XIV. SYNTHETIC SNOW FESTIVAL
SYNTHETIC SNOW FESTIVAL 2016
В России за последние годы изменилось в худшую сторону многое (справедливости ради, и в лучшую – то же кое что): курс евро, музыкальные тренды, букинг зарубежных артистов (особенно в регионы), бизнес-климат в целом. Но применительно к традиционно обозреваемой на ресурсе Razgrom Music теме «темной сцены» и у нас в стране осталась одна стабильная и неизменная уже в течении многих лет константа: московский фестиваль Synthetic Snow. Это чрезвычайно масштабное по отечественным меркам мероприятие неизменно организует промоутерская группа Russian Synth Community, а нынешний фестиваль стал уже четырнадцатым по счету. А ведь воспоминания о самом первом SSF еще очень даже живы в памяти: некий «Арт-Центр на Плющихе» (что там сейчас?), проблемы с саундчеками, полетевшее в тартарары расписание, ARRIVAL, ТЕХНОЛОГИЯ, и уважаемые хедлайнеры: APOPTYGMA BERZERK и MELOTRON. Было очень круто, между прочим.
Synthetic Snow Festival так и остался единственным событием, которое является своеобразным «узелком на память» в противоречивой летописи российской industrial/synth-gothic/сцены, по которому можно отсчитывать уходящие годы и потихоньку прощаться с уходящей молодостью (о юности и вовсе промолчим). Да, аудитория фестиваля (как и подобной музыки в целом), мягко говоря, не молодеет, что было наглядно заметно и на примере SSF 2016. Тенденция это, впрочем, международная, и оттого голову пеплом посыпать не стоит. В Германии тоже немало таких вот ежегодных «узелков» гораздо больших масштабов (сообразно музыкальному рынку), но проблема фестивалей примерно одинакова – это некий идеологический, творческий (а потому и возрастной) тупик. Бесконечное повторение пройденного, стабильная циркуляция одних и тех же лиц среди выступающих артистов и аудитории, и старательное копирование немногочисленными дебютантами всех необходимых клише, которые были созданы и внедрены их предшественниками. А у нас в России ситуация усугубляется еще и тем, что люди традиционно привыкли ходить только на большие или хотя бы мало-мальски узнаваемые имена. Которых на «нашей сцене» чуть больше чем общей суммы всех пальцев на руках и ногах… Оттого состав участников SSF в последние годы стал предсказуем до зевоты и судорог в скулах - однако, обвинять промоутеров тут стоит в последнюю очередь. Лучше всего в поисках виноватых просто посмотреть в зеркало.
Поэтому стоит оговориться сразу – чрезвычайно бравурного и богатого на эмоциональные переживания репортажа по поводу SSF 2016 не получится. Ехать пришлось одному, ибо кроме MESH никто из выступавших артистов волгоградскую около-разгромовскую тусовку не заинтересовал, а некоторые имена вызывали и вовсе недоуменные вопросы. Вопросы, впрочем, не вполне справедливые, ибо зная, как тяжело в нынешних условиях вытягивать фестивали подобного уровня и сколько тут существует подводных камней, следовало бы радоваться хоть черту лысому с микрофоном из-за рубежа. Такие, знаете ли, времена. И в спорте, и в музыке.
MESH это, безусловно, всегда хорошо и здорово, только в 2016 году бывать на их концерте уже приходилось (WGT 2016), поэтому даже в данном случае поводов для запредельного оптимизма не было. Но давление мрачной волгоградской действительности прямо-таки пинком под зад выкинуло в Москву – честно говоря, все равно, кем там укомплектовали состав фестиваля, главным желанием было просто развеется и увидеться с большим количеством друзей, клиентов и просто знакомых. Благо, именно для этого SSF представляет идеальную возможность.
