28th WAVE GOTIK TREFFEN 2019

 WGT 2019

 
Ну что, кто-то ещё сможет осилить очередной (уточняю: двенадцатый!) репортаж с WGT? И вновь привычная мантра: отчеты с концертов и мероприятий уже давно умерли как жанр (хочешь знать, как было - You Tube тебе в помощь), а циркуляция артистов-событий-фэнбазы на дарк-сцене настолько ничтожна, что в рамках этого локального междусобойчика всем про все давным-давно известно. По крайней мере, в ее русскоязычном «подразделении»... А поскольку писать приходиться как раз на нем, родимом, то ощущение слабеющего крика в звенящую пустоту преследует всякий раз, когда нужно садиться за каждый следующий репортаж и, со скрежетом зубовным, заставлять себя отрабатывать проклятую фестивальную аккредитацию. И если бы не обязательства перед промоутерами и желание хотя бы на уровне не ниже удовлетворительного удерживать качество текста (да и получается ли это?), то давно бы, честно говоря, следовало ограничился формальными отписками в пять абзацев и со спокойной душой ехать на фестиваль на следующий год, все с той же ощутимой экономией в 150 евро. До пяти абзацев, впрочем, ещё путь долгий - но, кажется, необратимый.
 
Путешествие началось обескураживающе: с трудом поместив объемный чемодан в чрева автобуса Волгоград – Москва, обнаруживаю на своём плече чью-то тяжелую длань. Старший прапорщик полиции, однако. «Гражданин, предъявите документы!». А ведь никогда и никто не требовал от меня паспорта на городских просторах! Данная сентенция, однако же, не произвела ни малейшего впечатления на представителя закона, который в ответ неспешно произнес: «Я у вас не только сейчас документы проверю, а ещё на пять тысяч рублей оштрафую и из автобуса высажу». Вот как... Вероятно, дело в том, что я, после обязательного досмотра на проходной, отправился прямиком через проезжую часть к автобусу, а не стал его тащить ещё и через двери на перроне. Да, так и есть. ОК, дисциплинарный проступок налицо, и дальше последовала пятиминутка унижения от Razgrom Music, ибо как общаться в таких ситуациях с прапорщиками я отлично усвоил ещё курсантом в в/ч 30652. Триптих «виноват - дурак - исправлюсь» незаменим, а последнее, что рекомендуется делать в подобной ситуации, так это гордыбачить (хотя полицейский, вероятно, был бы совсем не против подобного сценария – тогда бы и повод появился для более жёстких мер). Дальше и вовсе началась армейская классика: сейчас мы станем оформлять протокол, а весь автобус будет тебя ждать, будешь покупать билет второй раз, и тому подобные немудреные, но часто эффективные методы психологического воздействия. Пассажиры, однако, заволновалось и явно стали занимать мою сторону - таким образом, наметились предпосылки к протестной акции и дестабилизации обстановки. После слов «Ну, хотите, я вам из Германии магнитик привезу?!», прапорщик веско добавил «А это уже взятка должностному лицу!», но тут же вернул паспорт. Пассажиры зааплодировали. Кто ещё скажет что-то плохое об отечественной полиции?
 
Тем не менее, общее настроение было несколько подпорчено, и большую часть пути пришлось угрюмо пялиться на экран айпэда, где ещё более угрюмые персонажи сериала «Чернобыль» задумчиво разглядывали остатки графитовых стержней. Отличные пресеты для оптимального настроения перед WGT - чай, едем-то не на регги-фестиваль. 
Как и любой театр, начинающейся с вешалки, WGT обычно начинается с того самолета, в котором оказывается твоё смиренно ожидающее перелёта тело. А поскольку прямому рейсу Москва - Лейпциг суждено было остаться в расписании «Победы» и в этом году, то уже на борту ВС оказалось множество знакомых лиц и тяжелый привкус графитовых стрежней на языке все-таки стал медленно рассасываться, уступая своё место ощущению грядущего праздника. Эй, это все ещё рок-н-ролл - к чему грустить?
 
В Лейпциге же все без изменений - на улицах тишина и пастораль, и только на моей Айзенбанштрассе праздношатающиеся арабы с турками, распивающая алкоголь местная поганая молодежь и восточные мотивы из кафе «Пабло Эскобар». На одной из стен старательно выведено по-русски: «Как же это ох..нно!». И ведь не поспоришь...
 
Поскольку до начала фестиваля оставалось ещё два дня, то именно их и решаю посвятить решению разнообразных насущных вопросов и дружеско-деловым встречам - в первую очередь, конечно, сгонять на Poponaut. В этот раз в офисе был один Хайко, ибо Себастиан укатил отдыхать на Мальорку (говорите, физические носители не продаются :)?), что, впрочем, не помешало опять провести там пару часов. Нагруженный коробками с дисками, возвращаюсь в место постоянной дислокации, а остаток дня провожу в тиши и благодати Sudfriedhof, одного из самых знаменитых и живописных кладбищ Германии, бесцельно слоняясь между могил с бутылкой вишневого пива. «Готика - она же должна быть в душе! (с ударением на второй слог) - говаривал классик.  
Обожаю склепы. Обожаю чугунное литьё. 
 
ДЕНЬ 0

RUE OBERKAMPF
NOW WASH YOUR HANDS
NORDARR!
STATIQBLOOM
SPARK!
DIVE
(А еще ESPECTRA NEGRA, KOMMANDO, IN SLAUGTHER NATIVES)
 
«Нулевой» фестивальный день часто получается более интересным и насыщенным чем многие регулярные - и WGT 2019 тут не стал исключением. Внутренне подготавливаясь к длинному и физически нелегкому вечеру (кто бывал в Felsenkeller, тот знает, в какую баню превращается это заведение часам эдак к десяти), доедаю донер перед центральным входом Agra под испытующим взором одного из секьюрити, дежурящего возле касс. Какого хрена он так на меня смотрит? Снова 5000 руб штрафа и тому подобное?
Наконец, он отделяется от своего боевого поста и вопрошает на языке Пушкина и Суворова: «Огоньку не найдётся?». Брат, я не курю, но почем ты знаешь, что я - русский? Про собственную же майку с надписью славянской вязью «Я - Грустный», как-то и сам позабыл, а люди читать то умеют... В итоге проболтали с этим парнем из Тюмени больше часа (не буду называть имя – все-таки, человек при исполнении), да и во все последующие фестивальные дни, когда приходилось бывать на территории Agra, лясы с ним точили, на бетонном бордюрчике сидючи... Велосипед оставить, опять-таки, было под чьим надзором :). А ещё у него бабушка оказалось из Сарепты - а это, на минуточку, тот самый Красноармейский район Волгограда, где я сейчас и проживаю. Шарик маленький и круглый... 
 
Уже перед Felsenkeller встречаюсь с Тино и Штефаном из AMNISTIA (ещё один фестивальный ритуал), но долго общаться было некогда, ибо первая из выступающих сегодня групп уже вышла на сцену.
 
Французский проект RUE OBERKAMPF, возможно, более подошёл бы для дарк-хипстерских локаций вроде Stadtbad, ибо играет моднявый cold wave & minimal-electro, правда, делает это гораздо более энергичнее многих прочих, оттого и звучит порой с уклоном в лайт-EBM. Фронтвумен же с выражением распевала песенки на французском - отчего то, женское пение на этом языке всегда вызывает состояние трогательного умиления и желание обнять и простить. Со мной что-то не так?
 
Зато такого желания точно не появляется при прослушивании и просматривании выступления anhalt-EBM формации NORDARR!, и даже напротив: нечто дремучее и не вполне безобидное может шевельнуться в душе человека русского (даже если он не в меру грустен) при виде всех этих видеопроекций с марширующими солдатами и бодро вышагивающих же на сцене тевтонских камерадов, что-то агрессивно ревущих на немецком... Нет, понятно, что все это сугубо антивоенно, антимилитарстски и по канонам жанра, но у человека несведущего в подобных нюансах, могут появится разнообразные вопросы и ненужные ассоциации. Словом, веселое выступление для поклонников стиля. Но я бы, скажем, таких орлов букить на концерты поостерегся. Как-то не по-сталинградски получилось бы...
 
