27. WAVE GOTIK TREFFEN

 WGT 2018

В этом году я открыл для себя второй десяток посещений Wave Gotik Treffen, и это весьма уместный повод полностью пересмотреть всю концепцию написания репортажа о фестивале. WGT то остался, в общих чертах, прежним, а вот аудитория «темной сцены» в России, а, главное, я сам - изменились значительно. Чего греха таить: с возрастом количество адреналина в крови и уровень щенячьего восторга, эти верные спутники изначальных поездок на WGT (да и вообще – в манящий «за рубеж»), ощутимо упали, и сегодня куда большее количество времени уходит на штудирование очередного томика Чехова, нежели на сёрфинг по сети в поисках новой музыки или актуальной информации. Нет, «огонь в душе», разумеется, не погас, а, скорее, трансформировался в некое стабильное люминесцентное сияние. Не такое спорадическое и ретивое - зато всеобъемлющее.
Поэтому, давайте-ка сделаем так: описание выступления каждой группы на этом фестивале должно быть ограничено небольшим абзацем. Допустим, строчек десять-пятнадцать - максимум. Это железное правило, которое нельзя нарушать, даже если речь идёт о хедлайнерах. Все общие мысли и прочие стратегические соображения (ежели такие появятся, конечно) будут отдельно изложены в завершающей части повествования. Текст все равно выйдет длинным (а в реалиях дня сегодняшнего, читай - не нужным), по причине масштабности события - но тут уже точно ничего не поделаешь.

ДЕНЬ 0

AMNISTIA
FULL CONTACT 69
WULFBAND
PLASTIC NOISE EXPERIENCE
PORTION CONTROL

Главная новость минувшего вэгэтешного межсезонья, это начало прямого авиационного сообщения между Москвой и Лейпцигом. Взяться за данное богоугодное дело решил лоукостер «Победа», и теперь, при должном уровне предварительного планирования, любой желающий может сгонять на фестиваль, заплатив за дорогу в обе стороны менее 10000 рублей. Что я, с чувством глубокого внутреннего удовлетворения, и проделал. Да, рейсы выполняются не каждый день и есть определённые нюансы с багажом, но это все решаемые мелочи.

Безмятежно отоспавшись в своей традиционной съёмной комнате на Айзенбаштрасе, где рыжий кот Зигги не менее традиционно пытался улечься на моих аккуратно разложенных майках, с утра 17го числа быстренько смотался на POPoNAUT, а потом ещё и за аккредитацией в Агру. Себастьян и Хайко уделили моей персоне больше часа своего рабочего времени, хотя и пребывали в некотором профессиональном зашкваре, связанным с необходимостью предоставления специальным проверяющим органам уровня защиты персональной информации на сайте POPoNAUT. Вообще, во всей Европе творится настоящая свистопляска по поводу защиты личных данных в интернете, принимаются новые законы, которые создают серьёзные трудности в работе самых разных сайтов и сетей. Дошло уже до того, что в этом году многие известные фотографы отказались снимать посетителей фестиваля, сосредоточившись только на концертных репортажах. Всему виной данные законы, а также несколько вполне реальных судебных исков, которые были поданы после окончания прошлогоднего WGT особенно ушлыми стимпанк-готами на предмет того, что их бесценные физиономии были опубликованы в СМИ и блогах без их ведома. Глупейшая ситуация, которая, как кажется, здорово бьет по очарованию и общим традициям WGT, где вот это обоюдное фотографирование всего и вся было важной частью субкультуры.

«Нулевой» день фестиваля всегда отмечается несколькими масштабными пре-пати, одну из которых проводил Дэниел Майер в Moritzbastei, но я завернул, конечно, на EBM Warm Up в Felsenkeller, где состав участников подобрался просто на загляденье.

Перед ещё запертыми дверьми клуба состоялся мой неожиданный дебют в качестве продавца мерчандайза, когда какой-то пьяный швед принялся громко сокрушаться, что нигде не может найти альбомы FULL CONTACT 69 - но я то, как тот индеец в дикой прерии, никогда не расстающийся с томагавком, тоже всегда стараюсь держать релизы Razgrom Music при себе! Самые лёгкие 30 евро в моей жизни - надеюсь, немецкая налоговая простит. Парень, кстати, оказался вполне вменяемым жителем Гетеборга, обладателем коллекции CD из более чем 2000 позиций.

Открывали вечеринку «наши» ребята Тино и Штефан из AMNISTIA, и концерт свой откатали, как всегда, чётко и слажено, без лишних шума и пыли. Наверное, мой личный счёт концертов AMN уже перевалил на второй десяток, но всякий раз их dark-electro-industrial-pop оказывает исключительно благотворное влияние на уши и общее состояние души. Да, в этот раз они выступали первыми, поэтому нормального звука и света им не дали, но основные свои бади-хиты сыграли, да еще и пару новых песен добавили. Одна из них, как нынче водиться, про Трампа, с видеорядом, где стилизованный американский флаг был инкрустирован значками «напоминающими свастику». Ох, Тино, Тино... И ты туда же.

FULL CONTACT 69 не менее «наши» - а может даже и более, учитывая, что в их лице мы имеем твёрдую боевую единицу ростера Razgrom Music. Видеть продукт собственного производства (имеются ввиду CD's FC69), массово возлежавший на столиках с мерчандайзем было необычно и приятно. Писать же о выступлении группы с собственного лейбла довольно глупое и непрозрачное занятие, однако абсолютно чистосердечно замечу, что я просто не знаю на нынешней электро-индустриальной сцене другого проекта, звучание которого было бы настолько приближенно к классическому саунду FRONT LINE ASSEMBLY. А вот из названий, скажем, разнообразных клонов SKINNY PUPPY и прочих представителей шизо-дум-индастриала можно написать целый абзац. А ещe FC69 делают на сцене очень качовое и по-мужлански грубое шоу, с интенсивными прыжками, топаньем ногами и показыванием языка. Тотальный олд-скул, словом.

В перерывах между выступлениями приходилось много и подолгу говорить, ибо количество знакомого люда в этот вечер оказалось просто невероятным. К концу мероприятия уже было не вполне понятно, что послужило причиной большего утомления: нахождение на ногах с самого утра или вот этот бесконечный чес языком. Впрочем, зачем кокетничать? Вся эта движуха процесс, безусловно, очень приятный, и только ради неё уже стоит приезжать на WGT.

Следующими выступали новые звёзды истеричного нео-ЕВМ, шведы WULFBAND, поющие, однако, на ломаном немецком. По утверждению знакомых немцев, смысловой нагрузки их песни не имеют, а вот энергетический заряд источают значительный. Очень всем советую хотя бы раз побывать на выступлении этой группы, тут безудержное веселье и угар тесно соседствуют с типично скандинавской паранойей и глубоким психическим нездоровьем. Вполне возможно также применение неких стимулирующих веществ со стороны истошно вопящего вокалиста в грязной матерчатой маске - или это только кажется? Одна была проблемка: звук в Felsenkeller в этот вечер был не самый лучший, да и в целом перформанс от WULFBAND более адаптирован к небольшим клубам с максимально тесной обратной связью между артистом и аудиторией. Поэтому сет этого проекта, который приходилось наблюдать двумя годами ранее в тесной Villa, запал в душу не в пример больше нынешнего.