Всего каких-то 18 часов в душном плацкарте в компании насколько душевных и обаятельных, настолько и эмоционально неуравновешенных («Я всегда - понимаете, всегда! - хотела знать, что волнует нашу волгоградскую молодежь. Расскажите мне, Алексей!») – и вот ты уже в Москве. Среди настолько же неуравновешенных (но обаятельных ли?) граждан, проверяющих рюкзаки на входе в метро суровых милиционеров и обширных сугробов снега – и притом, вовсе не синтетического, а грязноватого и превращающегося в противную кашу под ногами. Забронированные шикарные апартаменты – отдельная комната в хостеле! – находились всего в пяти минутах ходьбы от клуба ТЕАТРЪ, где в 18:00 по местному времени должно было стартовать все действо. Отдельная комната поразила не столько размерами двуспальной кровати, сколько ее конструкцией – это было сколоченное из дерева сооружение, прибитое к полу, на которое были накинуты матрац и постельные принадлежности. Слово «нары» вертелось на языке, но произнесено не было из уважения к хозяевам и принимая во внимание скромность их финансовых аппетитов.
После небольшого променада по продуваемой всеми ветрами столице и нескольких рандеву с дорогими клиентами, уже под вечер, встречаюсь с Владимиром из дружественного лейбла ScentAir, и в компании с ним и его друзьями плодотворно провожу время в соседней от клуба хинкальной. Добрая порция мяса перед шестичасовым бдением стала хорошим подспорьем для необходимого поддержания жизненных сил. Бодро протопав в направлении клуба и оперативно пройдя весь необходимый контроль, второпях пожав руки неизменно контролирующим все входы и выходы на мероприятиях RSC Максу Чистякову и Алексею Extra, сразу же попадаем на сет группы БИО, которой выпала тяжелая участь открывать фестиваль.
«Техноромантики», Радио «Юность», эфирные помехи, монотонный бубнеж Александра Яковлева, группы вроде МЕСМЕР, ДУХОВНЫЙ КОММУТАТОР и УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА - все это воспоминания даже не из прошлой, а позапрошлой жизни, из времен дремучего информационного вакуума, когда лишь дух великих и ужасных DEPECHE MODE витал над бездной и определял бытие - а, следовательно, и сознание. Первым настоящим рупором зарождавшейся synth-cубкультуры начала девяностых была радиопрограмма «Техноромантики», детище мастермайнда БИО Александра Яковлева, каждого выпуска которой ждали сродни откровению свыше. Если и есть в этих словах преувеличение, то небольшое – нынешнему поколению просто не понять тех эмоций и скручивающего до колик музыкального голода, от которого, казалось, можно было сойти с ума. Сейчас об этом жизненном периоде вспоминаешь со сложной гаммой чувств, в которых сложно отличить нежность от ужаса и романтическую ностальгию от стыда дремучего невежества. Тем не менее, воспоминания эти дорогого стоят, и я бы не променял их никому и не за какие коврижки. «Светит панель агрегата всеми цветами спектра, музыка полых конструкций аранжирована ветром» - какая динамика и изысканность образов! В девяносто втором от такого пассажа хотелось бросить шапку оземь и рвать рубаху на груди: вот ты какой, настоящий русский индастриал!
Соответственно, выступление БИО стало своеобразным ретро-ритуалом, непосредственно к музыке имеющем лишь косвенное отношение. Слушать же БИО сейчас, когда до 2017 года остаются считанные дни, насколько странно, настолько и любопытно. Жаль только, что группа сконцентрировалась на исполнении материала с «Первопроходцев», последнего на настоящий момент альбома, который звучит не то что бы сильно хуже, нежели «классика» из девяностых, просто новые треки, по понятным причинам, лишены той магии ностальгии, без которой, к великому сожалению, серьезно воспринимать музыку БИО сегодня просто невозможно. Впрочем, «Старая Лампа» и «Новая Сила» были исполнены, и вот тут то и можно было уловить в зале «зримые фрагменты истории». Господин (или, зная политическое кредо Александра – товарищ) Яковлев своим донельзя солидным внешним видом походил на менеджера высшего звена из могущественной полу-государственной корпорации, который в свободное от работы время с удовольствием скинул официальный костюм, влез в потертую кожаную куртку, и вспомнил молодость. Так что, несмотря на все очевидные издержки, выступление БИО получилось действительно «теплым и ламповым» – особенно, для тех людей кто «в теме». А таких, судя по всему, в малом зале клуба ТЕАТР было абсолютное большинство.