Параллельно с выступлениями в главном зале, шли концерты в зале малом, куда тоже время от времени приходилось заглядывать. Обычно тут «правят балом» (хорошее же словосочетание?) различные нойз-экспериментальные проекты, но в этот раз было и одно исключение в виде дядечки из Великобритании под названием NOW WASH YOUR HANDS. Он был словно немного не в себе, одетый в некий комбинезон и шапочку, которые, судя по всему, должны были придавать ему вид работника прачечной. Репертуар – соответствующий. Чувак поминутно восклицал «Сlean your soul! Wash your hands! Wash yourself!» и постоянно брызгал, сволочь такая, в зал дешевым дезодорантом, отчего потом от меня несло так, будто я выкупался в освежителе воздуха для туалетов. Сопровождалось действо гудящим нойзом и детскими мультиками на экране. Когда я готов уже был покинуть зал, нойз неожиданно сменился... вполне себе приличным minimal synth-pop, а работник прачечной продемонстрировал недурственные вокальные способности, а-ля малахольный Марк Алмонд. Подобный поворот событий интриговал и заставил остаться до конца сета. Который завершился диким фортелем: начав раздеваться ещё в середине выступления, мужик решил не останавливаться и сначала остался в одних трусах, а потом и без оных, после чего покинул сцену под долгие и продолжительные аплодисменты. «Капиталисты...» - мрачно думал я, возвращаясь в большой зал. Их нравы!
 
На главной сцене уже вовсю надрывались американцы STATIQBLOOM, сет которых ожидался с умеренным любопытством, ибо проект выступает в Европе крайне редко, но уже получил неплохую прессу и статус новой надежды аутентичного электро-индастриала. Ну что тут сказать? Действительно: вполне аутентично, зло, агрессивно и без малейших компромиссов с коммерческим саундом. Да только так ли это здорово? Фронтмен и идейный лидер проекта Faide Kainer ранее был задействован в различных метал-формациях и отпечаток его бурного прошлого довлеет надо всей концепцией сценического шоу STATIQBLOOM. Казалось, что парень просто ошибся дверью и ему место где-то на Waken Open Air, среди таких же патлатых и татуированных молодцев в кожаных штанах. В плане музыки же имеем нечто громыхающе-кашеобразное, пытающееся быть SKINNY PUPPY, но не могущее быть ими. Хотя многим выступление этих американцев очень понравилось - дескать, искренне и с душой. Но я для такой музыки уже слишком стар. Да и был ли хоть когда-то для неё достаточно молод?
 
К началу выступления со-хедлайнеров вечера, шведской EBM-группы SPARK!, зал Felsenkeller превратился в ту самую сауну, к которой мы все внутреннее готовились - но, как оказалось, во многом тщетно. Что там говорить: даже пожарная сигнализация срабатывала несколько раз! Щеголяющие раскрашенными физиономиями и цирковыми масками участники SPARK! генерируют весьма энергетически заряжённую и бодрую музыку, но было заметно, что даже для них было проблемой работать в таких условиях. С задачей, впрочем, они справились: их разухабистые бади-шлягеры всегда заставляют аудиторию топать ногами и благодарно одаривать группу бурными овациями - и этот раз не стал исключением. Популярность SPARK! окончательно перестала ограничиваться лишь территорией Скандинавии (хотя поют они все также на шведском) и вышла на интернациональный уровень, что незамедлительно сказалось на общем статусе группы. Теперь, пожалуй, уже окончательно можно констатировать, что SPARK! являются одним из самых узнаваемых, успешных и прогрессирующих проектов на современной EBM-сцене. Вот только выдержать нахождение в зале на их концерте смогли далеко не все: жарко ребята, жарко...
 
После умопомрачительного выступления мужика из прачечной заглядывать в малый зал было уже несколько боязно, но, насколько можно судить, остаток программы там прошёл в штатном режиме, где одни мрачные персонажи за клавишами методично сменяли других, само же музыкальное сопровождение оставалось (плюс-минус на небольшую погрешность) практически неизменным. Главными хедлайнерами там были IN SLAUGTHER NATIVES - имя, которое на слуху среди фэнов dark ambient/noise сцены. Они также гудели, шумели и злобно-патетично мелодекламировали в микрофон - более об их сете ничего сказать не могу за недостатком компетентности.
 
Уже четвёртый год подряд «дожить» до главных хелайнеров EBM-препати получается с ощутимым трудом, и наибольшая наполненность зала наблюдается где-то в районе 23:00, потом народ начинает медленно рассасываться. Вот и сейчас после удушливого сета SPARK! можно было более-менее комфортно расположиться у сцены и в который уже раз с удовольствием понаблюдать за бьющимся на ней в благородном экстазе Дирком Ивенсом, который со своим DIVE закрывал программу вечера. Тотальный минимализм и яростное клокотание стробоскопов неизменно сопровождают шоу DIVE, да и вообще, все концерты Дирка строятся по одному и тому же сценарию. Однако, удивительным образом, этот нехитрый план все также эффективно работает, как и десять, и двадцать лет назад. Может быть, во мне всего лишь говорит старый поклонник DIVE и THE KLINIK? Это возможно, однако зачастую даже люди весьма далекие от творчества этого ветерана индустриальной музыки, оказываются весьма впечатлены его концертными шоу. Такая очень индивидуальная штука - стоит один раз попробовать, дабы понять, это ваше или же нет. И если ваше - потом с этой «бельгийской иглы» не слезете уже никогда.
 
Выступления «нулевого» дня всегда заканчиваются далеко за полночь, что является определённой проблемой, ибо Felsenkeller расположен на отшибе, где трамваи перестают ходить рано, резко и бесповоротно. И который уже год одна и та же картина: чёрная толпа на остановке сначала терпеливо ожидает трамвая, который никогда не приходит (но обозначен в расписании), затем начинает дробиться на мелкие осколки и расползаться в разные стороны - кто пешим порядком, кто с помощью частного извоза. На остановке этой случайно разговорился с веселыми ребятами (это тоже обычное дело на WGT - все общаются со всеми), которые оказались шведами, и прямо из Стокгольма. Поскольку страна и город для меня не чужие, дальше нашлись и более предметные темы для общения - в общем, так с ними на такси и уехал. Один из них представился Питером и сообщил, что он тоже музыкант и даже группы у него некие имеются, о которых я, конечно же, не слышал. «А что за группы-то?» - спрашиваю из вежливости. «Там больше дарк-вейв всякий... ARCANA, SOPHIA...”. Обижаете, товарищ. Проекты ваши известны, любимы и уважаемы в России - особенно дамами (об этом говорит мне собственный же опыт), а штук пять-шесть «гравитаторовской» ARCANA я самолично продал за свою карьеру. Данное обстоятельство растрогало моего ночного попутчика донельзя и даже привело в некое возбуждённое состояние - дескать, вот он глобализм, великая сила музыки и дружба народов. 
В общем, шведы, как всегда, не подкачали. 
 
ДЕНЬ 1

PLEASURE SYMBOLS
VOID VISION
JUNGSTOTTER
EMPIRION
HANTE.
 
Первый фестивальный день получился захватывающим, но не слишком богатым на, собственно, музыкальные события - как обычно, организаторы расставили интересующие проекты по принципу «то пусто, то густо». Совсем пусто, конечно, на WGT не может быть по определению, но некоторую свободу манёвра эта пятница предоставляла, а потому решаю использовать ее на то, что давно собирался сделать, но все откладывал и мялся - а именно, на велопробег по Лейпцигу. Нужно ли говорить, что для велосипедистов в городе созданы все условия, а по степени их защиты и лелеяния этот класс горожан, похоже, даже превосходит автомобилистов? Знакомые немцы говорили, что в стране идёт планомерная компания под условным названием «все на велосипед!» - дескать, тем самым ты улучшаешь экологию, разгружаешь город, спасаешь душу и тд. У хозяйки моей квартиры имеется парочка байков, которые она всегда предлагала как бесплатный бонус, которым, наконец, и решаю воспользоваться. Велики то, мягко говоря, видавшие виды, да ещё и без рамы нормальной. Колёса спущены...Но меня уже не остановить: после нехитрого ТО, убываю навстречу приключениям и свежему ветру, притом отправлюсь в довольно надменном и самоуверенном настроении - ну как же, я двенадцатый раз в городе, коренной саксонец, сейчас только сориентируюсь на местности, и вперёд! Агра - она вот там! Однако, буквально минут через пятнадцать знакомые пейзажи сменились густорастущими зелёными насаждениями, крошечными дачными участками, местечковыми кладбищами и извилистыми дорогами. «Саксонцу» пришлось попотеть и разгадать не один квест по пути за фестивальной аккредитацией - однажды пришлось себя обнаружить в совершенно безлюдном эко-пространстве среди полей, вековых деревьев и неспешно колышущейся травы. «Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Саксонией, единственной зову…». Получаю смс от Хайко: «Алексей, я видел тебя на велосипеде из окна офиса! Круто!». Да - отлично! Только, епт, где я? 
 
Ладно, за полтора часа доехал, таки. Но обратно уже двигался тупо по трамвайным маршрутам, что позволило сэкономить кучу времени и демпфировать географический кретинизм. Однако, велоскитания сожрали-таки немало часов, из-за чего успеть на выступление CUBANATE в Westbad уже никак не получалось - хотя и очень хотелось. Поэтому просто выдвигаюсь на ближайшую площадку - в Stadtbad.
 
