25. WAVE GOTIK TREFFEN
Ну, чего уж тут душой кривить - развёрнутые и душераздирающие репортажи с Wave Gotik Treffen уж лет как несколько утратили свою актуальность. Более того, многие их теперь не могут даже осилить - хотя раньше читали исправно. Знаю точно, собирал данные путём нехитрых опросов и разговоров с клиентами.
Тут дело не только в так называемом «контексте времени» (хотя большие тексты сейчас, в принципе, крайне мало востребованы), но и во множестве других факторов. Если коротко: тема стала довольно заезженной и оттого менее интересной. А поскольку времени на написание уходит целая прорва, то отныне и впредь формат подобных опусов на сайте будет изменён радикально. В сторону конкретики и сжатой формы подачи информации, разумеется.
ДЕНЬ 0
2ND FACE
JÄGER 90
GAYTRON VS. SERPENTS
THE INVINCIBLE SPIRIT
Честно полученная трехгодовая немецкая виза отчего-то вызвала подозрения на паспортном контроле в аэропорту Тигель, и впервые в своей жизни пришлось пройти процедуру идентификации личности по отпечаткам пальцев. Чуть ли не единственному из всех пассажиров с прибывшего борта - вроде, ничего страшного, но как-то неприятно на ментальном уровне. Что ещё за встреча...
Привычно добравшись до автовокзала и отоварившись местной симкой (кстати, для мобильного Интернета в Германии вариант с ALDI TALK самое то - рекомендую), греюсь на солнышке в ожидании рейса на Лейпциг. Погода была просто отличной - и если бы она оставалась такой же и дальше... Автобус следует транзитом через Лейпциг в Милан, и следующие пару часов придётся провести в компании гомонящих итальянцев и мрачных негров, некоторые из которых спали с натянутыми на голову капюшонами. Видимо, ехали в Милан на научную конференцию.
В давно облюбованной квартире на Айзенбанштрассе засыпаю мгновенно - завтра довольно напряжённый день, и надо набраться перед ним сил после двух автобусов, электрички и самолёта.
Нынешний WGT не рядовой, а самый что ни на есть юбилейный - фестивалю исполнилось 25 лет. В связи с этим промоутеры решили сделать большую pre-open вечеринку в парке развлечений Belantis, который представляет из себя эдакую локально-бюджетную версию Диснейленда. Были заявлены разнообразные аттракционы, конфетти и фейерверк в придачу. Основная масса заблаговременно прибывшего в город готического народа выдвинулось именно в данном направлении, но перспектива коротания времени в подобных квази-мейнстримовых местах меня всегда вгоняла в откровенное уныние, так что от фейерверка решаю воздержаться. Тем более, 9го числа в Волгограде уже насмотрелся.
Зато есть отличная альтернатива: EBM Warm-Up Party, причём, не в традиционной Villa, а в довольно крупной локации Felsenkeller. Туда и решаю отправиться.
Но сначала нужно получить аккредитацию, сделать это можно только в недрах Агра, а это значит, что придётся тащиться за ней через весь город.
Попутно заглядываю в офис POPoNAUT, и провожу там куда больше запланированного получаса - Себастьян общительный парень, тем более, мы заняты одним делом, и нам было о чем поговорить. Да и дисков Razgrom Music ему отгрузил изрядное количество, тем самым заметно облегчив собственный чемодан. Вот только в этот раз основной темой для разговора была вовсе не музыка: его квартиру несколько дней назад, как это говорят в криминальном мире, «вынесли» по полной. Причём, брали все: вещи, TV, бытовую технику. Прямо как у нас в девяностых, ей-богу. Да и почерк тот же - в полиции говорят, что орудовали, вернее всего, местные наркоманы. Вот такие дела.
Возле Agra царило умеренное оживление, прибывающие гости фестиваля спешили «окольцеваться» и отовариться ящиками славного-доброго пива «0,5» (название сие, видимо, произошло от того, что одна банка стоит аккурат пол-евро) в ближайшем супермаркете. Заполучив свой пресс-паспорт и некоторое время бесцельно прослонявшись среди разнообразного вида готов, решаю убыть в Felsenkeller - тем более, что дорога предстояла долгая.
В пивном садике возле этой площадки встречаюсь с Тино из AMNISTIA и его товарищем Алексом, лицо которого показалось мне очень знакомым...Потом вспомнил - его я постоянно наблюдал на прошлых фестивалях в фото-яме, обвешанного кучей объективов, да и аппарат у него был какой-то серьёзный. Разговорились - оказывается, он штатный фотограф ведущего печатного журнала «тёмной сцены» Sonic Seducer. Посмотрите не досуге его работы с разнообразных концертов - это космос! Он оказался классным парнем, потом в течении всего фестиваля мы пересекались на разнообразных концертах. Но больше всего болтать пришлось с Тино и вскоре подтянувшимся Штефаном, и как-то мы все так увлеклись, что едва не пропустили начало концертной программы...
А первым выступлением WGT2016 оказался сет местного электро-индустриального проекта 2ND FACE. Двое довольно молодых (особенно по меркам шварц-сцены) ребят бодро фигачили нечто олдскульно-забористое, яростное и злое, с явными отсылками на творчество DIVE и SKINNY PUPPY. На сцене только вокалист в полумаске и c татуировкой небезызвестного символа с обложки альбома :WUMPSCUT: «Wreath Of Barbs», да драммер за настоящей, а не липовой, барабанной установкой. Интересная группа, надо будет проследить за их дальнейшей карьерой. Как и многих дебютантов, их подводит чрезмерно сырое звучание и отсутствие больших хитов, но потенциал, вроде, чувствуется. Самым же заметным эпизодом выступления 2ND FACE стал зажигательный кавер на бессметную вещь FRONT LINE ASSEMBLY «Prophecy» - вот тут действительно зал встал на уши.
Далее на сцену вскарабкались апологеты одноклеточного EBM «ЯГЕР НОЙНЦИЩЬ». Так, и только так, требуется произносить название группы - иначе засмеют. Об этом мне поведали немецкие товарищи... Выступление JAGER 90, между прочим, приятно удивило, ибо частенько их концерты проходят однообразно и скучновато, ведь Anhalt-ЕВМ музыка всё-таки весьма специфическая, для её восприятия нужно быть верно идеологически и культурологически подкованным. Но в этот раз все прошло куда веселей: и трек-лист был достойный, и сами музыканты удачно измерили свой имидж, наконец-то отказавшись от набивших оскомину авиационных шлемов и облачившись в строгие серые рубахи. А как похудел вокалист! Сложно узнать. И если раньше можно было сказать, что JAEGER 90 весьма старательно подражают DAF, то теперь фронтмен являет собой бюргерскую стилизацию под Дугласа Маккарти - даже солнцезащитные очки такие же.
К этому времени просторное и комфортное пространство Felsenkeller уже прилично заполнилось людьми, все мои друзья-товарищи где-то потерялись среди снующей толпы, так что дальнейшие шоу досматриваю в одиночестве.
Следующее выступление было, пожалуй, самым любопытным в тот вечер и представляло собой совместный сет сайд-проекта мастермайнда PLASTIC NOISE EXPERIENCE Клауса Крузе c каминг-аутовским названием GAYTRON и клавишника все того же PNE Казима Сарикайя, который играл треки своего собственного проекта SERPENTS. Такой вот сложный замут. По сути же, имеем обычное выступление PLASTIC NOISE EXPERIENCES (по крайней мере, визуально это выглядело так же), в рамках которого оба товарища-музыканта (или кем они там по отношению друг к другу ещё являются?) поочередно сменяли друг друга за клавишами и микрофонной стойкой. Два в одном - один в другом. SERPENTS послушать было любопытно, ибо дремуче-агрессивный саунд этого проекта многим фэнам аутентичного электро-индастриала пришёлся весьма по вкусу. Ну да, слушалось и смотрелось неплохо: оный Казим, зловеще бормоча и выразительно жестикулируя, вышагивал по сцене и призывно тянул руки в зал. Внешности этот парень интересной: ежели бы его соответствующим образом приодеть, и пустить в армянские ряды продавцов хурмы на нашем колхозном рынке, то он бы мгновенно затерялся среди завсегдатаев. А так, в чёрной маечке, да с модным ремешком - холёный эуропеец.