В клубе ТЕАТРЪ приходилось бывать еще в те времена, когда он носил название ROXY (кстати, самый первый концерт MESH в России состоялся именно здесь) и с тех пор тут мало что изменилось – пожалуй, стало даже чуть уютнее и по-свойски. ROXY был достаточно пафосным местом, но теперь заведение заметно пообносилось и утратило былой лоск, что стало его роднить в плане атмосферы с расхлябанными европейскими локациями. Главной отличительной особенностью клуба является наличие сразу двух залов, что позволяет запросто выстраивать насыщенную программу и проводить подобные фестивали в режиме нон-стоп. Получилось и правда очень удачно – времени скучать у публики просто не было, необходимость коротать время в паузах межу выступлениями отпала, и все шесть часов пролетели практически незаметно. Это большущий плюс организаторам и всему фестивалю в целом. Правда, в плане звука ТЕАТРЪ несколько подкачал... Но об этом позже.
Параллельно БИО, которые открывали программу в малом зале, в главном стартовал сет JANOSCH MOLDAU – synth-pop проекта из Германии, о котором сложно сказать что либо определенное. Да что там: к своему стыду, и вовсе нечего сказать. На диски этого «молдаванина» была даже парочка предзаказов в своё время и приходилось их успешно продавать, но вот - действительно редкий и порочащий репутацию Razgrom Music случай - ничего вразумительного о музыке JANOSCH MOLDAU написать не получается. Полный ноль в голове: ни названий, ни песен - ни единой мелодии. Да даже голос этого парня вспомнить сложно. И вот же парадокс: после окончания концерта ситуация ни коим образом не изменилась - разве что, теперь хотя бы понятно, как участники группы выглядят. Двое немолодых ребят на сцене исполняли нечто усреднено синти-поповое, похожее на все сразу и неимоверно скучное. Или так только показалось оттого, что с творчеством этого, вполне вероятно, достойного и почитаемого коллектива, следовало познакомиться заблаговременно и более плотно? Прости, JANOSCH MOLDAU - но писать о твоем концерте сущее мучение.
Следующим участником программы в большом зале значилась канадская (хотя, фактически, итальянская) группа DECODED FEEDBACK - коллектив насколько уважаемый, настолько и узкоспециализированный. Уже на протяжении десятилетий они записывают весьма тяжеловесный и гимноподобно-пафосный electro-industrial, ухитрились оббить пороги всех главных лейблов сцены (Out Of Line, Dependent, Metropolis, Infacted) и не мытьём, так катанием смогли соорудить себе «поплавок» из такого уровня популярности, который не позволяет причислить группу к первому эшелону сцены, но и от погружения в пучины дремучего андеграунда тоже удерживает. Скажем больше: ребята смогли прыгнуть даже несколько выше головы. Учитывая их объективный уровень... Но некоторое очарование в их нехитрой музыке все-таки обнаружить можно: группа всегда была верна идеям sci-fi и классического электро-индастриала, порой способна генерировать весьма недурственные мелодии и никогда не отличалась заигрываниями с коммерческим gothic-electro. Во время концертных выступлений DECODED FEEDBACK активно используют видеоряд, что, безусловно, идёт группе на пользу, ибо без этой «подсветки» шоу выглядело бы совсем монотонно - щуплая Айон маятником раскачивается за синтезатором, а татуированный с ног до головы Марко голосит песни и не торопясь бродит по сцене. В конце сета сыграли, конечно же, «Phoenix» - единственный большой хит в карьере группы. Получилось такое рабочее и крепкое выступление, как раз для ценителей жанра и поклонников эстетики фильмов вроде «Bladerunner». Много ли таковых было в зале - это вопрос, но, вроде бы, принимали группу вполне радушно. А о большем DECODED FEEDBACK вряд ли могли мечтать.
Пару-тройку лет назад, с очередным заказом от лейбла Dependent, прибыли в магазин несколько оригинальных маек DECODED FEEDBACK и никак с тех пор не могли обрести хозяев. А мерчандайз то добротный - вещь фирменная! Хорошо, сообразил взять их с собой, и пристроил на реализацию Алексею из POPMARKET, который, как обычно на подобных мероприятиях, развернул свою торговую точку. Проданы обе эти маечки были в течении, буквально, получаса - вот что пробивная сила концертного людского траффика делает. Конечно, покупатели вряд ли подозревали о том, что эти t-shirts прибыли в Москву из Волгограда, а вовсе не были заботливо доставлены группой из далёкой Канады. Что, впрочем, никак их ценности не умаляет.