Где, как обычно, скопление дарк-хипстоты и прочих новоприбывших на сцену музыкальных проектов, некоторые из участников которых ещё не родились в то время, когда были изданы «Violator» и «Tyranny For You». Первой была заявлена группа PLEASURE SYMBOLS - это такой австралийский вариант LEBANON HANOVER, печальные девушки (и с ними один мужичок) распевают очень унылые и упаднические песни о бренности всего сущего. Фронтвумен, понятное дело, с бас-гитарой наперевес. Сами девушки, впрочем, довольно милые и отдельные песенки у них тоже ничего, но это был самый типичный сет coldwave группы, который только можно себе вообразить. Ругать не хочется - хвалить особенно не за что.
 
А вот выступление следующей девушки (да, «новая волна» дарк-музыки с гендерной точки зрения стремительно выравнивается - при нас такого не было) неожиданно порадовало. О проекте VOID VISION вскользь приходилось слышать и ранее, однако без всякой конкретики. Оказалась же, под этим брэндом скрывается американская фифа с несколько нелепыми прической и именем Shari Vari, которая, тем не менее, уверенно фигачит современный cold-techno / synth-wave в лучших традициях своих земляков BOY HARSHER. Музыка VOID VISION звучит изобретательно, жестко, в меру мелодично, а ещё очень грамотно с технической точки зрения, что весьма нехарактерно для «девчачьих» проектов. От сета этой Шуры-Вари удалось поучить вполне полноценное «индустриальное удовлетворение» - музыкальная шарманка VOID VISION явно настроена на правильную волну. Буду пристально следить за этим проектом дальше.
 
Затем программа предусматривала выступления AUTOMELODI и TEMPERS, однако оба этих коллектива уже приходилось видеть ранее на WGT, поэтому решаю просто прогуляться по фестивальным локациям. В голове всплывает рекомендация Алекса Юнга (фотограф Sonic Seducer) относительно некой группы под названием JUNGSTOTTER - вроде как, она чем-то хороша. Но вот чем?
 
JUNGSTOTTER эти выступали в Schauspielhaus, одной из немногих фестивальных точек, на которой никогда не приходилось бывать прежде за все годы поездок на фестиваль - почему бы не устранить, наконец, и этот пробел? В Schauspielhaus обычно подают весьма камерную музыку с претензией на элитарность, так что я был внутренне готов к тому, что придётся услышать и увидеть. Но разве можно быть вполне готовым к пафосному великолепию и красным ковровым дорожкам настоящего театра? В повседневной реальности Schauspielhaus является самым настоящим театром, с сидячими местами, расположенными амфитеатром и здоровенней люстрой под сводчатым потолком. Вся эта атмосфера действовала развращающе: в кресле хотелось устроится поудобнее, подпереть кулачком щеку и продремать остаток вечера, созерцая и внимая. Тем более, что JUNGSTOTTER оказались тем ещё снотворным - представьте себе строго юношу cо взглядом горящим, который низким баритоном пытается петь нечто невообразимо печальное и торжественное - словно он Фрэнк Синатра или Леонард Коэн какой. При этом на сцене была ещё целая толпа музыкантов, включая чувака с контрабасом - хотя официально JUNGSTOTTER это проект только одного человека, вот этого самого самоуверенного юноши. Потому что надо быть чрезвычайно наглой и амбициозной персоной, что бы в столь нежном возрасте замахиваться на исполнение вот такой музыки. Я потом навёл справки - оказалось, что этот проект из модной берлинской андеграундной тусовки и лейбл у него вполне соответствующий. Это же получается? Дарк-хипста-шансон? Вот уже до чего дожили.
 
Сразу после этого концерта Алекс выдвигался в Westbad, где в хедлайнерах были IN STRICT CONFIDENCE, к которым он все ещё испытывает тёплые чувства, и поскольку он был на машине, решаю отправиться туда вместе с ним. Хотя Westbad является моей самой нелюбимой площадкой на WGT, нахождение на которой всегда рождает внутренний дискомфорт. Неудобное расположение рядом с проезжей частью, узкий вход, лестница на второй этаж - все это вкупе рождает столпотворение и хаос. Или это просто мое брюзжание?
 
Как бы то ни было, а дотерпеть до сета ISC в стенах Westbad мне было не суждено. Единственным выступлением, которое удалось там посмотреть, стал стерильный и лаконичный перформанс EMPIRION - эдаких THE PRODIGY и THE CHEMICAL BROTHERS от индустриальной сцены. Некоторая интрига относительно этого британского acid techno проекта заключается ещё и в том, что он достаточно неожиданно оказался в ростере Dependent, и уже успел издать там «епишку» «I Am Electronic», а полноценный альбом анонсирован в самом ближайшем будущем. Однако, несмотря на то, что EMPIRION активны аж с 1993 года, в творческом багаже у них лишь один(!!) номерной альбом и потому вся эта шумиха вокруг проекта кажется несколько странной. Ну да, вполне себе грамотное и молотобойное индустриальное techno с примесью того самого big beat, который так котировался в девяностые. Визуально все тоже вполне ожидаемо - двое сильно немолодых дядечек сосредоточенно всматриваются в экраны лэптопов и периодически призывно вскидывают руки вверх. Видеоряд неплохой - что ещё? А ничего. Несколько первых треков воспринимались прямо-таки на ура, но чем дальше, тем становилось скучнее, а музыка казалось все предсказуемее и однообразнее. Плясать, почему-то, тоже не хотелось. Ничего дурного про EMPIRION не скажешь, просто их сет был как-то совсем «не в кассу», срикошетил куда то вверх и вбок. И стало мне скучно, и ждать ISC уже совсем не хотелось, а посему решаю вернутся обратно к хипстерам в Stadtbad. Там как-то повеселей, что ли.
 
Прибываю туда аккурат к началу сета HANTE., сольного проекта Hélène de Thoury из MINUIT MACHINE. Музыкально и стилистически оба проекта этой барышни, вроде бы, схожи (минималистичный и отстранённый электронный coldwave) но, признаться честно, симпатий к MINUIT MACHINE значительно больше: там тебе и душещипательный вокал напарницы, внятные мелодии и какие-никакие, но хиты. В рамках HANTE. Хелен пытается записывать более резкую, минорную и ещё более заупокойно звучащую музыку - в целом, получается тоже неплохо, свидетельством чему является неуклонный рост популярности ее соло-проекта и релиз нового альбома на Metropolis Records. Но, объективно, треки HANTE. воспринимаются значительно тяжелее, нежели песенки MINUIT MACHINE. То же самое относится и к сценическому шоу: кажется, промоутером не стоило отдавать статус главного хедлайнера вечера музыкальному проекту с одиноко стоящей за клавишами девушке в спортивной куртке. Это отлично бы работало в маленьком клубе, на большой же площадке смотрелось совершенно неуместно. Однако же, всем этим измышлениям грош цена, ибо народу на сет HANTE. набилось просто невероятное количество - так что организаторы, получается, все сделали правильно. Но находится в зале было крайне затруднительно, а тут ещё на одном пятачке одновременно собралось множество русскоговорящего люда - и разве можно предпочесть задушевному общению с соотечественниками толчею под упаднические ритмы французской мадмуазель? Всех поимённо не перечисляю - но передаю виртуальный привет. Кстати, мадмуазель от нас никуда не делась, и сама потом оказалась рядом с нашей мирно распивающей спиртные напитки группой в уже почти опустевшем Stadbad, где и была взята в оборот. В смысле, на предмет фото и прочего любезничания - не более.
 
ДЕНЬ 2
 
HAUJOBB
DK-ZERO
WELLE: ERDBALL
NITZER EBB
 
Утро субботы уходит на ежегодную встречу с Торни Готтбергом в лобби Penta Hotel, где промоутеры обычно селят музыкантов и прочих менеджеров-букеров. Разговаривали долго и на самые разнообразные темы, ну и дисками Progress Productions в очередной раз получилось разжиться. Кстати, хорошая новость для любителей ансамбля T.O.Y. (которых в нашей стране, кажется, больше чем где бы то не было) - действительно, новый альбом этого synth-pop проекта будет реализован на лейбле Торни, что сильно упростит его дистрибьюцию внутри России и поможет избежать той смехотворной ситуации, которая сопровождала издание предыдущего релиза «Pain Is Love» (все заинтересованные поймут, о чем речь). Ещё успеваю заскочить на вокзал и пополнить денежный запас своей немецкой сим-карты, где встречаю тех же самых ребят за прилавком, которые и продали мне ее год тому назад - какая тут стабильность рабочих мест! Мы вспомнили друг друга, и в какой-то момент, прямо посреди процесса перезагрузки телефона, один из них спрашивает: «Слушай, вот ты русский, а потому объясни мне, если не трудно, что значит «suka-bliat»? Постоянно слышу это от русских тут, в Лейпциге». Честно говоря, я сначала не понял, какие именно слова он имеет ввиду и попросил повторить более внятно и нараспев. Ну а потом, конечно, понял - и объяснил. В красках.
 
