DEPECHE MODE "Delta Machine"

Columbia, 2013

0

Exiter длинною в жизнь

 Когда-то выход каждого нового номерного альбома DEPECHE MODE становился самым значимым событием музыкального года для любителей всего «электронного», «мелодичного» и даже «индустриального» просто по умолчанию. Словно очередная Олимпиада для спортсменов - благо, и временной диапазон между этими мероприятиями почти полностью совпадает. Однако, с каждым новым релизом монументальных британцев, градус напряжения, сопутствующий ожиданию нового альбома, неуклонно спадает. Причин тому множество, и детально обсуждать их сейчас, смысла нет. Хотя вспомнить навскидку, когда выход очередной пластинки у DEPECHE MODE проходил бы в настолько рутинной обстановке как это случилось с «Delta Machine» просто не получится. И уж тем более, не будучи предваренной ударным синглом-боевиком, вроде «Personal Jesus», «I Feel You», «Barrel Of Gun», «Dream On» (ага, вот оно – слабое звено!) или хотя бы «Precious» & «Wrong». В самом деле, никто же всерьез не рассчитывал на то, что неплохая и задумчиво-филосовская песня «Heaven» сможет стать полноценным хитом? В первую очередь, думается, сами участники группы не питали по этому поводу никаких иллюзий…

Хотя свой  - пусть и слегка неказистый – «Персональный Ииусус» должен был быть у DM и на «Delta Machine». Как теперь уже окончательно стало ясно, эту роль изначально предстояло примерить на себя песне «Angel», той самой, которую заявили как «студийный репортаж», а на деле показали в виде полноценного видеоклипа еще на прошлогодней октябрьской презентации мирового турне группы. На некий «ударный» статус этого трека недвусмысленно указывала как классическая гитарная партия Мартина Гора, разные вариации которой группа всегда упрямо вставляет в первый сингл с альбома еще с тех самых золотых «виолаторовских» времен, так и общий, довольно живой и энергичный темп самого трека, не очень-то характерный для DEPECHE MODE позднего периода. Простецкое черное-белое видео с этой песней и сейчас выглядит значительно более уместнее в качестве полноценной презентации «Delta Machine», нежели заупокойная «Heaven». Правда, тогда, в октябре, можно было еще украдкой предположить, что «Angel» продемонстрирован лишь в качестве пусть и весьма неплохой, но необязательной затравки к «Delta Machine», а на самом альбоме будет еще не мало песен  куда как более достойных звания настоящих синглов от DM. Ничего подобного, однако, не случилось – нам действительно предложили, пожалуй, самый бодрый и динамичный трек с «Delta Machine». Можно предположить что пертурбации с издающим лейблом (а DEPECHE MODE теперь на на Columbia Records) помешали выпуску «Angel» в качестве полновесного сингла, да и вообще, как кажется, несколько скомкали промоушен всего альбома в целом.

Сам же альбом…Над ним трудилось немало уважаемых людей. В качестве саунд-продюссера был задействован не только уже набивший оскомину Бен Хиллер но и Флад, работавший с группой еще в период «Violator» & «SOFAD» а это, как ни крути,  рождало определенную интригу. Но «Delta Machine» получился альбомом очень качественным, небесталанным (еще бы!) и содержащим очень интересные с музыкальной точки зрения ходы и фрагменты - но абсолютно предсказуемым. По сути, мы имеем дело (с небольшими вариациями, касающимся прежде всего технических нюансов и саунд-продюсирования) типичный альбом поздних DEPECHE MODE, с минимальным количеством сюрпризов и неожиданных ходов, сбалансированный набор хороших и даже берущих за душу песен, при практически полном отсутствии оных, что называется, «для масс». В общем, нам не привыкать. Но в этой связи хочется остановиться вот еще на чем, и сделать длинное-предлинное отступление.