В малом зале, тем временем, выступали отечественные синти-попперы MENTAL DISCIPLINE, которые смогли добиться определенной популярности как раз-таки путем разнообразных коллабораций с западными артистами. Собственно, это вообще one-man project, и Alex Mental явно более комфортно себя чувствует, когда старательно работает в студии и ваяет треки с участием гостевых вокалистов. На концертах же приходится отдуваться самому – и тут уж получается, что называется, «по ситуации». Но на Synthetic Snow проект ожидаемо получил солидное усиление в лице Felix Marc из DIORAMA, который в рамках выступления своей основной группы вынужден был довольствоваться лишь ролью клавишника – но MENTAL DISCIPLINE предоставили ему возможность продемонстрировать и навыки фронтмена. Ну, умеет – ничего не скажешь. Совместное исполнение «Falling Stars» стало самым ярким эпизодом в концертом сете MENTAL DISCIPLINE и, в общем-то, понятно, по какой причине проекты Феликса Ланга (будь то FROZEN PLASMA или FELIX MARC) имеют такую востребованность среди российской публики. Харизмой этот интеллигентного вида «очкарик» не обделен, а уж подобные synth-песнопения «от души» всегда были милы нашему слушателю.
Сразу после MENTAL DISCIPLINE на сцену малого зала вышла до крайности субтильная девушка в кожаных шмотках и два мужика в страшных масках. Это была MONICA JEFFRIES (девушка – не мужики) – персонаж из европейского музыкального андерграунда, имя которого пока еще мало что говорит даже искушенным исследователям оного. Дама эта, хотя и играет, на первый взгляд, непритязательный synth-pop/rock и на настоящий момент удосужилась записать лишь один альбом, не так проста так кажется. В ее багаже совместные туры с THE CRUXSHADOWS, PROJECT PITCHFORK и даже FRONT LINE ASSEMBLY (!!), свежеподписанный контракт с Trisol и дружба со многими уважаемыми людьми сцены. За какие заслуги случился весь этот калейдоскоп событий и отчего Монику желают видеть на различных фестивалях (в том числе, и на Synthetic Snow), сказать сложно – тут лучше спрашивать у промоутеров. Почему-то кажется, что они могли бы прояснить ситуацию – но делать этого, конечно, не станут. Как бы то ни было, но общение с «правильными людьми» пошло девушке только на пользу. Совсем уж банальной и неинтересной ее музыку не назовешь, тут есть отсылки не только к synth-pop, но и модному нынче cold wave, а также gothic-electro, вокал у Моники тоже вполне удобоваримый. Ну а когда она исполнила кавер на ABSOLUTE BODY CONTROL «Surrender No Resistance», то даже самые недружелюбные и хмурые «индустриальщики» смогли искренне поаплодировать такой разносторонне развитой барышне.
Тем временем в главном зале уже начали свой сет вторые по значимости хедлайнеры фестиваля - немецкий коллектив DIORAMA. Еще одна группа из тех, успех которой в России как минимум не уступает (а, кое в чем, и превосходит) общеевропейский. И фронтмен которой - Торбен Вендт – в свою очередь является клавишном в обожаемых многими DIARY OF DREAMS. Такой вот кругооборот кейбордистов-фронтменов наблюдался на этом фестивале. DIORAMA уже много лет пытаются быть эдакой более электронной и амбициозно-экспериментальной версией DOD, изо всех сил стараясь разнообразить саунд самыми разнообразными стилистическими элементами, дабы ненароком не оказаться в числе того многочисленного сонмища групп, которые навечно прокляты категоричным приговором: «типичный немецкий synth-goth». И Торбен Вендт, отягощенный музыкальным образованием, вроде бы все делает правильно – смело усложняет структуры треков, не чурается здоровой агрессии и индустриальных элементов в музыке (отчего новый альбом группы «Zero Soldier Army» был неоднозначно принят даже в среде преданных фэнов), но, положа руку на сердце – все это пустое. На, разумеется, сугубо субъективный взгляд…
«А вы, друзья, как ни садитесь» – все-равно получается типично тевтонское, шаблонно-заунывное музицирование, предсказуемое и патетичное. Но! Если слушать альбомы данной группы для автора этих строк занятие почти не посильное, то как концертная «боевая единица» ВИА DIORAMA выглядит весьма эффектно. DIORAMA делают очень качественное шоу, высоченный Торбен умело концентрирует на себе внимание поклонников (а главное – поклонниц), буквально «выжигая» первые зрительские ряды своей энергетикой и мужеским обаянием. А прибавьте к этому живые ударные, гитару, проникновенные клавишные интро почти перед каждым треком. Есть отчего полюбить этих ребят - тем более, что и они нашу страну любят более чем, а количество визитов DIORAMA в Россию уже сложно сосчитать. Словом, зал стоял на ушах и это был успех. Который, увы, прошел где-то мимо, и большую часть концерта я провел за содержательной беседой с Максимом из RSC.
