DEPECHE MODE "Spirit"

Columbia, 2017

0

Poorman still got the blues

Написать хотя бы несколько абзацев по поводу нового творения DEPECHE MODE обязан любой уважающий себя ресурс, так или иначе связанный с электронной музыкой. А уж Razgrom Music - тем более. Ибо, как уже многократно и чистосердечно признавалось, не было бы DEPECHE MODE, не существовало бы и никакого Razgrom Music. Вернее всего...

Однако, в очередной раз распространяться о неоднозначной во всех отношениях «эволюции ядерных арсеналов» позднего DEPECHE MODE совсем не хочется, ибо сказано и написано по этому поводу уже более чем достаточно. И, по большому счёту, можно было бы со спокойной совестью скопировать рецензию на «Delta Machine» четырёхгодичной давности, немного её подрихтовать с учётом нынешней оперативной обстановки, и уже выдать под шапкой ревью на «Spirit». Это даже стало бы, по-своему, весьма честным поступком, ибо никаких радикально новых оценок и мнений применительно к этому альбому у автора текста нет. Но есть желание пойти другим путём. В рамках которого, однако, парой-тройкой абзацев не отделаться.

Как утверждают некоторые историки, современникам того или иного события или даже длительного процесса очень сложно (а подчас и невозможно) объективно оценивать происходящее в режиме «прямо сейчас», весь генезис ситуации, её дальнейшее развитие и тенденции становятся более-менее чётко очерчены лишь спустя некоторое время. Тогда и можно говорить о каких-то закономерностях и делать выводы разной степени вескости. Назвать нас всех ровесниками группы DEPECHE MODE возможно вряд ли, а вот современниками - очень даже. И все мы привыкли думать, что DM это вот такие пионеры и лидеры electro-pop, да чего там еще говорить: одна из самых значимых групп в истории электронной музыки как таковой! Так написано во всех справочных материалах и, прости Господи, рок-энциклопедиях.

И вот, поскольку так везде написано, и мы сами хорошо об этом помним (а ещё очень любим альбом «Violator»), то продолжаем думать о DEPECHE MODE как об ансамбле исполняющем электронную музыку. Но при прослушивании «Spirit» вот ведь какой казус случился... Откуда ни возьмись, появилась совершенно крамольная мысль: а действительно ли участники группы DEPECHE MODE любят эту самую электронную музыку? Является ли она важной частью их жизни на сегодняшний день? Слушают ли они её дома, в свободное от служебных обязанностей время - так сказать, «для души»? А приступ вольнодумства, тем временем, только обострялся, и тут уже новая мысль, ещё более безобразная: а любили ли они её вообще когда-нибудь? Или просто так карьера и биография сложились? «Стерпится - слюбится»?

DEPECHE MODE стартовали как типичная подростковая new-wave группа в начале восьмидесятых и были лишь одними из многих - и, притом, далеко не на ведущих ролях. Тогда было модно и актуально использовать синтезатор, это был такой всеевропейский тренд. Ну, они и стали. Однако именно этой группе, благодаря умелому руководству Миллера, приходу Алана Уайлдера, визуальным находкам Корбайна и, конечно же, природной харизме Гэхэна и композиторскому мастерству Гора удалось создать вокруг себя атмосферу абсолютно культового поклонения. Это делалось постепенно, шаг за шагом, но мы, дети позднего СССР, были атакованы и сметены именно финальным ударом: музыкальная и визуальная подача альбомов «Music For The Masses» и «Violator» была настолько ошеломляющей, что смогла дать импульс возникновению отдельной субкультуры. Это было феноменально, и эти времена забыть невозможно. Тогда всем казалось: вот эти бесстрастные лица на промо-фотографиях, строгие «косухи», леденяще холодная и тотально электронная музыка с разрывающими душу мелодиями и обладающая каким-то совершенно гипнотическим эффектом - все это взаправду. Каждый из этих четырёх британцев словно ницшеанский сверх-человек-машина, чудесным образом умножающий и переводящий на невиданный уровень популярности музыкальные идеи своих «духовных отцов» KRAFTWERK. Они сформировали свой стиль, автономную музыкальную идеологию. И в рамках этой идеологии будем шагать все мы, слушатели и музыканты наплодившихся Камуфляжей-ДеВиженов-Энд Ванов, монолитной массой, рука об руку - но под чутким руководством наших британских гуру, а они будут «нам путь озарять». Во всем этом было определено нечто сектантское, полурелигиозное, о чем сейчас приходится вспоминать даже с некоторым изумлением и опаской. Но ведь было, было...