Поскольку WULFBAND, как всем известно, это группа из ростера Progress Productions, то нахождение Торни Готтберга на этой вечеринке не должно вызывать удивления. С ним я и простоял за столиком до выхода на сцену PLASTIC NOISE EXPERIENCE.
PNE традиционно относят к заслуженным ветеранам EBM-сцены, но давайте оценим трезво - а много ли у этого проекта настоящих поклонников, особливо у нас стране? Ответ тут, скорее, отрицательный. А ведь проект Клауса Крузе обладает вполне узнаваемой индивидуальностью и вот этим резким, лязгающим металлическим саундом, который трудно с кем-либо спутать. Как фронтмен этот тщедушный немец с окладистой бородой тоже вполне себе ничего - фактурой, может быть, и не вышел, зато горящим взором зал буравит исправно и руками заводные жесты совершает. И кого же мне он напоминает? Точно: Бэрримора из «Собаки Баскервилей». Окончательного обезумевшего от жизни на болотах и впавшего в мизантропию. Но вообще-то концерты у PNE традиционно удаются, трудно вспомнить хотя бы одно слабое шоу, как и припомнить хотя бы одно выдающееся. Добротный средний уровень.

Параллельно с концертами на главной сцене проходили live-сеты и в малом зале Felsenkeller, но заглянуть туда получилось всего пару раз за вечер. Во-первых, имена выступавших там проектов мало о чем говорили, но главное - на это просто не было времени. В один из редких визитов туда удалось разглядеть на сцене дородную женщину средних лет с красными волосами, облаченную в легкомысленную белую ночную рубаху. Женщина эта была идентифицирована как GENEVIEVE PASQUIER, и, ввиду того, что её участие в данном мероприятии никак не было анонсировано, логично предположить, что это был сет какого-то из сайд-проектов с её участием. Вернее всего: THOROFON.

Главными хедлайнерами мероприятия были уже без всякого преувеличения легендарные ветераны PORTION CONTROL, и они действительно были лучшими в этот вечер. Этим седовласым дедам уже давно внуков нянчить пора, а они дерут глотку и раскачивают зал почище многих своих, куда более юных, коллег - как вам такое? Причём, по большей части, звучал материал с их поздних альбомов, и вот эта способность генерировать столь богатую адреналином и благородной яростью электро-индустриальную музыку в таком почтенном возрасте вызывает безусловное уважение. Слава и почёт группе PORTION CONTROL! Пролетарская суровость вкупе с совсем уж пубертатной панк-задиристостью, странным, но весьма удачным образом сочетаются в музыке этой группы, что выгодно отличает британский проект от массы прочих эпигонов – свое особенное место на мировой андеграундной музыкальной сцене за PORTION CONTROL зарезервировано, похоже, навсегда.

Мероприятие завершилось далеко за полночь, когда давно ушёл последний трамвай, и по приятной прохладе, сначала в сопровождении двух потерявшихся в ночи готесс из Билефельда, а потом и в совершенном одиночестве, я не спеша дошёл до своей квартиры. Полуторачасовая прогулка по ночному Лейпцигу, через всю инфернальую Айзенбанштрассе... На которой стояла гробовая тишина, лишь изредка прерываемая скрипом очередного безмятежного велосипедиста. На одной из остановок какой-то чернокожий парень, покачивающийся то ли от алкогольного, то ли от какого-то ещё, опьянения, нетвердой рукой пытался попасть скомканной салфеткой в урну. Долго целился - но в итоге промахнулся. «Что, не попал, брат?!» - громко окликаю по-русски. Чувак смешно таращится и неловко отпрыгивает в сторону.
Собственно, это было единственном противоправным действием, которое пришлось наблюдать на этой, самой опасной улице Германии, в течении всего WGT.

ДЕНЬ 1

BUZZ KULL
DETACHMENTS
DIVE
BOY HARSHER

С утра снова пришлось тащиться в Агру, на сей раз, за фото-аккредитацией. Готический народ активно прибывал в Марклеберг и визуально все выглядело точно так же, как и раньше, но WGT 2018 отличался от своих предшественников довольно значительно - и не всегда в лучшую сторону. Прежде всего, промоутеры потеряли по причине то ли реконструкции, то ли сноса, вторую по вместимости фестивальную локацию Kohlrabizirkus. Соответственно, масса народа, которая обычно заполняла Кольраби, по всем законам физики была «размазана» по остальным площадкам, отчего находится на некоторых из них стало весьма некомфортно. Особенно остро эта проблема обозначилась в первый день, когда на вышеупомянутые обстоятельства наложился ещё и необычайно скудный состав участников в Agra. Всего то три группы за день (притом, мало кому интересные) - когда такое было? Таким образом, трамваи с номером 11, утрамбованные людьми в черном, дружно устремились в центр Лейпцига и впервые за одиннадцать же лет посещения фестиваля, пришлось наблюдать некое подобие организационного хаоса и коллапса.

Концертную программу в Stadtbad открывал австралийский cold wave / minimal synth проект BUZZ KULL и уже во время его сета в зале было очень многолюдно. Совершенно непривычная картина для концерта в 16:30. На выступление этого парня я приехал сознательно и преисполненным некоторых надежд, ибо по итогам традиционной предфестивальной сессии прослушивания, название BUZZ KULL было мною внесено в список тех, которые впечатлили наиболее всего. Удивительно, но надеждам этим суждено было сбыться: обмотавший голову платком аки бедуин мордатый австралиец был на сцене один-одинёшенек, но шоу его было вовсе не скучным - казалось бы, обычный хипстерский minimal synth / cold wave, которого сейчас завались, однако очень мелодичный и не чуждый классическому бельгийскому EBM саунду. Ну а «Into The Void» - это вообще большой хит! Пожалуй, именно данный трек станет для меня настоящим гимном WGT2018.

Потом удалось немного пообщаться с Шоном, а заодно и с его землячкой Zoe Zanias (эффектная, все-таки, дамочка) - оказалось, что сразу после этого сета он отправляется на пару концертов в Россию, к каким-то неизвестным мне промоутерам. Вот оно, началось: та самая «молодая шпана, которая сотрет нас с лица Земли».

Вся программа в Stadtbad была концептуально выстроена под «новых мрачных», и следующими на сцене оказались ещё одни из заметных их представителей, британцы DETACHMENTS. Очень клевые ребята, породистые, с лютой харизмой и холодной сталью в глазах - такие настоящие англичанине из книжек. Играли стерильный post-punk на электронном движке, отчего звучали чрезвычайно энергично и полу-индустриально. Однако, неприятно удивило, что на столике с мерчем они, совсем не смущаясь, разложили свои релизы, выполненные в виде...обычных CD-R на струйном принтере. Причём, некоторые из них были скопированы с реальных CD, тиражи которых, видимо, просто уже закончились. С таким «самопиратством» раньше сталкиваться никогда не приходилось.