А затем вновь отправился в малый зал, где уже стартовал сет итальянского space-synth ансамбля THE STARS CRUSADERS – еще одной группы, нахождению которой на этом фестивале очень многие искренне удивились. Как это часто происходит у артистов с Апеннинского полуострова, все участники группы буквально фонтанировали позитивной энергией и чрезмерным оптимизмом, были готовы чуть ли не брататься индивидуально с каждым человеком из зрительного зала – только вот музыку исполняли весьма посредственную. Ну ничего, это бывает. Главное, чтобы люди были хорошие. А в личностном плане ребята произвели впечатление превосходное: много шутили, фронтмен убивался на сцене как в последний раз и всякий раз подчеркивал, что все творчество их ансамбля инспирировано научной фантасткой и романтикой безбрежных космических далей. Такой источник вдохновения действительно заслуживает всяческой похвалы, вот только этого самого «эха космоса» в музыке итальянцев совсем не ощущалось – или их непритязательный future-pop c дурашливым вокалом скрывал в себе нечто большее? Из подобного рода групп XENTURION PRIME и ARIAN 1 выглядят куда как более убедительно. Но поскольку итальянец с русским - братья на век, между группой и аудиторий установилась весьма прочная обратная связь, и концерт THE STARS CRUSADERS прошел, насколько можно судить, с большим воодушевлением.
Пауза перед выходом на сцену гвоздей и главных связующих скреп всего фестиваля, британцев MESH, несколько затянулась, и потому в малом зале ещё удалось понаблюдать за началом сета шведов VANGUARD, которые уже достаточно хорошо известны в среде любителей «радикального» synth-pop - то есть, в чистом виде и без примесей. Ничего особенного ребята ни на своих альбомах, ни на сцене не предлагают, все максимально предсказуемо и по строгим канонам стиля: два человека на сцене, клавиши - вокал, припев - куплет и тд. Но иногда кажется, что принадлежность к скандинавской музыкальной школе даёт чуть ли не биологическое преимущество всем артистам из Швеции. Вот и не хватающие звёзд с неба VANGUARD, весьма бодро и качественно откатали свой сет, без обычных для «маленьких» групп местечкового провинциализма и сценической неуклюжести. В последнее время в карьере VANGUARD наметился определённый прогресс, после многолетнего пребывания на небольших лейблах вроде Conzoom, группа заключила контракт с Infacted Recordings, а это недвусмысленно намекает на то, что некий коммерческий потенциал у неё все-таки есть - иных артистов Торбен у себя лейбле держать не станет.
Единственным концертом фестиваля, который удалось посмотреть от начала и до самого конца было шоу MESH - собственно, как и заранее планировалось. Как бы не трансформировались личные музыкальные предпочтения с течением времени, но эта группа неизменно находится в плей-листе и героически продолжает удерживать за собой неофициальный статус лидера жанра. Марк Хокинс и Ричард Сильверторн смогли в очередной раз совершить (особенно с учётом нынешних реалии) невероятное: записали новый альбом «Looking Skyward», нашпигованный почти одними хитами. Эта пластинка с огромным отрывом заняла первое место в списке продаж магазина Razgrom Music по итогам 2016 года и спрос на неё до настоящего дня не ослабевает.