В одной из прошлых рецензий на альбомы DEPECHE MODE как-то пришлось использовать «метафору о табуретке». В том смысле, что после ухода Алана Уайлдера из группы, на вакантное место четвертой ножки оставшаяся троица пытается ставить самых разных людей – ну, не стопкой же книг подпирать? – и подобная тактика размыла узнаваемый почерк группы донельзя. И хватит все время сокрушаться по поводу того, что Мартин Гор перестал писать песни «на все времена» и коммерческие мега-хиты. Его песни ни стали не хуже и не лучше, чем двадцать лет назад, люди, слышавшие демо-версии треков DEPECHE MODE с альбомов рубежа девяностых годов прошлого века в его авторском исполнении с этим утверждением согласятся. Но вот потом судьба этих песен складывалась несколько по иному, нежели сейчас. А почему так? Неужели дело только в выборе персон на ставку саунд-продюссера?  Но, кажется, что ответ на этот вопрос спрятан еще глубже.

Анализируя свою личную вовлеченность в творчество DM как слушателя, я точно могу вспомнить, когда почувствовал некую «точку излома» для группы – во времена выхода альбома «Ultra». Именно альбома, потому что предварявший его сингл «Barrel Of A Gun» был шедеврален, и я по сей день считаю данный трек последней по настоящему великой песней DEPECHE MODE. Cам же «Ultra» оставил весьма странное впечатление, которого никогда ранее от релизов группы не наблюдалось (может быть, лишь на древнем «A Broken Frame» можно отметить что-то подобное): очень рыхлая и эмоционально однобокая работа, лишившаяся каучуковой пружинистости саунда и последних элементов «индустриального холода» во вроде бы все тех же привычных электронных аранжировках. В самом настроении альбома появилось нечто абсолютно чужое. Кисельная тоска, умиротворенность, рефлексия, даже смирение. Тогда на это особо никто не обратил внимания, ибо альбом содержал несколько удачных хитов, да и все мы просто радовались тому, что после всех увлекательных героиновых приключений Дэйва, группа вообще смогла продолжить свою карьеру. Но оказалось, что это было просто-напросто время старта карьеры принципиально иного коллектива. Совсем другого DEPECHE MODE. Группу, которая существует на музыкальной орбите с 1996 года, записывает альбомы и ездит в туры, правильнее было бы называть DEPECHE MODE V.2 (нет, здесь корректнее V.3, учитывая еще начальный период 78-82 годов), или даже «Ансамбль, существующий по мотивам DEPECHE MODE».Потому что, используя вроде бы все те же самые  ингредиенты – композиторский дар Гора, неповторимый вокал Гэхана, даже электронный саунд – DM полностью изменили свою же философию, отношение  к ими же популяризированному жанру музыки, по сути, полностью переродившись в некую абстрактную «великую группу» обитающую в общемировом мейнстриме.

Это ни хорошо, и не плохо. Но, как кажется, осознание данного факта очень помогает для более полной, а главное,  объективной оценки творчества DEPECHE MODE последнего времени. Я давно уже наблюдаю за наметившейся тенденцией, и «Delta Machine» тут показателен донельзя – альбомы DM последних пятнадцати лет часто весьма приходятся по вкусу случайным слушателям, обычным меломанам, людям крайне далеким от каких-либо субкультурных тусовок и уж тем более от «синти-поп» или «индастриал» направлений. А вот «депешисты» со стажем, старая гвардия, отплевываясь и ругаясь, и часто не признаваясь в этом самим себе, настойчиво утюжат данные релизы, с настойчивостью, достойной лучшего применения, находя в них «тем самые ноты» или «те самые звуки» за которые когда-то и полюбили эту группу. Автор рецензии – из их числа. Часто в этом нелегком деле в ход идут домысливания и буйная работа фантазии – ну, знаете, так бывает, когда предмет твоего обожания вдруг перестал быть для тебя столь любимым и желанным, но в силу привычки и счастливо совместно прожитых лет хочется думать «что все не так уж плохо, и вот же Наташа улыбается мне так же, как и десять лет назад. Так что, наверное, мы счастливы». Но «Наташа» улыбается нынче далеко не тебе и совсем по другому поводу.