Впервые удивлённо вскинуть брови вверх очень многим пришлось после «SOFAD» - оказалось, что музыканты DM очень уважают грандж, госпел и соул. Фэнам коротких причёсок и электронной синтетики пришлось туго. Но тот альбом, в силу его всесокрушающего болезненно-эмоционального и мелодического заряда был все-таки переварен. Однако первый выстрел по каноническому образу группы был сделан и наиболее прозорливым уже тогда многое стало ясно.

После ухода Алана Уайлдера и, как следствие, начавшейся чехарды с музыкальными продюсерами и фактически влившимися в состав группы Гордено и Айгнером, стало ещё интересней. Выяснилось, что как минимум двое из оставшихся человеков-машин, вообще то, очень жалуют блюз и душевные наигрыши под гитару. Новые музыканты сделали концертные шоу DEPECHE MODE куда более профессиональными, но максимально «рокапопсовыми» - куда-то в сторону ансамбля U2. Хотя все вокруг упрямо продолжали считать DEPECHE MODE группой, исполнявшей электронную музыку. Тем временем, видео группы и даже фотосессии становились все более «расписными» и пригожими. Популярность, кажется, только возрастала, но вот культ начал умирать.

Среди «старых большевиков», фэнов с многолетним стажем, появились первые недовольные. Деятели субкультуры, порождённой группой в начале девяностых, продолжали по инерции декларировать верность «политике партии», но на деле synth-pop тусовка начинала жить по своим собственным законам. Таким образом проходили года и даже десятилетия.

И вот теперь альбом «Spirit»... Аккурат в середине его прослушивания, где-то между «Cover Me» и «Eternal» , нажимаю на кнопку «пауза» и удивлённо осматриваюсь по сторонам. Батюшки - а где это я? Каким образом среди всего этого музыкального великолепия очутился? Ведь всю сознательную жизнь считал себя безусловным продуктом той самой «индустриальной революции» и synth-pop движухи, жил, работал и боролся по мере сил на благо «электрификации всей страны». Так отчего же я, - да ещё с таким заумным и сосредоточенным видом - слушаю альбом некой, безусловно, весьма талантливой и высокопрофессиональный группы, но почти под завязку наполненный музыкой, в которой я ни черта не смыслю? И, честно говоря, понимать и вникать в её дебри не желаю в принципе. Или даже жёстче: такая музыка мне во многом враждебна.

Однако же - и эту фразу следует подчеркнуть красным карандашом - все вышеизложенное вовсе не означает, что альбом нужно непременно подвергнуть уничижительной оценке или, тем более, пренебрежительно отзываться о нынешнем креативном потенциале группы. Отнюдь. Пластинка стартует с двух достаточно бодрых (особенно по меркам поздних DM) треков «Going Backwards» и уже заезженной «Where Is The Revolution», в которых пытливое ухо может уловить остатки былого «технологического величия». Отдельное спасибо группе за песню «Scum»: вот тут действительно в меру зло, изобретательно, с надрывом. Потом следует набор однообразных среднетемповых треков с неизменной блюзовой основой, из которых более-менее выделяться чуть более энергичная «Too Much Love» - ну и, собственно, все. При этом даже сегодня с точки зрения музыкального профессионализма, творческой глубины и композиторского таланта (да и с технической стороны тоже) группа DEPECHE MODE играючи «уделывает» 99% лидеров пресловутой industrial/synth субкультуры - это объективный факт с которым никто не пытается спорить. Но зачастую обмен сигналами «свой - чужой» между слушателем и артистом происходит как раз на уровне сугубо субъективном - и оттого то куда как более скверно записанная, наивная и даже примитивная музыка иногда бывает так приятна ушам и сердцу. Так вот, эта самая «прямая связь» между мной, как слушателем, с одной стороны и группой DEPECHE MODE с другой, сегодня потеряна почти полностью. И данный факт меня - чего уж скрывать - огорчает и беспокоит. А уж как сильно переживают по этому поводу сами участники DEPECHE MODE - даже страшно подумать.