На момент майского «вэгэтэшного» концерта новый альбом ещё только готовился к изданию, и из материала «Looking Skyward» группа сыграла тогда только пару-тройку песен, но теперь ситуация была абсолютной иной. На Synthetic Snow MESH почти полностью сосредоточились на вещах с нового релиза, которые были сыграны практически в режиме нон-стоп. В сет-лист были включены лишь три песни с предыдущего альбома «Automation Baby» и совсем немного старых вещей («To Be Alive», «You Didn't Want Me», «Little Missle»). Весьма смелый и радикальный шаг, решиться на который сможет далеко не каждая группа. Который, однако, ещё раз убедительно демонстрирует композиторский талант группы и могучий потенциал песенного материала «Looking Skyward». Сложно представить, как отреагировала бы публика на попытку DEPECHE MODE укомплектовать свой концертный сет-лист лишь по мотивам «Delta Machine» и «SOTU», при этом игнорируя главные хиты из восьмидесятых и девяностых. Понятно, что масштаб групп совершенно иной - и тем не менее.
После продолжительного интро MESH без раскачки принялись за дело, и весь концерт промчался стремительным локомотивом по ушам, глазам и прочим органам чувств зрителей. Марк Хокинс, разумеется, все также отлично поёт и не желает расставаться с чёрной шапкой, а гитара и живые барабаны придавали шоу необходимые динамику и драйв. Очень хорош (хотя и местами несколько наивен) был в этот раз видеоряд, в лучших традициях «больших групп», MESH подготовили индивидуальное визуальное оформление почти для каждой песни. Эмоциональным же, визуальным и идеологическим апофеозом концерта стало исполнение «Fixer» - кажется, этому треку с нового альбома уготована счастливая судьба и обеспечено нахождение в списке лучших песен за всю историю группы. Бодро вышагивающий на экране космонавт словно задавал темп как самим музыкантам на сцене, так и всей аудитории в зале, и пресловутое «единение артиста и зрителя» было достигнуто играючи - к взаимному удовольствию обоих сторон.
Словом, MESH в очередной раз смогли подтвердить словом и делом свой высочайший уровень и ни минуты не заставили сомневаться в том, что где-то 70% всей аудитории фестиваля пришли сюда исключительно ради них. Единственно, что порой разочаровывало – это звук. Как на DIORAMA, так и на MESH находиться в первых зрительских рядах было весьма непросто, казалось, все ручки громкости были вывернуты на пульте до максимальных значений - спасали только загодя заготовленные беруши. Ближе к середине и концу зала звуковая картина несколько выправлялась, но все равно иногда скатывалась в липкое и дребезжащее болото.
Однако, выступление хедлайнеров не было последним из увиденных в этот вечер. Пока пресловутые семьдесят процентов убивались под MESH, в малом зале остальное меньшинство лихо отплясывало под зажигательные мотивы отечественного EBM-ансамбля STRONG PRODUCT. Словосочетание «русский EBM» звучит также абсурдно-жалостливо как «русский рок» или «сирийский хоккеист», но, тем не менее, ребята имеют полное основание величать стиль своего звукоизвлечения именно таким образом. Ибо музыка их - несмотря на почти идеальное внешнее соответствие всем необходимым стилистическим клише и неписанным «международным правилам EBM» - остаётся непроходимо русской. Явное превалирование текстовой составляющей над музыкой, вполне качественные концертные навыки и сносное умение работать с публикой, при невзрачном и наивном материале студийных альбомов. Все эти «фишки» уже десятилетиями можно назвать неотъемлемыми чертами очень многих отечественных коллективов - не взирая на жанровую принадлежность. Но STRONG PRODUCT (или КРЕПКИЙ ПРОДУКТ, как они сами себя величают внутри РФ) частично спасёт важное качество - чувство юмора. Которое их тоже частенько подводит - но уж лучше так. Применительно к группе можно ещё задействовать термин «глум-бади», ибо даже обычное перечисление названий песен заставляет, в общем то, хохотать: «Баба Инженера» (прекрасный слоган для женского мерчандайза), «Зачем Ты Сделал Это, Павел?», «Вспотели Сиськи» и тд. Словом, русский SPETSNAZ и RUMMELSNUFF в одном флаконе. Кстати, в Германии КРЕПКИЙ ПРОДУКТ весьма даже востребованы (ещё с времен предыдущего проекта DBS), выступали в Дессау и на Familientreffen, знакомые немцы периодически спрашивают про диски этой группы - ну а что, эксплуатация собственной экзотичности также характерна для многих отечественных ансамблей, и ничего зазорного в этом нет.