Но Клаус Крузе, конечно, свои сольные номера исполнял повыразительней, ибо «ебимемной» пластики и сценического опыта у него куда как больше. Щуплый и бородатый, с раздраженно-надменной физиономией, он всегда выглядит на сцене немного инфернально. Сложно понять, чем материал GAYTRON отличается от творчества PNE - может быть, тематикой песен? Как бы то ни было, выступление GAYTRON vs. SERPENTS получилось, пожалуй, самым лучшим в этот «нулевой» день WGT.
Главными же хедлайнерами вечеринки были назначены ветераны THE INVINCIBLE SPIRIT - обычно про них принято говорить что-то вроде: «Ну, это те чуваки, которые когда-то спели песню «Push!». И очень часто на этом вся информация о группе из Гамбурга заканчивается. А, между тем, коллектив действительно достойный - да чего там говорить, одни из родоначальников классического «бади». В прошлом году после многолетнего молчания THE INVINCIBLE SPIRIT сподобились выпустить новый альбом «Anyway», который прошёл совершенно незамеченным на сцене прежде всего по причине ужасающего промоушена и дистрибьюции. Группа решила издать его собственными силами - отсюда и результат. А пластинка получилась занятная, эдакий легко усвояемый сплав из мелодичного EBM и попсового future pop а-ля, прости Господи, SOLITARY EXPERIMENTS. Не шедевр, но слушается легко, да и мелодически довольно сильная работа.
Вот, в основном, песни с нового альбома группа и исполняла – по крайней мере, в первой половине шоу. Но, честно признаюсь, что до конца мероприятия оставаться я не стал. Было уже поздно, и простое человеческое желание упасть в люльку и забыться мертвецким сном становилось все более настойчивым. Хотя, главная причина не в этом. Все-таки концертное выступление THE INVINCIBLE SPIRIT – штука на редкость прозаическая и монотонная. Ну вот, представьте, шатается по сцене здоровенный мужик с ординарной физиономией - такой запросто может оказаться вашим соседом по очереди с тремя бутылками пива в руках где-нибудь в магазине «Магнит» - и весьма старательно, скажем так, поет. Более ничего не происходит: песня-за-песней, песня-за-песней – и океан. Скучновато. Пресловутого «Push!» я так и не дождался.
ДЕНЬ 1
PATENBRIGADE: WOLFF
XTR HUMAN
HEARTS OF A BLACK SCIENCE
RUINED CONFLICT
HAUJOBB
FULL CONTACT 69
WULFBAND
Семь концертов за один день – какого, а? Как в славные былые деньки, когда по фестивальным локациям WGT приходилось бегать с высунутым от усталости и неистового восторга языком. Самый бешенный день на всем WGT, но и, пожалуй, самый лучший.
А что было делать? На WGT всегда приходится выбирать и идти на мучительные компромиссы - такова сама структура фестиваля. Но в этот раз промоутеры ухитрились превзойти самих себя и явили миру абсолютное худшее расписание концертов за все девять лет поездок на WGT. Понятно, что сделали они это не специально, но досадные перехлесты графика и одновременные выступления чрезвычайно интересовавших артистов на разных площадках, приняли характер стихийного бедствия. В частности, «вторая серия» WGT-EBM-Warm Up Party, которая была запланирована в традиционном для этого мероприятия клубе Villa (с очень клевым составом участников: JIHAD, FULL CONTACT 69, WULFBAND) стартовала в то же самое время, когда в Kohlrabizirkus только-только должны были выйти на сцену HAUJOBB, ну а вслед за ними - PROJECT PITCHFORK. Вот как тут выбирать? HAUJOBB - одна из немногих групп, на выступления которой я готов идти в обязательном порядке (по умолчанию и в любую погоду), да и PROJECT PITCHFORK, несмотря на несколько «истершееся» величие, все равно любимы до сих пор. Но FC69 это, на минуточку, группа из ростера Razgrom Music, и не попасть на их сет было бы не только этически и стратегически не верно, но и просто не профессионально. WULFBAND - ребята из «семьи» Progress Proguctions, которые за свою единственную пластинку удостоились премии «лучший электронный альбом Скандинавии» (той самой, где в своё время побеждали CRYO, NECRO FACILTY, COVENANT и тд.). А ещё в этот же самый день в стенах Stadtbad собралась внушительная дарк-хипстерская тусовка из HEARTS OF A BLACK SCIENCE, HANTE, HENRIC DE LA COUR и тд., куда заглянуть было бы также очень соблазнительно. Словом, из-за всего этого логистического хаоса голова пошла кругом и стало нервно подрагивать левое веко - ситуация безвыходная, теорема не имеет решения. Так что будем действовать по наитию.
Но сначала опять предстоит проделать все тот же долгий путь: офис POPoNAUT, пресс-центр в Агра. Там надо получить разрешение на фотосъёмку. Истории про ходящих-спящих-бухающийх готах в этот раз пропущу - можно? Естественно, обычный (и любимый некоторыми даже более, собственно, музыки) антураж WGT никуда не делся и разнообразных колоритно выглядящих личностей повсюду было полным-полно. Но глазеть на них уже не так что бы очень интересно…
Пожалуй, единственное, что по-настоящему бросилось в глаза, так это невообразимое количество готических мамаш и папаш на фестивале, со снующими вокруг них счастливыми отпрысками. Тусовка стремительно старела на протяжении нескольких последних лет и вот, похоже, настал такой момент, когда она начала регенерировать саму себя… Детишки, большей частью, тоже были «в теме», щеголяя фирменным мерчандайзом и забавными костюмами. Ярмарка родительского тщеславия…
Полноценное начало дня стартует с сета PATENBRIGADE: WOLFF - ещё одной группы, на концерт которой не пойти просто было нельзя. Более того, пришлось побывать на шоу PW аж два раза, ибо в воскресенье группа решила сделать еще и камерный «приватный утренник» в малюсеньком клубе с акустическим сетом - но об этом позже.
В стенах Kohlrabizirkus PW представили на 100% укомплектованное концертное шоу, с обычным набором вокалистов, видеопроекциями, строительством стены из картонных ящиков и дорожными знаками - от оранжевого цвета аж рябило в глазах. «Гвоздем» же этого выступления, стала презентация материала новой «епишки» «Trabantenstadt», дата релиза которой, вообще-то, была назначена только на конец мая. Однако, уже на этом концерте можно было купить соответствующий CD, что стало большой неожиданностью – впрочем, приятной. Буквально на следующий день удалось оперативно связаться с музыкантами PW, и обеспечить поставку «Trabantenstadt» для Razgrom Music. Данное «бизнес-решение» оказалось в последствии триумфальным - все привезенные копии были распроданы в России за неделю. Это, пожалуй, рекорд. Любят у нас все-таки этот проект.
Да и Свен Вольф, кажется, тоже не равнодушен к нашей стране и своему гэдэеровскому прошлому, ибо как тогда объяснить тот факт, что почти все треки на новой «епишке» имеют русскоязычные названия? «Луноход», «Буран», «Спутник» ну и главный хит – «ТУ-144»! Исполнение данного трека сопровождалось весьма эффектным видеорядом с кадрами хроники эксплуатации этой легендарной машины. Материал «Trabantenstadt» полностью инструментальный, стилистически тяготеющий к ранним релизам группы, и это только в плюс - постоянные песнопения последних лет стали немного утомлять. Вроде, ничего особенного, не очень-то мудреная электронная музыка, даже довольно прямолинейная. Но приятно слушается и на концертах идёт на «ура».