Весь день предстояло повести в стенах Agra, где сегодня намечался некий мини-фестиваль ветеранов электронной сцены, который предстояло открывать моим давним фаворитам HAUJOBB. Про концерты этого проекта Daniel Myer & Dejan Samarszic (а также примкнувшего к ним Manuel Richter) приходилось писать уже бесчисленное количество раз и, ей-богу, добавить что-то радикальное новое уже просто не получится. В своё время HAUJOBB стали одним из краеугольных камней в основании моих ещё только формирующихся музыкальных пристрастий (точнее даже - идеологии, как бы вычурно это не звучало), и до сих пор исправно находятся в самом центре данной конструкции. Много булыжников поизносилось, разрушилось от времени и просто повыпадало - а этот ничего, держится. Довольно специфический на вкус intelligence electro-industrial этого проекта не обязан нравиться всем, но даже скептики часто признают, что на концертных шоу HAUJOBB звучат весьма эффектно. Дэниел все ещё отличный фронтмен, а уже обширная дискография проекта позволяет насытить сет-лист именно теми треками, которые способны качественно работать на живых выступлениях. И песенное содержимое этого концерта было весьма интересно, зачастую не пересекаясь с материалом недавно изданного альбома «Alive» - в частности, была сыграна «Destroy» с альбома «Blendwerk». Исполнение оной было посвящено непростой личной жизни Дэниела Майера, который в этот раз был необычайно многословен и запальчив на сцене - впрочем, пускай об этом он расскажет или напишет сам, если захочет. Наше дело - музыку слушать и выводы делать. И вывод получается такой, что ансамбль HAUJOBB и по сей день является для меня одним из главных и системообразующих на дарк-сцене, концерты которого я готов посещать с усердием преданного фэна. И вот даже маечку себе прикупил.
На закуску было предложено исполнение «New World March» с гостевым участием вокалистки BLACK NAIL CABARET Эмке - вполне себе убедительная коллаборация получилась. Впрочем, ей не привыкать работать с Дэниелом, ведь именно Эмке в своё время исполнила все вокальные партии на альбоме ARCHITECT «Mine». 
 
Обычно организаторы WGT весьма логичны и профессиональны в построении концертной программы на каждой конкретной локации, но на этом фестивале пару раз ребята, что называется, дали петуха. Грешным делом, мелькнула мысль, что, возможно, под названием DK-ZERO скрывается некая очередная реинкарнация DIE KRUPPS (ведь был же уже DK.COM) - тем более, учитывая стилистическое направление этого вечера в Agra. Однако ж, нет: DK-ZERO это совершенно новый (и, как кажется, довольно искусственный) проект из Штатов, в состав которого входят некто D-Punk (участник стим-панк группы ABNEY PARK) и фетиш-модель Kato. Музыку группа играет шумную, наивную и бессовестно коммерческую, где незамысловатый электронный бит соседствует с рэп-речетативами и ню-металлом. Какая то совсем уж подростковая тема - честно говоря, даже несколько неуютно было находится на концерте, будто дверью ошибся. С целью усиления впечатления и для придания дополнительного веса происходящему, вместе с этой парочкой на сцене оказался фронтмен AGONOIZE Chris L. – ну вообще красота! Впрочем, было одно обстоятельство, которое на краткое время заставило с любопытством наблюдать за шоу DK-ZERO - а именно, выдающаяся пятая точка вокалистки, которая явно была взращена с применением всех передовых соответствующих технологий. Бытие фетиш-модели требует жертв - при более внимательном рассмотрении стало заметно, что барышня кроит себя смело и, в общем, умело. От первоначальной версии, кажется, уже мало что осталось.
 
Самым же многолюдным и снискавшим горячее признание широких народных масс на нынешнем фестивале (по субъективной оценке, разумеется) оказалось шоу WELLE: ERBALL - ещё одних эпигонов и пропагандистов типичной музыкальной «германской идеи». Их концерты предсказуемы на 105%, а все элементы работают с точностью часового механизма и настойчивостью муравья, тянущего дохлую муху в муравейник. При этом неизменно получается весьма нескучно, энергично и смотрибельно. Ну умеют они развлекать публику - что тут поделаешь. При этом, состав WELLE: ERDBALL изменился самым радикальным образом – по сути, это теперь лишь один Honey в окружении ноунеймов (была некая Miss Moonlight – остальных не помню, как по батюшке) - но на качестве выступления группы это не сказалось ни на йоту. Даже более того: показалось, что очередная ротация кадров в женской составляющей группы только пошла ей на пользу, ибо новые дамы с куда большем рвением лупят по электронным барабанам и вообще с оптимизмом необычайным реагируют на все происходящее. Ещё голодные - не наелись. А вообще, абсолютное большинство аудитории, думаю, и вовсе не заметили всех этих перемен, ибо идентифицировать кого бы то ни было под солнцезащитными очками и унифицированной ретро-экипировкой не так уж и просто. Да и зачем? Почти все элементы W:E легко заменяемы и имеют определённый срок службы - как и в любом конструктивно продуманном механизме. Хотя в самом конце выступления, под аплодисменты Honey, на сцену поднялся ALF - похоже, дело не каких-то внутренних конфликтах, а в физической форме и медицинских показателях последнего.
 
А ещё WELLE: ERBALL являются одной из тех немногих групп, которые бессовестно комплектуют сет-листы исключительно хитами и прочими плясовыми номерами - никаких тебе баллад и прочей экспериментальной мути, только лихое немецкоязычное minimal electro: «Starfighter F-104», «Arbeit Adelt», «Monoton Und Minimal», «Der Telegraph» и тд. Летающие воздушные шары и швыряние бумажными самолетиками прилагается по умолчанию.
 
Настало время для главных хедлайнеров вечера, легендарных NITZER EBB - пионеров пролетарского EBM и важного игрока в звёздной команде Mute Records восьмидесятых годов прошлого века. Отсюда и дружба с музыкантами DEPECHE MODE, и неоднократные совместные туры со кумирами миллионов. 
Но сами NITZER EBB никогда музыки для масс не играли и были кумирами лишь для ограниченного круга фэнов industrial и hard electronics, поэтому аршинные буквы при упоминании названия группы возможны лишь на афишах фестивалей вроде Amphi или WGT. Сами Дуглас Маккарти и Бон Харрис рады бы изменить данное положение дел - да уже поздно. Хотя упорные попытки выйти за пределы дарк-сцены они предпринимают и по сей день, иначе ничем другим нельзя объяснить ту радикальную смену музыкальной концепции, которую группа осуществила в этом году в преддверии нового большого концертного тура. Теперь NITZER EBB звучат, скорее, как techno, нежели EBM/Industrial группа, более того - все треки играются на концертах в виде одного большого мегамикса, то есть, вообще без пауз! И только по-прежнему уникальные вокалы Маккарти позволяют угадывать, что же за песня сейчас звучит: «Shame», «Join In The Chant», «FunTo Be Had» и тд. Эта новая концепция вызвала массу пересудов и стала почти скандальной - Тино рассказывал, что видел плачущего фэна из Перу, который специально приехал на фестиваль ради NITZER EBB, а стал свидетелем «гибели богов». Некоторые люди стали продавать уже купленные билеты на концерты тура по Германии, ибо разочарованию их не было предела. Честно говоря, весь этот «плач Ярославны» по поводу NITZER EBB не очень понятен: ну да, они то как раз, в отличии от многих неутомимых ванек-встанек, не хотят делать одно и тоже все эти годы - пусть даже и на потеху публике. Сама концепция обращения к техно-саунду кажется логичной и актуальной для сегодняшнего дня (теперь понятно, каким образом группа попала в берлинский Berghain - мекку техно-культуры), другое дело, что ее практическая реализация могла бы быть более эффектной. Не очень понравилось, что все треки стали звучать в некой усредненной тональности и таком же ритме, из музыки куда-то напрочь исчез басс - а что это за NITZER EBB, лишенный драйва и слоновьей поступи? Поэтому до конца сета я не остался - представляете, стало скучновато. И под звуки «Family Man» (которую узнал только с началом первого куплета) смиренно отправиться отсыпаться на Айзенбанштрассе. 
 
ДЕНЬ 3

CREUX LIES
BRAGOLIN
EMPATHY TEST
PRIEST
SONO
CAT RAPES DOG
 
В Лейпциге жарко. Даты у фестиваля плавающие, и когда они выпадают на начало июня, WGT часто получается «огненным» во всех смыслах. Однако, после холодрыги нескольких предыдущих фестивалей, на временами нещадно палившее солнце жаловаться грех - лучше уж так, нежели кутаться в куртки и прыгать по лужам.
 