Будем честными: стали бы мы (под «мы» имеется в виду целевая аудитория Razgrom Music) так пытливо вслушиваться – да нет, просто, обращать внимание – на те же «Exiter», «SOTU», «Delta Machine», если бы никогда не слышали ранее ни о каких «Black Celebration» & «Music For The Masses», да и вообще о группе DEPECHE MODE? Нужна ли была нам – фэнам Industrial, EBM, Sytnth-Pop и прочей электронной музыки – эта группа в том случае, если бы она имела за плечами только дискографию, начинающуюся только с 1997 года? Смогли бы DEPECHE MODE создать на этом музыкальном материале культ, настоящее идолопоклонство фэнов (уж мы то знаем – а?), которое не имело бы аналогов в субкультурных движениях? Как там было в начале девяностых -  «металлисты», «депешисты», «панки»… «Депешисты» - интеллектуальная элита субкультурных движений, «золотая молодежь». Хохма!

Желчь и ярость, которая выливается в адрес «Delta Machine» на тематических форумах является не столько негативной реакцией на музыкальный материал (который, объективно, тут совсем не плох), сколько аффективной реакцией людей, разочарованных, и даже преданных, в своей старой любви. А в таких случаях логика и взвешенность оценок не работает – могут и башмаком в лоб запустить.

Будучи всегда именно поп-группой, наши британские кумиры молодости смогли сделать себе имя и добиться планетарной известности за счет эксплуатации совершенно нехарактерных для этой самой поп-музыки «фишек». В середине восьмидесятых они очень умело разбавили свои ультра-мелодичные, но довольно непритязательные песенки наработками и штрихами из выходящей тогда на пик своей актуальности андеграундной европейской industrial сцены. Причем, заимствования были не только музыкальные, но и имиджевые, и даже идеологические. Эффект получился потрясающим – смешение столь разных по сути своей компонентов в одном музыкальном котле (мелодизм и холодная отстраненность, электронный бит и лирика, тоталитарный пафос и искренность) DEPECHE MODE смогли реализовать мастерски. И тут наступил важный момент – «Get The Balance Right». Но удержать нужный баланс всегда невероятно сложно – и маятник когда-нибудь должен быть качнуться в одну из сторон. Катализатором же этого движения, действительно, послужил уход Алана Уайлдера. Хотя…Великий «SOFAD» – что это, если не попытка пригнуть выше головы, совершить над собой «творческое изнасилование»? Прежде чем восхищаться этим альбом сейчас (а он этого достоин) мы должны вспомнить то недоумение, которое нас всех первоначально охватило в 1993 году во время его премьеры…

Мартин Гор может быть и любил когда-то нежно электронную музыку, даже индустриальную, проживал в Берлине и проникался тамошней атмосферой – но еще больше он всегда любил блюз. А блюз – это музыка взрослых и состоявшихся людей. Направление движения маятника было предопределено изначально.

Относительно «Delta Machine» можно написать что-то высокопарное, вроде: «законченное музыкальное полотно» или «безупречная в своем профессионализме работа британских ветеранов», «саунд винтажных синтезаторов и волшебный голос Дэйва уносят слушателя в волшебную вселенную DEPECHE MODE». Хотя подождите, во Вселенной мы же уже побывали…

Да, на альбоме правит бал блюз, сложные вокальные партии, очень красивые (только вот жаль, чересчур сложные) мелодии и пресловутые аналоговые электронные синтезаторы. Звучат они шикарно, но порой создается впечатление, что группа с удовольствием забросила бы эти ненавистные железяки на антресоли, и затянула бы песню под гитару, ну а Дэйв уж тут бы не подвел, спел бы, как говорят у нас в определенных кругах, «от души». Но поскольку у DM репутация группы электронной, то хошь-не-хошь, а надо соответствовать. Прямого бита тут практически нет, линейных мелодий тоже, иногда даже кажется что участники группы злорадно ухмыляются в тряпочку в ответ на все увещевания фэнов услышать от DM хотя бы что-нибудь уровня «It’s No Good». Песни на альбоме одна ко одной – умелые и ровные как солдаты в строю – любую можно в синглы определять, все равно в хит-парады не попадет. И даже не потому что скверные, а потому что в современных хит-парадах наличие такой музыки в принципе не возможно. Мир изменился очень сильно. 