Далее предстояло сделать нелегкий (как это обычно и бывает на WGT) выбор: оставаться ли среди штатдбадовских хипстеров или двигать в Westbad - новую локацию фестиваля – где выступали сплошь EBM/Industrial проекты. Поскольку среди этих проектов был заявлен DIVE, то долго думать не пришлось, и в компании Тино и его друзей отправлюсь теперь уже в «Западную баню». Название же это оказалось пророческим, ибо из-за вышеописанных обстоятельств площадка была переполнена, а перед входом мялась с ноги на ногу огромная очередь из страждущих. Оказаться внутри я смог только благодаря аккредитации, и сразу же оказался в бане - как и было заявлено. Westbad был тесным, душным, двух (или даже трёх?) этажным и как-то сразу очень не понравился.

Все это не помешало, тем не менее, кайфануть от шоу бельгийского ветерана, потому как почти при любых обстоятельствах его исступленно суровый и шагающий слоновьей поступью по головам слушателей электро-индастриал я воспринимаю с благодарностью и пиететом. На концертах этого основного музыкального проекта Дирка Ивенса неоднократно приходилось бывать и ранее, но тут впервые довелось убедиться воочию, насколько хорошо работают «в живую» треки с прошлогоднего альбома «Underneath», большинство из которых заняли центральные места в нынешнем сет-листе DIVE. Две же основные составляющие любого шоу DIVE - ярость и минимализм - остались неизменными, и тут надо отдать должное еще и отличной физической форме Дирка, потому как в его возрасте поддерживать необходимый уровень подобных экстремальных эмоций уже не так просто - но он пока отлично справляется.

Сразу после концерта DIVE у меня была «забита стрелка» с Дэниелом Майером, которого я обнаружил в условленном месте в компании с неким добродушным чуваком, который представился Яном. Оказалось, этот тот самый Ян, который рулит проектами ISZOLOSСOPE и MEMMAKER. Он был в меру пьян и безудержно весел, Дэниела же все время дёргали в разные стороны разнообразные праздношатающийся личности (среди которых был замечен и Роберт Энфорсен) - так что как-то само собой получилось, что в дальнейшем общаться пришлось уже с моим новым канадским знакомым. Но не очень долго: ввиду увеличивающегося дискомфорта внутри Westbad, вызванного, в том числе, и грядущим появлением на сцене популярного ансамбля [:SITD:], выдержать которое, само по себе, стоило бы мне немалых трудов (увы - подобного рода музыка вызывает сегодня лишь стойкое отторжение), принимаю-таки решение покинуть данную локацию, несмотря на наличие крутого хедлайнера: нового проекта Дугласа Маккарти и Бона Харриса BLACK LINE. Да, выступление этой супер-группы (где стучит ещё Кристиан Айгнер из концертного состава DEPECHE MODE - правда, только на студийных работах) было серьезным аргументом для продолжения вечера именно в Westbad, и можно с уверенностью сказать, что ещё пару-тройку лет назад я тут бы и остался, но теперь отправился вслед за зовом сердца и повинуясь вектору нынешних музыкальных пристрастий. Обратно к хипстерам - в Stadtbad.

А на улице то, оказывается, царил тот ещё ад! Извивающаяся очередь из страждущих попасть внутрь (вот что [:SITD:] животворящий делает!) была самой монструозной из всех, которые приходилось видеть за всю историю поездок на WGT. Из неё очень скоро стали доноситься голоса на русском: были там и наши люди! Наскоро обрисовав всю тщетность попыток проникнуть в неприступные стены «Западной бани», убеждаю соотечественников отправиться в поисках лучшей музыкальной доли куда-нибудь в другое место. Благо, их выбор весьма широк.

Впрочем, в Stadtbad дела обстояли не многим лучше, и быстро оказаться внутри этой локации мне вновь позволила лишь заветная аккредитационная ксива.
Успел аккурат к началу сета дуэта BOY HARSHER из штата Массачуссеттс, который можно назвать одним самых заметных и амбициозных новичков (пишу это слово, и оно режет глаз - вот до чего политическая пропаганда довела:)) на сцене за последние годы. Играют янки очень актуальный замес из ортодоксального техно, minimal-EBM, гудящего дрона и атмосферного cold wave, а их музыка прочно обосновалась в моем плейлисте - но вот о том, как они выглядят визуально, даже никогда не задумывался. Оказалось, что обладательницей вот этого гулкого и временами потустороннего вокала является представительная женщина с внешностью молодой Аллы Пугачевой, что, однако, не помешало ей лихо отплясывать на сцене и вообще всячески «нагонять индастриала». Помогал ей в этом нужном деле насуплено-строгий юноша, и в комплекте парочка смотрелась весьма странно - но, однако же, вполне органично.

Уже к середине сета BOY HARSHER Stadtbad заполнился до такой степени, что даже потенциальное желание покинуть помещение можно было реализовать с лишь с неимоверными трудностями, ибо путь до единственного выхода пришлось бы проделывать через спрессованный монолит зрительской массы. Так что лишь оставалось смиренно дожидаться выхода главных хедлайнеров, итальянской post punk/cold wave группы ASH CODE.

Которая дослужилась до столь почетного статуса подозрительно быстро: ещё лет пять назад они играли в первой половине лайн-апа где-нибудь в Kuppelhalle. Но ASH CODE из тех групп, которые делают все максимально правильно, старательно и при этом просто. Несмотря на весь смурной пост-панковский имидж и ухоженные косые чёлки обоих братьев-двойняшек, их песни до неприличия доступны и мелодичны, словно шлягеры с фестиваля Сан-Ремо, сконструированы на основе драм-машины и немудреных электронных битов - гитары здесь больше для «понту» и напускной важности. Поэтому на ASH CODE стоит обратить внимание не только поклонникам пост-джойдивиженовского саунда, но и фэнам самого обычного synth-pop. По сути, они его и играют, только старательно закамуфлированный в модные post-punk тона. Так что, несмотря на некоторую наивную прямолинейность, свою задачу (пока) группа выполняет и смогла добиться качественно иного уровня популярности «малой кровью» и ограниченными средствами.

ДЕНЬ 2

HAPAX
3 TEETH
OOMPH!
FRONT LINE ASSEMBLY

Это был день рок-н-ролла, почти стадионных шоу и неприлично «больших имён». Видимо, по причине того, что переварить подобные ингредиенты в больших дозах не представляется возможным, решаю ограничиться лишь четырьмя концертами.
Начать же его предстояло в уже облюбованном Stadtbad, ибо наблюдать за шоу ZEROMANCER в Agra не было особенного желания. Тут бы я с удовольствием остался и дальше (были заявлены MR.KITTY, ZANIAS, и тд), но в силу масштаба имён на главной площадке фестиваля, не отправиться туда ближе к вечеру было бы чудовищным преступлением.

Концертную программу в Statdbad открывала парочка хмурых итальянцев, которые звались HAPAX и играли настолько стопроцентно выверенный и шаблонный post punk, насколько его можно себе вообразить. Все тут было прекрасно: и вокал, и прикид, и выражение лиц, и обязательная драм-машина, и умение страстно вертеть гитарами. Однако, все это было насколько прекрасно, настолько и предсказуемо - хотя раздражения или неприятия не вызывало. Настырное новое поколение post-punk/cold wave групп, несмотря на абсолютную унифицированность звучания и монолитное единообразие, ещё не сожрало само себя, как это ранее случилось с gothic rock или hellektro коллективами - пока сам жанр максимально актуален и находится на пике готического мейнстрима, старательное следование общим правилам игры само по себе способно обеспечить приемлемый уровень популярности. Но как только востребованность пост-панка сойдёт на нет, есть подозрение, что многие его представители начнут весело лопаться, как мыльные пузыри.