Однако, до конца выступления все-таки не остаюсь и стремительным рывком перемещаюсь в сторону Stadtbad, где каким-то образом попадаю на середину сета самой первой заявленной там на сегодня группы - это были немцы XTR HUMAN, игравшие залихватский post-punk с легким флером gothic-rock. Изумленно изучаю расписание: оказывается, я немного ошибся во временных расчетах и прибыл в «Городскую Баню» гораздо раньше, чем нужно. Ну, OK - посмотрим тогда на XTR HUMAN. Хотя смотреть было особенно не на что: моднявой, нарочито «анти-готической» внешности музыканты исполняли нечто абстрактно-гитарное и, наверняка, качественное - вот только я в такой музыке ничегошеньки не понимаю. Какое-то прямо «Радио Максимум»...
Ближе к концу сета XTR HUMAN в толпе зрителей был замечен Торни Готтберг из Progress Productions и остаток времени провожу в занимательных беседах рядом со стойкой с мерчандайзом. Тут же раскладывает свои диски и маечки Хелен де Тьюри, которая теперь одна, сама по себе, представляет свой новый проект HANTE. Эх, девушки, зачем же вы MINUIT MACHINE угробили! Группа то была видная, с перспективой! Лишь улыбается французская барышня и разводит руками... Жаль, не получится увидеть её сегодняшний сет.
Вокруг вообще находилось множество персон из подразделения Progress Productions, в частности, совершенно случайно, еще на подходе к клубу, столкнулся на улице с Хассе из XENTURION PRIME, который гордо вышагивал в компании аж трех эффектных норвежских девиц. Мы не виделись со времен волгоградского концерта, и подобная встреча выглядела весьма сюрреалистично. Конечно, поржали в голос и вдоволь.
А приехал в Stadtbad я ради HEARTS OF A BLACK SCIENCE. Захотелось чего-то депрессивного, глубокого, медленного и интровертного. Тем более, что концерты этой группы событие не частое. HEARTS OF A BLACK SCIENCE, несмотря на весь свой пост-роковый посыл и довольно сложную конструкцию треков, наконец то добились определённого успеха и среди нашей депешистко-синтипоповой братии - об этом можно судить по продажам их крайнего альбома «Signal» в он-лайн магазине. Ну что ж, заслуженно, хотя и неожиданно.
Концерт же группы был действом насколько любопытным, настолько и совершенно статичным: двое ребят в чёрном отрешённо исполняли свои пронизанные меланхолией и светлой печалью песни, из инструментов на сцене - только клавиши и гитара. Минимум света - фотографы в яме матерились в голос. Но, ёлки-палки, это же шведы! И даже в таком вот минималистичном обрамлении шоу HOABS воспринималось прекрасно! Все здесь было гармонично: до чрезвычайности интеллигентный вид музыкантов, торжественный мелодизм, плачущая гитара и пронзительные песнопения вокалиста, скрывавшего лицо за длинной, ниспадающей на лоб шевелюрой.
Но применительно к себе самому ни о какой статике не могло идти и речи - в таком же вальсирующем темпе перемешаюсь обратно в Kohlrabizirkus, надеясь успеть аккурат к началу сета HAUJOBB. Но резвость ног и лейпцигских трамваев снова оказывается значительно выше расчетной, в результате успеваю застать ещё и окончание концерта американского future-pop проекта RUINED CONFLICT. Что тоже неплохо - в последнее время популярность этого лысого и весьма упитанного товарища резко возросла, что даже позволят говорить о RUINED СONFLICT как о бюджетом заокеанском аналоге VNV NATION.
Вероятно, настойчивые сравнения с вышеупомянутым проектом уже изрядно доконали единственного участника RUINED CONFLICT Хавьера Моралеса, но что поделаешь - вопиющее музыкальное (и даже визуальное) сходство налицо. Даже на сцене музыкант смотрелся сводным братом Ронана Харриса и Тома Шира, эдаким румяным и подвижным крепышом с гладко выбритой макушкой. Музыка, соответствующая: кондовый и энергичный future-pop, не шибко изобретательный, но зато канонический. С очень хорошим вокалом, между прочим. На своём новейшем альбоме «A Voice For The Voiceless» американский музыкант решил отойти от подобного шаблонного саунда, в треках RUINED CONFLICT довольно неожиданно обнаружились агрессивные гитарные рифы и около-рэповые речитативы. Так что будущая музыкальная стратегия проекта пока довольно туманна. Но по тем трём-четырём песням, услышанных на WGT, никаких особенных изменений в саунде RUINED CONFLICT диагностировать не удалось. Это все ещё future-pop, как он есть.
Со-хедлайнеры вечера HAUJOBB появились на сцене после некоторой паузы, ибо выступления этой группы требуют определённой технической подготовки сцены и не ограничиваются лишь двумя каналами под «вокал» и «минус» на звукорежиссерском пульте. Я, честно говоря, с удовольствием приготовимся внимать, подпевать и хлопать в ладоши - все-таки, одна из самых любимых и уважаемых групп.
Дэниел, в мерчандайзовой майке KLANGSTABIL, занял место у микрофонной стойки, сосредоточенный Деян в кепке примостился за клавишами, Мануэль за электронными барабанами - все как обычно. Грянула музыка, все стартовало здорово и классно, но... Что-то пошло не так. И ведь даже сложно сказать, что именно. Мы потом обсуждали этот концерт с Тино, оказывается, они с Кэти тоже ушли из зала после нескольких первых песен. Отчего-то многим стало на концерте скучно.
Во-первых, не порадовал сет-лист. После недавно реализованного альбома «Blendwerk» было логично ждать большого количества новых песен и вообще несколько иной концепции всего шоу – как это принято у «больших» групп. Но HAUJOBB опять сосредоточились на треках с «New World March» и еще более «олд-скульном» материале, который, безусловно, превосходен, но уже изрядно набил оскомину – особенно, если приходится посещать концерты группы регулярно. Мне все-таки удалось дождаться исполнения «Input Error», и это стало самым запоминающимся эпизодом данного шоу. Можно высказать предположение, что музыканты несколько рефлексируют по поводу довольно прохладного приема «Blendwerk» со стороны слушателей, и поэтому банально пытаются угодить аудитории – но тут ведь в чем может быть подвох… HAUJOBB всегда являлись очень честной группой, такой бесхитростно-настоящей. Что на душе было – о том и пели, каким-то музыкальным стилем заинтересовались – в том направлении и фигачили. И вот сегодня, когда Дэниэл, и особенно Деян, реально увлечены совсем иной музыкой, которая, вроде как, не годится для аудитории больших фестивалей вроде WGT, группа вынуждена идти на поводу у публики и заключать с ней негласный компромисс. Кстати, история далеко не новая – делов-то, масса артистов была вынуждена пойти по этому пути. В какой-то момент здравый расчет и коммерческий интерес перевешивают творческую пытливость и голод музыкального поиска. Но, видимо, HAUJOBB настолько не привыкли заниматься подобной рутиной, что тот рок-н-рольный азарт и убойный эмоциональный месседж, которыми так славились живые выступления группы, начисто улетучиваются из шоу, когда они превращаются в обычное представление со строгим сценарием и хорошо оплачиваемую работу. На этом концерте, к примеру, казалось, что Деяну вообще откровенно скучно, и как-то сразу вспомнились его слова, сказанные еще год назад: «Я сам сейчас уже не могу слушать New World March». Однако, надо признать, что содержание всего этого абзаца – лишь плод личных домыслов и предположений. Возможно, были зрители, которые ничего подобного не заметили и даже не понимают, о чем вообще идет речь. HAUJOBB как HAUJOBB – все как обычно. Однако же, это был первый концерт группы, с которого пришлось уйти, не досмотрев до конца.