Хотя дать однозначный ответ на предмет симпатии или, напротив, антипатии к группе КРЕПКИЙ ПРОДУКТ не так то просто. Головой, вроде, понимаешь, что все это какой-то местечковый КВН и адское дуракаваляние - но ноги то в пляс пускаются. Тем более, раскаченным товарищам Назару и Евгению удаётся создавать ту аутентичную атмосферу настоящего андеграундного EBM-концерта, которой так славны немецкие клубы, но которой обычно днём с огнём не сыщешь в клубах российских. Пол во время их сета ходил ходуном. Да и эмоциональный заряд от выступления был получен сугубо положительный, так что стоит все-таки написать: хороша группа КРЕПКИЙ ПРОДУКТ. Особенно «в живую» и под водочку. Ведь все же мы люди русские... На бис КР сыграли кавер CAMOUFLAGE «The Great Commandment», присобачив на известную всем мелодию русскоязычный текст собственного, надо полагать, сочинения. В их версии название песни стало звучать как «Несун С Завода». Занавес.
Официальная часть Synthetic Snow была окончена – но вовсе не мероприятия в целом. Дело в том, что промоутеры весьма прозорливо разбили фестиваль на две (пусть и не равные) части, шаг этот был призван обеспечить определенную циркуляцию публики и заставить хотя бы небольшую часть аудитории SFF остаться в клубе и после магических нулей на циферблате часов. Ибо в Москве люди традиционно, словно сверкающие пятками Золушки после бала, бегут из клубов после полуночи, ибо спешат успеть на метро. Вторая часть фестиваля под названием «Black Snow» представляла масштабную techno/rhythmic noise вечеринку, со своим собственным хедлайнером – бельгийским проектом MONOLITH (Эрик Ван Вондерхейм из ABSOLUTE BODY CONTROL и INSEKT). В другое время и другом месте данное мероприятие заинтересовало бы чрезвычайно – но не в этот раз. Где-то в полпервого ночи я также покинул клуб, хотя особенно спешить было не куда - до хостела пять минут пешком. Конечно, дала о себе знать усталость – это был очень длинный и богатый на события и перемещения по Москве день – но, кроме того (и в этом нужно честно признаться) сама концепция «Black Snow» не очень работала в данных условиях. Ранее не раз приходилось бывать на подобных дарк-техно мероприятиях, и лучше всего они удаются в небольших локациях с полу-домашней атмосферой и «правильноориентированной» аудиторией. Уже старт сета DJ Futurist, при весьма достойных музыкальной и визуальной составляющих оного, показался выстрелом в разряженное «молоко» большого зала клуба, пространство которого было заполнено крайне фрагментарно. Сложно судить, насколько экономически оправданно было проводить такую дискотеку именно на главной площадке, и много ли билетов было продано непосредственно на полуночный «Black Snow». А без этих данных, которыми располагают только промоутеры, рассуждения о целесообразности всей этой затеи с отдельным мини-фестивалем будут совершенно голословными. Потому как если цифры красноречиво свидетельствуют о том, что дополнительных людей удалось привлечь, и, притом, не малое количество – тогда вопрос закрыт. Ну а если нет… Возможно, обычное афтерпати с synth и EBM-хитами было бы более логичным и куда менее затратным окончанием Synthetic Snow. Тем более, что не редко потом проскакивали комментарии в сетях вроде «А что это за транс долбил всю ночь на большом танцполе?»
Немного пошлявшись по окрестностям вокруг клуба в поисках провизии для импровизированного ужина и с комфортом устроившись на своей просторной фанерной кровати, уснуть не мог еще очень долго – в соседний номер с шумом ввалилась парочка разнополых особей, которые не желали медлить не секунды, и устроили такое акустическое трах-шоу, от которого хилые стены отеля просто пошли ходуном. Проклиная на чем свет стоит любвеобильных соседей (да еще и выносливых как мулы), внутренне сожалею о том, что не остался на MONOLITH – шума было бы почти столько же, но он был бы худо-бедно структурированным и не таким… высокочастотным.