Настало время переместится в Agra, где любопытно было взглянуть на заявленных в последний момент на фестиваль громыхающих американцев 3TEEH - группу, которая бесцеремонно и амбициозно прорвалась куда-то на подступы к «высшему эшелону» индастриал-сцены. По сути, 3TEETH не стали изобретать ничего нового, а просто фигачат кроссоверный industrial-metal по бессмертным лекалам классических альбомов MINISTRY и GODFLESH, при этом - надо отдать им должное - не скатываясь в мейнстримово-игрушечный саунд сугубо коммерческих проектов вроде MARILYN MANSON и иже с ними. Грань тут довольно тонкая... 3TEETH предстали на сцене как богоподобные герои рок-н-ролла, с широченным, как русская душа, пафосом и гипертрофированной манерностью, на которые так горазды музыкальные проекты из США. Известны довольно полярные оценки как в отношении музыки 3TEETH, так и их концертных шоу, но мне эти ребята определено нравятся. Напор и драйв - за это их ценю и почитаю.

Пиршество хэви-металлического позёрства и искрящегося глэма было успешно продолжено в виде выступления ветеранов OOMPH!, группы, уровень популярности которой в России едва ли уступает известности в родной Германии - а то и превосходит оную. Ну как же: это же почти Раммштайн! Несмотря на утрированную театральность шоу и почти подростковую эмоциональность фронтмена Деро (а мужику то уже в районе полтинника), излишнее иронизировать над OOMPH! желания не возникает. Возможно, вот этот прямолинейный Neue Deutsche Harte (помните такой термин?) звучит применительно к реалиям дня сегодняшнего архаично и наивно, но за широченными плечами всех участников группы находится уйма проверенных временем хитов, а огромный сценический опыт позволяет им делать настолько угарное шоу «для масс», что наблюдая за концертом OOMPH! и тем энтузиазмом, с которым на него реагирует публика, начинаешь верить, что время остановилось, и сейчас на за окном какой-нибудь 1999 год.

Хедлайнерами вечера были FRONT LINE ASSEMBLY, и это, положа руку на сердце, казалось не вполне очевидным решением промоутеров. Да, FLA - это абсолютный культ, в том числе, и для меня лично. Пожалуй, если бы предложили назвать самый ожидаемый концерт фестиваля, то это было бы именно выступление канадцев, тем более, что теперь с ними вновь катается Рис Фалбер, а в «почти оригинальном составе» видеть FLA ещё не приходилось. Однако, FLA никогда нельзя было назвать группой, делающий «шоу», Билл Лииб всегда занимался звуком и, собственно, музыкой, а вовсе не спортивными упражнениями на сцене. Поэтому понять людей, которым после 3TEETH и OOMPH! шоу основоположников классического electro-industrial показалось несколько скучноватым, можно. Тем более, что сейчас оно гораздо более ориентировано на сугубо электронный звук, чем когда бы то ни было - гитары (как и весь материал «Millennium») отложены в сторону, резвящейся молодежи на сцене после смерти Инкеля (которому было посвящено исполнение «Vanished») тоже теперь нет. А вот олдфаги и преданные фэны остались весьма довольны - и я вместе с ними. Но было ли это лучшим шоу FLA на моей памяти? Это вряд ли.
Тем не менее, в свой иммигрантский квартал я уезжал с чувством удовлетворения и торжественного покоя, хотя вопрос, по каким критериям Билл Лииб формирует сет-лист концертов FLA и, какого черта он почти никогда его не меняет, мучил меня перед сном ещё долго.

ДЕНЬ 3

A PROJECTION
TORUL
XENTURION PRIME
ELEGANT MACHINERY
SCHONWALD
ACTORS
THE KVB
KLUTAE

Последующие два дня фестиваля получились неожиданно долгими и предельно событийно насыщенными - как в славные былые. Восемь групп за день - когда такое случалось в последний раз? И это ещё без учета того, что вся первая половина воскресенья была отведена на заранее запланированную встречу с Тино Клаусом, которая затянулась аккурат до начала концертной программы в Volkspalast.

Открывала которую шведская post punk/gothic rock формация A PROJECTION, также заблаговременно выделенная мною по итогам демо-прослушиваний в список «желательных к посещению концертов» на WGT2018. Этот квартет из Стокгольма сразу заставляет вспомнить THE CURE, JOY DIVISION и THE SISTERS OF MERCY - причём одновременно. Казалось бы, клише на клише сидит и клише погоняет, но, как это часто непостижимым образом выходит у шведов, на выходе получается весьма вкусный и эстетически привлекательный продукт. При абсолютной вторичности саунда от музыки и песен A PROJECTION веет вдохновляющей свежестью, а мелодике отдельных песен смог бы позавидовать Роберт Смит - даже если бы он находился в той творческой форме, которая была у него в средине восьмидесятых годов прошлого века. Послушайте их «Dark City» - чем не «Just Like Heaven» 21 века?

Далее наши пути с Тино разошлись - он поехал на нойзовиков в Täubchenthal, а я спешно выдвинулся в Agra на концерт своих давнишних фаворитов TORUL, которых видеть с новым фронтменом ещё не приходилось.

Честно говоря, лучше бы этого не афишировать, ибо подобное драматическое изменение личных музыкальных пристрастий не самым лучшим образом может сказаться на обратной связи с клиентами и вообще степени доверия к Razgrom Music. Но буду честным: тот самый традиционный synth-pop, на который приходится большинство продаж и внимания слушателей в России, сегодня не слушаю почти совсем. Одно из немногих исключений - словенцы TORUL. Не ведаю, не знаю и не очень хочу разбираться, отчего так вышло - просто вот такой факт. Многие горестно сокрушались по поводу ухода вокалиста Яна - но знаете что? Этот новый парень за микрофоном тоже совсем не плох. Да, первые пару треков было некомфортно - будто ошибся концертом - но потом быстро адаптировался. И ведь объективно: он крутой вокалист. Раньше пел чуть ли не в фолк или в каких-то проектах церковной музык (я потом узнавал). Да, в харизме он существенно уступает Яну, но общая концепция шоу TORUL от этой пертурбации пострадала не сильно - без сомнения, один из лучших концертов WGT2018.

Вообще-то, удивительно, что TORUL так быстро доросли до Agra - но куда удивительнее, что там же оказались и XENTURION PRIME! Не скрою, данный факт заставляет испытывать умеренное чувство внутренней гордости, ибо оба этих проекта играли на наших мероприятиях в Волгограде, и были приглашены туда именно потому, что казались одними из самых перспективных на synth-сцене - отрадно, что промоутеры WGT придерживаются похожего мнения. Хотя при всей симпатии к весёлому шведскому проекту XENTURION PRIME, его появление на главной фестивальной площадке вызывало определённый скепсис, ибо находящаяся на стыке psy-trance и бодрого future-pop музыка Бьерна, Хассе и примкнувшей к ним ныне Катрин, куда больше подходит для небольших локации и тематических дэнс-вечеринок. Часть опасений благополучно подтвердилась - хотя мои ожидания были ещё более худшими. В целом же, несмотря на обычную для Agra дистанцию между артистом и аудиторией, ребятам удалось «раскачать» этот ангар посредством своих, может быть, порой и незамысловатых, но чрезвычайно бодрых space-synth треков.