Забавно наблюдать, как фэны «старой школы» с увлеченностью включились в упомянутый процесс поиска «старого доброго DM» и после некоторых усилий смогли его обнаружить в песне «Broken». Которая, вроде как, похожа на «Little 15». А еще в «Soft Touch/Raw Nerve» можно услышать аллюзии с «A Question Of Time». Еще варианты?   

Выхолащивание андеграундной электро-составляющей из музыки DEPECHE MODE происходило постепенно, но абсолютно планомерно и сознательно. У группы все меньше становилось смешных фэнов в кожаных косухах и с выбритыми висками, но все больше респектабельных поклонников на дорогих авто и со стоящими на полках дискографиями каких-нибудь Брайна Ферри или Дэвида Боуи. А фэны «первой волне» в массовом порядке переключались на многочисленные группы уже сформировавшейся суб-жанровой электро-поп тусовки. До появления всяческих DE/VISION & MESH им ждать осталось совсем немного…

Но «материнскую пуповину DM» оказалось не так просто оторвать. А сейчас уже можно сказать – попросту невозможно. Поэтому и бежим мы покупать билеты на концерты нового мирового турне не зная ни названия выходящего альбома, ни, тем более, его содержания. Да и какая, по сути, разница? Иррациональные вещи не требуют рациональных объяснений. А «летающие ботинки» на форумах в данном случае лишь эквивалент старой русской пословицы «бьет, значит любит». 

Любит - и еще как!

 

PS Никакой оценки «Delta Machine» я выставлять не собираюсь – не по Сеньке шапка. Эта группа значит для меня слишком много, а чувства собственного величия  явно не достаточно, что бы подходить к их жизни и творчеству с измерительной рулеткой. Не было бы этих ребят – не было бы никакого Razgrom Music, угара в клубе «Звездный» и поездок на WGT. Группа осталась, осталась хорошая музыка. Но магия пропала навсегда.   

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Александр
09.04.2013, 00:47
Прослушав новый альбом Депешей,могу сказать,что разочарования я не испытал, они сделали добротный альбом.Не плохой,не хороший,а именно добротный,ровный,но совершенно не цепляющий.Я себя не могу причислить к ярым фанатам -ДМ-,хотя слушаю их довольно давно,но для себя я выделил в их дискографии такие альбомы:-Speak&Spell-,-Violator-,-Songs of Faith and Devotion-.
Роман
07.04.2013, 12:03
Полностью разочарован "Delta Machine". Поклонник DM с 1991 года. Лучшим творением считаю конечно альбом "Songs of Faith and Devotion".
Дмитрий Овчинников
01.04.2013, 10:43
Великолепная рецензия! А вот сабж.... в общем печально!
Дмитрий
31.03.2013, 22:12
А я стал поклонником DM с Playing The Angel. На мой взгляд индустриального альбома. Затем последовала череда шикарных переизданий, которые я приобрёл. И любимые альбомы для меня из разных лет: выше упомянутый Playing The Angel, Ultra, SOFAD, Constuction Time Again и Black Celebration. При этом ярым депешистом никогда не был (в 2005 году мне уже было 22). Вырастили меня Линда и Мумий Тролль. А сейчас большой поклонник индустриальной музыки, особенно Vomito Negro, FLA, Project Pitchfork, Dive, Covenant, Click Click, Leaether Strip и Decoded Feedback. При этом всегда ищу новое, что зацепит.

Ну а альбом Delta Machine c удовольствием приобрету и послушаю.

razgrom
27.03.2013, 23:56
Вот что прочитал с огромным интересом и удовольствием:

http://www.electronicbeats.net/2013/03/27/daniel-miller-depeche-mode-catalogue/?fb_action_ids=10151577651097008&fb_action_types=og.likes&fb_source=other_multiline&action_object_map=%5B551143661572747%5D&action_type_map=%5B%22og.likes%22%5D&action_ref_map

Ну что ж, значит мои размышлений о "Delta Machine" были не совсем уж никудышными :)! Дэниел Миллер дело говорит!