В целом, от этой поездки на Synthetic Snow осталось куда больше позитивных впечатлений, нежели какого-то негатива. Да, все прошло немного предсказуемо и по-московски деловито - так разве это плохо? Зато аудитория понравилась: наши поклонники «темной сцены» выглядят более здоровыми и розовощекими, что ли, в сравнении с аудиторией западных фестивалей, где большой процент составляют совсем уж экзальтированного вида граждане. Явка на мероприятие тоже была очень достойной – клуб был заполнен почти под завязку, что само по себе создавало, как обычно и бывает в таких случаях, приподнятое настроение. С другой стороны – а за счет чего были достигнуты такие показатели? Мне удалось встретить на этом фестивале людей из Калининграда, Тулы, Нижнего Новгорода, Тольятти, Тамбова, Перми, Екатеринбурга, Мурманска и Волгограда. А сколько еще прибыло из других городов? И вот когда начинаешь задумываться о том, что эти трясущиеся долгие часы в железнодорожных вагонах и слетевшиеся со всех уголков нашей необъятной Родины энтузиасты только-то и способны, что сформировать аудиторию в 800 человек на фестивале, которой проходит в пятнадцатимиллионном городе-монстре - то понимаешь истинный масштаб dark-сцены в России. И масштаб этот вовсе не впечатляет.
Но о тех самых «энтузиастах» следует упомянуть особо. Какой бы мощный сет не выдали MESH, и как бы любопытно не было наблюдать за DECODED FEEDBACK, БИО и STRONG PRODUCT, наиболее ценным впечатлением о прошедшей поездке останутся многочисленные встречи и обычное человеческое общение с друзьями и промоутерами, клиентами и музыкантами, просто случайными людьми и даже попутчиками по поезду (хотя милая и ухоженная старушка на обратном пути заставляла меня усиленно вжиматься в верхнюю полку воинственными криками: «Малый бизнес! Я бы этих предпринимателей и бизнесменов всех пересажала, дали бы мне волю!». А ведь пару часов до этого я, за стаканом чая, нерасчетливо сообщил, что являюсь ИП.).
Всем еще раз жму руку из Волгограда и до новых встреч! Возможно, что и на следующем Synthetic Snow – будем надеяться, что промоутерам в 2017 году под силу соорудить более интересный состав участников, нежели в этот раз.
И, конечно, большое спасибо Russian Synth Community за аккредитацию и вообще за то, что вы есть и все еще продолжаете этим заниматься, несмотря ни на что.
PS Фотографий с мероприятия мало, а те что есть, в массе своей, довольно паршивого качества. В клубе отсутствует фото-загон для съемки, а в первые ряды пробиваться не было ни возможности, ни, если честно, желания. Да и фактор собственной «криворукости» тоже не стоит сбрасывать со счетов. Хорошо, на помощь пришла госпожа Ольга Стеганцева, которая предоставила для Razgrom Music часть собственных фотографий. За что ей и спасибо.
Добавить комментарий
Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.
- Дмитрий
- 10.01.2017, 00:18
- Не знаю как у других, а у меня основная группа, которая сподвигла меня сходить на фестиваль, была Decoded Feedback! Получил космическое удовольствие от их выступления.
А вот после полуночи народу было тоже не мало. DJ Futurist сумел где-то к часу ночи вытащить всех уставших обратно на танцпол. При этом меня удивляла именно молодость танцующих - ребята и девушки 18-20 лет, не старше! Подборка треков порадовала - LASSIGUE BENDHAUS ввёл меня в какой-то транс и стёр усталость.
Затем был Monolith со своим отличным адским молотиловом. Вот тут-то мои ноги под конец сета вдруг отказались продолжать забойные ритуальные пляски. Но народу вокруг скопилось столько, что уже мешали свободно выплясывать. Напоследок заглянул в малый зал - и там оказалось приличное количество dark-клабберов.
Так что с большим сожалением и без сил уходя в три часа ночи, я покидал довольно хорошо наполненный ТЕАТРЪ.
Спасибо Russian Synth Community! По моему, мероприятие удалось на славу!
© Razgrom Promotion
Создание сайта — MechanicalFrog