Одним из самых важных и ностальгических ощущений, которые были незаметно утеряны то ли в силу возраста, то ли из-за объективных особенностей развития музыкальной индустрии, является так называемый процесс «расслушивания» альбома. Это ведь только с позиций сегодняшнего дня кажется, что все эти классические работы родом из восьмидесятых и девяностых годов прошлого века, немедленно завоевывали свой нынешний статус и мгновенно становились обласканными тысячами и миллионами. Ничего подобного - просто сам процесс восприятия и «переваривания» музыки был совершенно иным. Любой значимый релиз непременно должен был «настояться» и «утрястись» в ушах и головах слушателей. Воспоминания о том, какие ушаты помоев выливались по горячим следам на тот же депешмодовский SOFAD, свежи до сих пор.
Но то были времена совсем иного уровня конкуренции и общего валового музыкального продукта - при сегодняшней же звуковой гиперинфляции такие штуки уже практически не работают, да и 90 % нынешних релизов явно не заслуживают того, что бы бесконечно по ним «елозить» в поисках скрытых откровений и шедевров. Как правило, там просто ничего нет.
Так вот, альбомы словенской группы TORUL, стремительным марш-броском проделавшей путь от маленьких люблянских клубов до совместных туров с MESH и DE/VISION, всегда отличались этой дефицитной ныне глубиной и многоярусностью, а потому были способны обосноваться в плей-листах electro / synth-pop фэнов на целые годы. В то же время, часть потенциальной аудитории решительно отворачивалась от группы именно из-за непривычного звучания и намеренного игнорирования правил игры профильной сцены. И в этом смысле новый, четвертый по счету, полноформатник «The Measure» является достойным приемником предыдущих работ, и даже кажешься, идет еще дальше - это действительно пластинка, которой нужно дать шанс.
После первой пары прослушиваний альбом рождает очень много вопросов вроде «А что это вообще было?». Безусловно, все еще synth-pop, но что делать с этими плачущими гитарами, совершенно авангардными порой структурами песен и вокальной эквилибристикой Яна (который, к слову, поет все так же превосходно)? Но уже через пару-тройку дней активной ротации от «The Measure» трудно оторваться, контуры отдельных треков рельефно поступают словно в процессе проявки фотобумаги - чертовски приятное чувство родом из прошлого. TORUL еще дальше продвинулись по непростой тропе тотального разрушения шаблонов, десятилетиями складывавшихся на synth-pop сцене, и уже порой непонятно, что они вообще там делают, и почему их музыка традиционно ассоциируется с лишь аудиторией разнообразных DEPECHE MODE пати - разве что из-за издающего лейбла Infacted Recordings... «The Measure» легко может прийтись по вкусу open-minded фэнам indie-rock, post-punk и даже gothic-rock - настолько тягуче, задумчиво и психоделично звучит новый альбом. С другой стороны - а не именно ли так звучат нынче и сами DEPECHE MODE?
Торул Торулссон всегда утверждал, что его любимой группой были THE CURE, и длиннющие уши Роберта Смита торчат как минимум из половины треков «The Measure» - послушайте хотя бы «Higher» или «Hearts». «Кьюроподобная» музыкальная среда альбома, тем не менее, зиждешься на электронных ритмах и кристально выверенных аранжировках - излишне пугаться не стоит, здесь TORUL себе не изменили. Тут есть чем поживиться и любителям традиционных «synth-pop ценностей» - речь идет прежде всего о таких песнях как «Lonely Night», «All» (пилотный сингл), «Difficult To Kill». Но будьте готовы к тому, что «The Measure» может показаться самым депрессивным, глубоким и непростым для восприятия альбомом TORUL. Вероятно, возможно и некоторое субъективное сожаление по поводу того, что группа не стала углублять и развивать вариант того закрученного хрустящего техно-индустриального саунда периода «Today We Dream Fiercely» - но TORUL никогда и никому не давали обещаний о том, что будут бесконечно играть в одни и те же игры.
И отдельного упоминания заслуживает потрясающий по своей конструкции и эмоциональному содержанию гипнотически-обволакивающий трек «We Grow» - поп-группа, решающаяся на такие эксперименты, должна быть очень амбициозной и смелой.
Пожалуй, слово «амбициозный» очень точно характеризует как сам альбом «The Measure» в частности, так и творчество группы TORUL в целом. В конце-концов их песни звучат по национальному радио и попадают в словенские чарты - наверное, это не уровень «Биллборда», но и не ровня сонмищу унылых synth-pop подмастерий из Федеративной Республики Германия.
На настоящий момент, «The Measure» - самая интересная и сильная пластинка из всех релизов, которые пришлось услышать в 2015 году. Стильная, глубокая и с идеально выдержанным чувством меры, о котором так много поет Ян Енко на этом альбоме. Хочется верить, что долгоиграющая. Но, к сожалению, с весьма неочевидными коммерческими перспективами – и вот тут хочется уже ошибиться. (8,5)