Третий фестивальный день обычно оказывается одним из самых интенсивных, так вышло и на этот раз. Начать же его предстояло в Volkspalast, где концерты, по традиции, начинаются раньше всего. И первой на сцене оказалась post-punk группа CREUX LIES из Калифорнии, США. 
 
Концерт стартовал с инструментального интро, сопровождавшегося архивными видео аэробики 80-ых (как женской, так у мужской), что вызвало дружный смех у аудитории - не часто на готическом фестивале можно увидеть химическую завивку и лосины малинового цвета, пусть даже и на экране. Пожалуй, только это интро и выделяет CREUX LIES из сонмища себе подобных, ибо в остальном это был типичнейший концерт группы, которая черпает своё нехитрое вдохновение в музыке JOY DIVISION и ранних THE CURE. Музыкантов на сцене было аж пять штук, довольно молодые ребята, которые поминутно признавались, что это большая честь для них сыграть здесь, как много для них это значит - ну и прочие любезности. И то правда - за плечами у CREUX LIES всего то один альбом, а они уже на WGT. Музыку бы ещё чуть повыразительней, а то такого шаблонного post-pink/gothic rock, пусть даже и с неплохим вокалом и временами довольно энергичного, сегодня явный переизбыток.
 
Следующими в малом зале выступали голландцы BRAGOLIN и именно ради них я приехал в Volkspalast. Единственный альбом этой группы надолго прописался в моем плей-листе этой зимой, а трек «In This Woods» какое-то время и вовсе звучал на репите. При этом нельзя сказать, что BRAGOLIN играют какую-то невероятно оригинальную музыку - это все тот же распространённый сегодня хипстерский minimal wave / post punk, где субтильный молодой человек (с, тем не менее, весьма зверским именем Эдвин Ван Дер Вельде) то крутит ручки на крошечных клавишах, то поёт и наяривает на гитаре, а вполне дородного телосложения девушка с внешностью глубокомысленной зубрилы-отличницы из советской школы, терзает бас-гитару. На сцене парочка смотрелась презабавно, в несколько утрированной форме воплощая в себе все визуальные (да и музыкальные тоже) клише, которые свойственны генерации «новых мрачных» групп. Но сам концерт, в общем, понравился - такая комбинация электронного и гитарного саунда звучит вполне органично и не скучно.
 
Там же ещё вот какой момент случился - чуть не забыл :). Дело в том, что один из клиентов попросил захватить с Poponaut диск некоего исполнителя под именем ADAM TRISTAR. Обычно я так или иначе в курсе обо всех более-менее заметных артистах на нашей сцене и отслеживаю ассортимент основных дистрибьюторов, но об этом Тристаре услышал впервые. Ну, ок - чего только люди не заказывают. Затем уже в офисе Poponaut, Хайко разводил руками и утверждал, что о таком парне он не знает и, соответственно, никаких релизов ADAM TRISTAR у них нет. Но, позвольте - откуда же этот диск на сайте Poponaut? Хайко удивился, также, как и я. Совместными усилиями нашли, таки, Адама Тристара, отпуская по этому поводу массу шуток... И вот, в середине сета BRAGOLIN, из-за кулис на сцену выходит некий лысый господин, а этот Эдвин Ван Дер Кто-То и объявляет: «Сегодня с нами выступит специальный гость! Дамы и господа, прошу поприветствовать нашего друга: ADAM TRISTAR!”. Я чуть не поперхнулся. Думаю, это имя станет нарицательным и войдёт в число непреходящих гэгов Razgrom Music.
 
Далее путь представляло вновь держать в направлении нелюбимого Westbad и прямо на трамвайной остановке сталкиваюсь с Рикардом и Матиасом из SEADRAKE - очередное невероятное совпадение. Ещё до фестиваля Рикард предлагал пересечься где-нибудь в клубе после их выступления, но по факту все получилось ещё более удачно. Первый вопрос от ныне вполне солидного шведского мужчины (двое детей, дом под Стокгольмом): «Сериал Чернобыль смотрел?» О, куда же нынче деться от графитовых стержней? Непременно обещаю быть на их завтрашнем шоу в Moritzbastei - на сим расстаёмся.
 
В Westbad же ещё успеваю застать большую часть выступления британского synth-pop проекта EMPATHY TEST - наконец то получилось попасть на их концерт, а то всегда как-то пролетал мимо. Несмотря на некоторую расслабленную вялость и жалостливые интонации фронтмена, группа небезынтересная и уже успевшая себе сделать определенное имя на профильной сцене. И DE/VISION их с собой в туры таскали и MESH - словом, букеры пытаются вылепить из них новых звезд синти-попа. И действительно, на сцене EMPATHY TEST смотрятся гораздо увереннее, нежели предполагалось, чувствуется, что ребята ощутимо заматерели и набрались необходимого опыта - однако, предрекать им безусловно безоблачное будущее, пожалуй, ещё рановато. Да, пара-тройка настоящих хитов у проекта имеется, и поёт Isaac Howlett «в живую» неплохо, но этого пока не достаточно для того, что фокусировать внимание аудитории от начала и до конца на своём шоу. Музыка и обращая подача EMPATHY TEST порой все ещё кажутся «размазанными по тарелке».
 
А вот далее следовало выступление одного из самых занимательных проектов на всём фестивале - electro-pop сенсации PRIEST из Швеции. Собственно, ради них и пришлось тащиться в Westbad, прошляпив выступление RHYS FULBER в Haus Leipzig. Когда металлисты начинают лезть на электро-территории наиболее вероятны два сценария: либо полная лажа (чаще всего), либо реально крутой продукт. В случае с PRIEST имеем редкий пример варианта номер два - уже давно ни для кого не секрет, что основатель оного проекта имеет самое непосредственное отношение к ныне весьма известной heavy-metal формации GHOST, и вот это изначальное стремление выступать в масках и скрывать истинные имена всех участников идёт, в том числе, от желания «не палить контору». Эти маски, впрочем, уже стали настоящей визуальной визитной карточкой PRIEST, а ещё обеспечили группу превосходным камуфляжем, что особенно важно в контексте актуальных событий - дело в том, что совсем недавно коллектив покинули сразу два участника, включая основного фронтмена Mercury, вклад которого в общий успех был чрезвычайно весом. По сути, это скандал: после релиза одного единственного альбома «New Flesh», когда маховик успеха группы начал стремительно раскручиваться и PRIEST мгновенно попали в обойму участников всех заметных дарк-фестивалей, совершить над собой такое вот творческое харакири... Однако, шанс остаться на плаву у них есть - и весьма весомый. Основной автор музыки (из-за которого, по ничем не подтверждённым слухам, и случился весь это сыр-бор со сменой состава) по-прежнему в группе, а новый фронтмен манерно вышагивает во все той же шипованной маске, и вообще, чувствует себя на сцене на удивление вольготно (и даже презервативы вокруг себя разбрасывает). Поёт он, пожалуй, объективно похуже, но многим показалось что группа и здесь схитрила, и некоторые вокальные партии были, скажем так, заранее срежиссированы с помощью новых технологий. Но могло же нам это только показаться - ведь так? В общем, есть уверенность, что не только отряд, но и многие сторонние наблюдатели, не заметили потери бойца - тут, как в спецназе, имён под специальной экипировкой не разглашают. В сухом остатке: отличный концерт и классное шоу. PRIEST обладают очень крепким песенным материалом, который трудно испортить даже новому вокалисту, который, объективности ради, как шоумен весьма недурен. Концерт, правда, получился очень коротким - но проекты из Швеции частенько практикуют подобное. 
 
Далее по программе была заявлена ещё одна electro-pop группа с солидной репутацией, но с не вполне традиционным для проектов данного направления бэкграундом. Коллектив SONO из Гамбурга всегда звучал максимально не по-немецки, в подобные затейливые эксперименты из techno, electro-pop и indie-rock обычно любят пускаться более мейнстримово ориентированные группы из других уголков света - впрочем, SONO никогда и не стремились «окопаться» внутри дарк-сцены, скорее, пытались всеми силами из неё вырваться. Концерт этот также ожидался с большим интересом, ибо музыка группы обладает ярко выраженной индивидуальностью, а вокал Леннарта Соломона один из самых узнаваемых на этой сцене. Однако, испытывая большущую симпатию и уважение к SONO, относительно этой группы все же всегда существовал один важный пунктик, а именно: у нее чрезвычайно мало по-настоящему «хуковых» и заставляющих притоптывать ножкой вещей. Очень много качественных, на высоком техническом уровне сделанных и исполненных песен - но это все не то. Данное обстоятельство сыграло против SONO и теперь, ибо их шоу стартовало просто феерически, все здесь было на своих местах: отличный звук, харизматичный и знающий своё дело фронтмен, блок из нескольких действительно удачных песен, уместный видеоряд и тд. Однако, по прошествии энного количества времени, с некоторым удивлением (и даже сожалением!) начал ловить себя на том что... скучно! Нет, не поймите превратно - ансамбль SONO объективно хорош. Но музыку линейкой и транспортиром не измеришь - а сердцу и ушам тоже не прикажешь. Возможно, музыка SONO, в силу своей самодостаточности и отсутствия видимого желания заигрывать с аудиторией, будет лучше работать и восприниматься на сольном концерте, а не в хаотичных рамках фестиваля-капустника.
 