Продолжили большой synth-pop день в Agra ELEGANT MACHINERY - один из главных скандинавских проектов данного направления. Активность которого, правда, а последние годы весьма вялотекущая и ограничивается редкими «епишками» и концертами. А ещё вокруг группы и персонально Роберта Энфорсена циркулирует масса нелицеприятных слухов и негласного осуждения политической позиции отдельных участников - порой неприятно все это читать и слушать. Многие просто воротят нос от проекта из-за этих, крайне далеких от музыки, причин, но факт-то в том, что концерты ELEGANT MACHINERY дают уровня высочайшего - по крайней мере, на этом WGT было именно так. Скуластый швед Роберт Энфорсен просто фронтмен от Бога, скачущий по сцене как шарик от пинг-понга и играючи удерживающий на себе внимание аудитории, а в багаже у ELEGANT MACHINERY уже накопилась целая обойма легких и изящных synth-pop хитов, которыми группа и укомплектовала свой сет-лист.

К некоторой досаде, покинуть концерт ELEGANT MACHINERY пришлось довольно быстро, ибо Алекс Юнг (главный концертный фотограф на «нашей» сцене - обязательно посмотрите его фото!) спешно собирался уезжать в Volkspalast, куда я также планировал отправится ближе к вечеру. Но Алекс предложил прямо сейчас подвезти на своей машине, и не воспользоваться его приглашением было бы не разумно. Таким образом, я окончательно решил на оставаться на главных хедлайнерах Agra этого вечера - наших дорогих и любимых DE/VISION. Штефан и Томас - простите меня великодушно! Вы знаете, как я вас люблю и уважаю, но ваших концертов в моей жизни было уже слишком много.

А в Volkspalast удалось застать ещё и окончание выступления cold wave формации SCHONWALD - эдаких немецких LEBANON HANOVER. Максимально унылая музыка, девушка с гитарой на вокале и невзрачный мужичонка подле неё вертится - весь визуал по самым моднейшим канонам! Никакой антипатии эти статично переминающиеся с ноги на ногу на сцене ребята не вызвали, но и особенного приятия как-то тоже не родили. Фоновый такой cold wave, коего сейчас с избытком.

А вот дальше было интересно, ибо на сцену в «малом зале» вышли ACTORS - одна из тех групп, ради которых я и решил отправиться в Volkspalast. Эти канадцы недавно издали дебютный альбом на Artoffact, который как-то сразу приглянулся своим эклектичным саундом из post-punk, gothic rock и new wave, что и обусловило появление ACTORS в моем концертом расписании. Правда, их выступление рисовалось в воображении как типичный концерт тощих, чистеньких и нарядных дарк-хипстеров, однако тут случилось настоящее рок-н-рольное шоу с яростным угаром и шутками-прибаутками, которое давали брутальной внешности мужики с татуировками и одна миниатюрная девушка. Той электронной составляющей, которая является важной частью саунда ACTORS на их студийных работах, не было слышно почти совсем, но, удивительным образом, на общем положительном восприятии перформанса это никак не сказалось. Пожалуй, это был самый отвязный и позитивный по эмоциям концерт на всём фестивале, а в зале среди зрителей был замечен, между прочим, Рис Фалбер.

Ну ничего - если вдруг обнаружилось неожиданное отсутствие хипстерского духа в энергичном сете ACTORS, то тут же последовала немедленная компенсация в виде выступления коллектива THE KVB из Великобритании. Вот уж образцовые «новые мрачные» - хоть в учебник заноси. Собственно, THE KVB и являются одними из столпов вот этой волны ренессанса классического дарк-вейва, и уже заработали себе статус местечковых звёзд жанра - нынче у молодёжи все это быстро делается. Субтильный молодой человек в тельняшке и с легкомысленными кудрями, соседствовал на сцене с пронзительно печального вида девушкой, до неприличия похожей на киноактрису Скарлет Иоханнсон - особенно издалека. Сходство было настолько навязчивым, что никто бы не удивился, если бы в зал ворвался герой Джонотана Риз Майерса из «Матч Пойнт» и начал палить по девушке из дробовика. Такой поворот, безусловно, добавил бы музыке группы, которая представляла из себя угрюмый монтотонный cold wave, время от времени прерываемый визгливыми гитарными импровизациями, дополнительной концептуальной вескости. Словом, ребята не разочаровали.

Тут уже я хотел и отправиться домой, и даже сел в соответствующий трамвай, но после детального изучения расписания WGT выяснил, что при должном рвении ещё могу успеть на концерт KLUTAE в Stadtbad. Не то чтобы я отчаянно вожделел в очередной раз лицезреть скупое шоу Клауса Ларсена (хотя - почему нет?), просто погода была хорошей, а настроение - превосходным. Так что я почти вприпрыжку ломанул на «танцы ЕВМ».

И совсем не зря! Не знаю, какой уж там был KLUTAE до этого - очевидцы утверждают, что таки был - но когда я вошёл в полупустой зал Stadtbad (увы - «старая гвардия» теряет популярность) фигачила «Japanese Bodies» LEAETHER STRIP. А затем следом: «Strap Me Down», «Evil Speaks», «Kiss My Deutschland», «Civil Disobedience». Как уже поняли все компетентные в данном вопросе люди, это тоже были песни из репертуара основного проекта Клауса Ларсена. Так что, получается, я лишь номинально побывал на концерте KLUTAE, а фактически - на шоу LEAETHER STRIP. Вот такой приятный нежданчик. Впрочем, оба этих действа происходят абсолютно одинаково: лысый и голый по пояс автор-исполнитель, нимало не смущающийся собственной упитанности, горланит свои бади-шлягеры искренне и от души. Возможно, иногда это выглядит наивно и неказисто - но это же наша молодость, тот самый, ныне проржавевший, EBM!
Да пусть себе поёт!
И вот на этом третий день WGT был уже точно завершён.

ДЕНЬ 4

JAPAN SUICIDE
SILENT RUNNERS
DAGEIST
PALAST
PRINCIPE VALIENTE
AUTHOR & PUNISHER
TREPANERINGSRITUALEN
BLIXA BARGELD & TEHO TEARDO

Последний день фестиваля обычно получается наименее событийно насыщенным и скуповатым на больших хедлайнеров - так, в общем то, произошло и на этот раз. Однако, данное обстоятельство неожиданно сыграло в плюс, ибо будучи абсолютно свободным в выборе выступлений и перемещений по локациям, опять, неожиданно для себя самого, смог «пробить» восемь концертов за день.

Но сначала заставил себя сделать то, чего так и не сподобился за все предыдущие десять лет регулярных визитов в Лейпциг - посетить, наконец, Völkerschlachtdenkmal. Нет, рядом и возле этого здоровенного (по европейским меркам) монумента «Битве Народов» приходилось бывать и ранее, но вот осматривать целенаправленно или, тем более, взбираться на него, все как-то не находилось времени.