А ведь первоначальный план был совсем иным – сначала HAUJOBB, ну а потом, все-таки, PROJECT PITCHFORK. Перспектива очередного (и не очень близкого) забега в сторону Villa прельщала мало, и, самое главное, совсем не факт, что будет возможность туда попасть, ибо обычно маленький зальчик клуба забит под завязку. Опыт имеется.
Но, черт его знает почему, ноги сами понесли меня в сторону Villa. Ну нельзя пропускать выступление группы, новый альбом которой ты только что сам и издал. Не по-товарищески это. Однако, уверенности в том, что все-таки удастся успеть на сет FULL CONTACT 69 не было никакой – по расписанию группа должна была быть на сцене уже около часа. Но мы то знаем, что концерты в Villa очень часто задерживаются… Бесцеремонно работая локтями (простите, коллеги-ебиемщики!), без особенного туда пробиваюсь в первый зрительский ряд, и успеваю посмотреть большую часть сета FC69 – большая удача!
Все-таки есть особенный кайф концертов в маленьких клубах – тут все рядом, единение артист-зритель, слэм и братание. Да, все достаточно камерно, при совсем скромном свете и компактной сцене, но… Эх, как же я люблю хорошие клубные концерты! Тем паче, что олд-скульный electro-industrial FC69 как нельзя лучше работал в данной обстановке, да и сам фронтмен Андреас Шуберт всегда эксплуатирует образ эдакого свойского рубахи-парня, соседа с соседнего двора, который вышел нам тут всем исполнить свои немудреные песенки. Он и меня со сцены тоже увидел, и что-то там вместе с ним даже в микрофон проорать получилось…Словом, отличный и душевный – а это самое главное! – электро-индустриальный концерт вышел. Конечно, никуда не деться от аналогий со старыми шоу FRONT LINE ASSEMBLY периода начала девяностых годов прошлого века – ну так FC69 где-то сознательно и используют данную концепцию. Даже видеоряд схож: мельтешание разнообразных образов и картинок, ужасы какие-то, рожи страшные. Все в рамках стиля!
Аккурат к окончанию сета FC69 зал Villa был утрамбован полностью и там не то что яблоку, но и вишневой косточке упасть было негде. В толпу активно влилась большая и сплоченная делегация из Скандинавии – а визитеры WGT из Швеции и Норвегии, как правило, всегда стараются держаться вместе и дружно ходят на концерты групп из соответствующих стран. Такой вот нордический патриотизм. Тут был и Хассе в дивном окружении тех же девиц, только все уже были изрядно под шафе…
Все эти люди пришли, разумеется, на WULFBAND – загадочный проект из Швеции, участники которого не только не раскрывают своих имен, но и старательно скрывают лица. У них есть на то свои личные причины – но Торни простил о них публично не распространятся. Скажем так, ребята не хотят, чтобы их личности идентифицировали, ибо они являются весьма известными музыкантами, причем в совершенно ином жанре, максимально далеком от «темной сцены».
В нынешние времена, когда мы все избалованы потоками информации, разнообразными рецензиями, Ю-Тюбом и тд, крайне редко получается испытать ощущение настоящего сюрприза, нескрываемого удивления, культурного шока. Мы всегда подготовлены и, как правило, уже заранее предполагаем, чего примерно можно ожидать от концерта любого артиста – даже если никогда его раньше не лицезрели воочию. И кто бы мог подумать, что вот это изрядно подзабытое ощущение радостного восторга у меня возникнет буквально через пару песен после начала сета WULFBAND! Нет, я знал, конечно, что это очень достойная группа, и единственный ее альбом очень даже ничего – хотя, вот эти истерические вокалы… Они кого угодно могут отпугнуть – собственно, именно поэтому данный релиз прошел для отечественной аудитории почти незамеченным. WULFBAND звучат так, как если бы BEASTIE BOYS решили играть Anhalt-EBM. А к разнообразным странным стилистическим гибридам у нас всегда относились с подозрением и прохладцей.
Но когда начался концерт… Ребята, это была просто ЧУМА! В принципе, на своем веку немало уже довелось увидеть разнообразных музыкальных исполнителей, но у меня, честно говоря, отвисла челюсть: атлетичный фронтмен в страшенной маске из то ли тряпок, то ли бинтов, с пол-оборота взял аудиторию за горло, и уже не отпускал ее из своей хватки до самого конца шоу. Этот человек катался по полу, скакал и ползал, и даже отжимался на сцене. Но это не главное. От него исходила какая-то бешенная, совершенно первобытная энергетика, которой он заразил весь зал – и аудитория сошла с ума. На этом концерте также пришлось столкнуться с одним из самых агрессивных и травмоопасных слэмов в моей жизни, основная ответственность за который лежит на нескольких в стельку ужравшихся шведах. Каюсь: пришлось нарушить негласный кодекс посетителя EBM-концертов, который подразумевает, что во время слэма нужно относиться к своим отплясывающим соседям с пониманием и отеческой заботой. Пару-тройку раз пришлось, называя вещи своими именами, уебать по телесам совершенно слетевших с катушек товарищей. С другой стороны, данные события придали особенную эмоциональную окраску мероприятию и как нельзя лучше гармонировали с адской свистопляской, которую устроили WULFBAND. А ведь всего два человека на сцене – барабанщик и фронтмен. Типичный «бади»-состав, но было отчетливо заметно, что WULFBAND только притворяются EBM-группой, словно в кривом зеркале обыгрывая все клише этого жанра, перерабатывая и перемалывая их в себе, а затем выплевывая в совершенно гротескной и гипертрофированной форме. Было видно, что на сцене работают профессионалы с огромным сценическим опытом, и что WULFBAND для них – такая личная отдушина, возможность одеть на лица маски и уйти в совсем другую музыкальную реальность. Кстати, пресловутые вокалы не были такими раздражающими, как на студийной записи, и очень даже органично дополняли музыку.
Но концерте присутствовал Штефан из AMNISTIA, который сразу после шоу восторженно орал мне в ухо: «Man, they are amazing!!». Позже он признался мне, что пришел в клуб ради FC69, и собирался лишь одним глазком, для проформы, посмотреть на WULFBAND. Но уже после первых трех песен твердо решил остаться до конца.
Таким образом, этот сет WULFBAND совершенно неожиданным образом оказывается самым ярким событием всего фестиваля и заслуженно занимает первое место в рейтинге концертов WGT 2016. Бывают еще в жизни сюрпризы…
После завершения концертной части программы еще долго просидел в клубе, общаясь и Андреасом и Себом из FULL CONTACT 69 и строя совместные планы на будущее. Но это уже совсем другая история.
ДЕНЬ 2
SPETSNAZ
PORTION CONTROL
LEAETHER STRIP
DIE KRUPPS
Со второго дня WGT погрузился во мрак и холод - погода безнадёжно испортилась и оставалась такой до самого конца фестиваля. Со стороны небесной канцелярии это была сильная подстава, ибо умиротворенно потягивать пиво на открытой террасе Agra при десяти градусах с дождем и ветром стало практически невозможно.
Первую половину дня посвящаю встрече с Торни, который привёз с собой большой пакет с продукцией Progress Productions. Промоутеры поселили его в отделе, где также были размещены многие другие гости фестиваля - в частности, на ресепшене был замечен Honey из WELLE: ERDBALL, появление которого вызвало вопросы, ведь на тот момент я ещё на знал, что в самый последний момент его группу заявили для участия в WGT 2016. Чуть позднее к нашей беседе присоединился звукач WULFBAND, который после услышанных горячих комплиментов в адрес его группы, немедленно принялся угощать пивом. А учитывая, что до этого ещё и Торни поставил передо мной кружку... Блин, ребята, на часах же только двенадцать! Мечты о безалкогольной субботе были на корню разрушены безжалостными шведами - за что им, в общем, большое спасибо.