Закрывали вечер в Westbad наконец то снискавшие хотя бы часть столь желанного для них коммерческого успеха SOLAR FAKE, оставаться на которых не было никакого желания - вот, кстати пример типичной немецкой группы и тамошнего отношения к делу. Прут медленно, но последовательно, а где таланта не хватает, там холодным расчетом и работоспособностью возьмут.
 
Ещё в середине концерта PRIEST прилетела смс от Свена Вольфа, с предложением встретиться сегодня вечером. Отталкиваясь от дальнейших планов, решаем сделать это на концерте CAT RAPES DOG в Haus Leipzig - эта шведская группа пользуется околокультовой репутацией в определённых кругах, да и выступает сейчас крайне нечасто. Так что посетить их шоу стоит.
 
Воистину, CAT RAPES DOG - коллектив весьма своеобразный. Они считаются одной из самых заметных групп «второй волны» electro-industrial EBM, но их эклектичный саунд из агрессивных электронных битов, тяжелых гитарных риффов и рычащих вокалов John Lindqwister способен как заинтересовать слушателя, так и навсегда отпугнуть. Признаться честно, мое персональное восприятие музыки этой группы всегда тяготело ко второму варианту, и, вероятно, поэтому ребята мне решили отомстить и принудительно научить «как нужно Родину любить». А чем ещё иным можно объяснить вот этот, приключившийся во время их выступления, казус? Стою я, значит, как обычно, в фотозоне, при исполнении служебных обязанностей, никого не трогаю, гляжу в видоискатель. И вдруг слышу, что вокруг люди начали смеяться, что ли. Словом, необычный шум какой-то. Отвожу фотоаппарат в сторону, а мне прямо в лицо упирается микрофон! Которым тычет фронтмен CAT RAPES DOG и, судя по всему, желает, чтобы я в него чего-нибудь, да спел. Всякое случалось со мной в непредсказуемой околомузыкальной жизни - но чтоб такое... Конечно, я на секунду опешил - а кто бы нет? Но ведь это же угар и рок-н-ролл – тюфяком стоять негоже. Раз надо - значит надо. Ну и, значится, начинаю истошно орать в микрофон, попутно пытаясь хотя бы краем уха уловить мелодию - увы, мое знание музыкального материала CAT RAPES DOG не выдерживает никакой критики и песню я эту слышал первый раз в жизни. Ну, думаю - отстрелялся. Ан нет - он тычет мне микрофоном снова!
Уважаемый Йон (или Джон), если ты читаешь эти строки, то в твоих силах дать ответ на самый животрепещущий для меня вопрос прошедшего WGT, а именно: что, блин, это было? Чем я заслужил, или напротив - провинился? Впрочем, зная многих граждан Швеции лично, могу сделать предположение, что парень просто хватил лишнего перед концертом, неистово пустился в водоворот страстей и впал в сценический амок. А там уже какая разница, на кого микрофонную стойку наводить.
 
Но, собственно, о концерте! Который получился очень веселым - аж до неприличия. CAT RAPES DOG, вообще то, находятся в состоянии эдакого полураспада, релизы выпускают крайне редко (последний альбом в 2014 году, предпоследний - в 1999. Такие вот промежутки) и лишь разово собираются по особым случаям - но зато уж и рубятся по полной. И, несмотря на то, что их музыка всегда прочно ассоциируется с industrial, сама группа определяет своё направление как electro-punk, что, на самом деле, гораздо ближе к истине. По внутреннему содержанию это был именно панк-концерт, со всеми плюсами и минусами, свойственным подобным акциям. Из плюсов, конечно же, бешеная энергетика и драйв, и минусов - некоторая наивность и однообразность. На гитаре в CAT RAPES DOG, кстати, играет небезызвестная Annelie Bertilsson, которая некоторый промежуток времени (правда, совсем небольшой) входила в состав AND ONE. Ещё раз повторюсь - странная группа. На большого любителя.
 
И, стоит признаться, что осилить удалось лишь первую часть концерта CAT RAPES DOG, а дальше мы вместе со Свеном и Антие засели в фойе, где и провели за распитием пива и разговорами остаток вечера. Позже к нам присоединился и Андре Хартнунг, так что большая часть PATENBRIGADE: WOLFF была уже в сборе. Очень приятные в общении люди - в который раз уже в этом убеждаюсь. Так мы вместе потом и ушли из HAUS LEIPZIG, весело топая под дождем по ночному городу. 
 
ДЕНЬ 4

PATENBRIDADE: WOLFF
SEADRAKE
PSYCHE
SPIT MASK
RADIOAKTIVISTS
 
Нет числа вэгэтэшным традициям, но понедельничные посиделки с Тино Клаусом (AMNISTIA) в моей съёмной комнате с обязательным обсуждением международной политической обстановки и экономических реалий - определённо, одна из самых укоренившихся из них. Нас никто не слышит (ой ли?) и мы можем быть максимально горестными и неполиткорректными, с пессимизмом необычайным вглядываясь за туманный горизонт грядущих событий. Вот она, настоящая, а не мнимая, международная солидарность. Кстати, вполне возможно, что скоро нас ждёт новый визит AMNISTIA в Россию с небольшим мини-туром, на концерты которого Тино (и я вместе с ним) вас всех и приглашаем. Хай живе dark electro и EBM!
 
Ехать за тридевять земель в Agra было не очень с руки, тем более ради всего одного концерта, но пропустить выступление PATENBRIGADE: WOLFF я никак не мог хотя бы только из-за профессиональной необходимости, ибо в последнее время у Razgrom Music появилось много совместных проектов со Свеном Вольфом. Это и издание дебютного релиза сайд-проекта FREUNDE DER TECHNIK, и организация концертов в России, а также возможное продолжение компиляции «Ударник» - но дело, разумеется, не только в этом. PW всегда были проектом, который вызывал симпатию и развлекал, а их концертные шоу неизменно оставляют после себя чувство безоблачного оптимизма, столь редкого для дарк-сцены вообще. Так случилось и на этот раз: вся строительная бригада вновь отработала смену слаженно и споро, с обязательными для неё атрибутами: оранжевыми жилетами, флагами-растяжками, автобусами «Икарус» и лайнером Ту-144, а также разливом пива посредством канализационных труб и ритуальным уничтожением клавиш с помощью молотка. В трек листе только проверенные electro/synth/techno хиты: «Gefahrestoffe», «Mauerradio», «Signal», «Schallplattenunterhalter», «Voyage» и тд. Но случился и сюрприз - PATENBRIGADE: WOLFF совсем неожиданно объявили о выходе нового альбома «Eastbound N.5», с которого группа и сыграла пару песен. Более того, несмотря на официальную дату релиза аж 15 июля 2019, CD с этим альбомом можно было эксклюзивно приобрести сразу после шоу P:W и, разумеется, упустить возможность немедленно прихватить энное количество экземпляров для дистрибьюции в России было бы просто глупо. Данный релиз не попал в открытый каталог на сайте Razgrom Music, а был полностью реализован среди постоянных клиентов и друзей - что называется, «по подписке». Конечно, надо было брать больше - в очередной раз убеждаюсь, что стабильной востребованности музыки PATENBRIGADE: WOLFF у нас в стране могут позавидовать куда более раскрученные группы.
 
В этот вечер в Agra выступали ещё и VELVET ACID CHRIST, однако их сет был зажат между NACHTMAHR и AGONOIZE (большой привет организаторам!), поэтому решаю переместиться на самую маленькую и уютную фестивальную площадку, в давно ставшим родным Moritzbastei. Тем более, что свои обещания нужно выполнять, а концерт SEADRAKE там должен был начаться с минуты на минуту.
 