Факт этот, между прочим, достаточно позорный, ибо оная каменная глыба (впрочем, злые языки могут назвать ее кучей - и вовсе не камней) является главной туристической достопримечательностью города, а историческое событие, которое послужило поводом к ее сооружению (Википедия вам в помощь), по своему масштабу воздействия на дальнейшую судьбу Европы, действительно, заслуживает такой помпезной визуализации. У руководства ГДР, однако, долгое время сохранялось стойкое желать взорвать этот монумент к чертовой матери, ибо его активно эксплуатировали для разнообразных культурно-массовых мероприятий нацисты, да и отдельные художественные решения, использованные при сооружении памятника, сейчас выглядят несколько двусмысленно. В частности, вот эти орлы на стенах, с подозрительно знакомым профилем - кого и на что они потом вдохновляли? Да и вообще, вся эта конструкция просто источает милитаристский пафос и непоколебимую веру в силу немецкого оружия. Поэтому понять природу тяжелых размышления властей ГДР очень даже можно. Однако, в процессе его гипотетического сноса (то есть, подрыва), вполне вероятно, на воздух взлетела бы и значительная часть самого Лейпцига. Так что памятник стоит до сих пор, а вид на город с его лестниц открывается, и правда, впечатляющий.

От монумента до Volkspalast всего то десять минут ходьбы, однако на этой локации меня ждали лишь наглухо запертые двери и смиренно толпящиеся у входа разрозненнее группы готов. Я хотел посетить сет dark-techno проекта SARIN, а получил кукиш: саундчек Бликсы Баргельта, который со своей группой был главным хедлайнером вечера, затянулся на долгие часы, отчего все расписание выступлений отправилось в мусорное ведро. Вопиющий случай!

Раздраженно пожав плечами, отправляюсь в Haus Leipzig - ещё одну новую площадку на этом WGT. Опять какое-то двухэтажное сооружение, на входе мороженое продают... А ещё я тут встречаюсь с коллегой из Воронежа - из соседней, в общем то, области. В России видеться нам, фактически, как-то не приходилось, а вот провернуть это в Германии - самое подходящее место.

За взаимной беседой вяло наблюдаем, как на сцене пыжится польская формация JAPAN SUICIDE, которая играла нечто настолько общее и размазанное, что подобрать внятные определения и эпитеты относительно их музицирования не представляется возможным. Скажем так: это был gothic rock. Какой? зачем? для кого? - на эти правомерные вопросы ответить, увы, не смогу. Кстати, вполне вероятно, что группа то была хорошей и готик-рок от неё вполне качественным, однако, два обстоятельства отвлекали от объективной оценки творчества JAPANESE SUICIDE. Первое: на сцене, прямо между музыкантами, для чего-то были установлены гнусные муляжи свиных голов. Второе: среди этих музыкантов был один смачный персонаж, гитарист-виртуоз, который будто шагнул на сцену Haus Leipzig прямиком из ВИА «САМОЦВЕТЫ», а рубашку выписал откуда то у серферов из Гавайских островов. Максимальный уровень имиджевой провокации - зато этого дяденьку все запомнят очень надолго.

А вот следующая группа, SILENT RUNNERS из Нидерландов, порадовала несказанно: не зря, все-таки, в списке новых имён, с которыми следовало бы ознакомиться на этом фестивале, она у меня значилась под номером «один». Но, опять-таки, материальное воплощение SILENT RUNNERS оказалось весьма отличным от того гипотетического образа, который заранее успел сложиться: ожидалось эмоционально сухое и максимально статичное выступление, столь характерное для cold wave и minimal synth групп. А тут же целое буйство звуков, цветов и разнообразных физиономий: музыкантов на сцене аж пять штук и каждый вертелся на ней юлой, а наиболее преуспевал тут очкастый фронтмен, который казался симбиозом молодого Бориса Гребенщикова и зрелого Адриана Хейтса, он цепко ухватил своей хилой на вид ладонью аудиторию Haus Leipzig за горло (яйца, нос, задницу - кого за что) с самого начала выступления, да так и не отпускал до самого конца. Сумасшедшее шоу голландских ботаников, у которого есть лишь один аналог: шведы AGENT SIDE GRINDER. И ментально, и музыкально эти проекты очень похожи.

Воодушевление после концерта SILENT RUNNERS было столь велико, что я приобрёл на CD их единственный альбом «The Directory» в общем порядке, по розничной цене - что происходит со мной, по вполне понятным причинам, не часто. А затем радостно потопал в сторону Moritzbastei, ибо дальнейший лайн-ап в Haus Leipzig особенного интереса уже не представлял.

В Moritzbastei же сначала попадаю на выступление французского проекта DAGEIST, который даже в субкультурной среде имеет весьма ограниченную известность. Эти такие скромные трудяги, кряжестые мужики в возрасте, которые старательно, но не очень талантливо, играли нечто на стыке synth-pop, dark wave и post punk и, как казалось, были безмерно рады, что их позвали на такой клевый фестиваль. На этой площадке, вообще, часто можно увидеть подобных персонажей. Но никаких тяжелых каменьев в адрес этих мусье (один - поёт; другой - с бас-гитарой) метать не хочется: дело своё они делали честно и с душой, да и несколько неплохих треков у DAGEIST в загашниках имеется. Фронтмен прямо во время сета перемигивался и даже пытался целоваться с некой дамой, которая преданно на него взирала и ни на секунду не отходила от сцены, а басист перемещался со своим инструментом куда то в зал, и играл прямо оттуда, из «народных глубин». Я же говорю - хорошие ребята.

Затем настало время берлинских модников PALAST, которые достаточно резво ворвались на европейскую synth-pop сцену и заставили обратить на себя многих фэнов жанра. Причём, назвать их очередными клонами DEPECHE MODE никак нельзя (это уже давно моветон), скорее, тут уместны прямые ассоциации с DURAN DURAN - вокалист даже отдалённо смахивает на Саймона Ле Бона. Но вообще, заметно, что амбиции этих ребят простираются далеко за пределы локальной synth-сцены, они пытаются звучать и выглядеть подчёркнуто космополитично и винтажно, нещадно эксплуатируя стилистику «новой волны» восьмидесятых - что, как раз-таки, сегодня и является весьма актуальным трендом. И шоу делают что надо: еще чувствуется борзый заряд молодости и неизбалованность большими фестивалями. Есть и минусы: несмотря на наличие нескольких удачных полу-хитов, основная масса песенного материала PALAST дотягивает лишь до добротного среднего уровня, которого не достаточно для качественного рывка по увеличению популярности группы.
К концу вечера у меня окончательно сформировалось решительное желание попасть-таки на концерт Бликсы Баргельта, а для этого вновь следовало вернуться в Volkspalast. Но попутно решаю зацепить и начало сета шведского post-punk квартета PRINCIPE VALIENTE здесь в Moritzbastei, а потому остаюсь в клубе ещё минут на двадцать.

PRINCIPE VALIENTE хотя и извлечены промоутерами WGT из глубин шведского андеграунда, но среди поклонников традиционного гитарного пост-панка уже обладают определенной репутацией, а ещё, что удивительно, в симпатиях к этой группе нередко признаются их коллеги-музыканты - приходилось читать в нескольких интервью. Удивительно потому, что признаков сногсшибательной индивидуальности и некой особенной стати в музыке PRINCIPE VALIENTE найти весьма непросто - самый обыкновенный и скучноватый пост-панк, да и ухо случайного слушателя, вроде меня, за мелодии не цеплялось и никаких особенных дивидендов от просмотра концерта не получало. Зато все очень печально и готично, да. Даже удивительно для шведов.