Случился в отеле и ещё один весьма памятный эпизод, более важный, чем и иные концерты. За соседним столиком от нас расположились, мирно попивая кофе, Джон Вайнбрю и Дин Пиавани из PORTION CONTROL. Благородные седовласые старцы, подтянутые и бодрые, самые настоящие - без всяких экивоков и оговорок - легенды индустриальной музыки. В прошлом году я уже упустил из-за проклятой тактичности возможность перекинуться парой слов с Дэвидом Трасселом из SNOG, так что теперь решил не тушеваться. Подошёл к музыкантам, взял под козырёк, так мол и так: из России, разрешите отрекомендоваться - и спасибо за вашу музыку, господа! Минут пять поболтали о тем о сём... «А что же нас в Россию никто не везёт? Очень бы сильно хотелось». Эх, кабы вернуть евро по сорок рублей. Прямо на месте можно было бы договориться!
С PORTION CONTROL, однако, не прощаюсь - сегодня их выступление в Agra, так что расставание будет совсем не долгим.
В отличии от дня вчерашнего, на сегодня никаких перебежек и продолжительных поездок на трамвае на планируется. На главной фестивальной площадке намечен большой EBM-саммит, так что весь день придётся колываниться в стенах Agra. И особенного восторга, честно говоря, данный факт не вызывает.
Программа этого дня составлялась организаторами в условиях цейтнота и информационной неопределенности, в результате SPETSNAZ и PORTION CONTROL были заявлены на фестиваль чуть ли не в последний момент, вместо ранее выбывшего по состоянию здоровья SUICIDE COMMANDO.
Вот уже в который раз приходится присутствовать на концертах SPETSNAZ, и все время от их шоу остается странное впечатление недосказанности и какого-то недоумения. Ведь, объективно, проект весьма достойный, с большим количеством EBM-хитов в багаже, как фронтмен Понтус тоже весьма неплох – но отчего то становится скучно. Возможно, тут какие-то особенности личного восприятия… Скажем, мне часто скучно на концертах AND ONE - а ведь это, вроде как, абсурд.
Словом, выступление этой группы с приятным уху названием прошло эдаким ровным фоном – ни холодно от него было ни жарко. Похвально желание SPETSNAZ стать вторыми NITZER EBB, но пока получается где-то на “троечку”. Сразу после сета музыканты укатили в Moritzbastei, где дали концерт уже под вывеской своего synth-pop проекта DESTIN FRAGILE – вот как удобно устроились.
Зато все здорово получается у PORTION CONTROL – и это притом, что им не нужно быть вторыми кем-то, подражать кому бы то не было или стараться перенять чей то опыт. Пускай у них перенимают и стараются быть похожими – что многие группы пытаются делать, и, как правило, довольно безуспешно. Абразивно-грубый снаружи и сложно-сочленённый внутри, electro-industrial этих британцев уникален как явление и практически не поддается клонированию. Для концертных выступлений PORTION CONTROL очень важны видеопроекции и хороший свет, чего на прошлом сете, который случился на WGT пять лет тому назад, не было в принципе, ибо группе пришлось играть в залитом солнцем Parkbuhne. Теперь же PORTION CONTROL предстали в своей лучшей форме: c нервно-психопатическим видеорядом, работающими на полную мощность стробоскопами - да и звук в Agra тоже не подкачал. От пронизывающего и исступлено-мрачного сета группы мною было получено эстетическое удовольствие уровня значительно выше среднего, музыканты сыграли все свои самые известные треки, сосредоточившись на исполнении материала с более новых по хронологии релизов – что весьма похвально для группы с таким багажом. А ведь, казалось бы: всего два человека на сцене – но какая эффективность!
Что еще можно написать про концерты LEAETHER STRIP кроме того, что уже неоднократно было написано и сказано ранее – решительно не представляю. После того, как Клаус Ларсен стал завсегдатаем на почти всех основных фестивалях «темной сцены», выступления его проектов (будь то LEAETHER STRIP или KLUTAE) проходят почти как под копирку. Да, собственно, вряд ли от этого заслуженного товарища можно изначально было ожидать чего то иного… На сцене двое, но, в отличии от вышеупомянутых PORTION CONTROL, подача сухая и минималистичная – ни картинок тебе, ни видео. Но ругать концерты Клауса палец на клавиатурой не поднимается. Может быть, все как-то уж совсем по-простецки и монотонно, но песенный материал у датчанина очень сильный, с мелодиями тоже все в порядке, так что для LEAETHER STRIP не проблема укомплектовать свой сет почти одними EBM-хитами. Только очень жаль, что трек-лист почти всегда один и тот же, основной упор делается на треки «золотого периода» девяностых годов, и почти полностью игнорируются песни новых релизов. Немного не понятно, зачем тогда вообще их выпускать – тем более, в таком количестве.
Но, несмотря на все вышеизложенное, концерт LEAETHER STRIP, который продолжался почти битых полтора часа, я просмотрел и прослушал от начала и до конца, без отлучений на перекуры. Тоже ведь факт.
Последним номером программы значилось выступление ещё одной прославленной группы из плеяды «великих индустриальщиков восьмидесятых», немцев DIE KRUPPS. Правда, не менее (а может быть, и более) сей коллектив известен среди металхедов, ибо в своё время DIE KRUPPS были одними из первых, кто начал бездумно скрещивать электронный бит и тяжёлые гитарные риффы. С тех пор Юргена Энглера не раз ещё бросало из крайности в крайность, но вот теперь DIE KRUPPS снова пребывают в максимальной степени обострения «металлической фазы», и альбом 2015 года «Metal Machine Music» является тому убедительным подтверждением. Соответственно, все происходящее на сцене более походило на шоу кондовой метал-банды, со всеми необходимыми для этого атрибутами: барабанщиком, басом, гитарой и кучей суетящихся техников. Юрген Энглер, несмотря на свои солидные лета, держался молодцом, юрким живчиком перемещаясь по сцене и принимая героические позы. Вообще, все «крупповцы» старались казаться настоящими рок-звёздами, и в сравнении с ними выступления предыдущих коллективов выглядели лишь трогательными номерами художественной самодеятельности. Особенно в том случае, если вы цените в музыкантах прежде всего голый профессионализм...Но у меня с подобного рода музыкой отношения сложные: головой понимаю, что это все здорово и клево, а вот сердце почти ничего не чувствует. И, не смотря на то, что DIE KRUPPS палили по залу одними хитами («Metal Machine Music», «Crossfire», «Dawning Of Doom» и тд.), до конца сета все-таки решаю не оставаться. Хотя общие впечатления от DIE KRUPPS самые положительные. Но сердце выбирает PORTION CONTROL - после их выступления, события этого дня шли для меня по нисходящей.
ДЕНЬ 3
PATENBRIGADE: WOLFF (ACOUSTIC SET)
PRIDE & FALL
AMNISTIA
SIGNAL AOUT 42
MESH
WELLE: ERDBALL
Утро воскресенья было отмечено не только экстремально ухудшившийся погодой (могу поклясться, что несколько секунд с неба сыпались даже мокрые хлопья снега - и это в середине мая!), но и презабавным мероприятием в клубе со сложным названием, где PATENBRIGADE: WOLFF организовали что-то вроде приватной встречи с поклонниками, а также осуществлялась продажа мерчандайза под аккомпанемент «акустических» песнопений Андре Хартнунга. Понятно, что на гитаре и мандолине никто не играл, а пресловутая «акустичность» сета заключалась в том, что вокалисты PW исполняли прямо перед плотной группкой зрителей самое обычное караоке. К небольшой стереосистеме был подрублен микрофон, и вуаля! - пой и танцуй сколько хочешь. Выглядело это немного диковато, но для всех фэнов PW, данное мероприятие представляло несомненную ценность. Тут же удалось заполучить копии новой «епишки» «Trabantenstadt», пообщаться со Свеном и Анте, да ещё и разжиться оранжевым строительным жилетом PW, который ребята вручили в качестве сувенира, на память. Если дальнейшая судьба окажется не милосердна, то в случае возможной работы дворником или обходчиком железнодорожных путей, часть экипировки для этих чёрных дней у меня заранее заготовлена.
