирка Ивенса появилась возможность быть услышанным у значительно более широких слоев электрофриков, многие из которых ранее чурались излишне, по их мнению, сложной и замороченной музыки Dive. Одно из лучших выступлений фестиваля и главное открытие для меня – однозначно.

Ну и вот и пришло время последнего концерта для нас на WGT 2008. Честь закрывать четвертый фестивальный день выпала коллективу который достоин и не таких почестей – легендарные Die Krupps готовились выйти на сцену. Эх, каким же фэном этой группы я был несколько лет назад! Благодаря тому что Die Krupps в самом начале девяностых очень своевременно и удачно привнесли в свое  электронное звучание позаимствованные их метал-музыки гитары и выпустили альбом каверов на Metallica, они вышли на новый виток популярности, в том числе и у нас в стране. По-сути, их известность у нас была боьше чем у всех евм-групп первой волны, вместе взятых. Более того, первый приобретенный CD в моей жизни был альбомом Die Krupps «Odyssey Of The Mind»(он и поныне стоит дома на полке). Если бы в те времена я попал на концерт этих недостижимых тогда пионеров индастриала, последствия могли быть самыми непредсказуемыми, вплоть до щенячего восторга и неконтролируемых прыжков до потолка. Увы, сейчас почему-то все было иначе. Но это касается только моего личного эмоционального восприятия.

Я вообще пребываю в некоторой задумчивости относительно того, в каком ключе мне отозваться о концерте Die Krupps на WGT. Потому что с точки зрения голых фактов (а они вещь упрямая) шоу немцев было чуть ли не безупречным. Прозвучали все значимые хиты группы (с «To The Hilt» и «Fatherland» на закуску), сами музыканты пребывали в отличной форме, а скорости перемещения Юргена Энглера по сцене может позавидовать профессиональный спринтер. Плотная и упругая стена звука, не последнюю роль в формировании которой сыграли барабанщик и два гитариста, сражала наповал. Вообще все музыканты действовали слажено и в унисон, словно ладно пригнанные друг к другу части неутомимого и мощного механизма. Публика безумствовала и нещадно сэмила, все участники действа, и зрители и музыканты, получали искреннее удовольствие от встречи друг с другом. Но…Меня все это совсем не трогало. Даже злость брала, ей-Богу! Я не понимал, почему это профессиональное, драйвовое и безупречно скроенное выступление оставляет меня практически равнодушным, а глаза постоянно падают на стрелки часов, терпеливо ожидая окончания концерта. Вероятно, сказалась усталость, а может быть сыграло свою роль навязчивое доминирование гитары на протяжении всего шоу, а я с каждым годом все тяжелее и тяжелее воспринимаю гитарную музыку – уж не обессудте. К тому же, лидер-гитарист Die Krupps со своим внешним видом, да и героическими позами тоже, казался прикомандированным к группе откуда-то из Nine Inch Nails или того хуже, Bon Jovi. А я всю эту американщину на дух не переношу. Но наиболее вероятно то, что для меня время подобной музыки безвозвратно прошло, и казавшимся когда-то актуальным и волнующим кроссоверный «замес» из электро-индастриала и металл-музыки не вызывает ничего кроме скуки и умеренной ностальгии.

В последний раз добираемся до гостиницы на такси, теперь это можно уже себе свободно позволить. WGT 2008 завершен, но грусти и каких-то негативных переживаний по этому поводу ни у кого нет. Зато ощущение завершенности и полного удовлетворения от с пользой проведенного времени явно присутствует. Мы получили то что хотели, увидели то, о чем так много слышали и читали, а главное почувствовали себя сопричастными к потрясающей атмосфере «расслабленного единения» которая все четыре дня царила на фестивале. А это ощущение передать, да и описать словами сложно, потому как генерируется оно только непосредственно на месте и по линиям электронной связи не передается.

 

OUTRO

 

На следующее утро на всех трамвайных остановках города появилась бегущая электронная строка: «Googbye Wave Gothik Treffen 2008 !», а сами трамваи до полудня все также совершенно бесплатно продолжали возить обладателей синих браслетов – всем же нужно на вокзал. Я так и не понял, как все этой массе готов удалось так быстро и незаметно покинуть Лейпциг, на вокзале не было никакой толкотни и суеты, только деловито снующие тут и там представители готического движения неторопливо везли за собой безразмерные сумки и рюкзаки с палатками.

Нас ждало путешествие в Берлин, а мне предстояло затем окольными путями через Бельгию побывать еще и в Амстердаме, но это уже совсем другая история. Все равно самым ярким впечатлением от зарубежного вояжа 2008 года для меня стал, конечно же, Wave Gothic  Treffen. По другому и быть не могло.

Хотелось бы еще отметить следующее. Традиции, культура восприятия и массовость шварц-сцены в Европе не идет ни в какое сравнение с местными реалиями, скажем так, в абсолютных цифрах, но несмотря на это наличие общих тенденции и закономерностей уловить также не составляет труда. Там тоже сцена идет по пути трафаретного упрощения музыкальной составляющей, которая приноситься в жертву поверхностной визуализации, позерству и фетишу. Существуют четко выраженные и неумолимые тренды, лишь следуя за которыми возможно привлечь к себе внимание мейнстримовой готической аудитории (а таковая, без сомнения, имеется). Ведь мы с Сашей посещали вполне определенные, и далеко не самые массовые концерты, в то время как большая часть народа постоянно тусовалась именно в Agra, где и выступали основные (с точки зрения зрительского интереса) группы фестиваля. Там действительно было яблоку не где упасть, в то время как мы уже чуть ли не в лицо помнили многих людей из тех которые перемещались с нами между Werk2, Lagerhof и Kohlarbizirkus. Но вся «фишка» как раз в этих самых «абсолютных цифрах» и есть. Ведь там при наличии 10 000 человек на Blutengel или Unheilig всегда неизменно найдется и тысяча-другая на Portion Control и 32 Crash ( и еще несколько сотен на Steinkind останется), что позволяет этим группам и их аудиториям существовать параллельно, а промоутерам одновременно заниматься и теми и другими. У нас же возможно собрать минимально приемлемое количество публики на Diary Of Dreams и Das Ich (скажем, 400 человек), а вот на менее известные, но зачастую в музыкальном плане даже более интересные проекты людей наберется человек 100 максимум. Пропорции те же, но вот цифры разные. Поэтому наши промоутеры зажаты нехитрым выбором из горстки действительно популярных в России команд со шварц-сцены и вынуждены раз за разом бегать по кругу. Или пускаться в откровенные авантюры (в этом аспекте я конкурентов Razgrom Music вообще не вижу. Ха-ха.) 

И еще. Даже начав писать беглый (как мне сначала показалось) отчет о фестивале я неожиданно настрочил такое невероятное количество текста, при этом постоянно себя одергивая и выкидывая из повествования множество других эпизодов, что к концу работы всю эту затею уже чуть ли не проклял. Больше не подпишусь на подобное, все-таки на лавры Льва Толстого я никогда не претендовал. Спасибо тем кто смог дочитать этот эпос до конца…           

 

11/05/08, Германия, Лейпциг

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Андрей
28.04.2009, 09:34
Спасибо за интересное повествование. Для себя извлёк полезного.

Создание сайта — MechanicalFrog