За считанные минуты добравшись до Volkspalast, обнаруживаю на сцене одинокого господина за клавишами, который недобро хмурился и периодически издавал страшные вопли из полумрака. Вглядевшись более пристально, становилось заметно, что голосит он прямиком в какую-то металлическую коробочку или некое подобие губной гармошки - сопровождалось же все это действо гудящим индустриальным дроном и мельтешащим видеорядом. Происходящее поначалу заставило несколько озадачиться и уткнуться носом в программу фестиваля, ибо, по моим подсчетам, я должен был прибыть аккурат к началу выступления BLIXA BARGELD & TEHO TEARDO. Но из-за того самого неприлично затянувшегося саудчека, выступления всех артистов были смещены более чем на один час! Таким образом, я оказался на концерте американского проекта AUTHOR & PUNISHER и, в общем, не пожалел, будучи покоренным неистовой злобой и технической смекалкой американского товарища - как выяснилось, многие из своих объектов звукоизвлечения он придумывает сам, буквально с паяльником в руках.

На этом сеансы атональных и агрессивных акустических воздействий на мою шаткую психику не закончились, ибо в ожидании концерта Бликсы, предстояло ознакомиться ещё и с ритуально-клокочущим перформансом TREPANERINGSRITUALEN - между прочим, культового проекта в узких кругах. И вот что: я с симпатией ко всему такому отношусь. В том числе, и к этому огромному бородатому мужику в колпаке из мешковины и с петлей на шее, обвешанному разнообразными цацками, кулончиками и прочей мишурой, который «как начал, как начал, реветь». Позади него на экране: черепа, кости, звезда Давида, ещё какие-то символы. Это же называется death industrial, верно? Первые пару-тройку треков было даже любопытно.

Но еще одно признание – раз уж это авторский репортаж. В силу собственной унылой приземленности и сугубо пролетарской родословной, я лишён способности воспринимать любые музыкальные упражнения, которые имеют целью не развлекать и веселить, а, прежде всего, формировать некий идеологический саундтрек. Ведь почти каждый поклонник неофолка или дарк эмбиента (не говоря уже о самих «музыкантах» из данных жанров) параллельно является адептом какой-нибудь объясняющей всю сущность бытия метафизической субстанции или заложником определённых идеологических убеждений (что ещё хуже). Как кажется, музыка тут имеет необязательно-прикладное значение, являясь лишь озвучкой непомерных амбиций и недостижимого уровня внутренней духовности автора - или же обычного ментального хаоса внутри него. Это уж под каким ракурсом посмотреть… Столь пространное отступление от общей канвы текста обусловлено время от времени получаемыми реквестами, касающихся шумяще-гремящих и фолково-акустических поджанров индустриальной музыки и их фактического игнорирования на сайте Razgrom Music. Думается, сим абзацем, я на эти вопросы ответил.

При этом, наконец-то случившийся сет BLIXA BARGELD & TEHO TEARDO произвёл очень сильное впечатление, хотя назвать музыку данного проекта чрезвычайно веселящей или даже мало-мальски доступной никак не получиться. Индустриальной, наверное, все-таки можно, но больше тут подходят старые-добрые термины вроде «авангардная» или «психоделическая» - которые, кстати, можно отнести и позднему творчеству EINSTURZENDE NEUBAUTEN. На концертах самих «штурцов», к сожалению, бывать не приходилось, поэтому упустить такой шанс увидеть Бликсу Баргельта в деле было бы непростительно. На сцене, помимо самого маэстро, находились по паре скрипачей и виолончелисток, а также лысый дядька, который то на гитаре играл, то по металлическим шарикам стучал. Непривычная к такому академическому шику аудитория благоговейно взирала на мэтра, сам же Бликса выглядел почетным ректором университета, которого против его воли заставили читать лекцию для балбесов-второгодников: он недовольно оттопыривал нижнюю губу, строго буравил взглядом зал и раздраженно восклицал: «There is no sound in the monitor!!!». Но уровень концертного шоу и профессионализма у его проекта просто запредельный - честно говоря, для WGT это, наверное, слишком круто. Слушать было хотя чудно и странно, но совсем не скучно.

На такой вот возвышенной и, можно даже сказать, окультуривающей ноте, уже в глубокой ночи календарного вторника (еще раз спасибо Бликсе за эпический саундчек!), закончился для меня WAVE GOTIK TREFFEN 2018. Список наиболее запомнившихся концертов в этот раз было сделать не так просто (кандидатов тут предостаточно), но в итоге, пусть будет таким:

01 SILENT RUNNERS
02 BLIXA BARGELD & TEHO TEARDO
03 FRONT LINE ASSEMBLY
04 PORTION CONTROL
05 BOY HARSHER
06 DIVE
07 ACTORS
08 TORUL
09 3TEETH
10 ELEGANT MACHINERY

ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ.

Почти всегда самые лучшие, позитивные и мотивирующие события происходят в тот самый момент , когда степень их ожидания минимальна. Так произошло и с WGT2018 - отправлялся я туда с мраморно-холодной душой и без особенных ожиданий, а возвратился преисполненным бодрящего оптимизма и благостного умиротворения - а ведь в подобные сентиментальные состояния впадаю крайне редко.

В чем же дело? Прежде всего, тот персональный личностный кризис, который время от времени терзал на протяжении нескольких предыдущих фестивалей и которой рано или поздно настигает почти всех WGT-туристов со стажем («блин, ну что я опять тут делаю?), совершенно не давал знать о себе и отметка уровня внутреннего удовлетворения от происходящего вновь скаканула резко вверх. А отчего так? Сложно сказать однозначно. Тут присутствуют как объективные, так и субъективные факторы, при этом, каждый из них является производным друг от друга - четкую грань провести невозможно. Но если все-таки попытаться, то к субъективным я бы отнёс все более шлифующийся с годами навык открывать для себя новые имена прямо «с листа» и отдавать приоритет к посещению концертов разнообразных дебютантов и прочих диковинных персонажей, в противовес прежней политике, когда очень хотелось урвать побольше хедлайнеров - хороших и разных. Ну и, конечно, неформальное общение с многочисленными интернациональными друзьями и знакомыми, ценность которого едва ли меньше, чем обычная беготня по концертным площадкам.