Официальная же концертная программа третьего дня WGT стартовала в Kohlrabizirkus c выступления норвежской future-pop группы PRIDE & FALL. Концерт ожидался с некоторым любопытством, ибо доселе оный коллектив видеть в деле никогда не приходилось, да и вообще, «живые» концерты PRIDE & FALL играют не часто.
Ничего фантастического, впрочем, на сцене не происходило. Трое музыкантов, в составе фактурного и абсолютно лысого фронтмена, а также клавишника и гитариста, выдали на-гора добротное, но абсолютно типичное для электронных групп «тёмной сцены» шоу. Однако, в пользу PRIDE & FALL играет качество музыкального материала, которое по меркам future-pop ощутимо выше среднего, соответственно, группа смогла до предела насытить трек-лист мелодичными и хитовыми номерами. Среди них и две абсолютно новые песни выглядели очень достойно, так что что выхода нового альбома, который уже анонсирован лейблом Dependent, все фэны PRIDE & FALL в праве ожидать с уверенным оптимизмом.
О перманентом и мучительном состоянии выбора, в котором вынужден пребывать почти каждый посетитель фестиваля, написано уже предостаточно, но в этот воскресный день необходимость принятия окончательного решения обернулась настоящей личной драмой. Из почти двухсот заявленных на фестивале участников, для меня существовала только одна главная цель: выступление исландской группы LEGEND. Увидеть этих electro-pop героев нового времени хотелось невероятно. Но в программе WGT был еще один концерт, на который нужно было идти просто по умолчанию, и обсуждать тут нечего - это сет AMNISTIA. Так вот, к моему изумлению, граничащему с ужасом, промоутеры ухитрились поставить выступления двух этих групп, мало того, что в один и тот же день, так ещё и одновременно на разных площадках! Но что тут говорить? Победила дружба! Тино, конечно, убеждал, чтобы я не чувствовал себя обязанным, и все такое прочее - но дело вовсе не в этом. AMNISTIA для меня уже не просто музыкальный коллектив - это очень значимая часть истории Razgrom Music. А историю надо чтить.
Таким образом, отправляюсь в Stadtbad, где становлюсь свидетелем лучшего концерта AMNISTIA из всех, которые приходилось видеть ранее - а ведь присутствовать доводилось ой-как на многих. Тино, Штефан и Ян привычно устроили увлекательный перформанс «интеллектуального EBM», но в этот раз и технические условия площадки были на высочайшем уровне (обычно группе достаются маленькие клубы), но главное - AMNISTIA впервые выступали в сопровождении видеоряда, который был заботливо свёрстан собственноручно Тино Клаусом. Местами картинка была несколько наивной, но целом весьма занимательной и соответствующей содержанию песен. Чего тут только не было: марширующие китайцы, распятие, изображения политиков с замазанными лицами (нет, Обаму с Путиным не забыли), обручальные кольца и даже изображение российской купюры достоинством в 1000 рублей. Вовсе не обычная для индастриал-групп абстрактно-компьютерная мазня. AMNISTIA сыграли несколько новых треков с только что вышедшего альбома «Dawn», которые были весьма тепло приняты аудиторией - впрочем, как и все выступление в целом. Тино мне рассказал потом, что они продали мерчандайза и дисков на рекордную сумму после концерта - тоже весьма показательный момент.
Поскольку до MESH в Kohlrabizirkus оставалось еще предостаточно времени, а желания успеть на SOLAR FAKE не было вовсе, то решаю посмотреть на первые двадцать минут выступления бельгийского олдового EBM-проекта SIGNAL AOUT 42. SA42 никогда звезд с неба не хватали, но неизменно находились среди «верхнего среднего класса» в соответствующем музыкальном направлении. Впрочем, полноценной группой SIGNAL AOUT 42 назвать нельзя, сейчас это именно one-man project грузного и бородатого дядьки со сложным именем Jacky Meurisse. Оный дядька, довольно нелепо выглядящий на сцене в полувоенном камзоле и огромных ботинках-говнодавах, неторопливо вещал, делал жесты и выразительно вращал глазами. Музыка, впрочем, был неплоха – тяжеловесный и среднетемповый «бади», серьезно-сосредоточенный и мелодичный.
В фото-яме сталкиваюсь с Алексом, который только что прибыл как раз с концерта LEGEND, и после фотосессии SA42 (оказывается, ему сильно нравиться этот проект) собирается обратно в Kohlrabizirkus. Он любезно приглашает отправиться туда вместе на его авто, и, таким, образом, проблема перемещения в пространстве для меня отпадает. Пока ехали до «Капустного Цирка», воочию наблюдали процесс принудительной эвакуации автомобилей от парковки рядом с этой площадкой. Среди посетителей фестиваля было большое количество не владевших немецким языком людей, и это обстоятельство очень многим потом обошлось в солидную «копеечку». Дело в том, что парковка эта была частная, и бесплатно ставить там машины запрещено, о чем и были вывешены соответствующие предупреждения. Но только на немецком…Поэтому, автомобилей беспечных готов и индустриальщиков там было натыкано полным-полно. Так вот, ушлые немцы, деловито, одну за другой, грузили их на эвакуаторы и увозили в неизвестном направлении.
«Для кого-то посещение фестиваля станет очень дорогим удовольствием. Что бы вернуть свои машины, этим людям придется заплатить не одну сотню евро» - качает головой Алекс. Так что, если соберетесь на WGT на автомобиле – будьте в курсе этого узаконенного «развода».
Прежде не раз приходилось бывать на концертах одних из главных любимчиков мирового synth-pop коммьюнити, британской группы MESH, но в последний раз это случалось уже довольно давно, больше шести лет назад. С тех пор и самих MESH стал слушать как-то меньше, да и в целом к жанру «депешмодного» synth-pop заметно поостыл. По крайней мере, мне так самому казалось…
Но концерт MESH несколько поколебал эту уверенность. Выступление группы пронеслось стремительной ракетой, весь сет смотрелся и слушался на одном дыхании, тут было все: и вдохновение, и хиты, и рок-н-ролл. Марк Хоскинс все также великолепно поет «в живую», энергетика от группы исходит невероятная, а, главное, концерты MESH неизменно отличаются одной замечательной особенностью: после них всегда повышается настроение и общий уровень оптимизма каждого отдельно взятого индивида из числа зрителей достигает максимального уровня. Не было исключением и это шоу, и, конечно же, именно MESH заслуживали звания главного хедлайнера вечера, которому нужно было выделить полный карт-бланш по продолжительности сета. А так группа находилась на сцене чуть более часа, и, кажется, сами музыканты испытывали по этому поводу вполне очевидную досаду. Совсем скоро у MESH выходит долгожданный новый альбом «Looking Skyward», на этом концерте группа исполнила несколько новых песен, и судя по всему, альбом должен получиться классным. Так что ждем с нетерпением.
Ну и дальше пришлось остаться еще и на WELLE: ERDBALL. Группа то весьма достойная, и концерты у них уморительные, но после MESH как-то не верилось, что они смогут поддержать градус зрительского восторга на необходимом для хедлайнеров уровне. Так, в общем то, и получилось.
