LAIBACH "Spectre"

Mute, 2014

0

"Europe is falling apart"

Определение «культовая группа» нынче дискредитировано донельзя, и употреблять его стоит с очень большой осторожностью. Но в случае с LAIBACH - можно использовать смело. Эта словенская формация славна не только (а иногда и не столько) музыкальной деятельностью, но и собственной мировоззренческой философией, насквозь политизированной и порой откровенно провокационной. Группа планомерно  разрушала стереотип о том, что артист должен быть вне политики, по сути, их музыка всегда являлась лишь аккустическим и шумовым сопровождением к разного рода политическим и идеологическим манифестам. LAIBACH  стартовали еще в бытность существования Югославии, на самом пике «холодной войны», и тогда им было о чем сказать и против чего (и кого) протестовать. Катастрофическая (или близкая к оной) социальная ситуация, локальные конфликты и нарастающая напряженность в обществе - вечные источники вдохновения для LAIBACH, именно в «лихие времена» записывали они свои лучшие альбомы.

В какой-то момент показалось, будто LAIBACH не то что бы исписались - а, скорее, исчерпались как полноценный арт-проект. Состав группы претерпел серьезнейшие изменения, двое участников оригинального состава покинули коллектив. Многое было уже сказано и сформулировано, болевые точки вскрыты, и дальше был риск превратиться в пародию на самих себя, с бесконечной эксплуатацией чудного головного убора вокалиста Милана Фраса, его низкого голоса, в свое время так вдохновившего RAMMSTEIN, девушeк-барабанщиц с косицами и обязательного «тоталитарного» антуража. Уже исключительно как театрального элемента – и не более. Но LAIBACH всегда умели чувствовать ситуацию и были жестко привязаны к конкретному историческому моменту, и вот сейчас, в разгар крымского кризиса и сопутствующих ему событий, их новейшая работа «Spectre» звучит пугающе актуально и кажется настоящим политическим пророчеством. Маловероятно, что бы издающий лейбл Mute координировал дату релиза «Spectre» c активистами «Правого сектора» или секретарем Президента РФ, но факт остается фактом: с новым альбомом LAIBACH угодили в самое яблочко. В его самую гнилую и червивую сердцевину. 

При этом, не стоить считать, что заслуги «Spectre» исчерпываются лишь его злободневным месседжем и прочими политическими аллюзиями: нет, и с сугубо музыкальной точки зрения это, пожалуй, сильнейшая работа LAIBACH cо времен «Jesus Christ Superstar». Звучание проекта стало более электронным, сфокусированным на мелодике и битовых структурах, что, в конечном итоге, делает треки словенцев более удобоваримыми для массового слушателя. Ранее LAIBACH регулярно злоупотребляли гимноподобной симфоничностью и кашеобразным потоком «музыкального сознания», чем и отпугивали от себя часть аудитории. Но главным позитивным моментом «Spectre» следует считать тот факт, что группа наконец-то отказалась от навязчивого использования кавер-версий, укомплектовав альбом, по большей части, материалом собственного сочинения. Уже одни названия песен бьют наотмашь: «No History», «Americana», «Eat Liver!», «Koran», «Resistance is Futile», ну и, конечно, программная «Eurovision». Вещь, которая в силу как идеологических так и музыкальных достоинств, просто обязана войти в золотой фонд LAIBACH. Уже весь интернет пестрит фотошопными картинками с цитатами из нее и изображением Путина в лайбаховской «буденновке». Смешно. 

Хотя от альбома в целом, не смотря на его не особенно-то тяжелый и лишь фрагментарно индустриальный саунд, остается довольно гнетущее, даже зловещее послевкусие. Кажется, что сытые и безконфликтные времена для всего мирового сообщества подошли к концу - и вот LAIBACH вновь на коне. Это не очень-то здорово для всех нас, но вот для мрачных словенцев явно во благо. Ну что же, пусть хотя бы кто-нибудь извлечет из сегодняшней мировой вакханалии хоть какую-то выгоду. У LAIBACH тут больше шансов чем у всех остальных. (8,5)

 

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Создание сайта — MechanicalFrog