Успеть к самому его началу не получилось, но большую часть посмотреть удалось. SEADRAKE относятся к тому специфическому виду музыкальных проектов, которые играют не очень актуальную на сегодняшний день музыку, но при этом обладают просто-таки могучим коммерческим потенциалом для аудитории, предпочитающей классический мелодичный synth-pop с традиционным сонграйтингом и повышенным уровнем романтической эмоциональности - особенно много таких в России и странах Восточной Европы. А ещё это просто готовый проект «под ключ» для разного рода Ультратек и прочих DEPECHE MODE-party - просто бери и привози. Разве что, совсем «недэйвоподобный» и резковатый вокал Хилтона может отпугнуть от группы часть данной публики (что уже и произошло - достаточно взглянуть на некоторые рецензии на единственный альбом SEADRAKE «Isola»), однако даже наиболее твердолобый и упёртый «депешист» обычно сдаётся, когда попадает на концертные шоу группы. И этот самый Хилтон неожиданно раскрывается как энергичный фронтмен, обладающий чувством стиля и харизмой, да и песенный материал у группы весьма содержательный. Что, впрочем, не должно удивлять, ибо в составе SEADRAKE находятся участники сразу двух, не самых последних в своё время, synth-pop групп (Rickard Gunnarsson из LOWE и Mathias Thurk из MINERVE) и уж сваять качественные хиты они вполне в состоянии. Поскольку в этот вечер в зале обнаружился ещё и Frank M. Spinath, то номер «Someday» был исполнен совместно с ним, правда, этот уважаемый дядечка обладает редкой способностью любой трек со своими вокалами превращать в очередную песню SEABOUND, что можно считать как плюсом, так и минусом его недюжинного таланта. Но, в любом случае, для настоящих фэнов глубокомысленного synth-pop Шпината никогда много не бывает, так что что эта сценическая коллаборация была встречена одобрительным гулом.
 
О дальнейших же событиях приходится писать с некоторым недоумением и с трудом подбирая корректные формулировки. Как уже отмечалось, обычно промоутеры WGT максимально логичны в выстраивании программы и пытаются более-менее выдерживать заданные стилевые рамки, вот и в этот вечер в Moritzbastei были заявлены сплошь electro-pop группы, но одно название было совершено незнакомым - некий проект SPIT MIRROR из США. Перед фестивалем вскользь удалось послушать пару треков этой группы, но в памяти они отложились слабо - так, нечто подвально-лоуфайное, black metal с harsh-electro, слепленный на коленке. Причём, уже непосредственно тут, в клубе, возникло вполне справедливое сомнение в верности данных воспоминаний, ибо предположение, что организаторы могли поставить исполнителей подобного рода музыки аккурат между SEADRAKE и PSYCHE, казалось просто невероятным. Однако, действительность оказалась суровой - да ещё и с гаденьким привкусом. 
 
Впрочем, волосатый чувак в майке со слоганом «Scum International 1984», который как наскипидаренный вылетел на сцену и принялся изрыгать из себя невероятные по степени экспрессии звуки, особенного удивления не вызывал - видывали мы и не такое. Вообще, подобное яростное и бессистемное рубилово становится сейчас все более модным, что ли. Представьте себе тех же STATIQBLOOM, которые вывернули все ручки до максимума, ускорили BPM до 180, напоили собственного фронтмена дешёвым алкоголем и пропустили весь этот звук через ржавое ведро - получится как раз что-то вроде SPIT MASK.
 
Однако, вся соль данного концерта заключалась совсем в ином. С самого его начала, на сцену выполз полуголый мужичок в кожаных трусах и такой же маске, которого вела на веревочке дама в латексе и сапогах на высоком каблуке. Никуда не спеша, с толком и расстановкой, парочка начала демонстрировать полноценное BDSM-шоу с облизыванием сапог, шлепками по заднице и сладострастным удушением. Если кто-то уличит меня в ханжестве - пусть первый бросит в меня камень. Нет, я далеко не ханжа, но нам, детям позднего СССР, в котором секс уже был, а вот BDSM ещё пока не народился, взирать на подобные упражнения, все-таки, в диковинку. Черт, я к своим 43 годам и не знал, что в таких вот спаррингах котируется взаимный слюнообмен (причём, для этого необходима ещё и некоторая меткость!), а также оттягивание тестикул с помощью верёвок. Каким же был апогей данного шоу профессионалов (а это была специально обученная и нанятая парочка из соответствующего клуба по интересам), увы, неизвестно - моей либеральной натуры хватило только до эпизода с этим самым оттягиванием, а потом железная рука целомудрия крепко схватила за шкирку и вытолкала из зала - да еще и внизу как-то неприятно похолодело... Руссо меломано - облико морале! Однако, за нашим за «русским столом» в Moritzbastei уже все были в сборе - получается, я продержался в зале дольше всех! А вы говорите - ханжа.
 
И с каким же удивлением потом воспринималась информация о том, что вот эти самые SPIT MASK заявлены на Planet Myer Day 2020, вечеринке, которую ежегодно организует Дэниел Майер и где обычно собирается весь цвет актуального и «заумного» electro / industrial! Вместе с ними там будут FRONT 242 - может быть, я чего то не понимаю в этом мире? SPIT MASK продали душу дьяволу или это животворящая сила BDSM сказывается? Вон, в итоге на эту группу пришлось истратить такое количество букв, которое не уходило на куда как более заслуживающих подобного многословия артистов.
 
После столь неожиданного представления нужно было несколько приди в себя и вновь переключиться на, собственно, музыку. И в этом смысле концерт древней канадской synth-pop группы PSYCHE подошёл как нельзя лучше, ибо ее шоу было как раз крайне лаконичным - только двое музыкантов на сцене, и никаких тебе непотребностей. Зато как поёт Darrin Huss - ну прямо соловьем заливается! Впрочем, называть PSYCHE именно synth-pop проектом не вполне корректно, они то стартовали и вовсе как экспериментальная индастриал формация, где на клавишах играл ныне покойный Dwayne R.Goettel из SKINNY PUPPY (неожиданно?), а к более легким музыкальным материям их занесло уже потом. Возможно, именно из-за размытой музыкальной ориентации PSYCHE, отношение к этой группе в ортодоксальной synth-pop тусовке всегда было настороженным - вроде как, считаются чуть не легендами стиля, но настоящих фэнов кот наплакал, цифры продаж их релизов тоже всегда были более чем умеренными. А ведь Darrin Huss вокалист от Бога, его скиллы вызывают особенное уважение именно на концертных шоу, ибо так гладко, сильно и уверенно петь (именно петь, а не орать или декларировать) сможет далеко не всякий фронтмен какой-нибудь мейнстримовой поп-группы. Да, тембр этого самого вокала частенько является проблемой для многих любопытствующих, которые желают познакомиться поближе с музыкой PSYCHE (знаю об этом не понаслышке), но если объективно - этот проект реально крут. После концерта возникло желание более пристально изучить дискографию группы и несколько переосмыслить их музыку, потому как, признаюсь честно, никогда PSYCHE в числе персональных фаворитов не значились и почти все исполненные на концерте песни я слышал первый раз в жизни. Будем исправляться.
 
Первоначальный план подразумевал дальнейшее перемещение в Volkspalast, где следовало бы приобщится к великой классике электронной музыки от TANGERINE DREAM, но то ли по причине желания продолжения synth-pop банкета, то ли из-за банальной лени, остаюсь на RADIOAKTIVISTS, которые завершали вечер в Moritzbastei. Да и почему бы не послушать музицирование взрослых, давно состоявшихся как личности и музыканты, лысых, очкастых и бородатых мужчин? Дэниел Майер, Кришан Везенберг из ROTERSAND, некто Саша Ланге (самая загадочная здесь фигура) и могучий Шпинат (SEABOUND, EDGE OF DAWN и тд.) - тут мы, получается, имеем дело с супер-группой. RADIOAKTIVISTS дают концерты крайне редко, хотя на самом первом их шоу, которое состоялось в тут же, в Moritzbastei, шесть (!!!) лет тому назад, также приходилось присутствовать, и ведь ещё тогда было громогласно заявлено, что дебютный альбом проекта почти готов и вот-вот будет издан. Но в итоге многострадальный «Radioakt One» превратился в один самых известных долгостроев сцены, и был реализован только в ноябре 2018 года. При этом событийно и визуально оба концерта были абсолютно тождественны, оттого возникшее чувство дежа-вю было особенно острым: те же песни, те же сосредоточенные физиономии и те же скупые эмоции всех «активистов», что и в 2013 году. Знаю, что у заинтересованной публики имеется масса претензий к трекам в которых задействован Саша Ланге, ибо его максимально расслабленная, словно «не от мира сего», манера вокализировать раздражает многих и кажется скучной. Но, кажется, остальные участники проекта делают на его вокальные данные ничуть не меньшую ставку, нежели на голос Шпината. И, по крайней мере, песни с участием Ланге звучат достаточно аутентично, в то время как куда более привлекательные для основной массы аудитории «шпинатовские» треки кажутся просто очередными песнями SEABOUND, но в ремиксах Дэниела Майера. Кстати, словно для подтверждения данной точки зрения, на бис была сыграна «Watching Over You» из запасников SEABOUND, и как раз в варианте ремикса Daniel Myer. Отношение как конкретно к данному шоу RADIOAKTIVISTS, так и к оному проекту вообще, сильно зависит о того, насколько вам, в принципе, близка вот такая форма несколько усталого и рефлексирующего electro-pop с претензией на интеллектуальность. Восторгаться я бы не спешил, тем не менее, весь концерт, который оставил после себя ощущение легкой меланхолии, прослушал с большим удовольствием. Возможно, тут уже и в возрасте дело, ибо музыку RADIOKTIVISTS генерируют хотя и сложную, но все-таки довольно старперскую. Любителям SHE PAST AWAY, YOUTH CODE, BOY HARHER и Виктора Салтыкова лучше держаться от неё подальше.
 