Так что с полной уверенностью можно утверждать лишь следующее: у меня просто нет соответствующих музыкальных, литературных и интеллектуальных навыков для объективной оценки данного опуса. На настоящий момент времени музыка DM c если угодно, с экзистенциально-идеологической точки зрения находится вне поля музыкальной концепции сайта Razgrom Music. И в этом смысле снятое Корбайном в олдскульном черно-белом минимализме видео на «Where Is The Revoltion» и выдержанная подобном же стиле фотосессия (да ещё и с кувалдами наперевес) вызывают теперь лёгкое недоумение: уж если размахнулся молотом - так бей, а не рефлексируй.

Казалось бы - не велика трагедия. Можно небрежно нажать на eject, и со спокойной душой запустить какой-нибудь COVENANT, THE KLINIK или CRYO. Но ведь все эти тягучие блюзовые наигрыши и исполненные усталого пафоса баллады исполняют те самые люди-машины в чёрных солнцезащитных очках, которые в своё время смогли произвести такое впечатление на тринадцатилетнего пацана, что полностью перевернули его музыкальное и даже эстетическое мировоззрение. Теперь мне сорок, в жизни произошло уже множество разнообразных выкрутасов, а «мировозрение», по сути, осталось тем же самым. Так что же это значит? Наверное, я, как и многие друзья и знакомые, безнадёжно застрял где-то на «запасном пути»? Или эти британцы с плакатов журнала Bravo все врали и «ничего такого не имели ввиду»?

По роду деятельности приходиться заниматься продажей не только electro/ industrial и synth музыки (хотя и очень бы хотелось), но всей остальной - обычная рутина музыкального магазина. И внутри всей этой кухни существуют некие жёсткие стереотипы. Считается, например, что если некий индивид достиг солидного возраста, видного социального статуса и является обладателем уверенного финансового достатка, мощного автомобиля и дорогих лакированных штиблет (вроде как у Дэйва на пресс-конференции по поводу «Spirit»), то он обязан слушать блюз или джаз. Крайний вариант: арт-рок а-ля PINK FLOYD. И эти люди – интеллектуальная и социальная элита общества. А вот, скажем, metal-жанры - удел нестильных и неопрятных мужичков с трёхдневной щетиной, перегаром, инфантильным типом личности ограниченными умственными способностями. Спросите знаменитого критика Троицкого - он любит на данную тему разногольствовать. Фэны gothic, industrial и всей так называемой «темной сцены» - непременно болезненные социопаты с явными психологическими проблемами, гипертрофированным эго и интеллектом чуть выше чем у рокеров, но ниже хипстеров и любителей разнообразной indie-музыки. Впрочем, хипстеры, бородатая и гендерно-неопределившаяся чума 21 века, дружно ненавидима всеми - хотя бы за то, что они физический контент не покупают в принципе. Разве что, на виниле – но это только для фетиша и форса.

Ну да, забавные стереотипы - поржать и забыть. Но возникли они, надо сказать, не на пустом месте. И, тут, пожалуй, впервые более-менее осмысленно можно сформулировать ту основную «претензию», которая копилась-копилась в душе годами, да вот, наконец и выплеснулась наружу: самодовольный и абсолютно буржуазный конформизм поздних DEPECHE MODE вызывает явное отторжение. Уже просто на физиологическом уровне. И дело тут не столько в пресловутом блюзе (хотя данный жанр, действительно, вряд ли входит в число приоритетных для Razgrom Music), а вот в этой просветленно-созерцательной и удушливо-назидательной атмосфере их последних альбомов, в которой подчас слышится не взвешенный глас умудрённых годами почтенных мужей, а слезливый мелодраматизм вкупе с назойливым дидактизмом и очень правильными - но безумно скучными - лозунгами-агитками вроде «возлюби же ближнего своего, как самого себя». Но как же мне, тому самому представителю «темной сцены», с всем змеиным клубком психологических проблем, ограниченным интеллектом и хроническими приступами социопатии возлюбить этого самого «ближнего»? Хорошо его любить, когда в прошлом - клиническая смерть от героиновой передозировки, а в настоящем - банковский счёт со многими нулями и блестящие штиблеты. Вот тогда под блюзовые аккорды можно вещать миру о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (между прочим, текстовая сторона альбома «Spirit», действительно на высоте).