Вообще, я изначально настроился отправиться в направлении Volkspalast, дабы лицезреть шоу очень заинтересовавшей группы I LIKE TRAINS, но неожиданное появление WELLE: ERDBALL спутало все карты. Как всегда, максимально театральное и аналогово-компьютерное шоу этой немецкой группы вызвало небывалый энтузиазм у местной аудитории и с визуальной точки зрения выглядело впечатляюще. В первый раз пришилось наблюдать группу без Frl.Plastique, ее место теперь заняла менее привлекательная внешне, но зато куда как более голосистая Lady Leila, сольный номер которой, новый сингл «1000 Engel», и открывал этот концерт. Затем бодрой обоймой последовали все самые известные хиты W:E, а также триумфальный вынос старенького Commodore C64, надувные шарики и бумажные самолетики – словом, классический концерт WELLE: ERDBALL. Но в этом то и загвоздка – все шоу WELLE:ERDBALL уж слишком похожи одно на другое, изменения в трек-листе (между прочим, весьма не очевидном, с точки зрения выбора песен) минимальны, и данный факт начинает немного утомлять. Впрочем, это проблема очень многих немецких групп - так что ничего удивительного. Как бы то ни было, группа продолжает нравиться аудитории и ее концерты пользуются большим успехом, вот и в этот раз Kohlrabizirkus был забит полностью. Я же посмотрел концерт WELLE: ERDBALL со умеренным удовлетворением – все было предельно предсказуемо, но довольно мило.
ДЕНЬ 4
NEUROTICFISH
VELVET ACID CHRIST
BLACK MOON SECRET
BIOMEKKANIK
И тоже обычная история: истратив многочисленные запасы топ-артистов на первые дни фестиваля, под конец промоутеры соорудили довольно невнятное расписание. По сути, и выбирать было особенно не из чего - сначала Agra c NEUROTICFISH и VELVET ACID CHRIST, а потом полная свобода для творчества. Хорошо, что в Moritzbastei был обнаружен концерт BIOMEKKANIK, туда и решаю под вечер отправиться. В этом небольшом клубе в течении всего WGT часто проходят интересные выступления, но обычно на них не удаётся попасть по причине наличия больших хедлайнеров на других площадках. Но в этот раз смотреть на AGONOIZE и в Agra не было никакого желания.
Первую половину дня провожу в дружеском рауте с Тино, на которым коротко обсудили уже завершающийся фестиваль, возможные перспективы на будущее, а также реалии текущей политической ситуации. После возвращения из Германии только ленивый не задал вопрос: «Ну, как там с беженцами?! Видел их?!». Нужно честно сказать: если и видел, то только разок в Берлине. Но тут нужно учитывать тот факт, что потоки беженцев вовсе не стремятся в Восточную Германию, более того - стараются её избегать. Здесь и жизнь не такая «жирная», а, самое главное, тут их реально мало кто ждёт. Возможность огрести по «щщам» в Саксонии для этих ребят больше чем где-бы то ни было. Не будем давать оценку действиям и мировоззрению восточных немцев - это их дело, и, в конце концов, их же право. Но раскол в немецком обществе из-за этой проблемы довольно серьёзный. «Если ты русский - то ты по определению плохой парень. Если ты немец, но у тебя другая точка зрения на русских - ты тоже плохой парень. Однако, тема Украины полностью исчезла из новостей, и даже кажется, что теперь её намеренно игнорируют». Таково краткое изложение официальной позиции немецких CМИ на настоящий момент, озвученное устами одного из граждан Германии.
В Agra меня добрасывают на своём авто Яна и Маркус, мои берлинские друзья, в квартире которых предстоит остановиться на несколько следующих дней. Впрочем, Яна то мало того, что наша, отечественная девушка, так ещё и из Волгограда. Странны и неисповедимы пути провидения и человеческих судеб.
В своё время Саша Мария Клайн из NEUROTICFISH во всеуслышание продекламировал что «EBM is dead!», и торжественно удалился на покой, официально заморозив свою музыкальную деятельность. Но в прошлом году вероломно решил вернуться, выпустил оглушительно успешный (по меркам future-pop, разумеется) альбом «A Sign Of Life» и вот теперь он вновь желанный гость на разнообразных фестивалях «темной сцены». Решение поставить NEUROTICFISH именно в Agra представляется довольно спорным, ибо несмотря на определённую популярность, концертные сеты данного проекта весьма ординарны - на сцене двое, лишь вокал и клавиши. Для такой гигантской площадки «маловато будет». И это ещё при том, что оный Саша, эксплуатирующий небрежный casual-имидж, выглядел не весть как очутившимся на сцене мужиком, более напоминая случайно забредшего туда техника или уборщика. Но дело своё знал чётко: пел, на удивление, весьма достойно, с функцией фронтмена - несмотря на отягощающие факторы в виде линялых джинс и клетчатой рубахи навыпуск - тоже справился на твёрдую «четверку». Очень качественный future-pop концерт получился.
Следующим номером программы значился концерт знаменитого психопата Брайна Эриксона aka VELVET ACID CHRIST и сопровождающей его труппы - теперь на сцене их аж четверо. Даже некая женщина присутствует. Можно сколь угодно иронизировать на сценическим имиджем участников VAC и общей концепцией шоу, но именно с музыкальной - то бишь, главной - точки зрения, выступление группы было одним из сильнейших на всём фестивале. Cумасбродный и исступлено-мрачный electro-industrial, многослойный и закрученный в жгуты - такая музыка сейчас в гигантском дефиците. У VAC только что вышел первый в карьере сборник «The Best Of» на Metropolis Records, и это стало отличным поводом для того, что бы сет-листы концертов группы в поддержу данного релиза были под завязку укомплектованы одними боевиками. Неизменно напоминающий съехавшего с катушек Роберта Смита, мастермайнд VAC шипел в микрофон тексты своих шизофренических и злющих, но зачастую мелодически прекрасных песен, и при этом еще умудрялся крутить ручки на клавишах. Пожалуй, для всех было бы лучше, если бы он набрался храбрости концентрировать внимание аудитории только на самом себе, но кто-то Брайану нашептал - или он сам так решил от излишней застенчивости - что «надо делать шоу!». И как раз задействование всех остальных ребят из «массовки» и заставляло думать порой об этом перформансе VAC как о дешевом цирковом представлении с участием непрофессиональных актеров. Дородная женщина исполнила «Slut» (но это ещё куда ни шло), а потом и остальные, безвестные лично для меня люди, тоже получили возможность чего-то спеть, занять место фронтмена, вдоволь поскакать на сцене. Порой казалось, что Брайн Эриксон оказался в окружении собственных фэнов, которые с большим энтузиазмом, но совершенно ни к месту, пытались «помогать» своему дядьке-наставнику развлекать честной народ в Agra. Однако, прямо сейчас, при написании репортажа, я слушаю как раз VELVET ACID CHRIST - сразу после возвращения с WGT возникло желание переслушать многое из дискографии проекта. А это значит, что концерт, так или иначе, удался.
Сразу после сета тёпло прощаюсь со Штефаном из AMNISTIA (у него от концерта остались смешанные чувства - он поклонник исключительно раннего творчества VAC) и не спеша выдвигаюсь в сторону Moritzbastei. Где ещё успеваю застать окончание сета группы под названием BLACK MOON SECRET, которая играла нечто на стыке gothic-rock и progressive-metal. Появление подобного рода коллектива среди преимущественно synth-pop групп, которые оккупировали в этот вечер сцену в клубе, выглядело весьма нелогично и даже нелепо. Очень странное решение организаторов. Ведь коллектив то, на самом деле, весьма неплохой - просто оказался не в том месте и не в то время. В BLACK MOON SECRET играют участники других известных коллективов - в частности, люди из LACRIMOSA и басист DIE KRUPPS - но, складывалось впечатление, что об этом в зале мало кто знал. Четверо солидных и умудренных сединами дяденек мастеровито выписывали замысловатые гитарные партии и с достоинством исполняли свои тяжеловесные треки. Такая пенсионерская музыка, для уставших и впавших в меланхолию металлистов. Наверное, имеет право на жизнь.