И ТЕПЕРЬ ОБ ИТОГАХ
 
Вот и сказочке конец, а кто слушал - не то что бы молодец, но, по крайней мере, персона все ещё вовлеченная в определённого рода музыку и ощущающая себя частью той самой «сцены», о которой так много говорится и пишется. То она, значит, загибается (или уже загнулась), то вот снова разогнулась и вобрала в себя все актуальные тинейджерские дарк-забавы в виде post-punk, synth-wave, minimal techno и прочего coldwave (плюс наследие Салтыкова, разумеется). Основной проблемой тут подразумевается обычно то, что сцена стала «вещью в себе», изолированным плато затерянного мира, куда никогда не ступит нога профессора Челленджера и любого мало-мальски вменяемого потребителя музыки второй декады двадцать первого века. Пожалуй, это правда. И, наверное, констатация данного факта все ещё способна вызвать у наиболее рефлексирующих ветеранов чувство фрустрации и горечи о безвозвратно ушедших временах, когда наличие в кассетном плеере музыки FRONT LINE ASSEMBLY, NITZER EBB или SKINNY PUPPY автоматически создавало некий налёт элитарности и означало нахождение в самом авангарде музыкального андеграунда, а заодно согревало собственное эго. Ничего этого больше нет. Фестивали вроде WGT давно превратились, с одной стороны, в почти герметически запаянный сосуд, содержимое которого интересно только бултыхающимся в нем же обитателям, с другой же - в строго продуманное коммерческое предприятие, основной задачей которого, конечно же, становится финансовая прибыль. Сокрушаться по этому поводу бессмысленно - по абсолютно такому же сценарию развивались события на metal, punk, да и вообще на всех сегрегированных «сценах», становление которых пришлось на конец прошлого века. Игра в некую «идейность» андеграунда как такового все ещё будет практиковаться отдельными идеалистами, которые будут находить в этой забаве «побег» от гнетуще-циничной действительности, либо эгоцентричными бездарями, стремящимися закамуфлировать ограниченность собственных талантов за громоздким частоколом идеологических формулировок, но абсолютное большинство посетителей тех же фестивалей максимально далеки от подобных душевных терзаний.
 
В автобусе из Лейпцига в Берлин моими соседями оказались ребята из Италии, с которыми я проговорил два часа, пытаясь вывалить из себя все стереотипы об этой достойной стране: от фестиваля Сан-Ремо, «Феличиты» и группы RICCHI E POVERY до Роберто Баджо и комиссара полиции Коррадо Катани. Одна из девушек была красной от смеха на момент прибытия в Берлин - в то утро я был в ударе. Так вот, эти милые в общении люди на вопрос, концерты каких именно групп они успели посмотреть, дружно начали чесать репу и постарались отделаться общими фразами: «Ну, нам нравиться готика, дарк-вейв. Так, всего понемногу. Ещё на вечеринках плясали, выпивали там». Но я не сдавался - бескорыстно смешить девушек не в наших правилах. После информации о том, что я являюсь, в большей степени, фэном электронного саунда, всплыли два названия: NACHTMAHR и AGONOIZE. Туда же зачислили BLUTENGEL. Я ещё немного усилил нажим, пояснив, что интересуюсь более олд-скул и чуть менее дэнс-проектами, и принялся перечислять основные имена-баяны. И, знаете, что? Из всего этого списка итальянские вэгэтешницы и вэгэтешники знали ровно два: VNV NATION и COVENANT. Теперь, внимание: о таких группешках как FRONT 242, FLA, SKINNY PUPPY, COIL или DAF они не слышали никогда - то есть, от слова совсем. И кто-то еще будет задавать вопрос, отчего названия проектов Ронана Харриса или Криса Поля пишутся на афишах самыми большими буквами?
 
Тут хочется максимально дистанцироваться от каких-либо оценок, или, тем более, впасть в ёрничество - напротив, следует только порадоваться за людей, которые по-настоящему весело проводят время и безмятежно отдыхают, а ещё честно платят деньги за билеты организаторам. А тяжелым размышлениям о судьбах нашего Дарк-Отечества пускай предаются нудные архивариусы, вроде пишущих и читающих подобные тексты.
 
А ведь сам факт принадлежности к «сцене» кому-то может гарантировано дать многое - но иным способен и разрушить карьеру. Тут есть свои собственные методы для промоушена, специализированные букинг-агенства, фестивали и веб-зины, и, скажем, для начинающего музыкального проекта завладеть подобным инструментарием просто предел мечтаний, ибо «на орбиту» берут не многих. Но подвох в том, что для любого мало-мальски амбициозного проекта, для которого музицировать для людей в чёрном и прочих сугубо андеграундных персонажей вовсе не является пределом мечтаний, все вышеизложенные «плюшки» очень скоро превращаются в настоящие вериги и подобие липкой трясины, из которой потом выбраться почти невозможно. Поэтому на сцене становится все меньше нестандартных и по-хорошему наглых музыкантов, то есть тех самых, которые способны двигать ее вперёд и создавать новые тренды и тенденции, зато условный «средний класс», который составляют трудолюбивые, сообразительные, но, в массе своей, весьма ограниченные в собственных креативных возможностях личности, радеет за неё всей душой. Какая уж там трясина - скорее, некое подобие кустарной катапульты и путь хотя бы к минимальной известности. Тренды тяжело создавать - гораздо проще эксплуатировать старые.
 
Но одно обстоятельство печалит по-настоящему - как известно, при капиталистической модели построения общества, бедные беднеют, а богатые, соответственно, богатеют. На нашей любимой «сцене» данная константа отражается хотя и в косвенной, но во вполне осязаемой форме - более-менее известные имена узурпируют крупные площадки и забирают себе львиную долю гонораров и внимания аудитории, а вся остальная «мелочь» лишь выполняет роль необязательной массовки - и никакой «внурисценический» промоушен уже не помогает. Но если начать глубоко копать ещё и в сторону данной проблемы, то есть риск уйти в такие дебри и накатать ещё пару страниц текста, чего делать уже ну совершенно не хочется. 
 
А сцена эта будет существовать ровно до того момента, пока количество веселых и финансово обеспеченных визитёров из Италии и всех остальных стран мира будет позволять без перебоев работать ее экономике, а все виртуальные посты о ее мнимой кончине, за авторством разнообразных музыкальных снобов и прочих умников, для неё как об стенку горох.
 
Словом, у этой музыки, культуры, сцены – называйте эту дарк-тусовку как угодно – весьма впечатляющее и славное прошлое, вполне конкретное настоящее и относительно ясное недалекое будущее. Но вот что там дальше, за горизонтом планирования ближайших 5-10 лет – черт его знает. Так что лучше всего жить настоящим и тихо радоваться тому, что верблюды в этом караване все еще перебирают ногами.
 
Текст, фото – Алексей Игнатов, Razgrom Music.
 
PS Ну и надо же написать список лучших концертов WGT 2019 по версии Razgrom Music – хотя в этом году он очень условен. Но, опять-таки – дань традиции.
 
O1 HAUJOBB
02 PRIEST
03 WELLE: ERDBALL
04 DIVE
05 PATENBRIGADE: WOLFF
06 SPARK!
07 NITZER EBB
08 VOID VISION
09 SONO
10 SEADRAKE
03/06/19, 07.06.2019 - 10.06.2019 Лейпциг (Германия)

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Roman
15.07.2019, 15:25
Эпилог у Разгрома получился ЭПИЧНЫМ !
Станислав
13.07.2019, 00:53
Алексей,молодчик, как всегда очень интересно и красиво все описал, с глубокими итогами, согласен на все 100!

Я сам впервые посетил WGT и вот моя 10-ка:

1. Solar Fake

2. Sono

3. Priest

4. In Strict Confidence

5. Absurd Minds

6. M.I.N.E

7. Panenbrigade:Wolff

8. Haujobb

9. Velvet Acid Christ

10. Agonoize

Создание сайта — MechanicalFrog