Впрочем, короля во многом делает его свита. Уже несколько лет подряд устаивать традиционные DM-Party ставиться все менее интересно, а публика на них ставиться все более ленивой и буржуазно-самодовольной. Субкультурный шарм окончательно уходит в небытие, никто уже не ждёт synth-pop хитов на подобных мероприятиях и не желает окунаться в чарующую атмосферу «техноромантики». Наоборот: ценится исполнение хитов DM под гитарку, да с барабанами, да с шашлычком. Фактически, DEPECHE MODE превращены в бестелесный мейнстримовый образ, в абстрактную группу для «успешных людей с хорошим вкусом». И, кстати говоря, прекрасно этому образу в своем нынешнем состоянии и соответствуют.

Когда человек начинает стареть, с ним происходит множество неприятных вещей, но кое в чем и тут можно обнаружить определённый позитив. В частности, спадает пелена наносных страстей и ложных «ценностей», окончательно расставляются акценты и приоритеты. Хочется тратить жизнь, на то, что действительно трогает душу, идёт откуда то «изнутри». А это «изнутри», как правило, запрограммировано глубоко и очень давно, ещё в самом детстве. Так стоит ли удивляться тому, что выросшие на ритм-энд-блюзе британские ребята именно в этой музыке находят «точку опоры» для своего нынешнего творчества? Ведь они просто пытаются быть честными со своими слушателями... Мы все обречены двигаться по вечному кругу. Музыканты DEPECHE MODE взрослели в условиях, когда пресловутой электронной музыки просто не существовало - в отличии от нас с вами. Поэтому им так легко удалось избавиться от её условностей и выйти из, казалось бы, столь органичного для них «машинного» образа. Но подобное вряд ли произойдет с большей частью аудитории Razgrom Music – по крайней мере с теми, для кого электронная музыка является «нулевой системой координат». Выходит, что это как раз мы: люди-машины, обречённые на вечное ожидание второго «Violator», ибо были рождены и запрограммированы в соответствующей музыкальной парадигме. А наши отцы-создатели нынче расслаблено играют блюз – и, надо признаться, финал всей этой истории абсолютно логичен и исторически закономерен. (Без оценки)

Забыл подписаться
19.03.2017, 18:55
Возможно, дело вот в чем:

http://www.thefader.com/2017/02/23/depeche-mode-richard-spencer-alt-right

Ну а если говорить о техноромантике, Autechre да Raster-Noton ведь живее всех живых.

Глеб
16.03.2017, 22:47
"Но давайте будем честными: если бы не громкое имя, вряд ли на эти альбомы кто-либо вообще обратил внимание. Такой музыки сейчас издается очень много"

Это очень спорный вопрос. Могу сказать только за себя, но очень честно :) Мне последний альбом MG очень нравится и не меньше, чем многие другие известные и не очень альбомы из мира экспериментальной электроники, техно, индастриела и тд. Я нахожу его достаточно оригинальным и со всех сторон интересным. В прошлом сообщении не написал об этом, но Spirit мне тоже понравился. Разделю мнение, что DM поступают честно, записывая музыку, которая им близка на данный момент. Мы ведь все хотим искренности от артистов, которых слушаем? Нормально, когда мировоззрение и вкусы музыкантов и поклонников со временем расходятся. Ёлки, 37 лет на сцене! Какая еще электронная группа в мире более стабильна?