К объективным же, пожалуй, следует отнести серьезный жанровый и даже идеологический прорыв, который случился на WGT в последние три-четыре года - шел он медленно, размеренно, но неуклонно (как это обычно и бывает у немцев), а ощутимые результаты стали видны только сейчас. Тотальная коммерциализация «темной сцены» и циничное вымывание из неё первоначальной сущности - а именно, искренности эмоций и настоящей, а не пластиковой, «черноты» - привели к серьезному кризису и фактическому тупику. Последствия всей этой катавасии не преодолены до сих пор, но помощь все-таки подоспела и пришла она оттуда, откуда и была должна - со стороны следующего поколения адептов хмурой андеграундной музыки. Оказалось, что только вот эти новые проекты, укомплектованные участниками, возраст которых сильно меньше сорока, способны дать сильного пинка под зад заплывшему жирком миддл-классу сцены и заставить «вспомнить все»: сырой андеграундный звук, лаконичность форм, одержимость идеей и наивный нон-конформизм. Глянцевое gothic electro вроде того, которое издаётся на Out Of Line, все ещё «в игре», но уже точно не в тренде - даже самые беззаботные фетиш-готы нынче дружно топают на локации дарк-хипстеров, а наиболее заметные группы из этой генерации «новых мрачных» (YOUTH CODE, SHE PAST AWAY, LEBANON HANOVER,KITE, ASH CODE, BOY HARSHER и тд.) бесцеремонно занимают места хедлайнеров на крупнейших фестивальных площадках. Да, чрезвычайно много копипаста: все эти топовые cold wave, post punk, minimal synth и proto-EBM проекты, по сути, лишь старательно воспроизводят мифический дух «золотых восьмидесятых», но, по крайней мере, делают это талантливо и искренне - а это два ключевых качества, дефицит которых так остро ощущался на сцене в последние годы.

Возможно, именно поэтому и мои личные предпочтения радикально сместились в сторону вышеупомянутых жанров. Получается любопытный парадокс: в сегодняшних реалиях группы-динозавры, которые стояли у самых истоков готической и индустриальной музыки оказались в одной лиге с прыткими новичками-хипстерами, а вот многие из тех, кто посередине - плавают где-то в проруби. Некоторых совсем не жалко: это именно они виноваты в том, что в какой-то момент считать себя частью «тёмной сцены» стало чуть ли не публичной декларацией собственного безнадёжного «говнарства».

Впрочем, стоит упомянуть и ещё об одном, самом что ни на есть объективном факторе: а именно, о капитализме. При котором, как известно, богатые - богатеют, а бедные - беднеют. Формула эта универсальная, касается всех аспектов жизни и музыкальной сцены, в том числе. Так вот, если изучить расписание WGT десятилетней давности, то можно заметить, что на многих площадках концерты стартовали чуть ли не с двенадцати часов утра, а их общая интенсивность была куда выше, нежели сегодня (случай первого дня WGT2018 с лайн-апом в Agra и вовсе вопиющ). Происходит это потому, что гонорары хедлайнеров с каждым годом неуклонно растут, ибо, во-первых, хорошо кушать хочется всем - в том числе, и музыкантам - а во-вторых, выжимать деньги просто больше не из чего. Физические носители продаются мизерными тиражами, доходы от цифровой дистрибьюции, на которую возлагались такие большие надежды, оказались смехотворными, и, что самое печальное, у весьма известных в рамках сцены артистов больше не получается делать сольные туры даже в пределах Германии. Публика посещает только крупные фестивали, клубная же концертная индустрия - главный хлеб музыкантов - медленно загибается. Соответственно, артисты из «премьер лиги» выкачивают все больше денег из фестивальных промоутеров, а те, в свою очередь - из наших с вами карманов (стоимость билета на WGT постоянно растёт). Однако, даже этих средств не достаточно - и тут промоутеры начинают экономить. На хедлайнерах этого сделать не получиться, ибо печальные реалии даже андеграундного шоу-бизнеса таковы, что 80% посетителей приезжает на фестивали исключительно ради них - значит, части своих законных денег лишаются «первый дивизион» и «вторая лига». Арифметика простая: зачем делать шесть концертов в день - пусть даже очень хороших, но малоизвестных проектов - когда можно забацать четыре и позвать хедлайнером условный Энд Ван или Проджект Питчфорк? Промоутеры всеми силами стараются поддерживать репутацию WGT как самого демократичного и «семейного» фестиваля сцены, открытого даже для «маленьких» групп, но с каждым годом это становиться делать все труднее - и это не мои глубокомысленные умозаключения, а информация от источников, заслуживающих всяческого доверия.

И уж совсем напоследок: небольшой эпизод, максимально далекий от музыки, который, однако, останется одним из самых ярких воспоминаний о нынешней поездке в Германию. На кухонной стене, в той самой арендованной мною квартире, висит большое черно-белое фото - на нем почтенное семейство пращуров хозяйки: от младенцев и подростков до взрослых герр и фрау. Дата фотографии - 1938 год. И о судьбе каждого из них Джули рассказала отдельную историю, и почти все эти они, конечно же, переплетены с реалиями Второй Мировой войны. Некоторые из историй казались фантастическими (побег из английского плена за пачку сигарет и прибытие в Берлин прямым поездом из Парижа?), как, впрочем и большинство воспоминаний очевидцев того времени - с позиций дня сегодняшнего. Больше всего запомнилась жизнеописание долговязого парня по имени Хорст - точнее, отсутствие оного. Он единственный на этом фото, жизненный путь которого имеет открытый финал: ушёл добровольцем в вермахт в 1942, в семнадцатилетнем возрасте, лишний год приписал тайком - очень уж хотелось поскорей начать бороться с большевизмом. После торжественных проводов убыл на Восточный фронт, в Сталинград - и на этом история легкомысленного Хорста заканчивается. Ни одного письма, никакой дополнительной информации от командования и сослуживцев - только сухое извещение, что «пропал без вести». Семейная же легенда гласит, что во вовремя общего семейного завтрака, где-то осенью сорок второго, мать (властная и набожная женщина - эдакий «матриарх»), неожиданно поднялась из-за стола и громко произнесла: «Нашего Хорста больше нет с нами. Прошу всех подняться и помолится за его душу». Известие о его безвестной пропаже, сами понимаете, пришло буквально через несколько дней...

Дописывая этот текст в электричках по пути на работу (и следуя с оной), порой кинешь взгляд в окошко на привычный, уже выжженный к концу июня бешеным волгоградским солнышком, пейзаж, да и задумаешься - где ты, Хорст? Может быть, прямо в низине вот этой балки? Или в получасе ходьбы от дома, на заброшенном ныне кладбище военнопленных в Бекетовке? Здесь ты можешь быть где угодно...

Возможно, это кому то это может показаться дикостью, но размышления подобного рода будоражат, дополнительно мотивируют на дальнейшие поездки, встречи и поиски - даже служат источником определённого вдохновения. Разумеется, вдохновляют не трагедии войны и смерти (хотя, для всех адептов окологотических музыкальных жанров эти темы одни основополагающих), а вот это причудливое переплетение разнообразных исторических событий и периодов, людей из разных стран и эпох в одну сюрреалистическую мозаику, в которой отыщешь место и для себя самого, и для музыкальных фестивалей, для Берлинской стены, Волгограда, родной бабушки, группы FRONT LINE ASSEMBLY и даже вот - для Хорста.
На следующий WGT поеду обязательно.

17/05/18, 17.05.2018 - 21.05.2018 Лейпциг (Германия)

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

zet-molotov
03.07.2018, 02:32
Интересная подача материала в этот раз - отчетики о командах отдельно, размышления - отдельно. Не нужно вычленять интересующую информацию из общего текста, всё четко и доступно. Хотя, мне все "репорты" нравятся в любой схеме изложения, так как написано дружелюбным и понятным языком. Спасибо за материал. Как и всегда - берём на карандаш.

Создание сайта — MechanicalFrog