Vasilisk76
27.03.2013, 22:49
А в наше то время юбки шантеклер носили )
Забыл подписаться
27.03.2013, 17:48
Великолепно!!! Согласен на 1000%

А тут - мое мнение, если интересно http://www.trll.ru/reviews/depeche-mode-delta-machine/

subject
27.03.2013, 13:30
вкратце расскажу свою историю ) мне 28 лет. начал я слушать ДМ школьником в 1997 году, когда случайно на приобретенной мной пиратской видеокассете с фильмом "Чужой4" обнаружил бонусом дописанный клип ДМ на песню "It's no good". песня мне настолько понравилась, что я пошел бродить по пиратским точкам и искать себе кассету с альбомом группы, про которую раньше и не слышал. а увлекался я в тот период музыкой Underworld, Orbital, Apollo 440... и когда я нашел в пиратском ларьке кассету с альбомом "Ultra" и послушал ее, то понял что эта музыка именно то, что я хочу слушать... разумеется, про фактор ДМ, про группу-феномен и прочего всего я и слыхом не слыхивал)) было мне тогда 13 лет. я стал собирать альбомы группы и увлекаться ее музыкой, как было тогда принято среди подростков-меломанов, по полной программе ) следующим откровением для моего молодого мозга стал songs of faith and devotion... короче, несколько лет я был фаном ДМ и после расширил свои музыкальные предпочтения до индастриела и экспериментальной музыки самых разных направлений. В месте с ДМ я слушал Front 242, Skinny Puppy, Haujobb, FLA, Autechre... Знакомство с культовыми и, воспеваемыми более "старыми" фанатами, альбомами группы у меня произошло после знакомства с Ultra. Мне все альбомы ДМ очень всегда нравились, но с возрастом я всегда отдавал предпочтение Songs of Faith and Devoition, так как очень люблю сольное творчество Алана в проекте Recoil, который, кстати сейчас звучит намного более блюзово чем крайний альбом ДМ.. потому странным мне кажутся рассуждения о том, что если бы Алан был в составе ДМ, то мы бы слушали холодную электронику в духе Violator... скорее всего нет... мне кажется, группа звучала бы более сложно и навороченно, скорее всего без использования драм машин, как на альбоме SOTU... это был бы жирный электронный блюз с кучей ссылок на другие жанры... даже в подростковом возрасте музыка Mesh и De/vision мне казалась более простой и попсовой, узкоспециализированной и часто не выходящей за рамки жанра... при том что Де.Вижн я сейчас также очень люблю и очень часто слушаю.

что касается последнего альбома ДМ, то мне он нравится без "усилий", без "надуманности".. мне он просто нравится, не больше чем классические альбомы, но больше чем 3 его предшественника точно... нравится по звуку по синтезаторам, по вокалу и относительным экспериментам. если мне чего-то и не хватает,то жирных Алановских барабасов местами и драйва. ) со всем остальным на альбоме у группы все в полном порядке, он куда более атмосферный и интересный в отличие от Playing the Angel и SOTU... но это разумеется мое мнение, мнение фаната ДМ, у которого также как и у вас лежат билеты на концерт группы, у которого имеется коллекция фирменных дисков и ожидается заказанный делюксовый Дельта Машин. сейчас я как и вы слушаю с восторгом новый альбом The Klinik, Haujobb и FLA, много экспериментальной музыки и альбомы Recoil. и произошло все это благодаря альбому ДМ "ультра", а не Violator или Music for the Masses как у многих... вот вам моя альтернативная более молодая история.

Field
27.03.2013, 02:37
Никогда не понимал явления фанбойства и сопутствующих срачей, тем не менее, что это первый альбом "Дипи Шмота" со времен ультры, который мною был прослушан целиком, хотя действительно, нет на нем ни одного хита. Собственно, ждать от группы взрослых усталых респектабельных людей чего-то способного меня серьезно задеть и не думал. Более остальных треков также понравилcz Angel.
razgrom
27.03.2013, 00:41
Полетели, полетели башмаки-то...

Не знаю, понятно ли это из основного текста, но альбом мне скорее понравился, нежели нет. Пожалуй, поставлю его даже повыше SOTU. И это не негативная рецензия, как почему то сразу многим показалось.

Да и вообще, тут шла речь, по большей части, несколько о других вещах...

← назад 1  2  

Создание сайта — MechanicalFrog