Roman
16.03.2017, 21:34
Всем привет! Основную претензию автора к музыке поздних DM разделяют все, кто слушал группу с конца 80-х-начала 90-х. Да, хиты на все времена от DM давно закончились, да, группа сейчас находится совсем в другой стилевой нише. Но стоит ли рефлексировать по этому поводу? И надо ли сожалеть о случившемся? Все люди с течением времени меняются. Участники DM тоже живые люди, а не памятники из бронзы. Каждый человек имеет полное право меняться внутренне, открыть и ценить для себя что-то новое, другое. И уж тем более человек творческий. Это называется - развиваться, обогащать свой внутренний мир. И это нормально, это - не патология. Посмотрите, группа Depeche Mode потеряла с изданием последних трех альбомов, возможно, самых преданных своих фэнов из "культового" периода творчества. Но ведь приобрела не меньше новых поклонников из молодежи. Кто еще из "старичков" может похвастать этим? Ведь обычно преданная тусовка взрослеет и стареет вместе с "когда-то культовой" группой, оставаясь в своем, прошлом времени. И если бы DM продолжили (вдруг) выпускать "электронные" альбомы, уверен, автор рецензии первый стал бы упрекать DM в самоповторах и отсутствии новых идей (см. рецензию Razgrom на "крайний" альбом Camouflage). Просто с возрастом фриковость уступает место распектабельности. DM (интуитивно, или по жесткому расчету) поняли этот неизбежный ход вещей и эксплуатируют его в своей музыке с нулевых. Расчет оказался верным - число проданных билетов на их концерты не уменьшается (а "большие" группы живут именно с концертов). Поэтому у DM сейчас все хорошо, а ожидания некоторых фэнов - это лишь их ожидания. Для меня DM давно перестали быть культом, что не мешает мне посещать их концерты и получать удовольствие на шоу. Алексею спасибо за рецензию!
razgrom
16.03.2017, 17:41
Да, был соблазн еще упомянуть об электронных экспериментах Гора в рамках MG и VCMG, но критическая масса объема текста была уже давно достигнута… Они, эти проекты, очень даже не плохи и действительно свидетельствуют о том, что автор все еще вдохновляется электронной музыкой. Но давайте будем честными: если бы не громкое имя, вряд ли на эти альбомы кто-либо вообще обратил внимание. Такой музыки сейчас издается очень много.
Глеб
16.03.2017, 15:16
Привет! Великолепная рецензия-очерк! Не получается согласится только с 2-3мя моментами в ней. 1 - это про сомнения о любви участников ДМ к электронной музыке, 2 и 3 - хороший вкус великовозрастных поклонников группы и ориентация группы на мейнстрим.

1. На мой взгляд, сольный альбом MG с точки зрения электронной музыки, очень даже убедителен и это крепкий электронный экспериментальный альбом на все сто. Техно альбом VCMG может конечно не доставлять, но это объективно очень неплохой техно материал со своими сильными моментами. Плейлисты техно сетов Гора также наводят на мысль, что музыкант разбирается в электронной музыке. Очень сомневаюсь, что электронная составляющая образа Гора и ДМ в целом - это режиссура. возможно фирменные фишки в звучании и поведении форсятся продюсерами и депешами в угоду публике, но это ведь скорее хорошо! 2й момент - рассуждения о мейнстрим характеристиках творчества группы. Я люблю послушать синглы и ремиксовые альбомы группы и слышу там сплошь экспериментальные треки от андерграундных и очень интересных артистов, никаких там Тиесто, дабстеп, трэп и прочих попсовых трендовых штук. Очень сомневаюсь, что многим до конца нравится такой расклад вещей. На разогреве у ДМ часто также весьма специфические музыканты. Если это не от любви к электронной музыке, то зачем тогда это все? Очень спорный коммерческий потенциал в выборе таких ремиксеров и разогрев-актов. Забыл про хороший вкус порассуждать) Внешний вид участников группы, вокальные и пафосные кривлянья и ужимки Дейва - очень сомнительны с точки зрения хорошего вкуса. ДМ всегда были очень вычурной группой, ИМХО конечно. Если честно, я никогда не встречал и не видел в жизни великовозрастного фаната ДМ с достатком уровня БМВ из салона и хорошим вкусом бизнесмена в дорогом костюме. Фаны ДМ - немного фрики, как минимум :)

Еще раз спасибо за рецензию и за подход к написанию подобного материала! Всегда с интересом читаю и буду продолжать читать.

1  2  далее →

Создание сайта — MechanicalFrog