На сет шведских молодцев из BIOMEKKANIK собралась, кажется, большая часть русскоговорящей аудитории WGT - ни на одном концерте не приходилось видеть столько знакомых лиц. А чего удивляться: у нас любят такую музыку, мелодичный и бодрый synth-pop, с нордическим характером и гитарными запилами. Кристер Хермандссон активен на музыкальной сцене уже много лет, и, пожалуй, его деятельность в S.P.O.C.K. и SISTA MANNAN PA JORDEN даже более известна для широкой общественности, но именно BIOMEKKANIK из всех проектов этого жителя славного города Мальме сейчас выглядит наиболее перспективным. В активе проекта всего два альбома, но последний по хронологии «Violently Beautiful» получился настолько сильным, что даже позволил говорить о BIOMEKKANIK – конечно, с очень большой долей условности – как о «COVENANT с гитарами». Любопытно, что так в итоге оказалось: понятно, что Кристер и Эксил земляки, но порой визуальное сходство и манера поведения обоих фронтменов была поразительной. На сцене тоже трое – правда, в составе BIOMEKKANIK имеется гитарист. Да и генеральный «месседж», который исходил от выступления BIOMEKKANIK, был типично скандинавским: холодным, стильным, но в то же время бесшабашно-разухабистым. Сет BIOMEKKANIK можно с уверенностью отметить как один из самых драйвовых и запоминающихся на всем фестивале, и остается только озвучить ту мысль, которая появилась у многих после его окончания: «Вот же группа, которую можно смело везти в Россию, и которая сможет угодить там чуть ли не всем! И это при весьма скромном бюджете…». Мнение нашей русской кампании было единодушным: шапки долой, и пять баллов ребятам за их шоу!
О российской делегации стоит упомянуть особо. Не смотря на известные трудности, людей из пост-советского пространства (в диапазоне от Волгограда до Кишинёва) на фестивале было предостаточно, что не может не удивлять. А в этот раз так ещё удачно совпало, что у нас всех оказался билет на один и тоже рейс. Так что утром во вторник вся корма автобуса Лейпциг - Берлин была оккупирована веселыми (но вежливыми) людьми, и дорога до немецкой столицы пролетела просто в мгновение ока. Отдельные иностранные товарищи, правда, порой недовольно косились в нашу сторону - но ведь уже одиннадцать на часах, чего спать то, епта?
Таким образом, юбилейный WGT 2016 был завершён. Пожалуй, с точки зрения состава участников и общей организации это был один из лучших фестивалей, из тех, на которых приходилось бывать прежде. И, конечно же, как и в нескольких предыдущих репортажах, я обязательно упомяну о том, что очень рад той постепенной трансформации, которая случилась в общем восприятии данного мероприятия. WGT окончательно переварился для меня в своеобразный профессиональный саммит, где можно встретится со старыми друзьями, шапочными знакомыми и просто нужными людьми, решить злободневные вопросы, обозначить перспективы на будущее. И, думаю, результаты этой поездки будут заметны очень скоро в работе лейбла и сайта Razgrom Music.
Впрочем, были в этой поездке и откровенно негативные моменты - в частности, впервые в жизни у меня были украдены деньги. Вот ведь как оно бывает...Чего только не пришлось пережить в девяностые и начало двухтысячных в родном городе Волжском - перелом «скуловой кости с орбитой правого глаза», беготню по заснеженным переулкам от преследователей, повальный мор наркозависимых земляков и соседей - но всегда содержимое карманов удавалось оставлять в целости и сохранности. А тут, в сердце Евросоюза, городе, «из которого видно весь мир», ушлые карманники очень даже ловко обчистили доверчивого, с распахнутыми настежь душой и сердцем, россиянина. В общем-то, сам виноват. Негоже ходить на чужбине рассеяно улыбающимся профессором Плейшнером: бдительность, товарищи, и ещё раз бдительность!
Может быть, именно поэтому, культурная программа последующих трёх дней в Берлине была соответствующей: поход в музей Штази и посещение выставки «Один день в ГДР». Обе экспозиции, вероятно, должны наглядно демонстрировать все подробности унылой и беспросветной жизни при тоталитарном строе и глубокую ущербность «развитого социализма» - но оставили впечатление чуть ли не прямо противоположенное. Более того, тёплое чувство ностальгии от стеклянных банок с болгарской алычой и венгерским зелёным горошком вызвало повышенное слюноотделение и заставило чаще биться сердце. Музей Штази вообще вряд ли чем-то может удивить нашего брата, ибо комплекс зданий бывшего министерства государственной безопасности ГДР как снаружи, так и изнутри, до мелочей напоминает советские учреждения. Тут прямо сейчас можно снимать производственную драму о нелёгких буднях работы какого-нибудь министерства лёгкой промышленности СССР в 70ых годах прошлого века - антураж позволят.
В это же день было получено печальное известие от Штефана из DE/VISION - завод задержал производство дисков с новым альбомом «13», и моим надеждам заполучить этот релиз одним из первых не суждено было сбыться. Не похоже это на немцев - обычно у них, наоборот, все готово заранее, дабы избежать подобных непредвиденных моментов.
Впрочем, когда вернулись хозяева моей Берлинской квартиры, то веселье настало незамедлительно, и последнюю ночь перед вылетом на Родину провожу в на крыше дома, созерцания вечерний город и неторопливо потягивая пивко. До крайности аутентичное берлинское времяпрепровождение, прямо как из нашумевшего кино «Виктория» - правда, банк грабить мы не стали.
Этот WGT был уже девятерым по счёту. Судя по всему, в 2017, если позволят обстоятельства, намечается персональный большой юбилей.
Однако, репортаж снова получился весьма объемным – что ты будешь делать. Слишком событийный фестиваль, и, как ни старайся, а двумя предложениями не отделаешься…
Ну и на последок, традиционный TOP-10 концертов WGT 2016:
01 WULFBAND
02 MESH
03 PORTION CONTROL
04 BIOMEKKANIK
05 AMNISTIA
06 PATENBRIGADE: WOLFF
07 VELVET ACID CHRIST
08 FULL CONTACT 69
09 HEARTS OF A BLACK SCIENCE
10 DIE KRUPPS
Добавить комментарий
Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.
- Андрей
- 01.08.2016, 22:40
- Очередная благодарность Алексею как от любителя литературы! Я за старый формат отчетов!!!
- Александр
- 22.06.2016, 21:20
- Отличный репортаж,содержательный и интересный!
- Futurist
- 21.06.2016, 23:47
- Очень надеюсь, что в будущем формат репортажей на сайте останется без радикальных изменений, и отчёты будут такими же подробными. Видимо, я из тех, кто всё ещё читает подобные тексты "от корки до корки", и хочется верить, что таких среди посетителей этого портала всё-таки большинство. Хотя чего уж там, всё описанное в предисловии очень знакомо, т.к. сам пишу, и уже приходилось выслушивать в свой адрес что-то вроде "нафига делать такие большие отчёты".
Что касается самого репортажа, то тут всё как всегда на высоте - традиционно содержательный и увлекательный рассказ, очень хорошо передающий WGT-шную атмосферу. В очередной раз получил эстетическое удовольствие от прочтения, особенно интересно было читать про выступления групп, на которых я сам не попал. Расписание в этом году и правда была очень скверное, каждый день приходилось чем-то жертвовать. В последний день феста отлично тусанули в "Морицбастае". Рад был увидеть и спасибо за компанию!
- Роман
- 21.06.2016, 21:01
- Как всегда очень интересно и познавательно. Спасибо за подробный репортаж!
© Razgrom Promotion
Создание сайта — MechanicalFrog